Классный час для обучающихся 5 классов по теме "Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь"
методическая разработка (5 класс) на тему

Светлакова Лидия Борисовна

Классный час на тему "Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь" разработала и провела социальный педагог МАОУ "СОШ №1" г. Горнозаводска Пермского края. 

Цель мероприятия: воспитание законопослушных учащихся.

Задачи:

1.                Разъяснить учащимся понятия «Правила» и  «Закон».

2.                Научить пользоваться детей своими правами во взрослом мире.

3.                Воспитывать ответственность учащихся за совершение противоправных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_svetlakova_l.b.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

Классный час в 5-х классах

«Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь»

Подготовила и  провела:

Светлакова Лидия Борисовна, социальный педагог МАОУ «СОШ № 1» г. Горнозаводска.

Ноябрь, 2015 год

Цель: Воспитание законопослушных учащихся.

Задачи:

  1. Разъяснить учащимся понятия «Правила» и  «Закон».
  2. Научить пользоваться детей своими правами во взрослом мире.
  3. Воспитывать ответственность учащихся за совершение противоправных действий.

Ход классного часа.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ КЛАССНОГО ЧАСА.   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

- Ребята, посмотрите на тему нашего классного часа, как её можно закончить.      ( Педагог обращает внимание детей на доску, на которой  записана часть  темы классного часа  « ПРАВИЛА И ЗАКОН, ……..»  Вторая часть  темы пока скрыта)

« ПРАВИЛА И ЗАКОН ….. »

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить ?

( Дети  высказывают предположения )

-Ребята, давайте теперь вместе прочитаем тему нашего классного часа.

( Педагог открывает вторую часть темы,  и дети вслух прочитывают тему классного часа).

- А теперь давайте вместе попробуем определить цели и задачи нашей сегодняшней встречи, используя  слова-глаголы:

Узнать ………

Поразмышлять…….

Вспомнить……

Научиться ……..

(Дети высказываются. Педагог обобщает высказывания детей, говоря о  целях и задачах классного часа)

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Социальный педагог:  

- Ребята, начнем сегодняшний разговор с того, что разберем несколько ситуаций. Эти ситуации порой рядом с нами, и мы должны знать, как поступить в той или иной.  Учитывая, что мы с вами уже разговаривали на тему об ответственности учащихся за противоправные действия,  вы должны отвечать бойко, рассуждать, думать и активно участвовать. На некоторых из них остановимся более подробно. Начинаем.

Ситуация № 1:

Несовершеннолетние Ваня и Сережа идут по школе громко смеются, разговаривают и выражаются нецензурной бранью.  На замечания взрослых не реагируют. Как с ними поступят?

(Ответы учащихся: привлекутся к наказанию: вызовут на беседу; вызовут родителей; вызовут инспектора полиции по делам несовершеннолетних).

Ситуация № 2.

Шли после школы домой, играли, затем игра перешла в драку. Стали обзываться, один ударил другого. Что будем делать в этом случае?

(Ответы учащихся: родители могут пойти в больницу и в полицию; постановка на учет в «группу риска»; проводят классные часы).

Ситуация № 3.

Ученик решил пропустить уроки без уважительной причины, т.е. прогуливает школу. Можно ли прогуливать занятия?

(Ответы учащихся: классный руководитель вызывает и спрашивает причину пропусков занятий, а затем приглашает для беседы родителей. Нельзя прогуливать занятия в школе. Знание – это сила).

Социальный педагог:

- Ребята, на этом задании остановимся  и  поговорим ещё раз о том, что ожидает ученика при пропусках занятий без уважительной причины более 20-30% рабочего времени. На основании докладных от учителей, ученик с родителями приглашается на заседание Совета профилактики школы и за нарушение Устава школы будет поставлен на учет в «группу риска». Далее формируется пакет документов: приказ директора школы о постановке на учет в «группу риска», разрабатывается индивидуальный план по коррекции, подписывается соглашение с родителями, характеристики и т.п. В последующем осуществляется контроль за успеваемостью, посещаемостью, дополнительной и каникулярной занятостью несовершеннолетнего, посещается семья по месту жительства и т.п. При том, что когда мальчиков (а порой и девочек) будут призывать на службу в армию, при поступлении в другое учебное заведение для продолжения получения образования мы будет вынуждены отразить в характеристике (возможно, что вы уже будете взрослыми)  то, что ребенок состоял в «группе риска». Все действия происходят строго на основании нормативно-правовой документации.  

Ситуация № 4.

-Часто во время конфликта одноклассник может порвать учебник другого ребенка. Как поступим?

(Ответ учеников: надо купить новый или заплатить за учебник. Обязательно извинится перед одноклассником).

Ситуация № 5.

Подросток появился в общественном месте в нетрезвом состоянии. Позор, но надо принимать меры. Какие?

(Ответ учеников: обязательно накажут: вызовут в полицию и накажут родителей, поставят на учет в подразделение по делам несовершеннолетних).

Социальный педагог:

А если подростку нет 18 лет, то кто несет за него ответственность?

(Ответ учащихся: родители.)

Социальный педагог:

Вот так и подошли мы с вами к нашей теме. Давайте ещё раз прочитаем тему нашего классного часа.

(Дети читают вслух тему «Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь»).  

Такая тема выбрана не случайно. Ежегодно подростками совершается 145 тысяч преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Актуальность темы не обходит и нашу школу, где ежегодно совершаются учащимися разного возраста, класса противоправные действия. Например:

Годы

2013

2014

2015

за 9 месяцев

Преступления/

участники

4/5 - кражи

3/2 – кражи

1/1 - кража

Правонарушения/участники

1/1

не своевременное получение паспорта

1/1

не своевременное получение паспорта

1/1 – УСН

Появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения

ООД/

участники

3/3 - побои

13/10 - побои

2/2 –

побои, кража

         Из таблицы видно, что ситуация не очень приглядная. И над этим нам надо задуматься. Пришло время сегодня об этом поговорим.

К сожалению, не каждый подросток осознает, что совершая противоправные действия, его ждет наказание и тяжелые, трудно исправимые последствия.

Вопрос: Как поступить, если вы оказались на улице города после 22 часов? Какое наказание может вас ожидать?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

В Пермском крае существует закон «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» от 31.10.2011 г. № 844-ПК, где четко прописано:

- что ночным временем признается время с 23 часов до 6 часов местного времени в период с 1 мая  по 30 сентября включительно и с 22 часов до 6 часов местного времени в период с 1 октября по 30 апреля включительно.

Вопрос: Подумайте и расскажите, почему законом  запрещено именно это время?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

Правильно, в это время чаще всего совершаются преступления, противоправные действия, и дети, которые оказались рядом, могут пострадать. В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается в ночное время детям, не достигшим 16 лет, находиться в общественных метах без сопровождения родителей. Поэтому, если вы идете с секции или кружка дополнительного образования, и вас останавливает работник полиции, то необходимо ему сказать правду: назвать Ф.И.О., домашний адрес, телефон родителей. Самим позвонить родителям и сообщить, что вы идете домой. Постановлением администрации Горнозаводского муниципального района от 02.11.2012 № 1321 перечислен перечень мест, где не допускается нахождение детей, не достигших 18 лет -  крыши, чердаки, подвалы, технические этажи строений; строящиеся и законсервированные объекты капитального строительства; нежилые и ветхие дома, бесхозяйные здания; электрические и газораспределительные подстанции; территории расположения матч сотовой связи, т.е. перечислены объекты, где можно причинить вред своему здоровью.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, вправе ли работник полиции задержать вас на улице в позднее время?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

Да, вправе.  Все взрослые, в том числе и работники полиции,  обеспокоены о вашем здоровье. В доброжелательной форме разговора сообщите о себе (опять же) правду, кто вы и откуда идете. Работник полиции или вы сами наберите  телефон своих родителей и сообщите с кем вы и, что идете домой. От того, как вы будете общаться с взрослыми людьми, будет складываться мнение о  вас у взрослых.    В противном же случае, работник полиции просто будет вынужден вас привести в отделение полиции и объявить розыск.  

Вопрос: Ребята,  давайте разберём следующую ситуацию. Учащийся задержался в классе. Когда все ушли, он залез в ранец одноклассника, взял телефон и положил его к себе в карман. Какое  правонарушение совершил подросток?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

 Существуют четыре вида юридической ответственности при нарушениях:

  1. Уголовная ответственность несовершеннолетних – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось восемнадцати лет. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним, являются: штраф; обязательные и исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок (ст.87 УК РФ). В статье 20 УК РФ оговорен возраст, с которого может наступить уголовная ответственность.  Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности:  за убийство (ст.105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), кражу, грабеж, разбой, вымогательство, вандализм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др.
  2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. К ответственности привлекаются несовершеннолетние с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
  3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
  4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Социальный педагог:

 20 ноября 1989 года принята Конвенция о правах ребенка. Народы Организации Объединенных Наций считают, что РЕБЕНОК должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе МИРА, ДОСТОИНСТВА, ТЕРПИМОСТИ, СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА И СОЛИДАРНОСТИ. Дети – это лицо от 0 до 18 лет. Ответственность за него несут родители. Ребята, обратите внимание на то, какими хотят увидеть вас ваши родители, учителя, когда вы повзрослеете.

 

Социальный педагог:

Ребята, давайте предположим, что вас задержали и привели в полицию. Ваши права и ваши действия.  

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

Ребята, запомните:

Вы имеете право:

- Скажите дежурному, если он замешкался, чтобы он позвонил вашим родителям и сообщил, где вы и почему.

- Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны незамедлительно выпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

- Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. Родители обязаны присутствовать.

За какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог подводит итог:

- Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде.

- Мелкое хулиганство: драка, злословие и др.

- Злостное неповиновение.

- Нарушение правил дорожного движения.

.

4. РЕФЛЕКСИЯ

Социальный педагог:

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в самом начале нашего  классного часа.

- Что нового вы узнали …….

- Чему научились ……

- О чем размышляли ……

(Дети  высказывают своё мнение)

Социальный педагог:

В завершение  нашего классного часа хочется пожелать вам успехов в учебе, достижений в ваших делах, совершайте только хорошие поступки, думайте о своей жизни, берегите свое здоровье и здоровье своих близких.

* Достигнуты результаты: В центре работы социального педагога всегда на первом месте находится защита прав ребенка, его социализация и успешная интеграция в обществе.  Поэтому особое внимание было обращено на личностные результаты ответов: способность включаться и способность ученика самостоятельно выбирать свои способы решения на создавшуюся проблему и самому оценивать результат. Активно мыслить, реагировать. Быть уверенным в себе и не испытывать чувство страха (в частности за неправильный ответ) в создавшейся ситуации.

 

*Использовались нормативно-правовые документы:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Конвенция о правах ребенка;
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации;
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка с использованием ИКТ в 8 классе по теме: «Sport in our Life» («Спорт в нашей жизни»)

Урок английского языка с использованием ИКТ в 8 классе по теме: "Спорт в нашей жизни"....

Конспект урока для 6 класса по французскому языку по теме : "Роль книг в нашей жизни."

Конспект урока по французскому языку для 6 класса предназначен для учеников общеобразовательных школ....

Как слова влияют на нашу жизнь

Материал для беседы с учащимися о чистоте нашего языка...

Как слова и мысли влияют на нашу жизнь

Материал для работы с подростками...

План-конспект урока в 7 классе по немецкому языку по теме "Спорт. Спорт в нашей жизни" на семинаре учителей иностранного языка.

Этот урок проводится в 7 классе и посвящён очень актуальной теме в наши дни и для подростков, и для взрослых людей. Этой проблеме сейчас уделяется большое внимание....

Как убеждения влияют на нашу жизнь?

Убеждения- это , по сути, свод своеобразных верований и система оценок, которые имеет человек. Нередко такие убеждения могут мешать человеку жить  счастливо, поскольку то, во что человек верит, в...