Система профилактической работы
опыты и эксперименты на тему

      Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многогранный, многоаспектный и продолжительный во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_profilakticheskoy_raboty_v_mbo1.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Система профилактической работы в МБОУ «СОШ №25».

       

      Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многогранный, многоаспектный и продолжительный во времени.

Основное направление работы социального педагога - защита прав ребёнка, на всех уровнях: от  бытового  до нормативно - законодательного.  

С чего начинается  работа социального педагога?

-обновления Базы данных учащихся и их родителей, которая состоит из следующих разделов (на мультимедио) (скинуть)

-с детального анализа – летний период, 1 полугодие и годовой. Исходя из анализа и с учетом времени, проблем планируется работа Кабинета профилактики

-планирования  на следующий  учебный год.

Планирование:

1.Программы – ориентир  на длительное время

2. План работы школы

3. План воспитательной работы школы (Кабинет воспитания)

4.План работы Кабинета профилактики:

*программы, которые корректируются ежегодно: «Антинаркотическое воспитание через учебные предметы» для всех классов. «Мы и право» -для всех классов. «Полезные привычки» - начальная школа. Программа деятельности. Программа деятельности с учащимися группы «риска»(все виды учёта и  «опекаемые»)

*система выявления учащихся, склонных к употреблению ПАВ;

*план работы с замещающей семьёй;

* план работы с неблагополучной семьёй;

* план работы по профилактике экстремистской деятельности;

*план работы Совета Отцов;

*план работы Совета профилактики

*план работы по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних;

*план работы – «Институт наставничества»;

*план совместных профилактических мероприятий сУМВД ОДН;

*циклограмма отчетности специалистов (всех) профилактики; *циклограмма по месяцам.

И только чётко спланированная целенаправленная систематическая работа, при согласованном взаимодействии субъектов профилактики может привести к раннее заявленному результату.

       В школе создана и успешно функционирует СПС.

Учащимися и их родителями,  находящиеся в социально – опасном положении, состоят на учёте у специалистов службы.

  Диагностика социально - педагогически запущенных детей, осуществляется в виде  социального контроля, социально-психологических тренингов,  анкетирования, тестирования. Общие результаты диагностических мероприятий (психолога, классного руководителя, социального педагога) являются ключевыми моментами  при определении путей коррекционной деятельности, выбора форм и методов для работы с учащимися и родителями.

 Наша работа предполагает решение проблемы «здесь и сейчас». Времени на подготовку нет. Поэтому пользуемся заготовками, алгоритмами,  которые складываются в сознании годами. Например: адаптация пятиклассников ( в начальной школе – коллектив), а в 5 –м группируются, конфликтуют и ,,,Надо выяснить (с ходу) кто с кем и кто против кого «Круг». Все сразу видно.

В классе новенький, «изгой» - деление на группы. Общая тема  (рисование) Не получилось – без договорённости. Милицейский класс внёс новое дыхание: взяли шефство над проблемными  школьниками из младших классов, проводили профилактические мероприятия с «курильщиками», патрулировали территорию школы, дежурили на праздничных мероприятиях, своим внешним видом показывали обучающимся как важно быть аккуратным и подтянутым.

Новая форма – организация и  апробирование работы Школьной службы примирения.  В данное время разработаны методические основы по организации ШСП. Подведена нормативно – правовая база, оформлен информационный стенд,  прошла презентация Службы в педагогическом коллективе, намечен план действий.  Путём анкетирования, тестирования определён состав ШСМ, организованна учёба школьников и педагогов, представляющих Службу, проведено 10 примирительных программ.  Организованы учёбы медиаторов. Наметилась система. Расширили функции волонтеров (медиаторы).      

Ведётся работа по преемственности: школа – детский сад, этопозволяет успешно адаптироваться  первоклассникам в  школе. По результатам диагностики «Адаптация детей к школе», каждому родителю были разработаны индивидуальные рекомендации по выполнению домашнего задания. В ноябре проведен  пед. совет, куда были приглашены педагоги и психологи детского сада, которые давали рекомендации учителям по работе с детьми, имеющими трудности в обучении. Прошли родительские собрания в классах на тему: «Агрессия в младшем школьном возрасте», «О повышении мотивации к обучению». Все первоклассники адаптировались к школе, хорошо учатся, проблем с поведением нет.

       Выработана чёткая система взаимодействия с учащимися, включающая комплекс мер по предупреждению правонарушений, которая реализуется планомерно и эффективно.

Профилактическая деятельность осуществляется через Кабинет профилактики и Кабинет воспитания, социально - психологическую службу. Несовершеннолетним предлагаются такие формы работы, как: беседы, тренинги, соревнования, игры, профилактические беседы: «Посеешь привычку – пожнёшь характер»; классные часы: «Ты и закон»; тренинги: Соблюдай безопасность», «Болезни века»; дискуссии,  игровые и ситуативные практикумы.  Школьники привлекаются  к участию  в операциях, месячниках, декадах, акциях: «Подросток», «Всеобуч», «Семья», «Милиция и дети», «Мы и право», «Забота», «Здоровье».

На каждого ребёнка, стоящего на учёте в ОДН, КДН, ВШУ составлены индивидуальные программы адаптации и реабилитации, подобраны индивидуальные формы,  методы и приёмы воздействия:

  • закрепление шефов – наставников,  
  • осуществление  систематического контроля успеваемости, посещаемости школы, учреждений дополнительного образования,
  • привлечение несовершеннолетних к участию в школьной и классной жизни,
  • проведение дополнительных занятий с учителями – предметниками;  
  •      заслушивание с отчётами на Советах профилактики,
  • приглашение на заседания: ОДН, КДН, Совет учреждения, Совет  отцов, Совет профилактики;
  • привлечение к работе с данной категорией школьников всех субъектов профилактики школы  города, Республики
  • Профилактика злоупотребления ПАВ - одна из главных задач профилактической работы школы. В  ноябре  года прошла акция: «Мир без наркотиков» (плакаты, буклеты, спортивные соревнования).  Организована выставка в библиотеке :« Здоровье в твоих руках», там же, среди 5-х классов проведена интеллектуальная игра «Ты красив, потому что здоров» оформлен стенд в кабинете профилактики «Профилактика наркомании»,  радиолинейки,  классные часы на темы «Несколько слов о наркотиках», «Наркомания – тяжелая болезнь», «Вред здоровью от «насвая», «О вредных привычках и их пагубном влиянии», «Суд над наркотикам», «Молодежь выбирает здоровье», «Скажи наркотикам нет» и др., школьные газеты, ТЖН, написание рефератов на уроках ОБЖ, лекции специалистов субъектов профилактики – « Профилактика ПАВ», «Наказание и ответственность за употребление ПАВ», «Жизнь без наркотиков» - все это позволяет вести профилактическую работу против развития интереса учащихся к ПАВ в системе.  Пресс-конференция: «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» 10-е классы, интернет игра: «Расти здоровым и сильным» 5-е,6-е классы.  Оформлен стенд «Управляя здоровьем – управляешь жизнью»; -  спортивный конкурс «В здоровом теле – здоровый дух»; 5-е классы -  пресс-конференция: «Спорт, здоровье, духовность», -10-е классы; викторина:  «Знатоки здоровья»; 4-е классы,.-  игровое представление: «Как сберечь свое здоровье». 10-е классы провели  для 1-х и 2-х классов классные часы с различной тематикой. Проведены следующие мероприятия: пресс-конференция: «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» 10-е классы, интернет игра: «Расти здоровым и сильным» 5-е,6-е классы.  Оформлен стенд «Управляя здоровьем – управляешь жизнью»; -  спортивный конкурс «В здоровом теле – здоровый дух»; 5-е классы -  пресс-конференция: «Спорт, здоровье, духовность», -10-е классы; викторина:  «Знатоки здоровья»; 4-е классы,.-  игровое представление: «Как сберечь свое здоровье». 10-е классы провели  для 1-х и 2-х классов классные часы с различной тематикой.

    Были случаи не выполнения Ф.З. «О запрете курения». С каждым учащимся, нарушающим закон, проводились беседы соцпедагогами, школьным медиком. Классныеми руководителями проведены  классные часы на темы «О вреде курения», «Курить – здоровью вредить», «Скажи курению нет», «Нет вредным привычкам» и др., склонные к курению пишут буклеты «Почему это вредно». Проводилась работа и с их родителями. 21 ноября проведена акция по табакокурению: «Конфетку за сигаретку» -  6-е  - 9-е классы.

Милицейский класс внёс новое дыхание: взяли шефство над проблемными  школьниками из младших классов, проводили профилактические мероприятия с «курильщиками», патрулировали территорию школы, дежурили на праздничных мероприятиях, своим внешним видом показывали обучающимся как важно быть аккуратным и подтянутым.

Хочется отметить группу детей - волонтёров, под руководством Кравец О.Е., которые качественно готовят материал для радиоэфиров, мероприятия для учащихся.

Развитие социальных инициатив организованно через различные виды социально – значимой деятельности обучающихся и взрослых. В школе успешно функционируют:  Совет отцов  Институт наставничества, родительское волонтёрское движение.  Наставники – заслуженные работники  всех видов трудовой деятельности. Взрослые находят точки соприкосновения с ребятами. Своим положительным примером показывают состоятельность здорового и правильного образа жизни. Совет отцов оказывает неоценимую помощь в работе с «нерадивыми»  родителями: разговор по–мужски, рейды, профилактические мероприятия, предложения дружбы оступившимся школьникам, участие в совместных  мероприятиях.  

    Ребятам предоставлена возможность заниматься в школьных кружках, секциях, студиях,  в учреждениях дополнительного образования

 Мониторинг трех лет отразил положительную динамику  снижения количества противоправных действий  совершённых

несовершеннолетними:

Выработана и эффективно реализуется чёткая система взаимодействия с родителями.

Цель работы: социализация обучающихся через содружество семьи и школы. 

Задачи: установление контактов с семьёй; выявление проблем и трудностей семьи; оказание посреднических услуг и связей со специалистами субъектов профилактики; профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними; стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности. 

Анкетированием  определен образовательный статус  семьи, семейный состав, возрастной ценз, профессиональные предпочтения, жилищные и материальные условия, работа планируется с учётом семейной специфики.  Для  реализации поставленных  задач используются  такие формы работы, как:  родительские общешкольные собрания -  «Здоровье детей в наших руках», «Воспитание милосердия». «Укрепление сотрудничества и партнёрства в условиях инновационного развития» . Конференции:   «Взаимодействие культур»  

«Стать отцом совсем легко, быть отцом совсем непросто»; «Предупреждён -  значит вооружён»

Совместные мероприятия детей и родителей: Священна мать для всех народов», «Кто поможет нести портфель?» (тренинг)

Педагогическое просвещение:  (классные собрания) «Стили семейного воспитания»,  «Технологии разрешения и профилактики конфликтов». Лектории: «Права и ответственность». Родительский всеобуч: «Традиции и семейный уклад». Круглые столы: «Здоровый ребёнок – здоровое общество», «Подросток и его проблемы».

 При педагогическом просвещении родителей применяются методики: «Я и моя  семья», «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе».

Целенаправленная работа с семьёй даёт возможность детям, родителям и педагогам быть партнёрами, единомышленниками. Результат: увеличение   количества родителей, участвующих в  делах школы, уменьшение количества конфликтных ситуаций между родителями и  детьми; проявление интереса к проблемам собственных детей, терпимое отношение к ребёнку.

      С каждой категорией семей составлен план работы, реализуются мероприятия: оказывается помощь в дотации на питание; проводится Операция  «Забота»: канцтовары, одежды, игрушки, книги. В библиотеке выдаются бесплатные учебники. 100 детей получили бесплатные путёвки в загородные оздоровительные лагеря.

На все социально - неблагополучные семьи разработаны ИПР, с привлечением к работе всех субъектов профилактики.  В результате с 2013 - 2015 года сократилось количество семей, состоящих на учёте (1).

Эффективность работы, контроля по обустройству жизни детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот, проводится в соответствии с требованиями приказа ГУО, №335, от 28.082008. – о сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На каждого ребёнка имеется учётная документация, где в полном объёме содержится информация о детях и их законных представителей, выделены проблемы ребёнка, отражены сведения о наличии жилья, имущества, -  состоянии здоровья, - досуге.  Составлена и реализуется программа индивидуального сопровождения «опекаемых».  

Результат:  в школе нет ни одного ребёнка проживающего без законного представителя;  за 3 года оформлена опека на 5 школьников;  100% успеваемость;  100% посещаемость. Все воспитанники охвачены сферой дополнительного образования (100%).  98% -  продолжают обучение в ОУ;  2- трудоустроены;  нет ни одного ребёнка состоящего на учёте.

Осуществляется связь с органами системы профилактики безнадзорности. Имеются и реализуются совместные планы работы с ОДН УВД, КДН,  ГУО, Центрами. По приказу закреплены  специалисты из правоохранительных органной, которые очень помогают в работе с трудными детьим.

ОДН УВД

Проведение профилактических бесед с обучающимися, проведение контрольных рейдов в вечернее время суток,  присутствие на Совете профилактики, выступления на родительских собраниях, конференциях, индивидуальное сопровождение учащихся  и их семей, находящихся в социально – опасном положении., разбор представлений.

КДН

Сотрудничество со специалистами по вопросам профилактики работы с трудными детьми, с неблагополучными семьями, отчётность; консультирование педагогов и родителей, разбор представлений, индивидуальная работа с детьми.

ГУО (отдел опеки попечительства)

Защита прав и интересов учащихся школы. Индивидуальное сопровождение учащихся из замещающих семей. Работа с «опекунами. Консультирование по законодательной базе. Организация совместных мероприятий. Лишение родительских прав. Обращение в суд по вопросам взыскания элементов. Заседания СПС.

Прокуратура

Проверки профилактической направленности. Решение спорных вопросов;

МО

Работа по «Банку данных». Консультации. Участие в конкурсных мероприятиях;

Центры

Диагностирование,  консультирование; групповые и индивидуальные занятия с воспитанниками. Участие в семинарах, конференциях, родительских собраниях.

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся  ведётся в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом школы, специалистами дошкольных  учреждений, (по преемственности: школа – детский сад),  педагогами дополнительного образования. Взаимодействие осуществляется эффективно, творчески,  в системе.

Совместные  мероприятия: педсоветы: «О достижениях, проблемах, перспективах», семинары - «Адаптация  первоклассников и  пятиклассников», «круглые столы»: «Агрессия и её последствия», «Проблемы общества – проблемы семьи и школы», школьные методические объединения - помогают скоординировать  взаимодействие всех школьных структур, осуществляющих профилактическую деятельность.    Проведены учебы классных руководителей: по выполнению ФЗ №120 - составлению и ведению программ индивидуального сопровождения учащихся находящихся в социально-опасных ситуациях, методике проведения родительских собраний в форме тренингов,  работе шефов - наставников с учащимися, состоящими на учёте, «опекаемыми», составлению отчётов, планированию работы. Составлена циклограмма отчётности педагогов школы:  о работе с «трудными», «опекаемыми», неблагополучными семьями,  дополнительной занятости проблемных школьников. Разработанные рекомендации, памятки: « Меры наказания», Правила поведения учащихся на «Выпускном», «Последнем звонке», «Методические  рекомендации по составлению программ»,  Свод правил для педагога: «Педагог – это призвание», успешно применяются в работе классных руководителей.

В Кабинете профилактики имеется документация, соответствующая предъявляемым требованиям, которая отличается творческим подходом к подбору, изложению материала, форме, эстетике оформления и  ведётся с использованием электронных форм. Она систематизирована, хранится в « папках":

 международные, республиканские, региональные  законодательно – нормативно – правовые документы, акты местного самоуправления, приказы ГУО.  приказы и локальные акты МБОУ «СОШ №25. «Папки» периодически пополняются, изменяются в соответствии с новыми требованиями.   «Настольные» документы: Законы об образовании РФ и РХ,  Конвенция о правах ребёнка,  Устав школы, ФЗ  № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейный кодекс РФ,  Конвенция профилактики злоупотребления ПАВ,  школьная образовательная   и профилактические программы,  план работы  Кабинета профилактики, перспективный план работы социального педагога, совместный план работы с ОДН УВД, Циклограммы, Банк данных на обучающихся  и их родителей.

Журналы: учёт взаимодействия с правоохранительными органами,  входящей  и исходящей информации, работа с родителями, учащимися.  Переписка с субъектами профилактики. Индивидуальные программы реабилитации и адаптации с несовершеннолетними. Индивидуальные программы детей, проживающих в замещающих семьях.  Отчётная документация: ежемесячные отчёты в субъекты профилактики, плановые отчёты в ГУО, МО.

      Одна из задач профилактической работы – своевременное выявление проблемного поля ребёнка и его семьи на ранних стадиях проблемы. Для реализации данной задачи применяются  эффективные  методики и средства воспитания, которые строятся на основе принципов: гуманно – личностного подхода, природосообразности,  культуросообразности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей, доступности, цельности (единство обучения и воспитания), сотрудничества, осуществляя личностно-ориентированный и индивидуальный подход.  

Так как процесс воспитания реализуется через практическую деятельность, используются современные педагогические технологии: метод проектирования, технология игрового обучения, здоровьесбережения.

Метод проектирования   позволяет   научить ребят выполнять задания, создавать проекты, определять цели, задачи, искать пути  решения  собственных проблем, что способствует сплочению детского коллектива, созданию благоприятного климата в коллективе,   дружеского настроя, раскрытию творческого потенциала воспитанников. С группами учащихся  регулярно проводится исследовательская работа о вреде курения, - употребления спиртных напитков. Реализованы проекты: «Курить, здоровью вредить», «Дурной пример заразителен». Разработаны и проведены сценарии мероприятий: «Беспокойные сердца», «Можешь сам – научи другого!», которые показаны другим школьникам. Проведены  классные часы: «Сказка – ложь, да в ней намек  добрым молодцам – урок»,  

«Умей сказать – нет!». При реализации метода проектов использовались элементы театрализации, сказкотерапии, игровой деятельности. Приоритет отдан диалоговым формам общения: дискуссиям, обучающим играм, тренингам («Дым вокруг от сигарет – мне в том дыме места нет», «Что такое - ПАВ?»). В качестве наглядности применяются рисунки, плакаты, сочинения, стихи, буклеты, рефераты, изготовленные учащимися, в этом случае ребята убеждаются в полезности своего труда, что способствует социализации детей.  

           Социально – психолого  педагогическая служба школы находится в постоянном поиске новых форм и методов воздействия на школьников,  имеет современное оснащение: наглядность, ТСО, компьютер, принтер, ксерокс,  мультимедиа, видеокамеру,  цифровой фотоаппарат, которые используются систематически и обоснованно, что позволяет добиваться желательных результатов по коррекции личности. Подростки с интересом проходят диагностику на компьютере, вошли в практику уроки – презентации по первичной профилактике  «вредных привычек».          

СПС имеет современное оснащение: наглядность, ТСО, компьютер, принтер, ксерокс,  мультимедиа, видеокамеру,  цифровой фотоаппарат, которые используются систематически и обоснованно, что позволяет добиваться желательных результатов по коррекции личности. Подростки с интересом проходят диагностику на компьютере, вошли в практику уроки – презентации по первичной профилактике  «вредных привычек».

В результате применения современных педагогических технологий повышено  качество обучения и воспитания,  успешность каждого «проблемного» ребёнка:  - 98 % успеваемость, 100 % охвачены сферой дополнительного образования, посещение школы систематическое, наблюдается тенденция снижения правонарушений, употребления алкогольных напитков, административных правонарушений.

 

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической работы в коррекционной школе

Данная разработка поможет систематизировать профилактическую работу в коррекционной школе....

Система профилактической работы

В систему профилактической работы входит:- система индивидуальной работы с несовершеннолетними;- учет посещения учебных занятий;-работа совета по профилактике безнадзорности и правонарушений;- система...

Педсовет "система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания"

Наш педсовет был посвящён именно системе работы с детьми, требующими особого внимания педагогов. рассмотрена система взаимодействия школы со всеми имеющимися в микрорайоне субъектами профилактики прав...

«Система профилактической работы в школе»

Выступление социального педагога на тему «Система профилактической работы в школе"...

Методическая разработка на тему: «Система профилактической работы с детьми «группы риска».

МБОУ Большелогская СОШ  «Система профилактической работы с детьми «группы риска». Бесспорно, дети являются самой незащищённой, уязвимой и полностью зависящей от взрослых ча...

Система профилактической работы агрессивного поведения умственно отсталых детей в условиях МКОУ С(К)Ш

Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с те...

Система профилактической работы с детьми "группы риска"

Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.К ним относятся дети с нарушениями ...