Игры и игровые упражнения на формирование толерантности
материал на тему

Иванова Марина Геннадьевна

Подборка игр на формирование толерантности, а также для сплочения детского коллектива. Большинство игр и игровых упражнений ориентированы на младший школьный возраст, но некоторые могут быть использованы и с более старшими детьми или даже со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения на формирование толерантности и коммуникативной культуры.

«Плюс. Минус. Интересно».

Назначение: развитие критического мышления при решении проблем толерантности.

Описание.

П означает Плюс или хорошие аспекты.

М означает Минус или плохие аспекты.

И означает Интересно или интересные аспекты.

Учащимся предлагается исследовать проблему (вопрос), сначала назвав плюсы (что в этом положительного), затем минусы (отрицательное), затем интересно (что будет, интересно посмотреть на…). Желательно для тренировки предлагать детям ситуации или вопросы, которые предполагают однозначный ответ. Например: «Вы будете ежедневно получать карманные деньги», «Вам не  будут задавать домашнего задания» и т.п. Вопросы могут не иметь прямого отношения к толерантности. Важно научить детей отходить от стереотипов, критически мыслить, не идти на поводу у мнения большинства.

ПМИ – это инструмент привлечения внимания к какой-либо проблеме. Мыслительные инструменты вроде ПМИ выполняют функцию очков, позволяя видеть яснее и дальше, ломая стереотипы и предубеждения.

Варианты вопросов и проблем:

- Что бы вы сказали о предложении каждому носить значок с указанием настроения?

- Как вы относитесь к тому, что все автомобили будут желтыми?

- Следует ли запретить движение автомобилей в центре города?

- Как вы отнесетесь к тому, что все люди будут одинаковыми?

«Альманах проблем и решения»

Назначение: комплексное развитие критического мышления, ценностно-смысловое самоопределение.

В игре принимают участие команды – редколлегии (10 – 15 человек). Результатом коллективного творчества участников редколлегии становится выпуск альманаха, основным содержанием которого является анализ той или иной проблемы, связанной с формированием культуры толерантности. Принципиально важно, чтобы тема альманаха затрагивала интересы учащихся. Сокращенный вариант альманаха можно создать за одно занятие (2 часа). Для успешной работы понадобятся:

- Достаточное количество листов чистой бумаги.

- Ножницы, клей, фломастеры или карандаши

- Различные журналы и газеты с иллюстрациями.

- Словари.

Сначала определяется общая тема альманаха, выбирается главный редактор, распределяются задания. Затем, каждый оформляет свою страничку (индивидуально или в паре).

Возможная структура альманаха.

  1. Название (обозначение проблемы).
  2. Колонка главного редактора. Это открывающая альманах статья – мини эссе, где обозначены основные позиции, мнения и суждения, связанные с проблематикой альманаха.
  3. Интервью.
  4. Литературные страницы. Сочиненные участниками стихи, сказки, рассказы на тему альманаха.
  5. Рисунки, коллажи, карикатуры.
  6. «Два ответа на один вопрос». Письменная версия дебатов по данному вопросу, т.е. приводятся аргументы «за» и «против».
  7. «Наши авторы». Перечисляются все члены творческого коллектива, с указанием материалов, оформленных данными авторами.

Возможны другие варианты структуры альманаха.

Для младших школьников возможно использование данной игры в упрощенном варианте. Например, делаем книжку для малышей «Что такое толерантность» (рисунки с пояснениями).

«Скорая помощь».

Участникам предлагается игровая ситуация. Дети – врачи скорой помощи. К ним поступил условный больной с острым приступом интолерантности. Для младших детей может быть показан игрушечный медведь со словами «Мишка заболел какой-то непонятной болезнью. Он не уважает старших, обижает малышей, дразнит волчат, потому что они не такие, как он»… и т.п. Врачи могут задать вопросы, чтобы уточнить симптомы, а затем предложить варианты лечения.

«Алхимия толерантности».

Назначение: осмысление ценностей толерантности.

Знакомство с лабораторией толерантности – превращение интолерантного в толерантное. В средние века алхимики искали способ, как обычный металл превратить в золото. Если мы за золото примем толерантность, то она может стать тем философским камнем, который поможет нам превратить интолерантность из «ржавого железа» в настоящее золото.

Действия: дети составляют  список «ингредиентов», которые делают толерантность качеством, приносящим успех и хорошие взаимоотношения.

- понимание, тактичность, самообладание, покой, любовь, милосердие, энтузиазм, легкость, чувство юмора, чувство достоинства, прощение, самоуважение и т.д.

Берем сосуд, на котором прикрепляем листочки с этими качествами – сосуд толерантности.

Затем находим те элементы, которые разрушают толерантность или в значительной степени ослабляют ее.

- вспоминать прошлое, смотреть на зло, замечать недостатки и слабости других, слушать сплетни, говорить грубости и т.д.

Опускаем их в сосуд – расстаемся с ними навсегда.

«Группа приобретает индивидуальность».

Назначение: развитие взаимодействия, ценностное осмысление групповой толерантности.

На доске мелом (или на бумаге фломастерами) члены группы рисуют ее воображаемое тело (круг). Затем каждый участник группы подходит и пишет внутри тела ключевое слово – название качества, которое будет полезным для успешной работы группы, а вне тела – качество, которое может помешать работе. Далее все члены группы вырабатывают вместе девиз группы, придумывают ей название и знак отличия (эмблему). Эмблемы позднее рисуются и прикрепляются к одежде членов группы.

«Мой вклад».

Для данного упражнения необходимы цветные нити. Группа разбивается на несколько подгрупп. Нити  раздаются всем участникам (каждой подгруппе – свой цвет). Каждый должен подумать, чем он может быть полезен данной группе, каким своим качеством или навыком он может сделать вклад в совместную работу. Далее участники связывают свои нити в одну большую, проговаривая еще раз, чем они могут быть полезны. Когда работа в подгруппе завершена, нити каждой подгруппы связываются в одну общую, замыкая ее в один круг. Участники образуют один круг – одно целое, держась за нити, еще раз проговаривают свои качества. После окончания упражнения можно обсудить, как себя чувствовали во время выполнения упражнения, насколько полезными ощущали себя, легко ли было найти в себе полезное качество, сколько человек назвали одинаковые качества и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

«Читаем играя. Сборник игровых упражнений для обучения чтению» Татьяна Джало

Данное пособие использовалось на родительском собрании по теме "Чтение – залог успешности обучения" и послужило толчком для создания "Читалки"   вернуться на главную...

Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Игры на  стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида

Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для  1-3 классов   специальной  коррекционной школы VIII вида...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....