Особенности развития ребёнка, лишенного родительского попечительства
статья на тему

Сафонова Елена Валентиновна
доклад на методическом объединении воспитателей детского дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассматривая особенности развития ребенка младшего школьного возраста, лишенного родительского попечительства, необходимо учитывать, что дети, попавшие в детские дома, школы – интернаты, приюты, как правило, имеют очень непростые показатели в своём биографическом прошлом. В отношении многих из них можно говорить, что они являются социально – педагогически запущенными.

Внешними причинами социально – педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания (или отсутствие такого воспитания), на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно – образовательной работе детских учреждений. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

Социально – педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве, примерно с трехлетнего возраста. В младшем школьном возрасте, в связи с переходом к учению, в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения.

Психологическим механизмом социально – педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных.

Попадание ребенка в детский дом оказывает на его психику травмирующее воздействие и способствует возникновению нервно – психических нарушений.

Нервно – психические нарушения, которые возникают у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций, носят название реактивных состояний.

Нервно – психические нарушения при реактивных состояниях у детей носят чрезвычайно разнообразный характер, проявляются в различной степени. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации, от длительности её воздействия, возраста ребёнка, общего состояния его здоровья и от индивидуальных особенностей личности. Реактивные состояния могут проявиться в заикании, в тикозных подёргиваниях в различных частях тела, страхах, недержаниях мочи.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, в общении необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Во всех типах учреждений, где воспитываются дети – сироты и дети, лишенные родительского попечительства, существуют трудности в организации благоприятных условий для их жизни и самочувствия. Растущий в условиях интернатного типа ребёнок, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его общение не развито: контакты поверхностны, нервозны и поспешны – он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию и пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что он очень рано начинает занимать по отношению к другим негативную позицию.

Особая проблема – феномен «Мы» в условиях детского закрытого учреждения. В таких учреждениях у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «Мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает защищённость ребёнку. В условиях жизни детского дома у детей стихийно складывается «Мы» закрытого учреждения. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» дети стремятся получить свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «своим» и «чужим» воспитанникам учреждений. Младшие учатся у старших этой позиции. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться как со своими сверстниками, так и с младшими по возрасту. Эта позиция формируется из –за многих причин, но, прежде всего из – за нереализованной потребности в любви и признании и эмоционально нестабильного положения. У таких детей масса проблем, которые неведомы ребёнку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им право к правонарушению.

Ребёнок, живущий в детском доме, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Детям младшего школьного возраста особенно трудно: если их переводят из дошкольного учреждения для сирот в школьное, это вызывает новое напряжение, тревогу по поводу новой жизни в новом учреждении – они должны адаптироваться к новым воспитателям, к новым сверстникам.

Особая проблема – отсутствие в детских домах свободного помещения, в котором бы ребёнок мог бы расслабиться, побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно – в одиночестве и обособлении от других людей. Каждому необходимо это особое состояние, когда происходит внутренняя работа, формируется сознание. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что у детей возникают аномальные отношения друг с другом, появляются отклонения в развитии личности. Очень рано развивается склонность к бродяжничеству.  На улице они чувствуют себя свободнее от воспитателей и учителей, но неприкаянными и чужими для прохожих. В больших городах они часто осваивают чердаки и подвалы, где ощущение полной свободы толкает их на безрассудные и непредсказуемые поступки. Младшие берут пример с более сильных и приспособленных старших детей и подражают им во всём.

Младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причём отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь с оценивающей деятельностью учителя, воспитателя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.).

Ещё одной проблемой является то, что у детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность за сохранность вещей. Такая особенность в отношении к вещам наблюдается у детей всех возрастов. Формальное принуждение к дисциплинированности таит в себе опасность агрессивного отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребёнка. Эти дети нуждаются в особом профессиональном отношении. Помощь взрослых должна состоять в умении выработать у детей правильную жизненную позицию, снять стремление к потребительству, негатизм, отчуждение не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

Работа с детьми в учреждении сиротского типа – это совсем иная психологическая ситуация, чем работа с детьми из полной семьи. Здесь ребёнок чаще всего находится под прессом негативной социальной оценки его появления на свет или его принадлежности к низам общества. Эти дети живут с ярлыком «подкидыш» или «отказной», достаточно часто они слышат от окружающих «напоминание» о том, что они являются сыновьями или дочерьми алкоголиков, тунеядцев, рецидивистов и т.п.

Дети, лишенные родительского попечительства, часто имеют отклонения в психическом и физическом развитии. Эти отклонения в свою очередь могут оказывать существенное влияние на обучение ребёнка в школе.

Достаточно часто у них диагностируется задержка психического развития (ЗПР). К моменту начала школьного обучения дети с ЗПР не приобретают тех знаний, навыков и умений, которыми самостоятельно овладевают нормально развивающиеся дошкольники. У них недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные математические и языковые обобщения, составляющие необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения. Дети с ЗПР плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать  в повседневной жизни. Они довольно часто не могут ответить на вопросы, касающиеся их самих (назвать свой возраст, день рождения, сообщить свой адрес и т.п.).

И в заключении я хочу сказать словами Роберта Рождественского:

Всё начинается с любви,

Твердят: «В начале было слово».

А я провозглашаю снова:

« Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа, глаза цветов,

Глаза ребёнка.

Всё начинается с любви».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лишение родительских прав

Материал для родительского собрания...

родительское собрание роль семьи в моральном развитии ребёнка

родительское собрание направлено на побуждение родителей к размышлениям об особенностях воспитания в собственной семье...

«Особенности развития младшего школьника».Родительское собрание в начальной школе.

«Особенности развития младшего школьника».Родительское собрание в начальной школе. Психологические особенности детей 7-10 лет....

Программа по психолого-педагогическому сопровождению лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, но желающих восстановиться в родительских правах «ВТОРОЙ ШАНС»

Целью программы «Второй шанс» является создание условий для восстановления детско-родительских взаимоотношений.Данная цель конкретизируется в следующих задачах:выявить актуальное состояние...

Программа "Родные узы" по работе с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах.

Программа  «Родные узы»  направлена  на  работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной  на восстановление или...

Психологические особенности развития ребёнка,оставшегося без попечения родителей.

Есть ли специфика развития , социализации и обучения в школе у детей-сирот или их путь становления сравним с исторями других детей в школе?...