КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СЕМЕЙ
статья на тему

Домнинский Александр Евгеньевич

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СЕМЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СЕМЕЙ.

В России социальная работа как профессиональная деятельность только начинает развиваться, хотя отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие, например, патронажные службы,    медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д. Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным группам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам. Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Очевидно, что в настоящее время, чтобы обеспечить успешное функционирование социальных организаций необходимо внедрение новых методов  технологий. Именно внедрение кластерного подхода может считаться наиболее эффективным при оказании социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с каждой категорией семей.                                                                                    Существует классификация социально уязвимых категорий семей:

  1. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Неполные семьи
  3. Многодетные семьи
  4. Семьи с обоими пожилыми нетрудоспособными супругами
  5. Семьи, имеющие членов с психическими заболеваниями
  6. Асоциальные семьи
  7. Семь с чрезвычайно низким уровнем дохода
  8. Семьи беженцев и переселенцев, не имеющих постоянного источника дохода
  9. Двуязычные семьи, с низким уровнем владения русским языком
  10. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (смерть близкого человека, развод, потеря работы и т.д.)
  11. Молодые семьи
  12. Семьи, в которых три и более поколения

Бесспорно, индивидуальный подход к каждой целевой группе может гарантировать высокую эффективность деятельности социальных образований. Методы работы с семьей достаточно разнообразны, но они объединяются общей целью - внесением изменений в нарушенные семейные отношения. Осуществляя кластерный подход  к семье, специалисты стараются путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между членами семьи. Эти перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи, способствуя уменьшению проявления «симптомов» у одного или нескольких членов семьи. Организация коррекционной работы специалистов с семьей должна базироваться на важных для ее успеха принципах:

  1. Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также фактов детской безнадзорности. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение ребенка от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучия семьи помогает избежать крайней меры — лишения родительских прав. К сожалению, на практике этот принцип не всегда реализуется полноценно.
  2. Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников социально-реабилитационных центров и других учреждений социальной защиты прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, не взирая на отклонения в образе жизни семьи. Реализация этого принципа требует от специалистов активного поиска мер, направленных на эффективное содействие семье в ее оздоровлении, их готовности преодолевать трудности в общении с членами семьи, терпимости и терпения во имя восстановления воспитательной функции семьи и ее социального здоровья.
  3. Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных характеристик семьи в выборе средств коррекционной работы.
  4. Принцип стимулирования семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки взаимоотношений с детьми, проведения, например, лечения, помогающего родителям ослабить алкогольную зависимость.
  5. Принцип интеграции усилий, комплексный подход к профилактической и коррекционной работе означают необходимость объединения усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении проблем, отягчающих жизнь ребенка.

Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных семьях. Практика показывает, что устойчивое кризисное состояние таких семей питает сложное переплетение социально-экономических, психологических, педагогических, патологических факторов. Это определяет комплексный характер подхода к решению проблем подобных семей: специалисты, работающие с такой семьей, действуют при поддержке КДН, органов правопорядка, учреждений здравоохранения, различных служб, ориентированных на работу с людьми, испытывающими зависимость от алкоголя, наркотиков и т. д.

Чтобы эффективно работать с такими семьями, специалисты по социальной работе, психологи и др. должны хорошо изучить возможности окружающего социума, различных государственных и общественных структур, интегрировать их усилия на социальную поддержку семьи и ребенка.

Спектр возможных вариантов помощи семье, которые могут обсуждаться с ней, достаточно широк:

-  помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи (побуждение    родителей    к    лечению    от    алкоголизма,    наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации; оздоровление детей   в   условиях   центра   или   помещение   их   в   специализированное медицинское учреждение);

-   содействие  родителям  в  восстановлении  социального   статуса (трудоустройство,     помощь     в     профессиональном     самоопределении, укрепление родительского статуса);

- правовая поддержка (предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении);

-  содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей (организация с помощью разных структур различных видов материально-бытовой    помощи;    облегчение    доступа    к    определенным социальным услугам);

- психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).

Опыт действующих социально-реабилитационных учреждений показывает, что благодаря последовательной работе специалистов центра и различных государственных и общественных структур социальная деградация асоциальных семей может быть ослаблена, что позволит избежать лишения родительских прав и полного отторжения ребенка от семьи.

Кроме того, существует еще одна группа семей —семья, неожиданно оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Такая ситуация является следствием самых разных причин:

-  неожиданно свалившееся на семью несчастье (сгорел дом семьи, вчера еще вполне благополучной, нет крыши над головой, пока родители ищут выход   из   положения,   дети   находятся   в   приюте;   семья   пострадала   в результате межнационального конфликта, вынуждена мигрировать, и пока родители обустраиваются на новом месте ребенка помещают в приют);

- вынужденная бедность, катастрофическое падение уровня жизни ниже границы бедности (длительные невыплаты заработной платы, безработица делают жизнь семьи невыносимой: ребенка нечем накормить, не во что одеть) — родители сами ищут для детей спасение в приюте; распад семьи, спровоцированный внутрисемейными причинами (оставив мужа с детьми, мать ушла к другому мужчине, ее местонахождение неизвестно); пока муж решает возникшие проблемы, детей помещают в приют;

болезнь одинокого родителя, угроза длительного отсутствия, невозможность заботиться о ребенке (одинокая мама тяжело больна, госпитализирована на длительное время, опекать ребенка некому) — приют на время отсутствия матери для ребенка единственно возможное пристанище.

При всех различиях конкретного характера у всех семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть то общее, что их объединяет и определяет стратегию и тактику действий специалистов по отношению к ребенку и его семье. Во всех этих случаях родителей и детей объединяет общая беда, порожденная внешними, внесемейными или внутрисемейными обстоятельствами. Здесь отсутствует конфликт между ребенком и родителями, те и другие знают, что расставание вынужденное, временное, и родители стремятся его сократить, сохранены эмоциональные связи взрослых и детей, те и другие поддерживают контакт друг с другом.

Дети из этих семей определенным образом выбиты из жизненной колеи, они пережили потрясение, могут находиться в стрессовом состоянии. Однако чаще всего до возникновения трудной жизненной ситуации они не испытывали социально-психологической депривации, нормально развивались и социализировались. Важно оказать необходимое содействие ребенку: снять или, по крайней мере, смягчить стрессовое состояние, вызванное семейной бедой, помочь ему максимально безболезненно адаптироваться в новой социальной среде, укрепить в нем чувство безопасности и надежду на благополучный выход семьи из трудной жизненной ситуации.

Вместе с  тем  в  каждом  конкретном случае  возникают вполне определенные   задачи,   к   решению   которых   могут   приложить   усилия сотрудники социальной службы. Они касаются как ребенка, так и взрослых членов семьи. В одном случае важно изыскать возможность поддержать семью материально (беженцы, погорельцы) — посодействовать в получении гуманитарной спонсорской помощи; в другом — помочь отцу-одиночке справиться с ситуацией, укрепляя его веру в высочайшую ценность детей, оставшихся    с   ним    (помочь    ему   заново   увидеть    их   достоинства, почувствовать радость от общения с ними, уверовать в их будущее)

Помогая    семье    пережить    трудную    жизненную    ситуацию, сотрудники   социальных   служб   тем   самым   создают   условия   для   ее воссоединения и возвращения ребенка, временно пребывающего в приюте, в родную семью.

Таким образом, в зависимости от характера имеющихся семейных проблем их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях реализуются программы, которые можно обозначить как программы- минимум и программы- максимум.

Программы- минимум обращены к тем ситуациям, когда семья переживает определенные проблемы и кризисы, связанные с внезапной утратой чего-либо очень ценного для себя: физического здоровья, родных и близких людей, работы, квартиры и имущества вследствие пожара, вынужденной смены места жительства и т.д. В таких случаях усилия службы направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности ее членов оптимально функционировать, несмотря на наличие объективных и часто необратимых потерь.

Программы- максимум предназначены для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиваться переориентации взглядов, в основном заменить или скорректировать прежние поведенческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительной психотерапевтической и консультационной работы с семьей и отдельными ее членами, направленной на систему семьи в целом. При этом могут быть использованы методики активной работы, в том числе и методы системной семейной терапии.

Значительная роль в социально-психологической реабилитации семей отводится сохранению и расширению их социальных контактов, особенно    оказывающих             психотерапевтическое   воздействие.   Так, благотворным является общение с семьями, имеющими сходные проблемы. Благодаря общим интересам, возможности обмена опытом, оказываемой психологической поддержке, взаимопомощи такие контакты способствуют улучшению взаимоотношений в семье, обогащению опыта взаимодействия,

формированию уверенности в завтрашнем дне, укреплению  физического и психического здоровья родителей.

Поэтому, основным принципом и важным условием в  социально-педагогической работе с семьей является именно кластерный подход, обусловленный особенностями, спецификой и статусом  конкретной категории семьи. И при всем разнообразии подходов в  социальной работе остается главным и ориентированным на конечную цель и позволяет создавать условия, при которых усиливается способность семьи включиться в многогранный процесс социального воспитания подрастающего поколения.

Приложение 1

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КАТЕГОРИЯ

СЕМЬИ

СПОСОБЫ

ВЫЯВЛЕНИЯ

ВИДЫ

РАБОТЫ

СПЕЦИАЛИСТЫ

В ОУ

многодетные

малообеспеченные

неполные

ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Семьи с обоими пожилыми нетрудоспособными супругами

Семьи, имеющие членов с психическими заболеваниями

Асоциальные семь

Семьи с чрезвычайно низким уровнем дохода

Семьи беженцев и переселенцев, не имеющих постоянного источника дохода

Двуязычные семьи, с низким уровнем владения русским языком

Молодые семьи

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (смерть близкого человека, развод, потеря работы и т.д.)

Семьи, в которых три и более поколения

Приложение 2

ШКОЛА №___________

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ

ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО, дата рождения

класс

класс

Адрес фактического проживания

телефон

Сведения о родителях

Мать/ мачеха

(место работы, телефон)

Отец / отчим

(Место работы телефон)

Другие члены семьи, проживающие совместно

(степень родства, место работы, учебы, возраст)

Другие  лица, принимающие непосредственное участие в воспитании

(няни, бабушки, дедушки, тети и др.)

Дополнительная  информация

О семье

КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ

(Ф.И.О.)

Алексеева Л.С, Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической   помощи:   Научно-методическое   пособие.   -   М:   Научно-исследовательский институт семьи, 1998.

Бэпдлер Р., Грипдлер Д., Сатир В. Семейная терапия.

Адресный социальный патронаж семьи и детей.: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы педагога с различными категориями семей

Каждый новый учебный год начинается с составления социального паспорта класса, школы, каждый год начинается с досадных недоразумений, касающихся определения категории семьи - полная/неполная, мать-оди...

Творческая работа на высшую квалификационную категорию «Реализация компетентностного подхода в исследовательской и проектной деятельности объединения «Волшебный краснотал»

Ведущая идея моей работы: Процесс активизации познавательной и учебной деятельности, базирующейся на практическом  опыте и  знаниях об окружающей жизни, является залогом формирования ключевы...

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Кластерный подход к развитию образовательного учреждения

В статье рассматриваются теоретические основы кластерного подхода к развитию образовательного учреждения....

Методика работы социального педагога с различными категориями семей     Определение семьи.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Семья - это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отн...

Особенности организации социально-педагогического сопровождения семей из категории неблагополучных

В данном материале представлена информация об особенностях работы (реализуемой непосредственно через школу) социального педагога с неблагополучной семьёй и алгоритму ведения последней....