Программа по домоводству «Хозяюшка»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Занятия программы по домоводству «Хозяюшка» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

Основными формами и методами обучения являются практи­ческие работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широ­ко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_domovodstvu_hozyayushka.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития и труда Астраханской области

Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»

УТВЕРЖДАЮ:

директор ГСКУ АО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»

________________(И.В.Кулешова)

 «____»  _______________2015   года

Программа по домоводству

«Хозяюшка»

Авторы:

Михайлова  В.В., воспитатель

Миронова Т.Н., воспитатель

г. Нариманов

2015

Пояснительная записка

Занятия программы по домоводству «Хозяюшка» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Занятия по домоводству целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит каждому воспитаннику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и документы. На занятиях отводится время  для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Так же необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов предусмотрена система упражнений, которые каждый воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у воспитанников определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по домоводству, так и на других занятиях.

Программа предназначена для работы с воспитанниками центра в возрасте от 12 до 18 лет и рассчитана на 1учебный  год.

 Принципами построения программы являются:

- непрерывность;

- целенаправленность;

- научность;

- систематичность и последовательность;

- доступность.

Цель: формирование у воспитанников знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи:

- расширять знания нравственного поведения, норм этики в ближайшем семейном окружении в обществе.

- формировать у каждого воспитанника правила ведения семейного хозяйства, практические умения, связанные с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи.

- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

- прививать  навыки  трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитывать желание и стремление к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношение к домашнему труду;

- развивать индивидуальные качества: ловкость, внимание, наблюдательность, память, находчивость, смекалку, воображение, фантазию;

- воспитывать интерес к национальным традициям.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап.

Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности воспитанников, знания и умения полученных ранее.

2. Стартово-мотивационный этап.

Предполагает пробное включение воспитанников в данную деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с подростками.

3. Содержательно-деятельностный этап.

Обеспечивает возможности для самореализации воспитанников. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области домоводства.

4. Рефлексивный этап.

Обеспечивает возможность самооценки и анализа проделанной работы посредством защиты собственных реализованных в процессе обучения проектов.

Содержание

Содержание

Цели и задачи

Форма проведения

Сроки

1.

Правильное питание

Расширять и обогащать знания воспитанников о значении продуктов питания для здоровья человека, о необходимости правильного питания.

1.Лекция-беседа о правильном и рациональном питании.

2.Творческая работа «Составление ежедневного и праздничного меню»

3. Презентация «Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов».

Ролевая игра «Магазин»

4. Практическое занятие. Проект «Мое блюдо»

(приготовление здоровой и правильной пищи)

сентябрь

сентябрь,

декабрь 

сентябрь

сентябрь,

декабрь

2.

Кулинария

Формировать умения определять простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

1.Практическое занятие «Печем блины»

2.Практическое занятие

«Варим суп»

3.Практическое занятие

«Салаты»

октябрь

3.

«По одежке встречают»

Формировать умение подбирать одежду с учетом фигуры и назначения, заботиться о своем внешнем виде. Развивать эстетический вкус.

1. Урок эстетики «Внешний вид - залог успеха!»

2. Практикум «Уроки макияжа».

3. Творческий конкурс «Я – леди!»

ноябрь

4.

Художественно-  эстетическая деятельность

Развивать творческие способности детей, аккуратность и тщательность в работе. Формировать эстетический вкус.

1. Изготовление поделок к праздникам с использованием разных техник.

2. Практическое занятие. Проект «Эскиз моей уютной комнаты, кухни, спальной». 3. Проект «Мой костюм на праздничный бал-маскарад»

декабрь

5.

Здоровье и личная гигиена

Научить девочек - подростков управлять своим биологическим началом, подчинять его нравственным принципам и нормам морали.

1. Беседа «Личная гигиена для девочки»

2.Лекция с презентацией «Будущая мама»

3.  Просмотр и обсуждение в/фильма «Доврачебная помощь».

4. Практическое занятие «Оказание первой помощи»

январь

6.

Жилое помещение

Воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры; организация труда.

1. Беседа «Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению».

2. Беседа «Уход за мебелью в зависимости от её покрытия».

3. Практическая работа: чистка мягкой мебели, мытье стекол, зеркал.

Февраль

7.

Уход за одеждой и обувью

Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, применять на  практике правила сотрудничества в коллективной деятельности

1.Беседа-лекция

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды и обуви  в порядке.

2. Практическая работа: пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок.

3. Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.

март

8.

Рукоделие. «Мамины руки»

Познакомить с разными видами рукоделия, способствовать развитию творческих способностей, воспитывать художественный и эстетический вкус.

Беседа

1.Знакомство с разными видами рукоделия.

2. Практическая работа:

Вышивка крестом.

3. Практическая работа: Бисероплетение

4. Проект «Мамины руки»

апрель

9.

 Семейный бюджет

Повышать уровень общего развития воспитанниц, способствующий всесторонней подготовке к будущей самостоятельной жизни.

1. Ролевая игра «Расходы и доходы»

2. Экономическая игра. «Мой маршрут: магазин, банк, почта».

май

10

Приусадебный участок.

Познакомить с приемами обработки почвы, прививать интерес к цветоводству и овощеводству.

Практикум.

1.Обработка земли.

2. Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений

3.Выращевание овощных культур.

Июнь

11.

Уход за растениями и уборка урожая

Научить правильному уходу за растениями. Прививать трудолюбие и стремление добиться положительного результата

Практикум.

1.Цветоводство.

2.Рыхление, полив, прополка.

3.Сборка овощей.

Июль

12.

Домашние заготовки на зиму. Консервирование.

Дать знания детям о хранение, сушке, замораживании, солении, консервировании продуктов. Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи.

1.Лекция - беседа о правилах домашнего консервирования.

2.Мастер-класс.

Быстрое приготовление варенья.

3.Презинтация «Технология хранения плодов и овощей»

4. Мастер – класс по приготовлению овощных  и фруктовых салатов, муссов, соков.

Август

        Критерии оценки:

1) Стартовая:

- результаты первичной диагностики ЗУН;

2) Промежуточная:

- мониторинг освоения знаний, умений и навыков;

- наблюдения результатов практических занятий;

3) Итоговая:

-  презентация творческого проекта.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемыми результатами реализации данной программы будут являться:

- приобретение и практическое использование воспитанницами группы знаний, умений и навыков в постинтернатный  период социальной адаптации;

- приобретение уверенности в будущем жизнеустройстве;

- искоренение иждивенческих наклонностей;

- расширение круга социальных коммуникаций;

-  приобретение умения адекватно оценивать результаты труда.

Ожидаемые результаты освоения программы отражают совокупную характеристику готовности воспитанников к самостоятельной жизни и социальной адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по домоводству,7 класс, 8 вид

Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы под редакцией И.М. Бгажноковой.Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хозяюшка", для 6 класса

В программе представлены занятия по изготовлению акссессуаров, шкатулок из открыток и цветов из ниток....

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Программа внеурочной деятельности "Хозяюшка" 2017-2018

Кружок посещают 15 девочек с 5-х классов.На первом занятии выбираем старосту кружка. Староста должна быть трудолюбивой, энергичной, веселой, ответственной: ведет учет по продуктам, назначает дежурных....

Программа внеурочной деятельности "Хозяюшка" 2016-2017

Кружок посещают 15 девочек с 5-х классов.На первом занятии выбираем старосту кружка. Староста должна быть трудолюбивой, энергичной, веселой, ответственной: ведет учет по продуктам, назначает дежурных....

Программа дополнительного образования "Хозяюшка"

Программа кружка "Хозяюшка" предназначена для дополнительного образования обучающихся 5-9 классов....