Главные вкладки

    Выявление жестокого обращения с детьми в семье (консультация для педагогов)
    консультация на тему

    Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    «Выявление жесткого обращения с детьми в семье»

    1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. 

    Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

    Внешний вид:
    - множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
    - задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);
    - признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
    Основные типы травм:
    На теле – синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
    На голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
    Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.
    Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.
    Возраст 0 - 6 мес.:
    - малоподвижность;
    - безразличие к окружающему миру;
    - отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
    - редкая улыбка в возрасте 3-6 мес. 
    Возраст 6 мес. – 1.5 года:
    - боязнь родителей;
    - боязнь физического контакта со взрослыми;
    - постоянная беспричинная настороженность;
    - плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
    - испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
    Возраст 1,5 – 3 года:
    - боязнь взрослых;
    - редкие проявления радости, плаксивость;
    - реакция испуга на плач других детей;
    - крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.
    Возраст 3 года – 6 лет:
    - примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
    - пассивная реакция на боль;
    - болезненное отношение к замечаниям, критике;
    - заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
    - псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
    - негативизм, агрессивность;
    - лживость, воровство;
    - жестокость по отношению к животным;
    - склонность к поджогам;
    Младший школьный возраст:
    - стремление скрыть причину повреждений и травм;
    - одиночество, отсутствие друзей;
    - боязнь идти домой после школы.
    Подростковый возраст:
    - побеги из дома;
    - суицидальные попытки (попытки самоубийства);
    - делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
    - употребление алкоголя, наркотиков.
    Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
    - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
    - позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
    - обвинение в травмах самого ребенка;
    - неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
    - отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
    - невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
    - обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
    - рассказы о том, как их наказывали в детстве;
    - признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

    1. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Назовем их:

    - мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
    - введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;
    - сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
    - несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;
    - мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
    - эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком;
    - вуаеризм – подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или пребывания в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию.
    Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.
    Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
    а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
    б) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
    Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
    - повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;
    - расширение ануса;
    - следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
    - заболевания, передающиеся половым путем;
    - беременность;
    - повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
    - резкие изменения веса (потеря или прибавление);
    - вагинальные кровотечения;
    - психосоматические расстройства.
    Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.
    Дети дошкольного возраста:
    - ночные кошмары;
    - страхи;
    регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);
    - несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
    - открытая мастурбация;
    - несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
    - беспричинные нервно-психические расстройства. 
    Дети младшего дошкольного возраста:
    - низкая успеваемость;
    - замкнутость, стремление к уединению;
    - изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
    - ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
    - несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
    - стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
    Дети старшего школьного возраста, подростки:
    - депрессия;
    - побеги из дома или институциональных учреждений;
    - низкая самооценка;
    - угрозы или попытки самоубийства;
    - сексуализированное поведение;
    - употребление наркотиков или алкоголя;
    - проституция или беспорядочные половые связи;
    - жалобы на боли в животе.

    1. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:

    - открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    - оскорбление и унижение его достоинства;
    - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
    - преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
    - предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
    - ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
    - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
    Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить - эмоциональное насилие:
    - задержка физического и умственного развития;
    - нервный тик;
    - энурез
    - печальный вид;
    - различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
    Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
    - беспокойство или тревожность;
    - нарушение сна;
    - длительно сохраняющееся подавленное состояние;
    - агрессивность;
    - склонность к уединению;
    - чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
    - угрозы или попытки самоубийства;
    - неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
    - плохая успеваемость;
    - низкая самооценка;
    - нарушение аппетита.
    Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
    - нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;
    - оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;
    - постоянное сверхкритичное отношение к нему;
    - негативная характеристика ребенка;
    - отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
    - перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
    - открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

    1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
      Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка:
      - отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
      - отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
      - нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
      Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
      Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
      Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
      - утомленный, сонный вид, опухшие веки;
      - санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
      - низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, - во время пребывания в больнице или приюте);
      - - задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
      - задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
      - выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;
      - частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
      - многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
      - повторные повреждения от случайных травм или отравлений.
      Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
      - постоянный голод и/или жажда;
      - кража пищи;
      - стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе - внимание взрослых;
      - требование ласки и внимания;
      - подавленное настроение, апатия;
      - пассивность;
      - агрессивность и импульсивность;
      - деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
      - неумение общаться с людьми, дружить;
      - неразборчивое дружелюбие;
      - регрессивное поведение;
      - мастурбация;
      - трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
      - низкая самооценка.
      Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.
      Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.
      Социальные проблемы семьи.
      Факторами риска считаются:

      - неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;
      - семьи с приемными детьми;
      - наличие в семье больного алкоголизма или наркоманией;
      - социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;
      - стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
      - использование физического и психического насилия в качестве наказания;
      - юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
      - низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
      - статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
      Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:
      - психические заболевания (психоз, депрессия);
      - критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
      - умственная отсталость;
      - недостаточный самоконтроль или импульсивность;
      -наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцесты, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;
      - родители в детстве сами подвергались жесткому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
      Факторы риска, характеризующие особенности детей – жертв насилия:
      - нежеланный ребенок;
      - наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
      - низкая масса тела при рождении, недоношенность;
      - врожденные уродства;
      -нелюбимый ребенок в семье;
      - сходство с нелюбимым родственником;
      - нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
      - «трудный» ребенок;
      - высокоодаренный или талантливый ребенок.

      Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

    Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"

    Презентация к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье" - информация, рекомендации, советы.....

    Деятельность социального педагога по защите прав ребёнка: выявление жестокого обращения с детьми.

    Цель консультации - обозначить причины возникновения и распространения агрессии в образовательной среде, проявления жестокого обращения с детьми в семьях и рассмотреть деятельность социального педагог...

    Результаты анкетирования на выявление жестокого обращения с детьми

    Полученные и опубликованные здесь результаты - пища для размышлений родителям и учителям. Общайтесь с детьми по принципу "Не навреди"!...

    Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

    Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, ...

    АНКЕТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

    Анкета  составлена для выявления жестокого обращения с детьми...

    Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.

    Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, ...