ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»
рабочая программа (5 класс) на тему

Пальмов Александр Сергеевич

Данная программа помогает педагогам подготовить детей для участия в конкурсе "Безопасное колесо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bezopasnoe_koleso_dlya_nsportal.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей

Самарский областной центр детско-юношеского технического творчества

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУДОД СОЦДЮТТ

__________Трещанин М.И.

Программа принята на основании решения

методического совета СОЦДЮТТ

Протокол №02\16 от 26.08.2016

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«
ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»

Направленность: социально-педагогическая

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Разработчик:

                Пальмов Александр Сергеевич

педагог дополнительного образования

г. Самара. 2016 год


Пояснительная записка

Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 40 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция, ответственность и т.п. Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно- транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства.

С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.

В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет. К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу.

Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире. В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и совершенствовать.

Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.

Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Знаем всё о безопасном колесе».

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знаем всё о безопасном колесе» относится к технической направленности.

  Новизна программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника дорожного движения. Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в нашем регионе.

Отличительной особенностью данной программы является:

  • смена видов деятельности;
  • обучение в активной познавательной деятельности;
  • в комплексе коллективного и индивидуального обучения;
  • преемственность изучаемых тем.

Актуальность программы

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3.Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р).

4.План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

5.Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

6.Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7.Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

8.Постановление Главного государственного санитарного  врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

9.Устав ГБОУ ДОД СОЦДЮТТ

10. Приложением к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015г. № мо-16-09-01/ 826-ту,

Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения:

1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней редакции);

2.  Правила дорожного движения РФ (в действующей редакции).

что позволяет удовлетворить современные требования заказчиков образовательных услуг.

Программа предложенного курса построена по типу «восходящей спирали». В ней заложен принцип поступательного движения от простого к сложному, от упрощенной трактовки основных понятий правил безопасного поведения на улице на конкретных примерах из окружающего мира, адекватным личному опыту учащихся, к абстрактным понятиям. Это позволяет совершить скачок от количественного накопления знаний, полученных на доступном уровне, к качественному усвоению материала к концу курса.

Цель программы:

Создание условий для формирования у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, для освоения обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит овладение социальной ролью обучающихся как участников дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах.

Задачи программы:

Обучающие:

  • повысить уровень знаний обучающихся по ПДД РФ;
  • способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах, навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
  • способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Развивающие:

  • развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
  • формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета;
  • формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Для реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый ряд воспитательных, развивающих, обучающих и организационно - практических задач, в число которых входят: развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД; развитие качеств личности и способностей обучающегося, способствующих наиболее полному раскрытию его как юного помощника инспекторов ГИБДД (коммуникативных качеств, эрудированности, наблюдательности, аналитических способностей и т.д.), мотивация обучающихся к совершенствованию через развитие целого спектра творческих навыков.

Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в нашей образовательной системе.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа способствует:

  • умственному развитию - обучающиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
  • нравственному воспитанию - через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей - уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности,), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения;
  • эстетическому воспитанию - участвуя в творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Данная программа технической направленности рассчитана на обучающихся начальных классов в возрасте 10 - 12 лет.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся школьного возраста.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 1 год.

Форма обучения

Обучение проводится по очной форме.

Формы организации деятельности

Основная форма деятельности обучающихся – это совместная и самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Режим занятий

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в неделю. Продолжительность одного часа - 40 минут. Продолжительность обосновывается рекомендуемыми нормами САНПИН 2.4.4.3172-14, целью и задачами программы, календарно тематическим планом образовательной программы.

Ожидаемые результаты

Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения образовательной программы.

Предметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

формирование представления об основных изучаемых понятиях правил дорожного движения, знание истории возникновения дорожного движения ГАИ-ГИБДД, этапы возникновения  и развития движения ЮИД;

знание структуры и организации работы отряда ЮИД: членство в отряде, направления его деятельности отряда, права и обязанности ЮИДовцев, их атрибутику;

типологию и особенности транспортных средств, основные нормы безопасности дорожного движения; правила движения велосипедистов.

Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; воспитание законопослушного участника дорожного движения;

формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Способы и формы выявления результатов

Способы и формы фиксации результатов

Способы и формы предъявления результатов

- беседа,

- опрос,

- наблюдение,

- зачеты,

- анализ выполнения учебных заданий,

- анализ результатов участия в конкурсных мероприятиях и социально-значимой деятельности

- грамоты,

- дипломы,

- готовые работы,

-сертификаты,

- протоколы соревнований,

- фото,

- отзывы (учащихся и родителей)

- конкурсы,

- соревнования,

- открытые занятия,

- отчеты,

- зачеты,

ОБУЧАЮЩИЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

-правила дорожной безопасности;

-группы дорожных знаков, необходимую разметку проезжей части дорог для пешеходов, пассажиров и водителей-велосипедистов;

-значение сигналов светофоров, регулировщиков,

-техническое устройство велосипеда;

-способы оказания первой медицинской помощи.

УМЕТЬ:

-работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

-работать по экзаменационным билетам на знание ПДД,

-читать информацию по дорожным знакам и разметке на проезжей части, оценивать дорожную ситуацию;

-управлять велосипедом;

-пользоваться общественным транспортом;

-оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

-дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

-взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

-участия в конкурсах, соревнованиях,

-активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Критерии и способы определения результативности

Результат обучения

Критерии и способы

Предметные        

Педагогический анализ зачетов, опросов, тестов, выполнения учащимися учебных заданий, качества выполнения учебного материала.

Личностные

Педагогическое наблюдение, педагогический анализ, анализ участия в конкурсных мероприятиях и социально значимой деятельности.

Метапредметные

Педагогический анализ тестирования, наблюдения, зачетов, опросов, участия в мероприятиях, активность учащихся на занятиях.

Формы подведения итогов реализации  программы

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрен промежуточный контроль в виде рубежного и завершающего, а также итоговый контроль. Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося. Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов,  занятий на поиск решения ситуационных задач. Итоговый контроль проводится в форме итогового тестирования и соревнования.

Обязательными принципами образовательного процесса при реализации данной программы являются:

  • компетентностно-ориентированный подход к обучению;
  • учет возрастных, психофизических особенностей и индивидуальных личностных качеств детей и подростков;
  • принцип трех С- сотворчество, сотрудничество, содействие.

Методы и средства обучения:

словесные – рассказы, беседы, круглые столы и т. д.;

наглядные - показ иллюстрационного материала (плакатов, схем, мультимедийных пособий и т.д.);

практические - выполнение практических заданий в рабочих тетрадях, участие в тренинговых и игровых формах проверки знаний по ПДД, решение задач, кроссвордов, тестов, экскурсии по городу для изучения программного материала; исследовательские - работа с книгой и иными источниками информации по тематике образовательной программы.

Методическое обеспечение

включает в себя:

уголок безопасности дорожного движения;

изображения знаков дорожного движения;

кроссворды, тестовые и иные задания по Правилам дорожного движения и иным изучаемым в ходе реализации образовательной программы темам;

наглядные, мультимедийные, игровые пособия для проведения практических занятий, иллюстрации теоретического материала;

тесты по Правилам дорожного движения; наборы плакатов;

компьютерное учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»;

мультимедийные игры;

настольные игры;

собственные разработки автора программы.

Техническое оснащение занятий:

фотоаппарат, музыкальный центр, компьютер, принтер, мультимедийная установка.


Учебно-тематический план

по программе «Знаем всё о безопасном колесе»

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

2

Город и его транспорт

  1. Поговорим об истории.
  2. Виды транспорты
  3. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
  4. Остановочный путь и скорость движения

3

3

Где и как можно переходить дорогу

  1. Пешеходный переход
  2. Типы перекрестков
  3. Нерегулируемые перекрестки
  4. Регулируемые перекрестки. Светофор. История создания светофора. ,
  5. Регулировщик и его сигналы.

Где еще можно переходить дорогу.

3

4

Регламент конкурса «Безопасное колесо»

3

5

  1. Пешеход-пассажир-пешеход
  2. Поездка на автобусе и троллейбусе.
  3. Поездка в трамвае.
  4. Поездка на других видах транспорта.

3

6

Дорожные знаки и дорожная разметка.

4

7

Дорога в школу (твой ежедневный маршрут).

2

8

Поездка за город. Безопасное место в автомобиле.

Ремни безопасности.

2

9

ДТП - определение, причины, последствия

2

10

Культура поведения на дороге

2

11

Ты – велосипедист- участник конкурса «Безопасное колесо».

Правила движения для велосипедиста:

  1. Начало движение, маневрирование
  2. Расположение транспортных средств на проезжей части
  3. Обгон и встречный разъезд
  4. Остановка, стоянка, вынужденная остановка
  5. Проезд перекрестков
  6. Движение через железнодорожные пути
  7. Движение по автомагистралям
  8. Движение в жилых зонах
  9. Дополнительные требования к движению велосипедов и

мопедов

7

12

Решение билетов конкурса «Безопасное колесо»

4

Итого: 36 ч


Содержание

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Введение Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.
  2. Город и его транспорт

Поговорим об истории.

Виды транспорты.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

Остановочный путь и скорость движения.

  1. Где и как можно переходить дорогу

Пешеходный переход

Типы перекрестков

Нерегулируемые перекрестки

Регулируемые перекрестки. Светофор. История создания светофора.

Регулировщик и его сигналы.

  1. Регламент конкурса «Безопасное колесо»
  2. Пользование общественным транспортом

Пешеход-пассажир-пешеход

Поездка на автобусе и троллейбусе.

Поездка в трамвае.

Поездка на других видах транспорта.

  1. Дорожные знаки и дорожная разметка.
  2. Дорога в школу (твой ежедневный маршрут).
  3. Поездка за город. Безопасное место в автомобиле.

Ремни безопасности.

  1. ДТП - определение, причины, последствия
  2. Культура поведения на дороге

Ты – велосипедист- участник конкурса «Безопасное колесо».

Правила движения для велосипедиста:

Начало движение, маневрирование

Расположение транспортных средств на проезжей части

Обгон и встречный разъезд

Остановка, стоянка, вынужденная остановка

Проезд перекрестков

Движение через железнодорожные пути

Движение по автомагистралям

Движение в жилых зонах

Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов

  1. Решение билетов конкурса «Безопасное колесо»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жульнев Н.В. Правила дорожного движения 2016 с комментариями и иллюстрациями. Издательская группа АСТ 2016
  2. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): - М.: Просвещение, 2006.
  3. Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина,

2007.

  1. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина, 2005.
  2. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  3. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. - М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  4. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». - Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  6. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  7. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник- тетрадь для 1 кл. нач. шк.(для 2 кл., 3 кл., 4 кл.) в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  8. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. -М.: Айрис-пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа безопасности"

Программа "Школа безопасности" направлена на мотивацию и формирование здорового и безопасного образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально - педагогической направленности «Школа безопасности»

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.Новизна программы в том, что впервые предложена система поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, рассмотрены психолог...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» (стартовый уровень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» стартового уровня предусматривает работу в 3 направлениях: формирование практических навыков езды на велоси...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по математики «Знаю, умею, могу»

Программа «Знаю, умею, могу» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования по математике....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я ЗНАЮ СВОЙ КРАЙ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я ЗНАЮ СВОЙ КРАЙ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» (далее ДООП) имеет естественнонаучную направленность.Реализация программы ориентирована на формирование и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знаю, умею, могу!»

Руководствуясь этой программой, обучающийся научится решать текстовые задачи,  решать уравнения, содержащие параметры и модули, решать задания повышенного уровня сложности,  преобразов...