Семинар "Тьюторство"
материал на тему

Курангышева Марина Алексеевна

Тьюторство- практика индивидуализированного сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к докладу172.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тьюторство практика индивидуализированного сопровождения, ориентированная на построение и реализацию персональной жизненной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, наличную образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Слайд 2

Задачи: Организует процесс индивидуальной работы с несовершеннолетними и их семьями по выявлению случаев нарушений прав ребенка , трудной жизненной ситуации и их персональное сопровождение . Координирует поиск специалистами информации о ситуации. Осуществляет сбор и анализ информации о семье, анализ ее ресурсов и окружения.

Слайд 3

Задачи Оценивает и распределяет совместно с семьей имеющиеся у неё ресурсы всех видов для выхода из трудной жизненной ситуации. Разрабатывает совместно с семьей план реабилитации . Определяет и организует работу команды специалистов по работе со « случаем» .

Слайд 4

Задачи Участвует в просветительских, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, направленных на профилактику отклоняющегося поведения Оказывает консультативную помощь родителям несовершеннолетних (лицам , их заменяющим). Проводит совместно с методистом - супервизором мониторинги состояния развития ребенка и процесса реабилитации семьи

Слайд 5

Принципы тьюторства Открытость - принцип, связанный с преодолением границ систем и пониманием того, что каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный социальный эффект.

Слайд 6

Принципы тьюторства Вариативность - этот принцип предполагает создание разнообразной ≪ избыточной ≫ среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной программы .

Слайд 7

Принципы тьюторства Непрерывность – принцип, позволяющий обеспечить последовательность и цикличность процесса тьюторского сопровождения.

Слайд 8

Принципы тьюторства Гибкость – принцип, проявляющийся в ориентации тьюторского сопровождения на любое направление индивидуальной программы тьюторанта , поддержка любой инициативы в выборе способов , темпов, форм продвижения в решении проблемы

Слайд 9

Принципы тьюторства Индивидуальный подход предполагает подбор средств, форм и содержания взаимодействия специалиста и клиента исходя их индивидуальных особенностей клиента

Слайд 10

Принципы тьюторства Индивидуализация – это принцип, реализующийся через принятие специалистами права клиента ориентироваться на индивидуальные приоритетные собственные цели

Слайд 11

Ресурсная схема тьюторского сопровождения Y культурно-предметный вектор Z X антропологический вектор социальный вектор

Слайд 12

Х – социальный вектор тьюторского действия Данный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством предложений, связанных с инфраструктурой социальных, образовательных, культурных, медицинских учреждений. Это направление тьюторского сопровождения связано с расширением личной ≪социальной географии≫ : в процессе тьюторских консультаций формируется представление о тех местах в социуме (театры, секции, клубы, НКО и т.п .), которые можно использовать как ресурсы для выхода из ТЖС.

Слайд 13

Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия Данный вектор тьюторского действия предполагает освоение определенной культурной традиции ( воспитания детей, гигиены и т.д.) Изменение культурных границ становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной программы клиента.

Слайд 14

Z – антропологический вектор тьюторского действия Данный вектор тьюторского действия предполагает формирование понимания у клиентов какие требования реализация индивидуальной программы предъявляет именно к нему ; на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать . Конечный же выбор всегда остается за клиентом: принимать данный антропологический вызов или корректировать программу на основании своих уже сформированных ранее качеств.

Слайд 15

Основные направления деятельности тьютора Диагностика Поддерживающее консультирование ( индивидуальное и групповое) Работа со случаем Профилактика

Слайд 16

Работа со случаем Случай ( case ) – разработка проблемы, предъявленной человеком или группой людей, которые обращаются в социальную службу. Вместо традиционного для российской помощи планирования по направлениям работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, профилактика, консультирование) происходит планирование работы в соответствие с запросом клиента.

Слайд 17

Работа со случаем Междисциплинарное ведение случая – это комплекс мероприятий, проводимых в тесном взаимодействии единой командой специалистов различных дисциплин, органов, учреждений для достижения общих целей по улучшению качества жизни клиента, защиты его интересов и прав.

Слайд 18

Отличительные черты междисциплинарного ведения случая приоритет интересов и потребностей клиента над интересами специалиста активное мотивирование клиента на изменение поведения и формирование запроса на получение помощи комплексный подход , все проблемы и потребности клиента рассматриваются исходя из его текущего состояния и особенностей социального окружения координация работы и сотрудничество различных органов, учреждений, организаций и специалистов, т. е. межведомственный подход к ведению случая

Слайд 19

Функция специалиста в этой модели состоит в том, чтобы : помочь человеку создать свои внутренние «положительные» ресурсы (возможности, веру в свои способности и возможности) преобладающими над препятствиями и максимально использовать внешние ресурсы.

Слайд 20

Типичными примерами внешних ресурсов, используемых в процессе case - менеджмента, являются следующие : информация , которая позволяет ориентировать субъекта на новые возможности, помогающие субъекту конкретизировать его желания; компетенция (знания, способности, инструменты, управляющие действиями субъекта по отношению к объектам, на которые направленно желание); межличностные отношения, в частности, с другими лицами, которые могут поддержать субъекта в его действиях («спонсоры» и «союзники»); доступ к специфическим ресурсам как относительно информации, так и - относительно компетенции и отношений

Слайд 21

Работа со случаем Основная цель ведения случая – оптимизация жизнедеятельности клиента путем предоставления ему помощи наиболее эффективным и адекватным способом

Слайд 22

Этапы работы со случаем Выявление и открытие случая Первичная оценка состояния и потребностей клиента Углубленная оценка ребенка и семьи Разработка плана ведения случая Оказание междисциплинарной помощи Регулярная (промежуточная) оценка эффективности вмешательства (мониторинг) Закрытие случая

Слайд 23

Выявление и открытие случая Прием информации ( от соседей, ближайшего окружения, специалистов смежных ведомств, самой семьи, самого клиента); Проверка информации (для преодоления формализма или избыточного влияния субъективных факторов при проведении оценки, необходимо внедрение и использование специальных форм и методического инструментария) Открытие случая ( принятие решения о необходимости вмешательства в ситуацию и оценка рисков неблагоприятного развития ситуации )

Слайд 24

Первичная оценка состояния и потребностей клиента Проявления сопротивления профессиональной помощи: готовность обсуждать только нейтральные темы, нет своих проблемных тем для обсуждения; внезапный отказ от встречи или явная кооперация со специалистами в противовес отчуждению с другими членами семьи; вербальная или физическая агрессия по отношению к тому или иному члену семьи на глазах специалиста; явное преуменьшение проблем.

Слайд 25

Первичная оценка состояния и потребностей клиента Причины сопротивления : страх сближения кого-то из членов семьи со специалистом (например, когда ребенок выказывает явное расположение специалисту, родитель начинает нервничать, и, наоборот, при высокой напряженности детско- родительских отношений ребенок не доверяет специалисту, которого хвалит взрослый);

Слайд 26

Первичная оценка состояния и потребностей клиента страх предательства – нежелание посвящать чужого в семейные тайны; если кто-то из семьи знает, что у него нет выбора, и он должен участвовать в работе ; когда у человека есть негативный опыт взаимодействия со специалистами; когда человек считает, что искать помощь извне - это малодушие; если специалист не нравится;

Слайд 27

Углубленная оценка состояния и потребностей клиента Цель проведения оценки максимально точное определение потребностей семьи, определение ключевой проблемы и причин возникновения трудностей, а также выявление слабых и сильных сторон семьи. Обладая этой информацией, специалисты могут наиболее эффективно планировать оказание помощи семье.

Слайд 28

Ключевые характеристики ситуации время , обстоятельства, условия возникновения проблемы (Когда проблема появляется и когда проблемы нет, нейтральные характеристики жизни, которые, тем не менее, провоцируют создание предпосылок для проблемы); механизм , запускающий проблему (кто и что провоцирует возникновение проблемы, то что следует минимизировать для предупреждения возникновения проблемы);

Слайд 29

Ключевые характеристики ситуации проблемное поведение (подробное описание того, в чем состоит проблемное поведение, акцент на фактах, а не оценках); последствия проблемного поведения, которые собственно и становятся доводом в пользу избавления от такого поведения ; желаемое поведение (то, что человеку следовало бы показывать), последствия желаемого поведения; сложившиеся способы реагирования на поведение, порождающее проблемы

Слайд 30

Принципы проведения оценки потребностей ребенка и семьи Оценка должна быть ориентирована на ребенка При проведении оценки специалист должен держать в центре внимания потребности ребенка. Любая оценка должна исходить из принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка. Оценка учитывает точку зрения ребенка, его желания, убеждения и взгляды.

Слайд 31

Принципы проведения оценки потребностей ребенка и семьи Оценка должна основываться на знаниях о нормальном развитии ребенка При проведении оценки должны учитываться теоретические положения и знания об этапах развития детей. Представление о нормальном развитии ребенка помогает выявить ситуации, в которых нормальное развитие ребенка находится под угрозой.

Слайд 32

Принципы проведения оценки потребностей ребенка и семьи Оценка должна обеспечивать равенство возможностей В процессе оценки мы должны гарантировать возможность всем, в том числе семьям и специалистам, формулировать их потребности , выражать мнения и высказывать пожелания. Кроме того, в ходе оценки не должно быть никакой дискриминации при оказании услуг или помощи по какой бы то ни было причине.

Слайд 33

Принципы проведения оценки потребностей ребенка и семьи Оценка подразумевает работу с ребенком и семьей К процессу должен привлекаться как ребенок, так и семья. Оценка предполагает, что они будут высказывать собственные взгляды и убеждения , а также участвовать в процессе принятия решений.

Слайд 34

Принципы проведения оценки потребностей ребенка и семьи Оценка основывается на определении как сильных сторон семьи, так и имеющихся трудностей Процесс оценки должен помочь семье выявить ее сильные стороны. Специалист должен оказывать поддержку и способствовать тому , чтобы семья использовала сильные стороны для преодоления трудностей и развития способностей решать будущие проблемы.

Слайд 35

Принципы проведения оценки потребностей ребенка и семьи Оценка предполагает междисциплинарный подход и совместную деятельность разных организаций при оказании помощи ребенку и семье Необходимо, чтобы возникающие в ходе оценки вопросы обсуждались с целым рядом специалистов, чтобы существовало эффективное сотрудничество между организациями (как государственными, так и негосударственными). Важно, чтобы применялся такой подход , при котором все стороны принимают равное участие в процессе: каждый специалист предоставляет услуги с целью помощи семьям , а все вместе таким образом стремятся к достижению общей цели.

Слайд 36

Принципы проведения оценки потребностей ребенка и семьи Оценка является непрерывным процессом Процесс сбора информации является непрерывным. Оформление формы оценки является лишь подробным отчетом о конкретном этапе жизни семьи и ребенка. Сведения, содержащиеся в каждой форме оценки, подлежат регулярному обновлению.

Слайд 37

Принципы проведения оценки потребностей ребенка и семьи Оценка проводится одновременно с другими мероприятиями и оказанием помощи семье При проведении оценки семье и ребенку нужно предоставлять услуги и оказывать поддержку, если в этом есть очевидная необходимость

Слайд 38

Принципы проведения оценки потребностей ребенка и семьи Оценка основывается на фактических сведениях При принятии решений необходимо использовать только собранные применительно к случаю факты; специалисты не должны руководствоваться личными эмоциями и впечатлениями. Фактические сведения собираются посредством наблюдения, бесед с семьей и прояснением конкретных фактов и событий.

Слайд 39

Параметры оценки потребностей ребенка и семьи потребности развития ребенка; возможности родителей / лиц, их заменяющих, удовлетворять потребности детей надлежащим образом; влияние родственников и факторов окружения на способности родителей воспитывать собственного ребенка.

Слайд 40

потребности развития ребенка Здоровье Определяется параметрами роста и веса, физического и умственного развития, учитывается влияние наследственности и любых травмирующих факторов. Забота о здоровье подразумевает должное медицинское обслуживание в случае болезни, адекватное и полноценное питание, соответствующие физические нагрузки, вакцинацию при необходимости, обследования по мере роста, наблюдение у различных специалистов, например, окулист, стоматолог, и др. Для детей старшего возраста профилактикой заболеваний станет сексуальное образование и консультирование о факторах, пагубно влияющих на здоровье, например, о злоупотреблении табаком, алкоголем , наркотическими веществами и др.

Слайд 41

потребности развития ребенка Образование Учитываются все области умственного развития ребенка, начиная с рождения. Исследуется наличие возможностей для игры и общения с другими детьми, доступа к игрушкам и книгам. Приобретает ли ребенок необходимые навыки, сформированы ли интересы , гордится ли он личными достижениями и успехами. Интересуются ли взрослые учебой и достижениями ребенка. Есть ли у ребенка такой взрослый, который принимает во внимание особенности развития ребенка и его образовательные потребности, включая специализированное образование для ребенка с нарушением развития.

Слайд 42

потребности развития ребенка Эмоциональное развитие и поведение Рассматривает адекватность реакций ребенка (его эмоции и поведение) в присутствии родителей или наиболее близких взрослых , затем , по мере роста ребенка, в присутствии незнакомых людей, не входящих в состав семьи . Анализируется природа и качество ранней привязанности, особенности темперамента, адаптация к изменениям, реакция на стресс и степень самоконтроля.

Слайд 43

потребности развития ребенка Идентичность Включает растущее в ребенке чувство индивидуальности, осознание самого себя как отдельной и ценной личности. Сюда относится отношение ребенка к самому себе и своим способностям, образ себя и самооценка. Также сюда можно отнести расовую, религиозную принадлежность , возраст, пол и половую идентичность, наличие ограниченных возможностей, чувство принадлежности к семье, приятия ребенка семьей, группой сверстников и обществом в целом, включая другие культурные группы.

Слайд 44

потребности развития ребенка Семейные и социальные отношения Сюда относятся: наличие стабильных эмоциональных взаимоотношений с родителями/лицами, их заменяющими, хороших взаимоотношений с братьями/сестрами, соответствующие возрасту ребенка взаимоотношения с другими сверстниками и взрослыми вне семьи , включая дружеские отношения, а также отношение семьи к друзьям ребенка. Это и развитие эмпатии (сопереживания) и способности поставить себя на место другого.

Слайд 45

потребности развития ребенка Социальная презентация В основе социальной презентации лежит понимание ребенком того, как его внешность, поведение или недостатки воспринимают окружающие , какое впечатление он производит. Здесь анализируются соответствие одежды ребенка его возрасту, полу, культуре и религии ; опрятность и личная гигиена; прислушивается ли ребенок к советам родителей или лиц, их заменяющих, о том, как нужно выглядеть и вести себя в различных ситуациях.

Слайд 46

потребности развития ребенка Навыки самообслуживания / ухода за собой Принимается во внимание, освоил ли ребенок практические навыки ухода за собой, а также эмоциональные и коммуникативные навыки , необходимые для развития независимости и самостоятельности. В том числе для детей раннего возраста – практические навыки одевания и принятия пищи, туалета и пр. Для детей старшего возраста – развитие практических навыков, необходимых для самостоятельного проживания. Следует учитывать, поощряют ли ребенка приобретать навыки решения социальных проблем.

Слайд 47

Параметры оценки возможностей родителей как родители реагируют на ребенка, его поведение или сложившуюся ситуацию, в том числе на потребности ребенка, которые трудно удовлетворить или которые родители не могут удовлетворить; как ребенок, особенности его поведения и развития влияют на родителей; качество отношений родитель–ребенок; понимание родителями потребностей ребенка и его развития осознание ими родительских задач и их соответствие потребностям развития ребенка;

Слайд 48

Параметры оценки возможностей родителей влияние испытываемых трудностей на способность родителей выполнять родительские задачи и обязанности (необходимо отличать то, что родитель декларирует, и то, что он на самом деле выполняет ); влияние прошлого опыта родителей на их нынешние родительские способности; способность родителей принимать свои трудности и справляться с ними; способность родителей пользоваться поддержкой и принимать помощь; способность адаптироваться и менять проявления родительского внимания

Слайд 49

Параметры оценки возможностей родителей Базовый уход Базовый уход подразумевает обеспечение основных физических потребностей ребенка, предоставление соответствующей медицинской помощи, включая стоматологию и др. Сюда относится предоставление пищи, воды, тепла, крова, необходимой одежды, соблюдение адекватной личной гигиены. Для детей младенческого и раннего возраста этот параметр является особенно важным, и он включает в том числе необходимый физический уход за младенцем.

Слайд 50

Параметры оценки возможностей родителей Обеспечение безопасности Под обеспечением безопасности понимается надлежащая защита ребенка от вреда или опасности. В том числе защита от серьезного вреда или опасности, контакта с небезопасными взрослыми / другими детьми, защита от причинения вреда самому себе. Признание родителями того, что риск и опасность существуют как дома, так и за его пределами. Для ребенка раннего возраста – обеспечение безопасных условий. Для детей старшего возраста – знания о безопасном поведении и соблюдение навыков безопасного поведения.

Слайд 51

Параметры оценки возможностей родителей Эмоциональное тепло Удовлетворяют ли родители эмоциональные потребности ребенка, дают ли ему почувствовать, что его ценят, прививают ли положительное чувство собственной национальной и культурной идентичности. Удовлетворяются ли потребности ребенка в надежных, стабильных и любящих отношениях со значимыми взрослыми, проявляются ли соответствующий такт и отзывчивость, тепло, поощрение и похвала, нежность, применяется ли уместный физический контакт, создается ли эмоциональный комфорт.

Слайд 52

Параметры оценки возможностей родителей Стимулирование Интеллектуальное развитие ребенка через поощрение, стимулирование и демонстрацию социальных возможностей. Здесь рассматривается развитие потенциала ребенка через взаимодействие, общение, разговор и реакцию на коммуникацию ребенка и его вопросы. Также сюда включаются совместная игра, разъяснение возможностей образования. Позволяют ли родители чувствовать ребенку свою успешность, могут ли обеспечить учебу в образовательном учреждении, прививают ли навыки самостоятельной жизни

Слайд 53

Параметры оценки возможностей родителей Установление правил и ограничений Предоставление ребенку возможности регулировать свои эмоции и поведение . Ключевыми задачами родителей являются умение демонстрировать и моделировать соответствующее поведение, контролировать собственные эмоции, взаимодействовать с другими людьми. Родители должны воспитывать, то есть устанавливать границы поведения так, чтобы ребенок смог развить внутреннюю систему моральных ценностей, сознание, социальное поведение, стать самостоятельным взрослым, обладающим собственными ценностями и потенциалом

Слайд 54

Параметры оценки возможностей родителей Стабильность Создание стабильного семейного окружения, позволяющего ребенку сформировать и сохранить надежную привязанность к основным воспитателям, за счет чего будет обеспечено оптимальное развитие личности. Родители должны предоставить для ребенка возможность установления стабильных и надежных отношений привязанности, постоянное эмоциональное тепло, последовательность реакций на поведение ребенка в соответствии с развитием ребенка.

Слайд 55

Семейные факторы и факторы окружения История и жизнь семьи История семьи включает генетические, психологические и социальные факторы: кто живет рядом , их отношение к ребенку, серьезные изменения в семье и доме, история детства родителей, хронология важных событий жизни и их значение для членов семьи; природа функционирования семьи, отношения между братьями и сестрами и их воздействие на ребенка , сильные стороны родителей и трудности, которые они испытывают, включая отсутствующих родителей, отношения между родителями , не живущими вместе и т. п.

Слайд 56

Семейные факторы и факторы окружения Родственники Кто является родственниками ребенка и его родителей? Сюда относятся близкие и дальние родственники, в том числе отсутствующие родственники. Рассматривается, какова их роль, важны ли они для ребенка и родителей и почему.

Слайд 57

Семейные факторы и факторы окружения Жилье Важно рассмотреть, существуют ли в месте проживания ребенка все необходимые условия и удобства, соответствующие возрасту и развитию ребенка и других членов семьи, проживающих с ним; доступен и удобен ли данный дом для членов семьи, имеющих ограниченные возможности; учитываются ли внутренние и внешние признаки жилья и непосредственного окружения. К базовым условиям относятся : вода, отопление, санитарные условия, условия для приготовления пищи; спальное место, чистота, гигиена, безопасность , место для игр и занятий, а также их влияние на воспитание ребенка.

Слайд 58

Семейные факторы и факторы окружения Работа/Занятость Аспекты, которые оцениваются здесь: кто из членов семьи работает, где, стабильна ли работа; как это влияет на ребенка; каково отношение других членов семьи к их работе или ее отсутствию; как это отражается на отношениях с ребенком. Сюда относится также опыт работы ребенка и его влияние на семью .

Слайд 59

Семейные факторы и факторы окружения Доход Наличие стабильного дохода в семье. Получает ли семья все пособия, которые ей полагаются, достаточен ли уровень доходов для удовлетворения потребностей семьи, как используются имеющиеся у семьи ресурсы, существуют ли финансовые трудности, влияющие на ребенка .

Слайд 60

Семейные факторы и факторы окружения Социальная интеграция семьи Этот параметр подразумевает исследование включенности семьи в более широкий социальный контекст, в том числе взаимоотношения с соседями, наличие друзей, обращение за услугами, предоставляемыми по месту жительства, а также влияние этих факторов на ребенка. Анализируется степень социальной интеграции или изоляции семьи, наличие друзей, в том числе сверстников ребенка, социальная сеть и ее важность для семьи.

Слайд 61

Семейные факторы и факторы окружения Ресурсы сообщества В данной категории описывается инфраструктура микрорайона, включая наличие таких ресурсов, как детская поликлиника и другие медицинские учреждения, ясли, детский сад и школа, церковь, близость транспорта, магазины и досуговые учреждения. Рассматривается наличие ресурсов, их доступность и качество, в том числе наличие доступа для лиц с ограниченными возможностями, а также их влияние на семью.