Методический материал по работе с несовершеннолетними и их родителями
методическая разработка на тему

Курышова Ольга Ивановна

Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у подростков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему ребенок уходит из дома? Подготовила: социальный педагог ГБУ СО СРЦ «Волжанка» Курышова О.И.

Слайд 2

По разным оценкам, в России насчитывается от 150 тыс. до 4 млн. беспризорных и безнадзорных детей. Часто они «живут» под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Родительская семья не только не выполнила по отношению к ним своих функций, но и стала фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие.

Слайд 3

из-за агрессии со стороны одного из членов семьи. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что у многих взрослых система жизненных ценностей бывает истинная и декларированная, когда на людях они одни, а в семье — совершенно другие. И по отношению к своим близким могут относиться деспотично, вплоть до физического насилия или изнасилования (чаще всего, это происходит в семье, где есть отчим). Первая причина: НЕВНИМАНИЕ

Слайд 4

Вторая причина: РЕВНОСТЬ Детская ревность может проявляться по-разному – в зависимости от причины её зарождения. В семье появился ещё один ребёнок, и вы переключили всё внимание на новорожденного. Ваш временно заброшенный старший сын или дочь не очень долго будет радоваться появлению нового забавного существа – братика или сестрички. Как только он почувствует, что ущемляются его права, появится ревность .

Слайд 5

Третья причина: НЕУВАЖЕНИЕ. Пренебрежение мнением ребёнка, неуважение его интересов. Ваш ребёнок пытается высказать свои мысли, но вы его перебиваете, ничего не объясняя: «Иди, делай уроки». Вы наглядно показываете, что мнение его вас абсолютно не интересует, что ничего заслуживающего внимания он сказать не может. Вы демонстрируете своё неуважение.

Слайд 6

Четвёртая причина: ОБМАН . Невыполнение своих обещаний безо всяких объяснений . Вы пообещали купить ребёнку велосипед или ещё что-то за хорошие оценки или прилежание, за какую-то выполненную им работу и не сдержали слова. Если на вопрос «Почему? Ты же обещал», вы ответите равнодушно «Ну и что из этого? Обещал, но не получилось. А учиться ты и так должен хорошо», то рискуете оттолкнуть от себя ребёнка надолго, и вернуть к себе уважение будет не так-то просто. Вы пообещали повести ребёнка в цирк, на футбол, но забыли об этом и даже не извинились. Вы быстро об этом забудете, но он будет долго помнить ваш обман. Пример обмана заразителен, и вы не заметите, как он или она будут сами обещать вам, не выполняя обещанного. А потом будете страдать от постоянного вранья и спрашивать: – Как отучить ребенка говорить неправду?

Слайд 7

Пятая причина: ЧУЖОЙ ЧЕЛОВЕК В ДОМЕ. В простонародье говорят: «Он взял её с ребёнком» или «Она пошла на его детей». Это – для взрослых, а для детей – в доме появился чужой человек со своими привычками, со своим интеллектом, взглядами на жизнь, на воспитание детей . Для ребёнка многое меняется после прихода чужого человека – больше требований, меньше внимания, неприятие наказаний. Но вот в семье появился ребёнок от отчима или мачехи – сводный брат или сестра. Это может стать поводом для негативного стресса. Проявления ревности и обид могут быть очень сильными. Ребёнок может дерзить, демонстративно уходить из дома, искать общения с чужими людьми. Возмущение поведением иногда приводит к скандалу. И тогда общение с друзьями становится важнее отношений с родителями. Ваши претензии не помогут установить контакт, наоборот – углубят разрыв. Наказания могут привести к отчаянным, безрассудным поступкам детей.

Слайд 8

Шестая причина: РАЗМОЛВКИ РОДИТЕЛЕЙ . При детях ругаться нельзя ! Знают эту азбучную истину родители, но слово за слово, и понеслась ругань, травмируя детскую психику, создавая дискомфорт . Неуверенность в завтрашнем дне может поселиться надолго в душе ребёнка, делая его истеричным.

Слайд 9

Седьмая причина: ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ . Родители заняты и воспитание полностью перекладывают на дедушку и бабушку, не интересуясь душевным состоянием ребёнка . Им так удобно – бабушка проверяет уроки или не проверяет, а они об этом даже не знают, готовит ребёнка в школу или предоставляет это делать ему самому, провожает в спортивную секцию или отпускает самостоятельно, не интересуясь его успехами. В доме становится неуютно ребёнку – нет душевного тепла, и он уходит на улицу. И, несмотря на то, что его окружает много родных взрослых, он – заброшенный. Ищут такие дети ласки, душевного тепла, чтобы кто-то сказал им, какие они славные, красивые, любимые, не идиоты, не тупицы. Девочки и мальчики из благополучных, материально обеспеченных семей: любящих пап и мам без вредных привычек, внимательных дедушек и бабушек, рвутся почему-то из дома – одиноко и неуютно им в семье, совсем неуютно…

Слайд 10

Одну из ведущих ролей в системе работы социального педагога ОСД по профилактике правонарушений, отклонений в поведении (сюда также относятся и уходы ребёнка из дома) или их рецидивов занимает диагностика выполняющая две основные функции: 1. Своевременное выявление факторов неблагополучия и отнесение подростка к определённой группе (уровню) риска. 2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние подростка для выработки верной линии в построении профилактических программ. На этапе социально педагогической диагностики подростков и их родителей, осуществляется сбор данных, дифференцируется проблематика подростков, ситуаций, в которых они оказались.

Слайд 11

Социально-педагогическая диагностика начинается с постановки целей и задач, которые необходимо нам решать. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что несовершеннолетний не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».

Слайд 12

Методика социально-педагогической диагностики состоит из следующих взаимосвязанных этапов: Самый распространенным и эффективным в работе каждого социального педагога является метод наблюдения Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. 1.Наблюдение за подростком в различных условиях, ситуациях с целью выявления: - отношения к учебному процессу; - отношения к педагогическому воздействию; - взаимоотношений со сверстниками; - взаимоотношений с родителями; - отношения к употреблению ПАВ. 2. Изучение особенностей семьи подростка и ее воспитательного потенциала. 3. Определение положения подростка в коллективе сверстников, в сфере неформального общения. 4. Выявление характера и особенностей ближайшего окружения подростка и его положения в нем. Определение цели и задач исследования. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: - выявить уровень воспитанности подростков, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности подростков. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учебного заведения содействовать развитию личности подростка.

Слайд 13

Существует метод анализа документов – один из наиболее используемых методов в социально-педагогической деятельности. Этот метод позволяет, при необходимости, быстро получить данные о ребенке, однако следует учитывать, что отдельные виды информации быстро устаревают и требуют периодического уточнения (все необходимые данные о ребенке и его семье, успеваемость, посещаемость занятий несовершеннолетним, социальный статус семьи и т.д.) Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий.

Слайд 14

По результатам диагностики социальный педагог ОСД Центра определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения, даёт рекомендации для составления программ комплексной реабилитации на ребёнка и его семью, которая разрабатывается с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку. :

Слайд 15

Следующий метод диагностики, который я использую – это анкетирование – метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Я использую в работе апробированный и утвержденный пакет педагогической диагностики

Слайд 16

В настоящее время не существует единой диагностики отклоняющегося поведения. Поэтому для выявления каких-либо отклонений необходимо использование нескольких методик. В связи с этим использовались следующие диагностические методики: - «Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения», Данная методика направлена на изучение социального развития подростка, семейного и личностного развития. По итогам проведенной методики были выявлены следующие факты: * есть дети из неполных и неблагополучных семей в социальном плане; есть дети, имеющие определенные проблемы в учебной и внеучебной деятельности; есть дети, у которых родители склонны к вредным привычкам, чаще алкоголизм; * чрезмерная занятость родителей на производстве, также является одной из причин отклоняющегося поведения детей и подростков. Кроме было выявлено еще много различных недостатков и пробелов в семейном воспитании, обусловленных различными жизненными причинами и обстоятельствами. Помимо диагностики самих детей провожу диагностику родителей этих детей. При анкетировании можно воспользоваться Опросником Т.М. Ахенбаха «Анкета для родителей детей 4-18 лет» Данная методика полезна тем, что ответы дают не сами подростки, а родители своих детей-подростков описывают их поведение, видя их как бы «со стороны».

Слайд 17

С целью выявления сферы общения подростка и его место в коллективе использую методики: «Личностный рост» (методика Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова) - выявляет характер отношения подростка к другому человеку. «Методика изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения» «Мишень», цель – узнать как подростки сами оценивают свою позицию в коллективе и какой её хотят видеть. Социометрическая методика - позволяет выявить сферу общения подростка и его место в коллективе «Самохарактеристика» - способствуют выявлению самооценки подростка «Анкета для подростка группы риска» Анкета «Выявление поля проблем» Тест “Конфликтная ли вы личность?”

Слайд 18

С целью выявления предрасположенности подростка к употреблению ПАВ использую методики: Анкета для подростка (выявить отношение к употреблению ПАВ), Опрос учащихся( выразить своё мнение по отношению к наркотикам). Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки», Анкета (изучение мнения подростков по проблемам зависимости) Анкета по проблемам профилактики отклоняющегося поведения. Анкета для подростков (отношение к употреблению ПАВ), Анкета (отношение подростков к курению), Методика «Что я знаю и чего не знаю», Тест «Выявить уровень зависимости от никотина» Тест предрасположенности к наркотической зависимости,. Опросник «Моё отношение к наркотикам», Опросник для родителей, позволяющий определить у них склонность к зависимости,

Слайд 19

- тест "Незаконченное предложение" (Н.Е. Щуркова) позволяющий определить отношения ребенка к своей семье; - графический тест помогает наглядно увидеть степень общения ребенка в социуме; - тест "Пытаетесь ли вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова) позволяющий определить тип семейного воспитания; - тест "Достаточны ли ваши контакты с детьми? " (Р.В. Овчарова) помогает оценить, насколько налажены взаимоотношения в семье. 2 Матрица определения социально благополучия ребенка (Беличева С. А., Дементьева И. Ф.) «Экспресс – диагностика родительской компетенции» - позволяет диагностировать самочувствие ребенка в семье С целью выявления внутрисемейных взаимоотношений, проводятся методики:

Слайд 20

С целью выявления причин и предпосылок безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних использую методики: *Анкета по проблемам профилактики отклоняющегося поведения. * Опросник по выявлению подростков с отклоняющим поведением * проективные методики (кинетический рисунок семьи , автопортрет); опросник Личко; * социометрические методики; * Анкета социальной адаптации подростков

Слайд 21

В 2014 г. было выявлено пять случаев самовольного ухода детей из семей. Это девочки – подростки: Резакова Ксения - причина ухода из семьи –отсутствие вниманияя со стороны родителей, отсутствие контроля за за воспитанием , размолвки родителей, Ваганова Кристина - отсутствие вниманияя со стороны родителей, отсутствие контроля за воспитанием. Хвалова Анастасия - отсутствие вниманияя со стороны родителей, ревность, чужой человек в доме. Кияткина Юлия - отсутствие вниманияя со стороны родителей. Хвалова Вероника. - отсутствие вниманияя со стороны родителей, отсутствие контроля за воспитанием, размолвки родителей. Одной из главных причин ухода несовершеннолетних из семьи является отсутствие вниманияя со стороны родителей

Слайд 22

любовь, взаимопонимание, уважение, доверие, личный наш пример и наша последовательность помогут наладить отношения с ребенком. Как бы ни складывались обстоятельства, родителям предстоит долгая и кропотливая работа на пути понимания своего ребенка, выстраивания новых отношений, прощения обид и принятия ответственности за происходящее. И первый шаг на пути к взаимопониманию - это разговор «по душам».

Слайд 23

Давайте ребенку возможность озвучивать его проблему, а не убегать от безысходности из дома

Слайд 24

Последствия побегов Уходы ребёнка из дома влекут за собой серьёзные последствия: проживая без надзора, дети привыкают: лгать, бездельничать, воровать; ребёнок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия: попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи; в дальнейшем – серьёзные правонарушения, асоциальный образ жизни. кроме того, ребёнок сам может стать жертвой насилия. Угроза сбежать из дома - это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз - это ещё не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребёнок не сможет справиться самостоятельно.

Слайд 25

ПОМНИТЕ! Ребёнок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без Вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление  на  родительском  собрании.

Тема: «Права и обязанности участников образовательного процесса. Роль  семьи  в  воспитании  ребёнка».

Ребенок учится тому,                                                                                              

  Что видит у себя в дому.                                                                                                

                                                                                                           Родители пример ему!                                                                                                    

  Кто при жене и детях груб,                                                                                                  

  Кому язык распутства люб,                                                                                              

  Пусть помнит, что с лихвой получит                                                                                    

  От них все то, чему их учит.                                                                          

  Не волк воспитывал овец,                                                                                      

  Походку раку дал отец!                                                                                                            

  Коль видят нас и слышат дети,                                                                                                

  Мы за дела своих в ответе,                                                                                                

  И за слова: легко толкнуть                                                                              

  Детей на нехороший путь.                                                                  

  Держи в приличии свой дом,                                                                                                

  Чтобы не каяться потом.

                              Уважаемые родители!

Каждый  человек  на  протяжении  своей  жизни, как  правило,  является  членом  двух  семей: родительской, из  которой  он  происходит, и  семьи, которую  он  создает  сам. На  жизнь  в    родительской  семье приходятся  дошкольный, подростковый  и  юношеский  возрасты. Это  стадии  наиболее  интенсивного  биологического  и  психического  развития.

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как: союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка, - чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

любовь умиления

любовь деспотическая

 

любовь откупа.     (Слайд)

Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться  своей  властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей; Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он - «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил  духовных.  Человека  мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери  к  отцу,  любовью  отца  и  матери  к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека.  Прекрасные  дети вырастают в тех семьях, где мать и отец  по  -  настоящему  любят  друг  друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Ребенок  становится  членом  школьного  коллектива. У  родителей  появляется  новая  задача – помочь  ему  спокойно, безболезненно  войти  в  необычную  для  него  социальную  среду.  Вполне  понятно, что  при  этом  возникает  необходимость  в  сотрудничестве  с  педагогами. Даже  самые  лучшие  педагоги  не  в  состоянии  самостоятельно  преодолеть  все  трудности  воспитания  ребенка. Им  необходима  помощь  родителей. Для  этого  существуют  родительские  собрания  и  частные  беседы, в  которых  учитель  и  родители  могут  поделиться  знаниями  о  ребенке, объяснить  свои  цели  и  взгляды  на  воспитание.

   

 Гармоническое  развитие  личности  ребенка  связано  не  только  с  присутствием  и  активной  деятельностью  в  семье  каждого  из  родителей, но  и  с  согласованностью  их  воспитательных  воздействий. В  результате  проведенных  исследований  можно  прийти  к  выводу, что  около  2/3  нервно  больных  детей  пережили  противоречивые  воспитательные  методы  своих  родителей. Разногласия  в  воспитательных  методах  отца  и  матери  не  дают  ребенку  понять  и  осмыслить, что  хорошо, а  что  плохо. Надо  постоянно  помнить, что  воспитание  духовных  ценностей  и  моральных  норм, формирование  нравственности  происходит  у  ребенка  в  первые  годы  его  жизни  именно  в  семье, а  личностными  образцами  для  него  служат  родители.

В  младшем школьном  возрасте  закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Младшему школьнику свойственны первые проявления чувства долга и ответственности; желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.

Младший школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.

Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом.. Разрозненные усилия учителей  и  родителей не дадут ощутимых результатов. Это и понятно: их ученики постоянно общаются с другими ребятами, которые не выполняют соответствующих правил и в среде которых нередко существует мнение, что вежливость, точность, аккуратность не обязательны.

Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. (Слайд)Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьном буфете, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью. Родителям нужно знать, какие требования к поведению детей существуют в школе, и в этом же направлении вести работу дома, в семье. Дети из семей с недостаточным культурным уровнем родителей, но хорошо воспитанные в школе, могут и сами стать проводниками культурного поведения дома.

 В  подростковом  возрасте,   как и на протяжении  всей  жизни  детей  доминирует  школа. Роль  ученика  влечет  за  собой  ответственность  за  успехи  в  учебе  и  связанную  с  этим  работу  в  школе  и  дома. В  школе  ученик  должен  справляться  с  многочисленными  требованиями  как  учителей, так  и  других  учеников. Долг  родителей – помочь  ребенку  в  выполнении  школьных  обязанностей, хорошо  к  ним  подготовить  и  облегчить  их  выполнение  дома. Родителям  необходимо  наблюдать  за  всем  процессом  учебы. Причем  интерес  к  этому  должен  быть  естественным  и  наглядным, так  как  в  начальный  период  большинство  детей  учится  как  бы  для  родителей  или  учителей  и  лишь  позже  у  них  развивается  познавательная  мотивация,  связанная  с  увлечением  тем  или  иным  предметом.(Слайд)

           

           

От  того, как  мы  общаемся  друг  с  другом, как  организуем  свой  быт, чем  заполняем  свой  досуг, к  чему  проявляем  интерес, зависит  культурный  климат  семьи. Постоянно  находясь  в  этом  «климате», ребенок  пропитывается  нашими  вкусами, подхватывает  наши  привычки, жесты, манеру  поведения. Присмотритесь  к  своему  ребенку: как  он  общается  со  сверстниками  и  взрослыми? Как  ведет  себя  на  людях? Не  случается  ли, что  его  поведение  вызывает  осуждение  окружающих?

Если  в  семье  принято  курить, сквернословить  и  употреблять  пиво  как  прохладительный  напиток, как  объяснить  учащемуся, что  это   -  не  просто  плохо, а  недопустимо!

Учитель  один  без  помощи  родителей, не  в  состоянии  выполнить  все общественные  дела  в  школе,  ведь список  этих  дел  велик  и  многообразен, и  долг  родителей  помочь  ему. Ведя  общественную  работу  в  школе, родители  всегда  должны  стремиться, своим  собственным  примером  воздействовать  на  формирование  у  детей  сознательного  отношения  к  общественно-полезному  труду. Если  мать, выполняя  общественное  поручение  школы, говорит  о  нем  как  об  обузе, то  и  дети  станут  так  же  относиться  к  общественной  работе. Внимательное  отношение  родителей  к  школьным  делам  заставляет  и  детей  ответственно  относиться  к  учебе  и  делам  класса.

Растут дети, а вместе с их  взрослением  растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Дети попадают в дурную компанию, страдают вредными привычками, престают понимать родных и близких людей.

В свою очередь родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, престают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто, потому, что все усилия  семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.

        Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми является шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.(Слайд)

        Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка.

        Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за оценки в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.(Слайд)

        В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка.

        Значимость ребенка – это признание его значимости в существовании семьи.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

        Признание ребенка – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркнуть его достоинства, поздравляют с каждым, путь маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. (Слайд)Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это в  какой - то мере  и  терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им, и в поддержке отца и материю

 Больше всего нравственных переживаний ребенку доставляет плохая учеба, ведь ему приходится выслушивать упреки по этому поводу и от учителей, и от родителей. Отсюда возникает нежелание ходить в школу, так как ребенок знает, что, вернувшись домой, он должен будет отчитываться перед родителями за очередную двойку. Но никакими наказаниями и угрозами нельзя заставить сына или дочь хорошо учиться. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность с усилиями педагогов могут изменить ситуацию. Спокойно разберитесь, почему ребенок плохо учится, чтобы помочь ему справиться с бедой (а для него это действительно беда, которую без вашей помощи меленькому человеку не одолеть).

        Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. .(Слайд) Абсолютно позитивно относясь к факту существования собственного ребенка и признавая его, некоторые родители думают о том, каким они бы хотели его видеть. При этом многие из них рисуют некий идеализированный образ, который складывается порой из желаемого и далек от реальной действительности. И если идеальные родительские представления расходятся с действительностью, во многих семьях возникают проблемы в общении между родителями и детьми.

        Иначе говоря, если ты хорош по моим родительским представлениям, - значит, ты любим, принят, признан, если нет – стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающие самые разнообразные, а порой и безобразные формы.

         Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребенка и на его положение в семье и в коллективе.(Слайд) Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребенка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они не знают интересы собственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижения которые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше уси

лий, чтобы добиться жизненного успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.

       Родители, для которых их ребенок ожидаем, любим, принимаем и признан могут с уверенностью сказать, что без установления выше перечисленных отношений нельзя использовать в родительском арсенале слова «нет». Этот может привести к конфликтным ситуациям, не повиновению и бунту со стороны ребенка Признание родителя собственного ребенка – это создание в собственной семье таких ситуаций, когда ребенок имеет возможность не только отвечать на вопросы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не будут отмахиваться, на которые они дадут ответ уважительно и серьезно.  . (Слайд)

        Не менее значимым чувством для ребенка является родительская любовь. (Слайд)Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и в ласки не зависимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день.  Иногда родители сетуют на то, что ребенок – подросток не подпускает к себе, сторониться родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в младшем школьном возрасте проявлением любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко и у него не сформировалось потребность в родительском внимании. Ребята – подростки поделились такой информацией: по их мнению, в подростковом возрасте родители обнимают и целуют своих детей крайне редко; из 36 девятиклассников утвердительный ответ дали только 5 человек. А ведь именно в этот детям необходима ласка и любовь как никогда раннее. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира и, самое главное, проектируется собственное видение бушующий жизни и мера жизненных ценностей.

        Общаясь с родителями учащихся, у которых воспитанием детей наблюдаются определенные трудности, убеждаешься в том, что иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви.  Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям – но ведь без семени цветок на окне не вырастит!

        Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом – пожмешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Любовь необходима ребенку еще для того, чтобы он мог адекватно реагировать на  те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти требования останутся  не выполненными.

      Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они как правило всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки подаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.(Слайд)

      Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителе является принцип доступности. Он особенно актуален для семей ХХI века. (Слайд)

Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общении с детьми, что они много работают и заняты добывание куска хлеба.

       

Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

        Если у взрослых нет времени на общения с  собственным ребенком   сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра.(Слайд)

                Только имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.

Заключительная часть собрания.

Обсуждение «Правил благополучного родителя».

Работа с памяткой для родителей.

Чтобы узнать, насколько тема и содержание родительского собрания отвечает требованиям семьи, родителям предлагается анкета.

Обратная связь.

Памятка для родителей.(Слайд)

- Ваш ребенок взрослеет, вместе в его физическим взрослением наступает и умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

- Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

-  Рассказывайте о своих плана, о своих победах и неудачах в их реализации.

-  Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.

-  Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

-  Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

-  Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

-  Говорите правду ребенку, какой бы горькой она не была, учите экономить силы для достижения цели.

-  Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах

                  Правила благополучного родителя (Слайд)

1.Чем больше времени родитель проводит со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в родительском доме.

2.Чем меньше родители будут в общении со свои ребенком использовать угрозы и наказания, тем больше вероятности принятия взрослыми дети права на спокойную старость их родителей.

3.Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятности того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто, продемонстрирована взрослым ребенком.

4.Чем раньше родители научаться проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявления терпения и терпимости от взрослых детей.

5.Хамство и грубость с детства практически всегда возвращаются в не уютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

6.Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

7.Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

II. Практическая часть.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложенияСлайд)

Если:

1)ребенка постоянно критикуют, он учится  (ненавидеть):

2)ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);

3) ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);

4)ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);

5)ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным);

6) ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);

7)ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);

8)ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);

9) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);

10) ребенок живет в понимании, дружбе, люби, он учится ... (находить любовь в этом мире).

По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.

III. Заключительная часть.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти   выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.(Слайд)

 Хотелось бы закончить своё  выступление стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем проповедь выслушивать,(Слайд)

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь,

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же -  никогда..

Тот лучший проповедник,

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

Наши дети – самые строгие судьи, наши учителя. К чему они призывают нас? Видеть в каждом ребенке человека, относиться к нему с уважением, без этого не будет взаимного воспитания.

Заключительная часть.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Любите детей такими, какие они есть*Слайд)

Мы стараемся сделать все возможное, чтобы наши дети  избежали ошибок,  сделанных нами,  достигли того,  чего не удалось добиться нам самим. А когда он вырастет не таким, каким бы нам хотелось, мы начинаем упрекать его в лени, в неблагодарности и прочих грехах, забывая спросить, а что же надо ему самому. А надо ребенку, как ни странно, не так уж и много. Каждый ребенок нуждается в родительской любви, которая заключается в осознании того, что ребенок, в каком бы он возрасте не находился, - это личность со своими интересами, желаниями, обязанностями и правами. И нельзя лишать его самостоятельности в принятии решений.

Иногда же безграничная любовь родителей вместо нежности, радости, поддержки формирует в ребенке чувства неудовлетворенности, неуверенности, агрессии,

Формы проявления родительской нелюбви разнообразны. Прежде всего, это стремление оградить ребенка от всех трудностей, готовность исполнить любые его желания. Однако в будущем такая «любовь» приведет к беде: из такого излишне опекаемого и избалованного ребенка вырастет эгоист, совершенно не знающий жизни, не способный стать счастливым сам и подарить счастье родным и близким. Ведь это умение само не приходит, оно ненавязчиво прививается изо дня в день, в первую очередь родителями. Это обязывает их быть внимательными к сво

ему поведению, чтобы негативные стороны взаимоотношений между ними не отложились в сознании сына или дочери. От семейных ссор больше всего страдает дети, а не сами ссорящиеся.

Семейные ссоры и конфликты – это еще одна распространенная форма родительской нелюбви. Как бы родители ни пытались показать ребенку, что их разногласия никак не влияют на отношение к нему, вред, наносимый психике маленького человека в обстановке вражды между самыми близкими людьми, ничем не измерим. А если подобные размолвки приводят к уходу одного из родителей (чаще отца) из семьи, то в это время в целом мире не найти ребенка несчастнее, так как он чувствует себя ненужным и обманутым.

Самая ужасная форма родительской нелюбви – это откровенная жестокость, выражающая в применении физической силы. Она страшна тем, что укрепляет в сознании ребенка уверенность в незыблемости права сильного по отношению к слабому. Как правило, став взрослым, такой ребенок тоже начинает руководствоваться данным принципом. Но жестокость, как это уже не раз подтверждалось, бумерангом возвращается к тому, кто ее совершил. Дети, чьи родители считают универсальным средством воспитания ремень, становятся скрытными, изворотливыми, идут на любой обман, чтобы избежать наказания. У них нет мира в душе, а это состояние ведет к тому, что они во всех видят врагов: в учителях, в одноклассников и даже собственных родителях. Со сверстниками они ведут себя агрессивно. Все свои проблемы разрешают с помощью кулаков. Прежде чем опустить на ребенка занесенную для удара руку, загляните ему в глаза. И пока его взгляд таит лишь испуг, а не злобу, остановитесь. Иначе будет поздно. Очень скоро вам придется пожинать плоды своей жестокости. Не забывайте, что нет ничего отвратительнее, чем ударить того, кто слабее, кто в силу своего положения не может вам ответить. Долг каждого родителя – защитить ребёнка, подготовить к многочисленным жизненным невзгодам и потрясениям, встреча с которыми во взрослой жизни неотвратима, потому что реальная действительность – это не ровный путь, а извилистая дорога с нелегкими и опасными спусками.

Позвольте завершить разговор стихами на тему нашей беседы.

Любите нас такими,

Какие все мы есть.

Пусть недостатков в нас  не счесть,

Но мы же ваши дети,

И никого дороже

На всем огромном свете

Никто из вас не сможет

Найти средь суеты.

Мы  вашим станем продолженьем,

Надеждой вашей и судьбой,

Тревогой, счастьем, вдохновеньем.

Но чтобы вдруг не стали мы бедой,

Своею жизнью день за днем

Быть благодарными учите.

Любви родительской огнем

Любовь ответную ведите.

Ведь лишь она одна

Очаг домашний согревает,

Бывает так она сильна,

Что все невзгоды побеждает.

Так будьте же терпимей к нам,

Понять нас просто постарайтесь.

И вопреки безжалостным годам,

Душою молодыми оставайтесь.

Ошибки семейного воспитания

Все родители воспитывают детей

В меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.

Ошибка первая. Обещание больше не любить

Родители часто недовольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка — он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю».

Ошибка вторая. Безразличие

«Делай, что хочешь, мне все равно», — часто говорят родители, устав от каприз сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Словом, замкнутый круг. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится моя помощь, можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья. Слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная», — нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком.

Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный принцип в воспитании. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их рядом нет. Убеждение лучше чрез

мерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим».

Ошибка четвертая. Детей не надо баловать

Детство — короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая. Навязанная роль

«Мой ребенок — мой лучший друг», — заявляют иногда родители.

Для них ребенок — главное в жизни, он смышленый, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая. Денежная

«Больше денег — лучше воспитание», — убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

Ошибка седьмая. Наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых.

К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока маленький, но затем... Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

Ошибка восьмая. Слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

Ошибка девятая. Ваше настроение

Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша или купить давно обещанную игрушку — и все будет в порядке.

Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом — постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая. Слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени», — так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину — родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

                                  Задание:

разбиться на пары;

обсудить ошибки;

предложить возможности их исправления или свой вариант поведения в ситуации (только после этого зачитать с карточек заранее заготовленное).

                                                        Выступление  на родительском

                                                        собрании  подготовила  

                                                        социальный педагог  

                                                        ГБУ СО СРЦ   «Волжанка»

                                                        Курышова О.И.

                                                                     

                                                           

23.11.2014г.



Предварительный просмотр:

  1. Круглый стол "Наркотическая зависимость"

Цели занятия: 

  • воспитание у подростков ценностного отношения к здоровью, снижение интереса к алкоголю и психоактивным веществам;
  • формирование жизненных навыков, препятствующих к приобщению и употреблению ПАВ.

Задачи занятия: 

  • ознакомить подростков с важнейшими последствиями употребления наркотиков, выработка негативного отношения к употреблению наркотиков;
  • содействовать здоровью подростков и их здоровому поведению;
  • формировать у подростков представление об ответственности за себя.

Оборудование: мультимедийный проектор, бумажные ободки с надписями, бланки тестов, ручки, карандаши, плакаты, карточки с правилами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть

1)Знакомство с темой занятия.

   - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, на котором мы с вами поговорим о злободневной проблеме - проблеме наркомании. В мире насчитывается около 200 млн. человек, страдающих наркоманией. Это армия инвалидов в физическом и моральном отношении превосходит количество людей, ставшими инвалидами во второй мировой войне.

2) Обсуждение и принятие правил.

  После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на «черновике»: нельзя перебивать друг друга. После дальнейшего обсуждения записывается второе правило: нельзя мешать друг другу.

    Ведущий задает вопрос, должны ли у всех быть одинаковые мнения, и подчеркивает, что на групповом занятии нет правильных и неправильных ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье правило: нельзя оскорблять друг друга.

   Ведущий демонстрирует черновик, на котором три записи: «нельзя перебивать друг друга», «нельзя мешать друг другу», «нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? В ответах подчеркивает, что строгость придает слово «нельзя». Предлагает подумать как его заменить на слово «можно». После обсуждения предлагает свой вариант (или записанный со слов участников), при этом каждое правило записано на отдельном листке.

«Можно быть уверенным, что когда ты говоришь, тебя не будут перебивать»

«Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих».

«Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит».

  1. Основная часть.

1) Информационный блок: выступление врача- нарколога.

2)Групповая дискуссия «Наркотики: мифы и реальность».

В последнее время очень часто и очень много мы слышим из СМИ о такой проблеме, как наркомания.

Сегодня я предлагаю всем нам обсудить и разобраться – насколько же серьезна данная проблема. Хочется услышать ваши мнения.

Предлагаю вам провести групповую дискуссию, с помощью которой мы:

- увидим данную проблему с разных сторон,
- уточним персональные позиции и личные точки зрения всех присутствующих,
- выработаем общее мнение.

Предлагаю тем, кто считает, что можно попробовать наркотики, а потом бросить, – сесть за этим столом (на столе в подсвечнике – свеча темного цвета).

А тем, кто считает, что наркотики это серьезная проблема, сесть за этим столом (на столе в подсвечнике – светлая свеча).

Мы с вами проводили дискуссии не один раз, и все же я предлагаю повторить правила участия в дискуссии, т.е. ваши права и обязанности.

Работа в подгруппах.

На экране появляется текст (сначала мифа, а после его обсуждения - реальности). Каждый участник группы делится своим мнением и принимает решение о том, вредно употребление наркотиков или нет.

Если участник изменит свое мнение, что касается серьезности данной проблемы, он по своему желанию может пересесть за другой стол – на котором в подсвечнике горит светлая свеча.

(Выслушиваются все мнения, обсуждаются). Планируется, что в конце дискуссии все ее участники будут сидеть за одним столом, на котором в подсвечнике горит светлая свеча.

Дискуссия “Наркотики: мифы и реальность”

Мифы

Реальность

Употребление наркотиков. Это возможность попасть в круг избранных.

Человек, употребляющий наркотики, очень быстро оказывается изгоем, его начинают избегать прежние знакомые, друзья. Он оказывается в среде таких же наркоманов, опустившихся людей, преступников.

Алкоголь – удел “низших”, примитивных людей, наркотики употребляет “элита”.

Как алкоголь, так и наркотики разрушительно действуют на мозг человека – ведут к его деградации, причем многие наркотики делают это значительно быстрее, чем алкоголь.

Наркотики способствуют творчеству.

В состоянии наркотического опьянения человеку действительно часто кажется, что он делает что-то гениально. Однако чаще всего это иллюзии. На самом деле, уходя в мир иллюзий, человек перестает заниматься творчеством.

Многие пробовали наркотики, а потом бросили.

Бросить употреблять наркотики часто очень тяжело. Человеку приходится пройти через довольно мучительный процесс “ломки”. Даже от психической зависимости избавиться тяжело.

Наркотики помогают снять напряжение, расслабиться, улучшают настроение.

Период подъема в наркотическом опьянении сменяется затем состоянием апатии, подавленности, депрессии, тоски, раздражительности, для учащихся это длится значительно дольше.

Я всегда буду знать меру, в любой момент смогу бросить.

Попасть в зависимость от многих наркотиков можно уже после нескольких приемов. Безопасной меры здесь не существует.

Вывод:

Употребление наркотиков ведет к болезни. Страдают все внутренние органы человека. Разные наркотики по-разному влияют на органы человека (одни разрушают легкие, другие - печень и т.д.). Безопасных наркотиков не существует. Особенно страдает мозг.

3) Упражнение «Гроздь проблем».

 а) Суть игры.

  Сейчас мы разыграем небольшую сценку. В ней будут участвовать:

   Человек, который употребляет наркотики, его родственник, его Друг, его Проблемы:

  • Проблема с финансами (в связи с чем возникают финансовые проблемы у такого человека?)
  • Проблема со здоровьем (в связи с чем возникают проблемы со здоровьем?)
  • Проблема в отношениях (в связи с чем возникают проблемы в отношениях?)
  • Проблема с жизненными перспективами (в связи с чем возникают проблемы с жизненными перспективами?)
  • Проблема с личной жизнью (в связи с чем возникают проблемы с личной жизнью?)

Суть сценки заключается в следующем: на Человеке, который употребляет наркотики, буквально повисли все его проблемы, они раздирают его на части. Его пытаются спасать сначала Родственник, потом Друг. Они отдирают его от Проблем, пытаются освободить его. Но проблемы сопротивляются. Если же какую-то проблему удается оторвать от человека, употребляющего наркотик, она тут же повисает на том, кто ее отдирал. Если на родственнике или друге повисает две или несколько проблем, они начинают раздирать в разные стороны уже его. Если ему удается вырваться, они снова повисают на человеке, который употребляет наркотики ( проблема не может существовать без человека).

   Запрещается рвать одежду и наносить вред здоровью участников. Не стоит ломать руки, ставить синяки, рвать волосы и т.д. Ваши действия должны быть активными, интенсивными, но не причиняющими вреда. Игра будет идти до моего сигнала «СТОП»! Все понятно? Начали!

 б) Обсуждение.

 Первый круг. Поделитесь своими впечатлениями от того, что только что произошло. Сначала впечатлениями поделятся те, кто исполнял роли, а затем те, кто видел это все со стороны.

 Второй круг. Как вы думаете, какой смысл в этом упражнении? Про что оно?

Выводы: Ничто в жизни не дается нам просто так. Если мы хотим успехов, мы прикладываем к этому усилия. Если мы не хотим никаких усилий, мы тоже должны заплатить за это, только по другому. Человек, который употребляет наркотики, тоже платит за свой выбор. Вы уже видели, что на самом деле происходит в его жизни. И вы видели, что при этом страдает не только он, но и те люди, которые стремятся ему помочь. Получается, что такой человек не только сам расплачивается за свой выбор, но и заставляет расплачиваться за него окружающих.

4)Мозговой штурм «....» с использованием ИКТ.

5)Тест предрасположенности к наркотической зависимости.

III Заключительна часть

1) Упражнение «Мокрая собака»

2) Шеринг.

Социальный  педагог

 ГБУ СО СРЦ «Волжанка»                                                  О.И. Курышова                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к работе кружка по астрономии в школе

Это рабочая программа с каледарно-тематическим планированием к кружку по астрономии, расчитанная на 2 часа в неделю....

Учебно - методический материал. Самоанализ работы учителя.

Материал в помощь для создания портфолио учителя....

Методический материал по работе с песней на уроке

в работе представлены примеры   по работе работе с песнями Yellow submarine  https://www.youtube.com/watch?v=m2uTFF_3MaA , Everytjing at once   https://www.youtube.com/wa...

Методический материал по работе со старшими вожатыми

Данный материал поможет старшим вожатым, работающим в школах. А также методистам, возглавляющим методические объединения старших вожатых....

Методический материал "Методика работы над сочинением на уроках русского языка"

Методический материал опубликован на сайте www.proshkolu.ru...

Методический материал. Воспитательная работа при занятиях каратэ.

Одной из основных задач ДЮСШ является обеспечение условий для личностного развития занимающегося.Воспитательная работа – это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей...

Методический материал-презентация к проведению родительского собрания на тему:"Родителькая ответственность в воспитании несовершеннолетних"

В данном материале представлена информация, которая может использоваться классным руководителем, социальным педагогом и др. заинтересованными лицами (участвующими в воспитании подрастающего поколения)...