Понятие девиантного поведения: формы, причины возникновения у старших подростков
статья на тему

Никулина Елена Александровна

Проблема девиантного поведения является одной из самых острых для современного общества. Поэтому необходимо понимать причины девиантного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие девиантного поведения: формы, причины возникновения у старших подростков

Проблема девиантного поведения подростков является одной из наиболее острых для современного общества. В последние годы наблюдается рост отклоняющегося поведения среди подростков. Для разработки и реализации средств и методов профилактики девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения необходимо проанализировать теоретические подходы и определить понятие девиантного поведения, формы и причины его возникновения у старших подростков.

Проблема девиантного поведения подростков рассматривается в работах таких ученых, как Гонеев А.Д., Клейберг Ю.А., Леонова И.В., Лифинцева Н.И., Ничишина Т.В., Рожкова М.И., Шнейдер Л.Б., Целуйко В.М., Ялпаева Н.В. и др.

 По мнению М.И. Рожковой, под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе и социальной среде норм и ценностей. То есть это действия, не соответствующие общепринятым законам, правилам, нормам, традициям общества.

С точки зрения В.М.Целуйко, девиантное (отклоняющиеся) поведение – это действия и поступки людей, отклоняющиеся от общепринятых норм (правовых, культурных, этических, социальных).

По определению А.Д. Гонева, Н.И. Лифинцевой, Н.В. Ялпаевой, девиантное поведение подростков может проявляться в нескольких плоскостях:

  • как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, недисциплинированность, несобранность, лень, лживость, агрессивность, упрямство);
  • как особенности отдельных психических процессов (импульсивность, повышенная возбудимость, повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность, повышенная активность или пассивность ребенка и др.);
  • как низкая общая культура, негативное отношение к нормам и правилам, к окружающим людям (равнодушие, необязательность, прогулы и невыполнение заданий в школе, бродяжничество, конфликты с родителями, педагогами и сверстниками и др.);
  • как вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотических средств).

К основным нарушениям поведения у подростков относят: воровство, вымогательство, хулиганство, ложь, уходы и побеги из дома, прекращение учебной деятельности, агрессивное поведение, жестокое обращение к людям или животным, преступления против личности, разрушение и порча имущества, употребление алкоголя и наркотических веществ.

По мнению Нитишиной Т.В. девиантное поведение детей может быть обусловлено рядом факторов:

  • неправильным воспитанием;
  • индивидуальными особенностями ребенка (нестабильностью психических процессов);
  • особенностями восприятия ребёнком каких-либо действий родителей и своей интерпретацией их;
  • неадекватным (защитным) реагированием ребенка на возникшие трудности;
  • неудовлетворенностью ребенка взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями;
  • педагогическими ошибками учителей;
  • стрессовыми ситуациями в семье (развод родителями, невнимание родителей, ревность к младшему ребенку в семье, различные формы насилия в семье: унижение, оскорбление, пренебрежение потребностями ребенка).

Зачастую девиантное поведение проявляется в обычных детских поступках, связанных с незнанием ребенком норм и правил поведения. У подростков проявление девиантного поведения связано с особенностями развития и с неумением контролировать свое эмоциональное состояние. И поэтому говорить о том, что детский проступок обязательно трансформируется в тяжелое правонарушение неправомерно, то есть девиантное поведение ребенка можно рассматривать, как проходящее явление. Однако, девиантное поведение подростка в период формирования личности, становления самосознания, оставшееся без внимания со стороны родителей, может приобрести устойчивый характер, закрепиться в сознании и «перерасти» в противоправное поведение, представляющее опасность, как для подростка, так и для окружающих его людей.

Для того чтобы знать, как скорректировать и предотвратить девиантное поведение подростка необходимо знать причины его возникновения.

Рожкова М.И. подразделяет причины отклоняющегося от норм поведения на две группы:

  1. Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.
  2. Причины социального и психологического характера.

Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.

Для решения проблем ребенка, связанных с психическими отклонениями или с эмоциональными расстройствами необходима помощь психиатра. Но в нашей стране, лишь малая часть детей попадает на прием к врачу. В решении данной проблемы также должны участвовать и педагоги, психологи и социальные работники. Данные специалисты не могут поставить диагноз, но могут выделить симптомы и при необходимости посоветовать обратиться к врачу.

Рожкова М.И. выделяет следующие симптомы:

  • неадекватность поведения ребенка нормативам соответствующим его возрасту;
  • длительность сохранения расстройства;
  • длительные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей;
  • появление изменений в поведении ребенка по сравнению с его обычным поведением;
  • появление фобий и кошмаров.

Как правило, следует обращать особое внимание на целый ряд симптомов, которые существуют одновременно, а не на один симптом.

Причины социального и психологического характера:

  1. Дефекты правового и нравственного сознания.
  2. Содержание потребностей личности.
  3. Особенности характера.
  4. Особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, отклонения в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности, неблагоприятной окружающей ситуацией, недостатками воспитания. Наиболее часто встречающимися причинами девиантного поведения подростков являются незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения. Кроме того, девиантное поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения или протестом против требования взрослых. Обычно противостояние нормам, ценностям и требованиям со стороны взрослых носит кратковременный характер и легко преодолевается. Для этого взрослым необходимо пересмотреть своё отношение к подросшим детям.

Также причиной девиантного поведения у подростков может стать и социально благополучная среда, но низкая по уровню материального обеспечения. Если у подростка не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельности, то он может переступить принятые в данном обществе нормы поведения. Это может выражаться в виде протеста против своих условий жизни, или в нарушении закона с целью повышения уровня жизни. В социально и материально благополучной среде при несформированности моральных норм и из-за конфликтов со взрослыми подросток может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной компании.

Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени и материальные проблемы родителей также часто являются основными причинами, которые провоцируют девиантное поведение.

Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении подростка наибольшее значение имеют проблемы в семье ребёнка, педагогическая некомпетентность родителей, неблагополучие, разлад в семье, сложные взаимоотношения ребёнка с родителями, непонимание и незнание родителями трудностей детей, недостаток внимание к детям, чрезмерная родительская опека, несправедливое отношение, занижение самооценки ребёнка родителями.

Некоторые авторы считают, что к числу важных причин также относится сама государственная политика по отношению к проблемам семьи, отсутствие положительных образов и позитивной информации в окружающем медиапространстве. Поэтому существует необходимость принятия серьёзных мер на государственном уровне.

Г.Н.Сибирцова подразделяет причины девиантного поведения детей на две группы:

Внешние причины:

  1. дефекты семейного воспитания: 
  • неполная семья;
  • состояние здоровья родителей, не позволяющее осуществлять контроль за детьми в полной мере;
  • низкий материальный уровень жизни семьи и неудовлетворение необходимых потребностей ребенка;
  • низкий социально-культурный уровень родителей и отсутствие у них педагогических знаний;
  • пример аморального поведения родителей (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и т.д.)
  • отсутствие у родителей детского семейного опыта вследствие воспитания в детских домах, школах - интернатах и т.д.;
  • непродуктивный стиль воспитания в семье – несогласованность предъявляемых ребенку требований, жестокость родителей и их ориентация в воспитании на наказания и запреты, отрицание самоценности ребенка и его бесправие, чрезмерные материальные поощрения и потакание капризам ребенка;
  • тепличные условия ребенка, то есть отстранение ребенка от любых жизненных проблем, что способствует формированию, инфантильности, черствости и неспособностью преодолевать жизненные сложности;
  • отсутствие должного внимания со стороны родителей к учебной деятельности ребенка, его ближайшему окружению (компании), жизненным проблемам, интересам, характеру использования свободного времени;
  • нарушение семейных взаимоотношений: семейное насилие (унижения, словестные оскорбления, пренебрежение к потребностям ребенка), конфликты в семье, гиперопека, гипоопека;
  • стрессовая ситуация в семье: развод родителей, смерть любимого человека, рождение в семье еще одного ребенка и переключение внимания на малыша
  • трудовая занятость женщины.
  1. Недостатки учебно-воспитательной работы в школе:
  • низкий уровень внеклассной воспитательной работы с учащимися, как следствие – отсутствие условий для самовыражения учащихся, незанятость детей внеурочными видами деятельности;
  • отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и средств воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка;
  • формализм деятельности детских и молодежных общественных организаций в условиях школы;
  • профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской и возрастной психологии, отсутствии педагогического такта (оскорбления, насмешки т.д.), преобладании авторитарного стиля поведения учителя (подавление личности школьника) или либерального (отсутствие контроля за успеваемостью, поведением, посещением школы, характером занятий во внеучебное время) стиля взаимоотношений с учащимися, необъективном подходе к оценке знаний;
  • низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу;
  • внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров, учебные перегрузки школьников.
  1.  Социальная среда

В числе факторов, негативно влияющих на развитие личности школьника и способствующих отклонению в его поведении, выступают следующие проблемы, характерные для нашего социума:

  • пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
  • доступность в юношеской среде табака, алкоголя, наркотиков и т.д.;
  • отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков;
  • кризис системы ценностей, превалирование материальных ценностей в жизни людей над духовными;
  • допустимость несоблюдения детьми и подростками общепринятых норм и правил поведения, ослабление социального контроля за поведением и деятельностью подрастающего поколения;
  • асоциальные образцы поведения взрослых.

В силу влияния представленных факторов у детей и подростков может возникать чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению с себе подобными, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы и интересов, что часто выражается в формировании дворовых компаний.

        Внутренние причины:

  1. Индивидуальные психофизиологические особенности:
  • генотип;
  • состояние физического и психического здоровья.
  1. Личностные особенности ребенка:
  • доминирующие психоэмоциональные состояния (темперамент, характер);
  • особенности эмоционально-волевой сферы (неустойчивость поведения, гиперзависимость, неоправданное упрямство).

Среди конкретных причин возникновения девиантного поведения наибольшее значение имеют проблемы в семье. Семья является естественной средой, в которой формируется определенный образ жизни ребенка. Именно атмосфера в семье является индикатором поведения подростка.

На основе анализа теоретических подходов к определению понятия девиантного поведения подростков, представленного в научной литературе, можно сделать следующие выводы:

  1. Девиантное поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам;
  2. Особенностью девиантного поведения является то, что оно наносит вред самой личности или обществу;
  3. Девиантное поведение, в большинстве случаев, можно охарактеризовать как повторяющееся;
  4. Девиантное поведение не должно отождествляться с психическими заболеваниями;
  5. Среди конкретных причин возникновения девиантного поведения наибольшее значение имеют проблемы в семье. Семья является естественной средой, в которой формируется определенный образ жизни ребенка. Именно атмосфера в семье является индикатором поведения подростка.

Таким образом, девиантное поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам, наносящее вред самой личности или обществу. Основными причинами девиантного поведения подростков являются неблагоприятная окружающая среда, недостатки воспитания, проблемы в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, закрепления и систематизации изученного, для построения визуального ряда воспри...

"Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".

Данный урок является ознакомительным по курсу «Макроэкономика» раздела «Безработица и инфляция» 11 класса. Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала осно...

ТЕМА урока: "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".

Формирование представлений о принципах функционирования рыночной экономики.Образовательные:·         сформировать знания о воздействии инфляции на экономику;·...

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике...

Девиантное поведение учащихся причины признаки организация работы по его профилактике

Девиантное поведение учащихся причины признаки организация работы по его профилактике...

Областной практико-ориентированный семинар «Профилактика девиантного поведения школьников: построение модели работы с подростками в условиях реализации ФГОС ООО»

21.02.19 социальный педагог МБОУ СОШ № 2 п.Добринка Григорова Е.В. приняла участие в областном практико-ориентированном семинаре «Профилактика девиантного поведения школьников: постр...

Мысли вслух "Девиантное поведение молодёжи: причины, проблемы, конфликты"

Мысли вслух "Девиантное поведение молодёжи: причины, проблемы, конфликты"...