Статья "Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности"
статья по теме

Каримова Зульфия Шакирьяновна

Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Если раньше необходимую информацию, которая требовалась для выполнения работы, могли отыскать в библиотеках, научно-исследовательских учреждениях и т.д., то сегодня необходимый материал можно отыскать в сети Интернет.Предлагаются вашему вниманию самые востребованные и полезные сайты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_karimovoy_z.sh_internet-resursy.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы по проблемам

проектной и исследовательской

деятельности

 «Если человек в школе не научится творить,

 то и в жизни он будет только подражать и копировать»

Л.Толстой

Поиск информации 

Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Если раньше необходимую информацию, которая требовалась для выполнения работы, могли отыскать в библиотеках, научно-исследовательских учреждениях и т.д., то сегодня необходимый материал можно отыскать в сети Интернет.

Интернет-ресурсы:  педагогические и учебные базы данных (учебник, учебное пособие, текст лекций, электронный учебный курс, методические указания и др.), мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники, различного рода научная литература (энциклопедии, словари, справочники и др.), научные материалы (статьи, труды, диссертации, монографии), электронные библиотеки, дискуссионные группы, дополнительные информационные материалы (тематические подборки, электронные версии журналов и газет, хрестоматии, библиографии), описания научно-исследовательских проектов, педагогическое программное обеспечение различного назначения, иллюстративные и демонстрационные материалы, наглядные пособия и многое другое могут стать полезным материалом по темам научно – исследовательских работ старшеклассников. Изучая Итернет – ресурсы, старшеклассники проследят характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомятся с их выводами, выявят современное состояние проблемы, звучащей в теме их работы (будь это реферат, учебное исследование или проект).

        Рассмотрим наиболее значимые информационные проекты и службы порталов, которыми можно воспользоваться при выполнении исследовательской работы.

1.RAMBLER   http://www.rambler.ru

Интернет-холдинг Rambler является одним из наиболее известных российских порталов. Он объединяет поисковую систему Rambler, а также ряд бесплатных сервисов. Наиболее значимыми проектами портала Rambler являются " Rambler -Наука", " Nature ", "Интерактивные карты", "Словари" и " Rambler - FTP ".

Проект Rambler -Наука (http://science.rambler.ru/) был создан с целью повысить научный потенциал российского Интернета и сгладить дисбаланс, сложившийся в сфере распространения научной информации.

Проект Rambler-Наука осуществляется при поддержке МГУ им.М.В.Ломоносова, научный потенциал которого гарантирует высокий уровень подготовленных материалов.

2.АПОРТ  http://www.aport.ru

Специализированный поисковый портал Апорт является одним из наиболее известных российских порталов и объединяет поисковую систему, каталог Интернет-ресурсов, а также ряд бесплатных сервисов и информационных проектов.

Еще одна очень удобная поисковая система – Поисковый портал «YAHOO!» http://www.yahoo.com/

Поисковая система Yahoo обошла Google в рейтинге удовлетворения запросов пользователей. Yahoo получил 79 баллов из 100, а Google - 78, сообщает PC World.

По мнению авторов исследования, причина возрастающей популярности портала Yahoo в его удобной системе навигации и дополнительных сервисах.

Отдельно стоит отметить, что Yahoo серьезно занимался продвижением своих новых услуг, что вполне могла повлиять на предпочтения пользователей.

Без сомнения, будет полезна многим учителям ссылка на портал

3."Культура России", который является официальным сервером Министерства культуры РФ."Культура России" http :// www . russian culture.ru

        Портал находится в стадии разработки и активно пополняется новыми материалами. На домашней странице сайта приводятся постоянно обновляющиеся статистические сведения о количестве информационных объектов портала. По приведенным данным его структура насчитывает более полутора тысяч объектов, из них 252 персоналии, 484 произведения, 557 оцифрованных изображений, 216 организаций и 16 статей. Статистика учитывает также количество гипертекстовых связей между объектами (более 2.500) и слов в словаре поиска (более 60.000).

        Основная база портала содержит критические и биографические статьи о художниках, писателях, архитекторах, артистах театра, актерах кино и их произведениях. В разделе "Изобразительное искусство" представлены оцифрованные изображения произведений искусства, фотографии памятников архитектуры, портреты деятелей культуры, коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи.

Структура портала состоит из следующих разделов: изобразительное искусство, литература, архитектура, театр, кино, музыка и декоративно-прикладное искусство.

        На web-сайте портала формируется коллекция ссылок на другие web-сайты соответствующей тематики.

3."Кирилл и Мефодий"  http :// www . km . ru  http://www.vip.km.ru/

        Процесс построения мультипортала начался с размещения на сайте http :// www . km . ru мультимедийной энциклопедии, принадлежащей компании "Кирилл и Мефодий", которая является одним из крупнейших российских производителей мультимедийной продукции.

        В настоящее время "Кирилл и Мефодий" представляет собой мультипортал, состоящий из 20 тематических порталов c общими сервисными службами, а также одной универсальной и 12 отраслевых энциклопедий. Помимо этого пользователям предлагается большое количество дополнительных сервисов и информационных услуг.

Энциклопедический информационный массив портала содержит около 130.000 статей и сопровождается примерно 30.000 иллюстраций.

        Он образует горизонтальный справочный портал "Мегаэнциклопедия", включающий "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия", 15 тематических энциклопедий, а также справочники и словари по русскому и английскому языку. Универсальная энциклопедия содержит более 76.000 статей и более 9.000 иллюстраций.

Она охватывает такие области знаний как история, искусство и литература, наука, техника и промышленность, общество, политика, экономика, медицина, законы и нормативные акты РФ и проч. Встроенные поисковые механизмы портала обеспечивают полнотекстовый поиск по всем статьям энциклопедии.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

На сегодняшний день мы имеем возможность свободного пользования ресурсами портала «Кирилл и Мефодий» в электронном виде. Самый удобный, на мой взгляд, вариант – Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия». Здесь вы можете найти не только справочную статью по самым различным предметам, но и богатый иллюстративный материал, в том числе и библиотеку, знакомящую с основными произведениями или отрывками из них самых различных авторов. Удобна навигация по энциклопедии, подсказывающая нам полезные ссылки. Кроме этого, в энциклопедии мы найдем несколько словарей, включая словари афоризмов и пословиц.

4.Словари в сети Интернет

Доступ в Интернет позволяет нам в любую минуту обратиться за справочной информацией к самым различным словарям. Важно научить наших воспитанников различать назначение того или иного словаря, знать, какую информацию они могут получить в этих словарях, чем они могут быть полезны в исследовательской работе. Очень часто бывает ситуация, когда школьник, нашедший какую-либо информацию, читает ее и встречает в тексте малознакомые слова или незнакомый термин. Имея в арсенале интерактивные словари, юный исследователь тут же разрешает лингвистическую проблему и продолжает работать дальше, не свернув с правильной поисковой тропы из-за недостоверной информации. Найти словари можно в любой поисковой системе. Например в Яндексе.

Но есть и специализирующиеся на различных словарях сайты. Вот некоторые из них.

  • http://www.gramota.ru/
  • Сайт    Грамота.ру
  • http://mirslovarei.com/        Мир словарей
  • http://www.slovari.ru       Словари
  • www.edic.ru  Большой энциклопедический и исторический словари онлайн
  • www.wikiznanie.ru  ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия
  • ru.wikipedia.org  Википедия: свободная многоязычная энциклопедия
  • www.megabook.ru  Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий"
  • online.multilex.ru   МультиЛекс Online: электронные словари онлайн   

5.Электронные библиотеки

Сегодня, пожалуй, все знают, что тексты художественных произведений можно найти не только в традиционной библиотеке или книжном магазине. В сети Интернет  можно найти практически любой текст и скачать его на свой компьютер, используя впоследствии в различных целях.  Очень удобный поисковик по базе электронных библиотек :

Библио-редактор http://biblio.redaktor.biz/ 

lib.ru/ - электронная библиотека Максима Мошкова
zhurnal.lib.ru/ - журнал Самиздат
www.mirknig.com/ - Мир книг
www.gramotey.com/ - Электронная библиотека Грамотей
www.aldebaran.ru/ - электронная библиотека Альдебаран
www.e-reading.org.ua/ - большая онлайн библиотека
www.koob.ru/ - электронная библиотека Куб
reeed.ru/lib/ - библиотека Глобус http://lib.ru/
http://www.parkline.ru/Library/koi/
http://kulichki.rambler.ru/moshkow/
http://mirror.primorye.ru/moshkow/koi/
http://moshkow.aaanet.ru/koi/
reeed.ru/lib/ - библиотека Глобус 

 Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/ext/129/content.htm

Таким образом, многие ресурсы сети Интернет, разработанные специально для системы образования, размещенные на образовательных порталах, имеющие многоуровневую классификацию ресурсов по видам и назначению, ориентированы на общее образование и содержат ссылки на основные ресурсы сети Интернет. Использование каталогов Интернет – ресурсов позволят учителям, ученикам и их родителям получить первоначальное представление о видах информационных ресурсов, имеющихся в Сети и нацеленных на использование в школах.

 Однако следует учитывать, что качество большинства приводимых ресурсов не подвергалось профессиональной экспертной оценке. Этот факт, а также постоянное обновление образовательных ресурсов в Сети, обусловливают возможность появления в их содержании неточностей, противоречивой и недостоверной информации. В связи с этим следует вырабатывать у обучающихся критическое мышление, обеспечивающее адекватное отношение к информации, получаемой из ресурсов Сети.

Следовательно, преимущество поиска информации в электронных носителях или Интернет очевидна:

  1. Система способна привести нас в конкретную точку поиска;
  2. Помогает сэкономить время;
  3. Найти востребованные тексты, статьи, произведения, скопировать их и перенести его в свой цифровой документ.
  4. Современные офисные программы позволяют учителю, руководителю исследовательской работы школьника, редактировать текст прямо в цифровом варианте, оставляя не только исправления, но и свои мысли по поводу этих исправлений.

Но есть и минусы. Это:

  1. Не всегда в исследовательских работах указаны ссылки.
  2. Материал не переработан (полностью скопирован).
  3.  При цитировании не указывают, кому принадлежит фраза.