Конспект экологического занятия на тему: «Давайте будем беречь планету!»
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Романова Елена Александровна

Представляю наиболее интересные мероприятия, которые проводила с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чаадаевский социально-реабилитационный центр

 для несовершеннолетних детей

Конспект экологического занятия на тему: «Давайте будем беречь планету!»

Подготовила:

Воспитатель Романова Е.А.

р.п.Чаадаевка, 2006 г.

Подготовительная работа:

1.Экскурсии в природу.

2.Подготовка несколькими детьми устного сообщения об одном из редких животных, птиц или растений. Причем повествование должно быть от имени животного или растения.

3.Конкурс рисунков на тему: «Природа моего края», «Лес-наш друг», «Исчезающий вид».

4.Рассматривание альбомов «Лес-наше богатство», «Дикие звери».

5.Знакомство с Красной книгой.

Цель: расширять представления детей о природе и воспитывать к ней осознанно-правильное отношение.

Задачи: -закрепить знания детей о природе;

             -учить понимать ее красоту;

             -воспитывать элементы экологической культуры.

I.Организационный этап.

Цель: -увлечь, заставить включиться в работу;

          -создать эмоционально-благоприятный климат в группе;

          -развивать умение высказать свои мысли, делать сообщения.

(Дети с воспитателем сидят на стульях в кругу).

Воспитатель: Дети, я очень рада вас всех видеть на занятии и хочу поприветствовать вас, а вы поприветствуйте друг друга. (Приветствие «Улыбка» и «Ладошки».) Давайте подарим друг другу частичку своего тепла и доброты.

Воспитатель: Дети, послушайте отрывок из стихотворения и подумайте о чем в нем говорится?

Вам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет вам

Десятки рук

И тысячи ладошек.

Воспитатель: О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали?

(Ответы детей. Вводится групповой предмет-игрушка.)

Воспитатель: Верно, дети, это дерево. Руки-это ветки, ладошки-это листья. А как вы думаете, дерево живое или нет? (Ответы детей.) Да, оно живое, оно дышит, питается, растет, размножается. Дерево дышит листьями, забирает в себя грязный воздух, который вырабатывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород-это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Ребята, а какие деревья вы знаете?

(Ответы детей с переходящей игрушкой.)

II.Основной этап.

Цель: выявить знания детей о значении леса в жизни людей, о правилах поведения в лесу, о полезных и вредных животных, о бережном отношении к природе, о животных и растениях, занесенных в Красную книгу.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы ходили на экскурсию в лес. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу.

(Звучит музыка.)

Воспитатель: А теперь скажите, что вы увидели?

(Дети отвечают, передавая игрушку.)

Воспитатель: Молодцы, сколько всего интересного увидели!

Воспитатель: Почему мы с лесом дружим,

     Для чего он людям нужен?

     Вот стоит обычный стол-это лес,

     Или рама, двери, пол-это лес,

     Ну, а стул, скамейка, парта-это лес,

     А тетрадка, книга, карта-это лес.

     Оглянись, все вокруг-

     Это наш зеленый друг.

Воспитатель: А какую еще пользу лес приносит людям?

(Ответы детей с переходящей игрушкой.)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Лес-богатство нашей страны. Очень много написано стихов, песен о лесе, о родной природе, много картин написано известными художниками.

(Показ слайдов и иллюстраций.)

Воспитатель: Ребята, в лесу живет сказочный герой Лешик. Он пришел к нам в гости. Он хозяин леса и следит за порядком и чистотой в лесу. Когда в лесу приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым, а когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым. Вот, чтобы не огорчать нашего Лешика, давайте покажем ему, что мы знаем, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу.

(Дети передают Лешика друг другу и повторяют правила.)

                                            1.Нельзя разводить костры.

                                            2.Нельзя разорять гнезда птиц.

 3.Нельзя разрушать муравейники.

                                            4.Нельзя ломать ветки.

                                            5.Нельзя рвать много цветов.

6.Нельзя оставлять рану на дереве

  (надо замазать глиной или грязью.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, Лешик очень рад, что вы так хорошо знаете правила поведения в лесу. А сейчас Лешик хочет спеть с вами песню «Зверобика».

(Динамическая пауза.)

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой ушки мыть.

Понаблюдав за ей немножко,

Ее движенья можем повторить.

                      Припев:  Раз, два, три-ну-ка повтори (2 раза)

Три, четыре, пять-повтори опять (2 раза)

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

А мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

                     Припев.

Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.

                    Припев.

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышек надо уважать.

Ведь обезьяны-наши предки,

А предкам, дети, нужно подражать.

                     Припев.

Живет на свете очень много

Мартышек, кошек и слизней.

Но человек-ты царь природы

И должен знать повадки всех зверей.

(Раздаются сигналы SOS!)

Воспитатель: Вы слышите радиосигнал? Это сигнал беды и тревоги. «Спасите наши души!»-шепчут нам животные, растения, птицы. Много их живет на Земле. Некоторые издавна уничтожались человеком лишь за то, что он считал их «вредными». А как вы считаете, есть ли в природе «вредные» животные? Каких вы считаете «вредными», каких полезными и почему?

(Ответы детей с переходящей игрушкой.)

Воспитатель: Чтобы разобраться в этом надо много знать. Давайте попробуем разобраться вместе.

(Чтение отрывка из рассказа А.Клыкова «От кого польза, от кого вред».)

Воспитатель: Подумайте, что произойдет, если уничтожить всех насекомых?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, будет очень плохо: насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их-переносить пыльцу с одного растения на другой. Если они не будут этого делать, то не будет семян, а значит и растений.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто изображен на этой картине? (Картинка с волком). Подумайте и скажите мне, волк полезное или вредное животное? Почему люди уничтожают волков?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да. Волки часто нападают на домашних животных, а иногда на человека. Но в лесах они уничтожают больных зверей. Поэтому их называют «лесными санитарами». А кого называют «лесным доктором?» (Дятла.) Почему?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вот и подумайте сами: есть в природе вредные или полезные животные? В природе все взаимосвязано, и в ней нет только полезных или только вредных животных. Много на Земле разных животных и растений. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме, в лесу, в поле. Есть такие, которых можно видеть в зоопарке. Но есть и такие, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому их надо беречь и охранять. Их так и называют: редкие растения, редкие животные. Существует книга, куда занесены животные и растения, которые по вине человека находятся сейчас на грани исчезновения. Она называется Красная книга природы.

(Показать детям книгу.)

Воспитатель: А сейчас давайте все вместе послушаем на что жалуются нам исчезающие животные и растения, о чем просят они людей.

(Подготовленные дети рассказывают о редких животных и растениях, демонстрируют рисунки с выставки «Исчезающий вид».)

III.Контрольный этап.

Цель: Составить большое панно в виде солнца «В природе все взаимосвязано»; помочь закрепить знания, полученные на занятии; научиться действовать сообща.

Воспитатель: «Плохо» и «хорошо», «вред» и «польза» в природе существуют рядом. Человеку животные приносят иногда вред, иногда пользу, но люди должны понимать, что в природе все взаимосвязано, все полезно. Давайте запомним: все животные и растения очень нужны и важны в природе. А сейчас подойдите к столу и выберите картинки, чтобы нам составить панно «В природе все взаимосвязано».

(Дети выбирают картинки с изображением деревьев, цветов, травы, кустарников, птиц, животных, насекомых, облаков, человека и т.д. Все это прикрепляют к лугам по кругу. Звучит музыка.)

IV.Итоговый этап.

РЕФЛЕКСИЯ.

1.Что больше всего понравилось и запомнилось?

2.Тебе было интересно? Когда?

3.Что нового узнали?

4.Было легко или сложно?

5.Что запомнилось самое важное?

6.Когда вам это может пригодиться в жизни?

7.Что тебя порадовало?

Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что после нашего занятия вы всегда будете внимательными и доброжелательными друг к другу, к окружающему миру, будете беречь и любить природу. Занятие закончено, всем спасибо. Мне интересно было общаться с вами. Удачи нам всем.

   



Предварительный просмотр:

Занятие на тему  «Не начинай курить».

Романова Елена Александровна, воспитатель Чаадаевского социально- реабилитационного центра

Цель занятия:

– предупреждение появления вредных привычек у подростков.

Задачи:

- выявить основные причины курения подростков;

проследить результат давления на принятие решений;

- учиться противостоять разрушающему влиянию сверстников;

- формировать желание быть победителем в сложных ситуациях.

Форма: дискуссия с элементами исследований.

Методы и приемы: объяснительные, проблемные, исследовательские.

Ход занятия

1 этап: Организационный момент

Цель первого этапа: настроить воспитанников на диалог; заинтересовать в необходимости решения проблемы.

- Сегодня на занятии мы поговорим о курении. Скажите, ребята, знаете ли вы о вреде курения? Возникала ли у вас такая проблема: знаете о вреде курения, но многие факторы вокруг вас говорят об обратном и подталкивают вас к сигарете? А теперь попробуйте определить, какие же факторы могут подтолкнуть вас попробовать закурить. К концу занятия мы постараемся понять, что же подталкивает нас к курению и возможно ли этого избежать.

Для справки:

60% девочек курильщиц ответили, что это модно и красиво.
20% девочек курильщиц ответили, что таким образом хотят нравиться мальчикам
15% девочек курильщиц ответили, что таким образом хотят привлечь к себе внимание
5% девочек курильщиц ответили, что так лучше смотрятся.

2 этап: Опрос воспитанников по теме занятия

Цель второго этапа: подтолкнуть детей к размышлению над проблемной ситуацией.

Воспитатель читает стихотворение

Как-то Вася шел домой, шел домой,
По деревянной мостовой Вася шел домой.
“Эй, дружище!” - вдруг услышал он,
Как окликнул друг его Семен.

Сеня быстро подошел и сказал: “Привет!”
Вынул пачку сигарет, пачку сигарет:
- Хочешь, на-ка закури скорей,
Вася, станешь сразу всех смелей!

Вася думал, как тут быть, как тут быть?
Чтобы трусом не прослыть, надо закурить.
Вдруг он вспомнил… мамины слова:
- Вася, сына, не кури ты никогда!

Если будешь ты курить, зубы начнут гнить.
Запах будет изо рта – станешь ты смердить.
В деснах – язвы, рак ждет у ворот…
Незаметно враг к тебе войдет!

- Телевизор смотришь или нет?
Там ковбой крутой в дыме сигарет!..
- Вася, умер тот ковбой давно.
О раке легких не говорят в кино!

- “Винстон”, “Мальборо”, “LD” -
Лучшие друзья,
И в компании любой
Примут все тебя!

- Вспомни, Васенька, как смола течет
Прямо с этих сигарет в твой упрямый рот!
Ею можно лодку осмолить.
Как же дальше будешь с этим жить?

Покачал наш Василек светлой головой:
- Нет уж, Сеня дорогой, тут я не с тобой.
- Что же, струсил, значит, ты - слабак?! 
- Слабый тот, кто отказать не знает как.

Я имею силу сказать “нет”
Этой грязи в пачке сигарет!
И с улыбкой на лице Вася шел домой.
Он сделал выбор для себя,
Сегодня выбор твой!!!

- Что же помогло Васе противостоять? (подростки дают свои варианты ответов)

3 этап Основная часть

Цель третьего этапа: с помощью исследовательской деятельности подвести подростков к причинам курения.

1. Эксперимент с салфетками.

- Предлагаю провести небольшой эксперимент, который поможет нам выявить первую причину курения!

По рядам передаются салфетки с отвратительными запахами. Ребята должны понюхать, не разглядывая, и быстро передать дальше. Воспитатель обращается к сидящим на последних партах:

- Ребята, вы слышали и видели реакцию на салфетку впереди сидящих : отвращение, и, тем не менее, вы тоже понюхали! Почему? (“Было интересно!”)

- Вы сами назвали одну из причин курения – интерес, любопытство. (Большинство пробуют не потому, что запах приятен, а так как интересно узнать, что это такое, к чему так привязаны многие взрослые.)

воспитатель фиксирует первую распространенную причину курения..

2. Рисунок-работа в парах.

- Чтобы найти следующую причину курения в раннем возрасте, выполним задание “Рисунок”. Возьмите одну на двоих ручку и один лист. Теперь каждый из вас будет рисовать свой рисунок, не сообщая о нем соседу! Одной ручкой одновременно, т.е. держите вместе, и на одном листочке! (3 мин.)

- Покажите, что у вас получилось и расскажите, что вы чувствовали. Какие у вас были ощущения от такой совместной работы?

Кто-то расскажет, что настойчиво рисовал свое, кто-то посчитал, что легче сдаться и стал водить своей рукой чужой рисунок! Делаем вывод, что так же и в жизни - при давлении на нас нам порой легче подчиниться, чем вести свою линию! Мы не умеем сказать: “Нет”, а это так необходимо во многих ситуациях!

-Выведите из этого эксперимента вторую причину курения, распространенную среди подростков!

- Это давление.

4. Проигрывание с удочкой и рыбками.

- Представьте себе двоих ребят (в виде рыбок). Один из них плавает и думает: “Если закурю, то сразу стану взрослым, независимым, девочке понравлюсь, друзья начнут уважать…” Рисовал он такие картины в своем воображении, рисовал, и в один день показалась “приманка” на крючке – ему представилась возможность закурить. (К рыбке с магнитом подносим удочку с магнитом)

- Как вы думаете, попадется он на крючок? Да, он на крючке сигареты. Его неправильные представления о взрослении и важности подтолкнули на этот крючок!

- Легко ли рыбе сорваться с крючка? Это стоит ей больших усилий, так же трудно освободиться от курения!

Один взрослый мужчина сказал: “Думал, я осилю сигарету, но это она осилила меня”.

Вывод: третья причина курения – ложные представления. (Это модно, круто…Я стану взрослее, меня начнут уважать…)

Однако, известно, что рано начавшие курить ребята, отстают от своих ровесников в развитии: и в умственном, и в физиологическом, и в социальном. Так, они не достигают успеха не только в учебной деятельности и спорте, на уроках физкультуры, но и продолжают по-детски реагировать на трудные ситуации: больше конфликтуют со взрослыми, ссорятся с ровесниками, не умеют самостоятельно принимать зрелые решения! Особенно в финансовых вопросах! Сигарета не помогает им взрослеть! Они обманули себя!

4 этап Закрепление

Цель четвертого этапа: выделить основные причины курения подростков.

Итак: каковы же причины курения подростков? (воспитатель совместно с детьми выявляет причины курения подростков)

  • Подражание старшим школьникам, друзьям во дворе;
  • Чувство новизны, интереса;
  • Желание казаться взрослыми, самостоятельными;
  • У девушек приобщение к курению часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.

5 этап Рефлексия

Цель пятого этапа: анализируя проблему, подвести подростков к желанию сделать выводы для себя самого, формировать желание быть победителем в сложных ситуациях.

Воспитатель задаёт подросткам вопросы:

- Скажите, пожалуйста, сигарета жизненно необходима нашему организму?

- Она прибавляет нам здоровья?

- Она делает нас успешнее в жизни? А давление на нас через сигарету происходит?

- Тогда какой важный вывод вы можете сделать с сегодняшнего занятия?

- Давайте утвердим ваше решение, проговорив его вместе, словно мы в роли Васи даем отпор другу: “Нет, спасибо. Я хочу прожить свою жизнь без сигарет!”

- Не бойтесь потерять отношения с таким другом. Вы будете делать выбор, зная, что побеждаете в этой ситуации, а не попадаете беспомощно на крючок сигареты!

- Как вы думаете, каким качеством обладают победители?

(Смелостью, сам принимает решения - ни от кого не зависит, упорно идет к своей цели и не позволяет вредным привычкам разрушить себя)

- Желаю вам из любой сложной жизненной ситуации, в том числе с курением, выходить победителями!

- Раскрыли ли мы с вами, что может подтолкнуть к сигарете?

- Как можно противостоять уговорам и давлению со стороны друзей?

- Не попадитесь на крючок сигареты!

6 этап Домашнее задание

Цель шестого этапа: стимулировать желание подростков продолжить работу над решением проблемы курения.

Ребята, в свободное время пожалуйста нарисуйте макет внутренних органов – легких, желудка и сердца (по образцу). На следующем занятии мы с вами попытаемся изобразить, какой след никотин оставляет на жизненно важных органах человека.

- Спасибо за вашу работу!



Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие "Час доброты" или "Спешите делать добрые дела"

Цели:     формировать стремление совершать добрые поступки, быть приятным в общении;

воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

 Поэт А.Чепуров. Стихотворение о доброте.

 Давайте поклоняться доброте!

 Давайте с думой жить в доброте:

 Вся в голубой и звёздной красоте,

 Земля добра, она дарит нас хлебом,

 Живой водой и деревом в цвету.

 Под этим вечно неспокойным небом

 Давайте воевать за доброту!

Наша сегодняшняя встреча посвящена доброте, она так и называется «Час доброты или спешить делать добро». Доброта... Что означает это слово? (вопрос к детям).

Ожегов: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Качества, определяющие доброту:

 - Добродетельный (высоконравственный)

 - Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру)

 - Доброжелательный (желающий добра другому)

 - Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением)

 - Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)

 - Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)

Каждому хотелось бы обладать всеми этими качествами.

Никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и милосердия, как сейчас. В наши дни увеличилась потребность человека в доброте.

 - Может всё дело в том, что мы стали жёстче друг к другу?

 - Или стали ранимее?

 - Мы терзаемся от обид, нанесённых нам, и не замечаем, когда кого-то раним сами.

 - Что же это? Всеобщее заражение эгоизмом и черствостью?

 - Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

В Евангелии от Матфея сказано: «...во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с нами». Пусть эти слова определяют все наши поступки в жизни. Каждый ребёнок на Земле хочет, чтобы окружающие люди его любили, заботились о нём. Но не каждый знает, что всё это нужно заслужить.

Болгарская сказка «Непослушные дети»

Рассказчик: Пришла мать с колодца с большими вёдрами воды. Она насквозь промокла, и с её одежды стекала вода. Поставив вёдра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь и сказала:

- Дети, подвиньтесь немножко, чтобы я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!

Четверо детей, устроившись у очага грели босые ноги и протянутые вперёд покрасневшие руки.

 Первый сын обернулся и сказал:

 - Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.

Второй сказал:

- А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!

Девочка:

Я, мамочка, так удобно устроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется.

А четвёртый:

- Кто ходит под дождём, пускай мёрзнет, как мокрая курица!

Все дети засмеялись.  Мать грустно покачала головой.

Не говоря ни слова, мать пошла в кухню месить детям хлеб. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в неё каравай, подождала, пока они испекутся. Потом она легла под одеяло. Её дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не смогла сомкнуть глаз, потому что у неё болела голова, и её сильно знобило. Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. Мать не могла подняться с кровати. Её губы потрескались от жара. После полудня дети пришли из школы.

- Ах, мама, ты всё ещё лежишь и ничего нам не сварила!

Мать:

- Милые дети, я очень больна. Утром вы вылили из ведер всю воду. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу!

Первый сын:

- Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.

Второй сын:

- Ты забыла, что у меня шапка дырявая.

Девочка:

- Какая ты смешная, мама! Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать уроки?

Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули. После этого они незаметно пошли гулять.

Мать:

- Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья. Улетела бы я от таких плохих детей!

И мигом совершилось чудо, больная женщина превратилась в птицу.

Младший сын закричал:

- Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет от нас улететь.

Мать уже вылетела через дверь.

 Дети закричали : Куда ты, мама?

Мать : Улетаю от вас!

Все дети: Мамочка! Вернись домой, мы сразу принесём тебе воды.

Мать: Поздно, детки! Я уже не человек, я птица. Не могу я вернуться.

Рассказчик: Птица взмахнула крыльями и пропала. Вернулись дети в свой дом, но дом показался им совсем пустым, потому что не было в нём матери.

Вопросы детям :

- Почему мама улетела от своих детей?

 - Чем дети обидели свою маму?

 - Какое слово дети должны были сказать своей маме?

Если бы они вовремя сказали её добрые слова, то она не улетела бы от них.

Ах, как нам добрые слова нужны.

 Не раз мы в этом убеждались сами.

 А может не слова - дела важны?

 Дела - делами, а слова - словами.

 Они живут у каждого из нас,

 На дне души до времени хранимы,

 Чтоб их произнести в тот самый час

 Когда они другим необходимы.

Ведущий: Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.

Есть еще такое слово «сострадание». Сострадание - это когда мы чувствуем боль чужого человека как свою. Бывает, что мы встречаем людей с какими-либо физическими недостатками: слепых, инвалидов, у которых нет руки или ноги. Человеку очень неудобно ходить без ноги или руки и походка у него разумеется некрасивая. А некоторые ребята стараются передразнить такого человека, посмеяться над ним. А вот представьте себя на месте этого инвалида: если бы у вас было такое горе. Вы бы, наверняка, подумали: «Как жестоки и несправедливы те, кто насмехается над чужой бедой».

Ребята, если вы видите, что человеку трудно, проявите участие! Пожалейте его и помогите ему. И добро к вам вернётся!

Ведущий: Ребята! Вы, наверное, слышали поговорку «Доброе слово и кошке приятно». Хотя мы часто эти слова применяем к людям, но они также справедливы и в отношениях с животными. Истинная натура человека проявляется в его отношении к слабым.

 Брошенный, он шёл туда, где люди

 И уселся возле гаража,

 Мелкою прерывистою дрожью

 На морозе утреннем дрожа.

 Мокрый иней склеивал ресницы,

 Взгляд с тоской участия просил,

 Только каждый мимо проходящий

 Часть надежд собачьих уносил.

 Почему никто не замечает,

 Что давно не ел он ничего?

 Он за ломтик хлеба отдал бы полжизни,

 Жизнь - за руку, давшую ему!

 Вдруг вскочил...

 И счастьем, и морозом

 Задохнулся, взвихривая с ног

 То ему, ему призывно свистнул

 Незнакомый добрый человек!

 Господина будущего чуя,

 Пёс бежит по снегу прямиком

 И ... летит, отброшенный тяжёлым,

 Кованым кирзовым сапогом.

 Взвыл щенок от нестерпимой боли

 (Футболист, как видно был мастак).

 Ты привыкни, маленький калека:

 Первое знакомство с человеком

 Часто совершается и так...

 В разговорах этот самый парень

 Как-то о начальнике сказал:

 «Разве человек он?

 Пёс, собака.

 Я б его иначе не назвал...»

Ведущий: А как можно назвать поступок этого человека? - ребята называют. Нельзя причинять даже самого незначительного страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выкидывают на улицу кошек и собак, обрекая их на холод и голод. Сергей Образцов как-то сказал: «Не обязательно каждый, кто мучает в детстве животных, станет преступником. Но я уверен, что каждый преступник в детстве мучил животных».

Ведущий: Не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова. Не зря говорят: «Доброе слово, что ясный день». Добрые слова называют ещё волшебными словами. Какие волшебные слова вы знаете? (Дети называют по очереди: добрый день, здравствуйте, спокойной ночи, спасибо, пожалуйста, как я рад Вас видеть, будьте добры, счастливого дня).

Ведущий: Люди, которые в разговоре употребляют добрые или волшебные слова, называются вежливыми.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. А что, по-вашему, значит вежливость. Послушайте стихотворение

Друзья, вот вам на всякий случай

 Стихи о школьнике одном,

 Его зовут .... , а, впрочем, лучше

 Мы здесь его не назовём.

 Ему бывает часто лень

 Сказать при встрече «Добрый день».

 Казалось бы, простое слово,

 А он стесняется, молчит.

 А в лучшем случае «Здорово»

 Он вместо «Здравствуй» говорит.

 А вместо слова «До свидания»

 Не говорит он ничего,

 Иль заявляет на прощание

 «Ну, я пошёл... Пока! Всего!»

Воспитатель: О необходимости здороваться со всеми знакомыми людьми.

Нам желают «Доброго пути!»

 - Будет легче ехать и идти.

 - Здравствуйте! - ты скажешь человеку,

 - Здравствуйте! - он скажет нам в ответ.

 И, наверно, не пойдёт в аптеку,

 И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

 За всё, что делают для нас.

 И мы припомнить не смогли бы,

 Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

 Повторяем его поминутно,

 Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

 Нам становится неуютно.

Чтец: Слова чудеснейшие эти

 Услышать каждый очень рад,

 Добреют взрослые и дети

 И улыбнуться вам спешат.

Ведущий: Дорогие друзья! Мы отправляемся путешествовать по стране Комплиментов. Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, а всегда царят любовь и добро. А что такое комплимент? (Комплимент - это любезные, приятные, красивые слова или выражения, содержащие похвалу, одобрение).

А сейчас мы из комплиментов составим пирамиду любви (пирамида из наших рук). Дети говорят друг другу комплименты.

Приходит Баба-Яга и Леший и опутывают всех верёвкой.

Баба-Яга: Какие вы у меня умненькие и разумненькие, опрятные и аккуратненькие. Считаете и читаете хорошо, получаете только пятёрки. Вы такие вежливые, а главное умеете делать комплименты. Мне как раз нужны такие в лесу. (Говорит в сторону) Я знаю, что они не такие уж замечательные, образованные и не такие уж вежливые. Вот такие-то мне и нужны.

Дети:  Баба-Яга, отпусти нас.

Баба-Яга: преодолейте все мои препятствия, тогда я и отпущу. (говорит Лешему: «Вот с этими задачами они не справятся»). Со мной пришла еще одна темная личность: Леший. А вот попробуйте ему комплименты сказать.  

(дети с помощью взрослых говорят комплименты Лешему)

Баба-Яга: (с завистью)Я таких комплиментов и не слыхала в своём лесу. Вот бы мне получить хоть один комплимент. Я не была бы такой вредной.

Дети: а ты не уходи в свой лес, оставайся с нами, будем играть в игру «Угадай-ка». Становись в круг и закрой глаза. Мы тебе будем говорить комплименты, а ты угадай -- кто тебе это сказал. (Добрая, веселая, смешная, хорошо поёшь, пляшешь).

А теперь с тобой поиграем Леший.

Баба-Яга: Да, правду говорят : «Добрые слова железные ворота открывают».

Ведущий:  Доброта — самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость.

Доброе слово лечит, злое калечит.

 Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

 Добрая слава лежит, а худая бежит.

 Не одежда красит человека, а его добрые дела.

 Доброта нигде не теряет своего достоинства.

 Доброта без разума пуста.

 Добрые слова дороже богатства.

 За доброго человека сто рук.

 Не хвались серебром, а хвались добром.

 Кто добро творит, тому бог отплатит.

 В ком добра нет, в том и правды мало.

 Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

 Не ищи красоты - ищи доброты.

 За добрые дела добром платят.

 Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Живая вода.

В отчаянье мы часто замечаем,

 Что нету сил порвать беды кольцо,

 И в каждом человеке мы встречаем

 Лицо врага, недоброе лицо.

 Не помним часто заповеди Божьей,

 Что ближнего должны мы возлюбить,

 Считаем всё враньём, коварством, ложью,

 Нельзя жить по законам волчьей стаи-

 Как осудили, казнили Христа.

 Давайте милосердней, люди, станем.

 Ведь жизнь и так уж очень непроста,

 Давайте пожалеем мы скорбящих,

 Поплачем вместе над чужой бедой

 И примем в жизни ближнего участье

 И напоим сердца живой водой.

Дети поют песню «Дорогою Добра»



Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне

Предположительные роли:

• Участники постановки – вся детская группа;

• Военврачи и медсестры – 4-6 чел.;

• Раненые – 2-4 мальчика.;

• Регулировщик движения на военной дороге – 1 чел (лучше девочка);

• Жительницы блокадного Ленинграда – 2 девочки;

• Молодые матери, ждущие своих мужей с фронта – 3-4 девочки.

Реквизит:

куклы, завернутые в пеленки как младенцы; жезл постового-регулировщика (можно склеить картонный); санки без спинки с привязанным на них хворостом или охапкой прутьев и веток; костыли; а так же фронтовые фотографии родственников, участвующих в постановке детей – прадедушек, прабабушек и т.д. или фотографии известных героев ВОВ – маршалов, командиров, обычных солдат, Героев Советского Союза, возможно, ветеранов вашего района, города и т.п.

указатель «на берлин»

Костюмы:    Лучше, если участники смогут одеться и выглядеть соответственно своим ролям: медсестры и врачи – в белых халатах с красными крестами; раненые - в бинтах с костылями или палками; блокадницы – в фуфайках или ватниках, теплых платках, валенках и т.п. с санками, на которых привязан хворост; матери, ждущие своих мужей с фронта – в юбочках и кофточках неброских тонов, с куклами-младенцами на руках; регулировщица – в блузке и юбке цвета «хаки» с погонами (их можно сделать из картона и пришить к «плечикам» одежды), с жезлом в руке; остальные участники – в одежде, напоминающей военную форму, лучше, если есть возможность каждому одеть пилотки или фуражки.

1 действие

• Все участники постановки выходят на сцену. Звучит танцевальная мелодия «Рио-Рита». Все дети на сцене танцуют.

• Через некоторое время музыка обрывается, дети останавливаются тихо строятся в две шеренги, после мгновения полной тишины звучит голос Левитана из репродуктора, возвещающий         о начале войны

Вед:       22 июня 1941 года был выходной. В 4 часа утра, когда фашистские войска перешли границу нашей Родины, в Бресте, Киеве и других городах люди еще спали, многие были вдали от дома, в отпусках, на отдыхе. Война застала их всех внезапно.

• Звучит песня «Священная война» («Вставай страна огромная, вставая на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой …»)

Под звуки песни все участники постановки одевают пилотки (фуражки), девушки, матери провожают бойцов, плачут, машут платочками

• Песня после одного - двух куплетов становится тише, на её чуть слышном фоне произносятся стихи:

Вместе весна и лето

Нынче гостят в Москве.

Сколько рассеяно света

В тучах и в синеве.

Мирно Москва проснулась

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах её сирень …

Разом, в одно мгновенье,

Все изменилось кругом.

Юноша в майке весенней

Смотрит суровым бойцом.

Девушка стала сестрою,

Крест – на её рукаве.

Сколько безвестных героев

Ходит сейчас по Москве …

Все на борьбу с врагами,

В грозный и дальний поход!

По небу ходит кругами

Сторож страны – самолет.

• Песня «Священная война» снова становится громче и под нее участники постановки маршируют. Музыка через некоторое время стихает.

• Произносятся стихи:

Еще недавно дым змеился над трубой,

Пекла хозяйка хлеб и бегали ребята …

За этот детский труп в траве перед избой

Любая казнь – дешевая расплата!

Враг был силен, шли ожесточенные бои, наши войска отступали с большими потерями, оставляя города, села, деревни. Фронт все ближе и ближе подвигался к Москве.

Звучат звуки войны, бомбёжки, разрывы гранат и т.п. (дети изображают бой)

• Звучит «Марш защитников Москвы» («…нерушимой стеной обороны стальной разгромим, уничтожим врага…»). Под него все маршируют на месте, музыка звучит 2 – 3 куплета, затем стихает, а в это время матери и жёны, невесты и сестры получают с фронта письма, по очереди раскрывают и читают вслух:

 звучит песня «Журавли»

На первом плане сцены появляется вторая девушка. Она снимает письмо и начинает читать его. В глубине сцены в свете луча появляется второй юноша и подхватывает чтение письма.

“Здравствуй, моя Варя!

Нет, не встретимся мы с тобой. <...> Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов”.

Вторая девушка: 7 декабря 1941 г.

“Дорогая Маша!

Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача — очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети — будущее нашей Родины — жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая жена! Помни: в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа.

Целую, твой Георгий.”

Третья  девушка: 1 мая 1942 года.

“Боевой первомайский привет!

Дорогие Фаинушка и Алюсик!

За последнее время получил шесть писем от вас, вот это праздник! Вообще письма получаю очень редко, в связи с особыми условиями работы, но зато сразу пачками… Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, в “гостях” у “фрицев”, живу с ними “дружно”, знаем и ненавидим друг друга от всей души: они — за “беспокойную жизнь”, ну а мы за все: за кровь, за муки, за издевательства. То, что ты читаешь в газетах или слышишь по радио, — это ничто в сравнении с тем, что видим почти ежедневно мы.  Я здоров душой и телом, желаю и надеюсь, что и у вас в этом отношении обстоит все благополучно. Беспокоит только вопрос с питанием у вас. Ведь я знаю, что с этим сейчас трудновато… Пока писать больше нечего. Постарайся связаться с мамой.

Крепко целую. Твой Шура”.

Четвертая девушка: 21 февраля 1943 г.

“Дорогая Лида!

Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: “Отдыхайте лучше, завтра бой”. Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу — электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю…

Пятый юноша: Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь — и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад.

Александр”. (Матросов)

Звучит  «Марш защитников Москвы»

• Произносятся стихи:

Октябрь бульвары дарит рублем …

Слушки в подворотнях, что немцы под Вязьмой,

И радио марши играет, как в праздник

И осень стомачтовым кораблем

Несется навстречу беде, раскинув

Деревьев просторные паруса …

Казалось, что Кремль воспарил над Москвой,

Как остров летучий, - в просторе, в свеченье,

И сухо вышагивали по мостовой

Отряды народного ополчения.

И кто-то сказал: «Неужели сдадим?»

Нет, рано враг торжествовал победу!

И сквозь пожаров дымные рога

Бойцы идут по вражескому следу,

Врезая шаг в скрипучие снега.

Бойцы идут среди родимых пашен

Победным шагом, грозны и легки,

А их народ зовет: гвардейцы наши,

Любимые, желанные сынки.

• Снова становится громче «Марш защитников Москвы», звучит до конца, участники постановки маршируют под него на месте.

• Произносятся слова:

Наши воины отстояли Москву ценой многих жизней, но еще впереди были другие битвы, смерть, подвиг, победа под Ленинградом, под Сталинградом, под Курском, под Берлином.

Война не щадила никого. На фронте гибли солдаты, раненых с поля боя под пулями вытаскивали молоденькие девушки – медсестры, санитарки.  Но были и редкие минуты отдыха, и тогда снова звучали песни, рождавшиеся тут же, на фронте.

• Звучит Песня «Смуглянка»

2 действие

• Произносятся слова:

Победа под Москвой – это было только начала разгрома фашистов на территории нашей страны. А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами.

Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город. Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в неотапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой Ленинград, свой Санкт-Петербург!

• На авансцену выходят две блокадницы, за собой, на веревочке они тащат санки с хворостом, останавливаются на середине, начинают разговор:

1-я блокадница:

Дарья Власьевна, соседка по квартире,

Сядем, побеседуем вдвоем.

Знаешь, будем говорить о мире,

О желанном мире, о своем.

2-я блокадница Дарья Власьевна:

Для того, что б жить в кольце блокады,

Ежедневно смертный слышать свист, -

Сколько силы нам, соседка надо,

Сколько ненависти и любви …

Столько, что минутами в смятенье

Ты сама себя не узнаешь:

- Вынесу ли? Хватит ли терпенья?

1-я блокадница:

- Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь. –

Дарья Власьевна, - еще немного,

День придет – над нашей головой

Пролетит последняя тревога

И последний прозвучит отбой.

2-я блокадница Дарья Власьевна:

Будем свежий хлеб ломать руками,

Темно-золотистый и ржаной.

Медленными, крупными глотками

Будем пить румяное вино.

1-я блокадница:

Дарья Власьевна, твоею силой

Будет вся земля обновлена.

Этой силе имя есть Россия.

Стой же и мужайся как она!

2-я блокадница Дарья Власьевна:

Мы с тобою танков не взрывали.

Мы в чаду обыденных забот

Безымянные высоты брали,

Но на карте нет таких высот.

Вот она – святая память наша,

Сбереженная на все века …

1-я блокадница:

Что ж ты плачешь, что ты, тетя Даша?

Нам еще нельзя с тобой пока.

Дарья Власьевна, не мы, так кто же

Отчий дом к победе приберет?

Кто ребятам-сиротам поможет?

Юным вдовам слезы оботрет?

Это нам с тобой, хлебнувшим горя,

Чьи-то души греть и утешать

2-я блокадница Дарья Власьевна:

Нам, отдавшим все за этот город, -

Поднимать его и украшать.

• Произносятся слова:

Блокада Ленинграда была прорвана, но впереди было еще много тяжелых боев. На фронте воевали все: и мужчины, и женщины с автоматами в руках били фашистов, совершали диверсии в тылу врага, бомбили вражеские войска с неба.

В нашем тылу тоже шла битва – рабочая битва: женщины, старики, дети, все кто не мог уйти на фронт, трудились на заводах, выпускали танки, самолеты, снаряды.

По 12 – 15 часов стояли люди у станков, это был их трудовой фронт, их трудовой подвиг. Они трудились, верили в победу и ждали с войны своих мужей, сыновей, отцов, братьев.

• Звучит песня «Темная ночь» («… темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах …»); лучше, если она прозвучит в исполнении Марка Бернеса). Под нее на авансцену выходят девочки, играющие роль молодых матерей, ждущих своих мужей с фронта, они утирают слезы и на руках качают детей – кукол, завернутых в пеленки.

• Песня заканчивается, девочки с куклами уходят за кулисы и затем присоединяются к остальным выступающим.

• Произносятся слова:

Но наша страна набралась сил и била врага так, что побежали фашисты с российской земли. Наши войска стали освобождать город за городом, село за селом, хутор за хутором.

Наша армия гнала захватчиков на запад, российские солдаты освобождали несчастных, пленных, голодных, замученных фашистами людей, вызволяли их из концлагерей, освобождали российские города, освобождали европейские города и страны. Победа была близка!

• Звучит вторая половина песни «Дорога на Берлин»(«… значит нам туда дорога – Брестская улица, на запад нас ведет…»), так как полностью песня очень длинная (желательно, что бы она прозвучала в исполнении Леонида Утесова).

• Во время звучания этой песни в центре сцены на возвышении (стул, парта, столик) появляется регулировщица, размахивающая и указывающая дорогу жезлом. Остальные участники постановки – танцуют.

• Песня заканчивается, все участники снова выстраиваются в две шеренги.

• Произносятся стихи:

Седой солдат расскажет внукам

Про эту боль своих времен,

Как он, герой, да маршал Жуков

Из Польши немцев гнали вон;

Как славил их салют московский,

России добрых сыновей;

Как двинул справа Рокоссовский,

Как тотчас Конев дал левей;

И разъяснит, как по уставу,

Куда какой врезался клин,

Когда взята была Варшава

И встал на очередь Берлин.

• Произносятся слова:     Немецко-фашистские войска были разгромлены. 8 мая 1945 года был подписан пакт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии

Звучит голос Левитана о капитуляции Германии,

минута молчания…

• Звучит песня «День Победы» («… этот День Победы порохом пропах, это праздник с сединою на висках, это радость со слезами на глазах…»), желательно, чтоб она прозвучала в исполнении Льва Лещенко)

• На фоне песни произносятся слова:

Но мы помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно! А сегодня мы празднуем Победу в шестьдесят пятый раз, и вся страна, салютует и чествует своих героев, сегодня праздник и просим присоединиться всех к этим торжествам, довольно слёз, звучит вальс…

«Ах эти тучи в голубом…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка «Давайте будем беречь нашу планету!»

Цели:  — развивать внимание, любознательность, познавательную активность;            — расширить знания детей о мире природы, взаимосвязи вс...

Конспект открытого урока по теме "Давайте вместе заботиться о нашей планете" в 7 классе.

Комбинированный урок, направленный  на систематизацию лексико-грамматического материала ....

Сценарий музыкальной экологической сказки "Давайте будем любить планету"

Сценарий музыкальной экологической сказки "Давайте будем любить планету" Цели: воспитание чувства любви к природе...

ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ в 6 классе на экологическую тему: «ДАВАЙТЕ БУДЕМ БЕРЕЧЬ ПЛАНЕТУ!»

     «ДАВАЙТЕ БУДЕМ БЕРЕЧЬ ПЛАНЕТУ!»(открытое внеклассное мероприятие на экологическую тему в 6 классе).  Оформление зала: стенгазеты и высказывания на экологическую те...

Давайте будем беречь наш парк.

Творческое выступление в защиту городского парка....

Давайте будем беречь наш парк.

Творческое выступление в защиту городского парка....

Давайте будем любить планету.

Внеклассное экологическое мероприятие      Давайте будем любить планету....