Развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
статья ( класс) на тему

Евгения Михайловна Рыжикова

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой основной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл at.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рыжикова Евгения Михайловна }

Развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой основной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

      Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Ребенок в творческой трудовой деятельности стремится выразить своё «я». Все дети хотят создать ту или иную творческую работу, но не всегда могут проявить себя в конечном результате. Поэтому педагог должен развивать не только творческие способности ученика, но и учить его правильно доступно донести учебный материал. В результате правильно проводимого обучения школьники быстрее привыкают к обстоятельствам, у них повышается интерес к знанию, к науке, рождается стремление к дальнейшему совершенствованию в рисовании и трудовой деятельности. Кроме демонстрации наглядных пособий необходимо задавать ученикам вопросы, чтобы убедиться, достаточно ли ясно усвоили они правила исполнения конкретной задачи. Приобщая детей к трудовой деятельности, надо предоставлять им больше возможностей для самостоятельного творчества. Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в интересной деятельности. Работая с детьми, я должна раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Для того, чтобы дети развивали способности к Творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального процесса обучения и воспитания, пересмотра «держания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

В процессе реализации ФГОС педагогами выявлено, что одним из наиболее продуктивных направлений развития творческих способностей детей в трудовой деятельности является учебно-исследовательская деятельность, которая способствует:

1} развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;

  1. созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  2. освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
  3. становлению сферы общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами;
  4. обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
  5. формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

7} формированию сообщества детей и педагогов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

Отметим основные формы учебно-исследовательской деятельности младших школьников:

  1. объединения учащихся по интересам;
  2. олимпиады;
  3. выставки и др.

Ежегодно в нашей школе № 480 проводятся выставки и конкурсы детского творчества, по результатам которых составляется : и пополняется список одарённых детей и составляется рейтинговая таблица, особенно замечательные выставки проводятся перед ; новогодними праздниками: и поделки, и рисунки, и аппликации... ; Всё ярко, красочно, блестяще!

«Шапочка с блестками, борода из аппликации на скатерти, немного украсили саму открытку - и готово! Дедушка Мороз уже стучится в дверь в новогоднюю ночь! Такую открытку любо- дорого подарить друзьям с пожеланиями». Две-четыре строчки, но в стихотворной форме. Вот вам и межпредметные связи! Творчество детей, конечно, необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок трудового обучения.

В школе ученики на уроках русского языка и литературы и ученики надомного обучения выполняют такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Любая творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях. Наиболее эффективно развиваются творческие способности, в художественном труде посредством аппликации.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений, у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы.

   Уже в начальном звене обучения я обращаю внимание на одарённых детей, вовлекая их в творческую работу. В таком случае работа намного аффективнее и плодотворнее, радует своим результатом, появляется гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей, в которых вложена частичка моего труда.

Список литературы:

  1. Азарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших школьников//Начальная школа, 1998 - №4.
  2. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся, 2007.
  3. Зак АЗ. Методы развития способностей у детей, 1994.
  4. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте//Начальная школа, 2004.- №6.
  5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. 1988.
  6. ХуторскийА.В. Развитие творческих способностей, - М., 2000.
  7. Шадриков В.Д. Развитие способностей// Начальная школа,' 2004. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся, как одно из условий личносто-ориентированного подхода к обучению на урокаханглийского языка

          Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие...

VIII зональные педагогические чтения по теме: «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС»

Организатор:комитет образования Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области.Дата проведения: 16.04.2021 гМероприятие направлено на обсуждение эффективных...