Познавательно-игровое занятие "Права, обязанности, ответственность подростка"
материал на тему


Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-игровое занятие

«Права,  обязанности, ответственность подростка»

Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в

игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в

соответствии с законодательством РФ.

Задачи мероприятия:

заинтересовать школьников в дополнительном изучении

правовой литературы;

повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

Необходимые материалы:

компьютерная, видео- и аудиоаппаратура с записями;

листы А 4 с заданиями для двух команд;

оценочные листы для жюри;

мультимедиа проектор;

книги по правовому просвещению для вручения победителям, грамоты и

благодарственные письма участникам.

Домашнее задание:

создание двух команд для участия в конкурсе;

разработка названий и девизов.

Структура мероприятия:

Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы

проведения занятия, представление команд и членов жюри.

Основная (игровая) часть. Проведение викторины. Оценка выполнения

конкурсных заданий, начисление баллов.

Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд, заключительное слово ведущего.

Ход занятия :

1. Мотивация, вводная речь ведущего, определение целей и задач занятия.    

- Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить об очень важной для всех нас теме. Наше занятие пройдет в  форме познавательной игры.

Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите, в них  сделаны пропуски. Пропущены слова:    "ответственность", "права", "обязанность". Вставьте недостающие слова в афоризмы.   (Дети высказывают свои предположения)

Афоризмы.

1.      “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер (Ответственность)

2.      “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э. Борк (Права , обязанности)

3.    “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П. Коэльо (Ответственность)

4.      “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев ( Права , обязанности)

5.   "  ...         влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)

- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно  "права", "обязанности", "ответственность", именно об этих понятиях пойдет разговор на занятии .Тема его звучит так : Права, обязанности и ответственность подростка" .  

2.  Краткая беседа и викторина

Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

 Виды правонарушений:

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

  За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

 Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения,  нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

 Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

 Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

 

Ведущий : Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками , а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас  вам будут  даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить, какой вид ответственности наступит за совершенное деяние.  Ситуации даны одинаковые каждой команде. За правильный ответ начисляется 1 балл.

Ситуации : 

1. Порвал учебник одноклассника (Г)

 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

 3. Избил одноклассника (У)

 4. Совершил кражу мобильного телефона (У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте  (А)

7. Разбил мячом окно  (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте  (А)

 Как вы думаете,  почему случается так, что подросток оступился  или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)

-Ребята,  попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов  ответственности).

-А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Да, много так как мы не раз говорили об этих важных  понятиях. Давайте проверим ваши знания.  Я предлагаю вам мини викторину. За правильный ответ вы получаете  1 балл.   Победитель будет награжден грамотой.

 Вопросы викторины.

1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"

 Ответ. - Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.

2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?

Ответ. -    Право на защиту закона , на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых,  и т.д.

3 вопрос.  Какие документы защищают твои права?

Ответ. - Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право.

4 вопрос.   Какие   обязанности появляются  у подростка, достигшего 14- ти лет?

 Ответ. - Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.

5 вопрос.   Какие виды  ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете?

Ответ. -  Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

6 вопрос.  Что такое "Комендантский час"?

Ответ. –  Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах  без сопровождения взрослых.

3. Работа с анкетой «Правонарушения в школьной среде»

Давайте проведем  анонимный тест для выявления правонарушения  в школьной среде.

Тест «Выявление правонарушения в школьной среде».

1. Твой пол

- мужской

- женский

2. В каком классе учишься?

3. С каким чувством ты идёшь обычно в школу?

а) с удовольствием, с хорошим настроением

б) равнодушно, без удовольствия

в) с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе

б) со сверстниками на улице

в) со старшими ребятами в школе

г) со старшими ребятами на улице

д) с другими людьми

е) такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто - либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе

б) да, сверстники на улице

в) да, старшие ребята в школе

г) да, старшие ребята на улице

д) да, другие люди

е) нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что - либо из дома?

а) да, случалось

б) нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?

а) рассказывал родителям

б) рассказывал старшему брату (сестре)

в) рассказывал другу, подруге

г) рассказывал учителю

д) пытался защитить себя, дрался

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали

ж) такого не случалось

4. Четвертый  конкурс  " Размышление".            

- Вам даны ситуации из жизни. Прочитайте их и определите, какие права нарушены. К карточкам с ситуациями найдите строчку с нарушением прав. Наклейте полоску с ответом рядом с предложенной ситуацией. По завершению работы свои ответы предоставьте жюри. Оценивается правильность ответов и быстрота выполнения задания. (Время работы 4 минуты, за правильный ответ 1 балл +  2 балла за скорость)

1 ситуация.

Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему задали сделать компьютерную  презентацию по теме"Дыхание" . Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из Интернета, не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?

 + Право на авторство

2 ситуация.

Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима  подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть . Какое право нарушено?

+ Право на собственность другого человека

3 ситуация.                                                         Семья пережила сложный период -  мать с отцом развелись. Мать усердно не дает своему десятилетнему сыну  общаться с отцом. Какое право нарушено?

+ Право на общение ребенка с обоими родителями

4 ситуация.          Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать не приятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено?

+ Право на не разглашение личных данных

5 ситуация

Ученик 8 класса Коля не любит учиться, а любит на уроках громко разговаривать   и даже петь. Какое право человека  нарушает Коля?

+ Право на образование

6 ситуация

Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ,  а сами убежали. Дима испугался. Просидел  взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено?

+ Право на свободу передвижения.

7 ситуация.

Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость .  Какое право нарушено?

+ Право на вступление в общественные организации не представляющие опасность для жизни подростка.

8  ситуация

Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что решила копить себе на шубу.  Какое право нарушено?

+ Право на  получение питания ребенком

9  ситуация

Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят, что он должен вырасти, чтобы иметь свое мнение.

+ Право на высказывание и на свою точку зрения.

Возможные неправильные ответы.

Право на труд

Право на равенство перед законом

Право на отдых

Право на семью

Право на бесплатное лечение

Право на свободу вероисповедания

Право на творчество

Право на получение информации

Право на жилище

Право на свободу передвижения по миру

5. Конкурс  «Сказочный вопрос»

Командам озвучиваются задачи. Тот, кто быстро и правильно ответит на

поставленный вопрос, приносит «в копилку» своей команды от 1 до 5 баллов.

Задача № 1

Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о

похищении мальчика.

Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки

были нарушены? ( 5 баллов)

Задача № 2

Сказка В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? ( 1 балл)

Задача № 3

А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? ( 1 балл)

Задача № 4

Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чипполино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

Какие права одного из героев сказки Д. Родари  «Приключения

Чипполино» - дядюшки Тыквы были нарушены? ( 3 балла)

Задача № 5

Сказка Ш. Перро «Золушка».

Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? ( 1 балл)

6. Конкурс «Правовые вопросы семьи»

Каждой команде озвучивается по одной задаче. Максимальный балл за

ответ – 5.

Команда № 1

Задача:

В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная

ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали,

чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из

соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша

склоняются к имени «Максим».

Кто вправе определять имя ребенка?

Команда № 2

Задача:

Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для

заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей.

Возможно ли заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не

разведен с Юлей? Почему?

7. Конкурс «Определи вид преступления»

Задание озвучивается обеим командам. За каждый правильный ответ

команда получает – 2 балла. Максимальное количество баллов – 14.

Задание № 1

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки

одноклассника деньги. (кража)

Задание № 2

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то

товар и бросился бежать. (грабеж)

Задание № 3

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему:

«Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему

отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (шантаж)

Задание № 4

Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. ( ложный звонок)

Задание № 5

Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему

подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет

сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики

о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли

пенсионера. ( нанесение тяжких телесных повреждений)

Задание № 6

Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи

краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (порча имущества, вандализм)

Задание № 7

Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по

небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за

деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и,

наехав на камни, проколол два передних колеса. (хулиганство)

8. Подведение итогов.  Награждение.                                    

-Завершаем  нашу работу. Все были молодцы.  Показали свои знания, работу в группе, умение творчески мыслить. Пока жюри подводит итоги ,  подумайте и ответьте  на вопрос : - Для чего   подростку необходимо знать свои права, выполнять свои обязанности и помнить об ответственности? (Предполагаемый ответ: - Чтобы меньше попадать в неприятные, сложные ситуации.);

-  Награждение команд и участников;

- Мне очень интересно узнать ваше мнение о занятии. На столах лежат квадраты  красного, зеленого и синего цветов. Красный кв. - было интересно, зеленый - узнал новое,  синий - провел время. При выходе положите, пожалуйста,  выбранный квадрат в коробочку. Спасибо за работу. Всего хорошего.

Литература :

  1. Интернет ресурсы – pravo/mail.ru
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Семейный кодекс РФ
  4. Гражданский кодекс РФ
  5. Административный кодекс РФ
  6. Уголовный кодекс РФ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права, обязанности и ответственность подростка

Профилактика правонарушений среди подростков...

Права, обязанности и ответственность подростка

Материал предназначен для проведения классного часа в 7-8 классах в рамках проведения декады правовых знаний. В нем содежится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткого в...

Права, обязанности и ответственность подростка

Материал предназначен для проведения классного часа в 7-8 классах в рамках проведения декады правовых знаний. В нем содежится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткого в...

Права, обязанности и ответственность подростка

Материал предназначен для проведения классного часа в 7-8 классах в рамках проведения декады правовых знаний. В нем содежится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткого в...

"Права, обязанности и ответственность подростка"

Разработка предназначена для проведения внеклассного меропрятия в рамках декады правовых знаний. В ней содержится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткового возраста....

Познавательно-игровое занятие «Права, обязанности, ответственность подростка»

Круглый столПознавательно-игровое занятие«Права,  обязанности, ответственность подростка»7 -е классы...