Сценарий родительского собрания в 5-ом классе «Формирование жизнестойкости обучающихся»
материал (5 класс) на тему

Людмила Анатольевна Корнева

"Жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.

Но прежде, чем нам, взрослым,  рассуждать о жизнестойкости детей, давайте, попытаемся их услышать, понять".

Данная работа содержит рекомендации для родителей в формировании жизнестойкости своего ребёнка, своего рода, помощь родителям в этом нелёгком , на сегодняшний день, вопросе. Помогает понять проблемы детей.

Содержит материал для подготовки классного руководителя, социального педагога, психолога к общению с родителями своих воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в 5-ом классе

 «Формирование жизнестойкости обучающихся»

Цель:  предупреждение девиантного  поведения обучающихся на основе формирования жизнестойкости учащихся.

Основными задачами являются:

 - целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности,  требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;

- помощь родителям в процессе формирования жизнестойкости ребёнка.

Оборудование: Компьютер, видеопроектор для воспроизведения.

Предварительная работа: запись  «Монолога ученика»  (видео) и  подготовка презентации Роберта Манша «Я буду любить тебя вечно» 

Классный руководитель: Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хотела бы затронуть одну из самых сложных тем на сегодняшний день, поговорить с Вами о проблемах, которые ребенок не может решить самостоятельно, без помощи близких людей. О жизнестойкости наших детей.

Жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.

Но прежде, чем нам, взрослым,  рассуждать о жизнестойкости детей, давайте, попытаемся их услышать, понять. Давайте найдём «ниточки», связывающие нас с нашими детьми.

Демонстрация «Монолога ученика»

 «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха –  поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»

Вековая детская мудрость

Классный руководитель: Эта не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

             Жизнестойкость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. 
           Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.

Как же воспитать жизнестойкость у наших детей?

  • Давайте создадим защищённую среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, где родители не оскорбляют и не травмируют его. Главное, чтобы тебя любили. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
  • Помогите ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
  • Подчеркивайте значимость семьи, чувства гордости и родства.
  • Поощряйте самостоятельность ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви. 
  • Ясно и четко формулируйте правила и требования их соблюдения.
  • Предоставьте своему ребенку возможность открыто выражать свои чувства.
  • Учите ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что наши дети пассивно реагирует на ситуацию, ощущают свою беспомощность.

    Поощряйте активность ребенка.

  • Четко определяйте и называйте проблемы, подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
  • Обучайте ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке.
  • Помогите сыну или дочери в перестройке негативных эмоций в позитивные.
  • Поощряйте веру ребёнка в самого себя и в его способность действовать самостоятельно.
  • Помогите в определении, как и где ваш ребенок может попросить помощь в случае необходимости.

    Внимание!!!  Внезапным изменением поведения и настроения ребёнка может быть тревожным сигналом.  Чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.

Какие же мотивы суицидального поведения детей?

  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  • Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
  • Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
  • Страх наказания, нежелание извиниться.
  • Сексуальные эксцессы.
  • Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
  • Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Одна из самых странных, но страшных проблема «Сети интернет», то есть сайты глобальной Сети.

Очень часто суициды происходят из-за травли в интернете и угроз в соц. сетях, так называемых клубах самоубийц, в которых проповедуют добровольный уход из жизни. За последние три года  закрыли около двадцати таких сайтов.

Ведь о намерениях совершить суицид школьники могут написать на своей страничке, но на это никто не реагирует.

Родители должны интересоваться, на каких сайтах бывают их дети и что пишут в Сети.

Уважаемые родители, задумайтесь! Периодически проверяйте историю загрузок и посещений сайтов.

Каковы признаки намерения свершения суицида?

 

Словесные признаки:

- Разговоры о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».

- Намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

- Много шутят на тему самоубийства.

- Заинтересованность вопросами смерти.

 

Поведенческие признаки:

  • Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
  •  Демонстрируют  радикальные перемены в поведении.
  •  Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки:

- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

-  Живет в нестабильном окружении.

- Ощущает себя жертвой насилия.

- Предпринимал раньше попытки суицида.

- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

- Слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Что можно сделать, чтобы помочь ребёнку?

  1. Установите заботливые взаимоотношения.

Не существует всеохватывающих рецептов решения такой серьёзной проблемы, как самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для ребёнка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка

2. Будьте внимательным слушателем.

Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить».

Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.

3. Не спорьте.

Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещё большую подавленность. Желая помочь, таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья, и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка.

4.Задавайте вопросы.

Если вы задаёте такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.

5. Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы.

Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.

6. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. 

Он - личность.

7. Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово родителя.

 Ведь ребёнок - пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец - хорош уже тем, что он есть. Приводите детей в кружки, клубы по интересам, объединения, спортивные секции и творческие объединения. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.

8. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым ребёнок обязан жить. 

Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.

9. Обратитесь за помощью к специалистам. 

Дети, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают, склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания подростка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги. 

Уважаемые родители прошу Вас, ПОМНИТЕ:

Без родительской поддержки ребенок часто опускает руки,

он должен знать и чувствовать:

ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ ЕГО ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ,

ЧТО ВЫ ВСЕГДА ПОМОЖЕТЕ ЕМУ РЕШИТЬ ЛЮБУЮ ПРОБЛЕМУ.

В завершении нашей встречи, я предлагаю вам посмотреть презентацию на произведение канадского детского писателя Роберта Манша «Я буду любить тебя вечно»  (демонстрация презентации) 

Мама держит на руках маленького ребенка

И медленно его качает туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качает, она поет: 

«Я буду любить тебя вечно,

Ты всегда мне будешь нравиться,

И пока я живу,

Ты всегда будешь моим ребенком» 

Мальчик рос.

Он рос и рос, и рос.

Он рос и рос, и рос. 

Он вырос и ему исполнилось 2 года. 

Он стал бегать везде:  в доме и около него

Он сбросил все книги с полок,

Он вытащил всю еду из холодильника.

Он схватил мамины часы и смыл их в унитазе. 

Иногда маме хочется сказать:

«Этот ребенок сводит меня с ума!»

Но ночью, когда этот двухлетний малыш успокаивается

Мама открывает дверь в его комнату,

Подкрадывается по полу,

И если он действительно спит,

Она берет его на руки и качает туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качает, она поет:


«Я буду любить тебя вечно,

Ты мне всегда будешь нравиться…

И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»
 

Маленький мальчик рос.

Он рос и рос, и рос.

Он рос, и ему исполнилось 9 лет 

Он никогда не хотел приходить вовремя домой обедать,

Он никогда не хотел принимать ванну,

И когда бабушка приезжала навестить его,

Он всегда ругался с ней и говорил плохие слова.

Иногда маме хотелось продать его в зоопарк 

Но ночью, когда он засыпал, мама тихо открывала дверь в его комнату,

Прокрадывалась по полу, смотрела на его кроватку.

И если он действительно спал,

Она брала этого девятилетнего мальчика на руки

И качала туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качала, она пела:

«Я буду любить тебя вечно,
Ты всегда мне будешь нравиться,

И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»

Мальчик рос. Он рос и рос, и рос.

Он вырос и стал подростком. 

У него были странные друзья,

И он носил странную одежду,

И он слушал странную музыку. 

Иногда его мама чувствовала себя так, будто она находится в зоопарке 

Но ночью, когда этот подросток засыпал,

Мама открывала дверь в его комнату,

Прокрадывалась по полу, смотрела на его кроватку,

И если он действительно спал,

Она брала этого большого мальчика на руки

И качала туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качала, она пела:

«Я буду любить тебя вечно,

Ты всегда мне будешь нравиться,

И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»

Подросток рос. Он рос и рос, и рос.

Он вырос и стал взрослым мужчиной.

Он покинул свой дом,

И теперь у него есть собственный дом на другом конце города. 

Но иногда темной ночью мама садится в свой старенький автомобиль

И едет на другой конец города.

И если свет в доме ее сына выключен,

Она забирается по пожарной лестнице,

Открывает окно спальни, прокрадывается по полу

И если этот большой мужчина действительно спит,

Она берет его на руки и качает туда-сюда, туда-сюда.

И пока она его качает, она поет:

«Я буду любить тебя вечно,

Ты мне всегда будешь нравиться

И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком»
 

Мама старилась,

Она старилась и старилась, и старилась.

Однажды она позвонила своему сыну и сказала:

Лучше бы тебе приехать навестить меня

Потому что я очень старая и очень больная 

И тогда ее сын приехал навестить её.

Когда он вошел в комнату, она попыталась спеть песню.

Она запела:

«Я буду любить тебя вечно,

Ты всегда мне будешь нравиться…» 

Но она не смогла закончить песню,

Потому что она была очень старая и очень больная 

Тогда сын подошел к матери

Он взял ее на руки и начал качать туда-сюда, туда сюда.

И пока он ее качал, он пел:

«Я буду любить тебя вечно.

Ты всегда мне будешь нравиться,

И пока я живу…

Ты всегда будешь моей Мамой» 

Когда сын пришел домой этой ночью, он долго стоял на ступеньках лестницы и долго думал.

Потом он вошел в комнату, где спала его маленькая дочка.

Он взял ее на руки и начал очень медленно качать ее туда-сюда, туда-сюда.

И пока он ее качал, он пел:

«Я буду любить тебя вечно,

Ты всегда мне будешь нравиться,

И пока я живу,

Ты всегда будешь моим ребенком»

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания.

1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...

Выступление учителя предметника на родительском собрании "Роль родителей в повышении качества знаний обучающихся"

В выступлении рассматриваются вопросы снижения качества знаний обучающихся в сельской школе, анализируются причины, предлагаются решения...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

Выступление на родительском собрании «Выявление и развитие наклонностей и способностей обучающихся»

Выступление на родительском собрании по теме "Развитие способностей обучающихся"...

Сценарий родительского собрания на тему: Осознанный подход к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку, как залог успешных результатов

Методическая разработка представляет собой сценарий родительского собрания для родителей (законных представителей) учащихся 11 классов на тему Осознанный подод к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по ...

Сценарий родительского собрания в 6 классе: «О родительском авторитете»

Сценарий родительского собрания в 6 классе: «О родительском авторитете»...