Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
методическая разработка на тему

Васильева Марина Анатольевна

Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации/

Карта семьи.

Посещение неблагополучной семьи (цели и результаты)

Акт обследования семьи обучащегося

Социальный паспорт обучащегося

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 549 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга

Социальный педагог: Васильева Марина Анатольевна

Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Выявление детей и подростков «группы риска», находящихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации одна из основных задач социального педагога школы.

Всю деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности учащихся проходит в тесном контакте с классными руководителями и учителями-предметниками.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Для эффективности решения поставленных задач взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и всеми службами сопровождения в районе. Использовать при этом различные методы, способы, приемы и формы работы.

Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации:

  • индивидуальные беседы с учащимися;
  • анкетирование, тестирование, диагностическая работа, анализирование;
  • наблюдение за семьей и подростком.
  • беседы с педагогами, родителями, классным руководителем;
  • проведение групповых и индивидуальных консультаций для учащихся и родителей;
  • выступления на педагогических советах, классных часах, родительских собраниях;
  • связь с учреждениями системы профилактики;
  • вовлечение учащихся в кружки, секции, факультативы;
  • посещение семей несовершеннолетних учащихся.

В работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся взаимодействую в контакте с другими государственными структурами:

  • комиссия по делам несовершеннолетних;
  • органы управления социальной защиты населения;
  • органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи;
  • органы службы занятости;
  • органы здравоохранения;
  • ОДН, РУВД, прокуратура

На каждую из обследуемых семей составляется карта семьи.

Карта семьи

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
  2. Класс
  3. Возраст.
  4. Домашний адрес (по прописке и фактический).
  5. Родители: мать:

отец:

  1. Возраст родителей.
  2. Образование родителей.
  3. Род занятий родителей и их профессия.
  4. Сколько лет существует семья.
  5. Тип семьи (подробно охарактеризовать).
  6. Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства).
  7. Жилищные условия:
  • нормальные (благоустроенная квартира, дом);
  • неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;
  • подробно описать все особенности.
  1. Отношения в семье.
  2. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется).
  3. Наследственные болезни.
  4. Психолого-педагогическая культура: матери:

отца:

  1. Знание интересов детей.
  2. Забота родителей о детях.
  3. Суть конфликтов родителей с детьми.
  4. Анализ ситуации в семье.
  5. Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты).
  6. В каких видах помощи нуждается семья.
  7. Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами.
  8. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении.
  9. Какова помощь образовательного учреждения ребенку.
  10. Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье.
  11. Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и

т.д.

  1. Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку.
  2. Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины).
  3. Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.).
  4. Цели работы с семьей.
  5. Основные направления работы для составления программы.

Посещение неблагополучной семьи

Цель: определить необходимость и возможность работы с семьей, создание информационной платформы.

По результатам посещения семьи мы выделили особенности семейного воспитания.

  1. Родители не создают условия для нормального развития детей: отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность, неорганизованный быт; отсутствие домашней библиотеки и игровых уголков; отсутствие контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий, режима дня).
  2. Родители не развивают познавательные интересы детей: не слушают вместе с детьми радиопередачи и не обсуждают их; не читают книги, не ходят с детьми в кино, на совместные прогулки и т.д.
  3. Родители показывают своим детям пример злоупотребления алкоголем.
  4. Родители не оказывают помощи в организации домашнего полезного труда.
  5. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье (покупают при наличии средств продукты питания, иногда производят уборку в квартире и т.д.).
  6. Родители не видят недостатков в воспитании своих детей.

Акт обследования семьи обучащегося

ФИО__________________________________________Дата        201        г.

Мы, нижеподписавшиеся,        

посетили семью        

проживающую по адресу:        

с целью         __________________________________

Состав семьи        человек

Семья занимает                 ___________

В момент посещения дома находились_________________________________

Санитарное состояние жилья на момент проверки

Ребенок имеет место для занятий, отдыха        

Место для сна        

Ребенок ложиться спать        

Загруженность домашними делами        

Ребенок занят в свободное время        

Родители контролируют выполнение домашних заданий

Контакт осуществляется со школой        

Результат проверки (рекомендации, заключения)        

ФИО проверяющих                                                                    Подписи

Социальный паспорт обучащегося

  1. Общие сведения:

Фамилия        

Имя_______________________________________________        

Отчество___________________________________________

Дата рождения        

Класс_______________

Домашний адрес____________________________________________

Телефон        

  1. Сведения о семье:

Отец

Мать

Брат

Сестра

Фамилия

Имя

Отчество

Г од рождения

Образование

Специальность

Место учебы, работы

Состояние здоровья

  1. Характеристика бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обеспеченность, санитарная культура):

Квартира        

Количество комнат        

Санитарное состояние        

С кем в комнате проживает ребенок        

Наличие соседей и взаимоотношения с ними __________________________________

Материальное обеспечение семьи ____________________________________________

  1. Взаимоотношения в семье (отношение к ребенку (характеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка)______________________________
  2. Взаимоотношения ребенка с педагогами_______________________________
  1. Характеристика ребенка_____________________________________________
  2. Факторы риска_____________________________________________________
  3. Наблюдения_______________________________________________________
  4. План социально-педагогической поддержки____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации

Описание опыта работы по решению данной проблемы....

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Презентация представлена для социальных педагогов, классных руководителей, заместителей директоров по ВР...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Данный материал поможет в работе социальному педагогу и всем специалистам, работающим с подростками...

Рекомендации педагогам по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Рекомендации педагогам по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...