Работа с проблемными семьями
методическая разработка на тему

Шойдак Урана Каадыр-ооловна

    Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это: больные дети, дети-инвалиды, пожилые родители, инвалиды, пенсионеры, половая распущенность и проституция, алкоголики и наркоманы, дети-бродяги, развод родителей. 

    Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог, кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

     Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоления кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы, во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в третьих, определить пути выхода из крисиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Социальному педагогу необходимо знать категории проблемных семей и особенности организации работы с ними.

Типология проблемных семей

  • «Пограничная» семья

         Данная категория семьи характеризуется периодическим употреблением спиртных напитков, пренебрежением к выполнению родительских обязанностей, отсутствием контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка, его интересов и круга общения.

  • Конфликтная семья

       Характерные ее признаки – нарушение воспитательной функции на почве затяжных конфликтов между родителями, тяжелая морально-психологическая атмосфера, агрессивная реакция конфликтующих родителей на ребенка, настраивание ребенка агрессивными родителями друг против друга, что часто приводит к психическому перенапряжению ребенка к бегству из дома, к девиантным формам поведения.

  • Педагогически несостоятельная семья

          Для тех семей характерна беспомощность в построении взаимоотношений с детьми, авторитаризм, подавление, гиперопека, неумеренная любовь.  Это приводит к подавлению, унижению ребенка, обеднению его эмоциональных контактов, к его негативной самооценке. Из этого вытекает желание ребенка самоутвердиться, что приводит к попыткам освободиться от покровительства родителей. Это толкает его в уличные компании и неформальные группировки.    

Основные направления работы

с проблемными семьями

  • Диагностическое (изучение особенностей семьи)

  • Прогностическое (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи)

  • Организационно-коммуникативное (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения)

  •  Правозащитное (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий)

  • Социально-бытовое (оказание нуждающимся семьям материальной помощи)

  • Предупредительно-профилактическое (профилактика девиантного поведения)

Формы индивидуальной работы

с неблагополучными семьями

  1. Выявление неблагополучных семей и детей (подворный обход, работа с населением, работа с учреждениями образования, с общественными организациями и т.д.)
  2. Определение факторов неблагополучия путем бесед, сбора информации о семье, ребенке.
  3. Составление социальной характеристики семьи, ребенка – определение социального статуса семьи, социальных связей.
  4. Определение наиболее острых нужд семьи – психологических, материальных, социальных
  5. Составление индивидуальной  программы сопровождения семьи, ребенка
  6. Собственно индивидуальная профилактическая работа с семьей, ребенком:
  • Индивидуальные беседы
  • Посещение семьи
  • Работа по оздоровлению и летнему трудоустройству детей (совместно с управлением образования, ЦРБ, отделом по делам молодежи)
  • Привлечение необходимых специалистов (медицинские, юридические, психологические услуги) для работы с семьей, ребенком
  • Вовлечение детей в досуговую деятельность
  • Вовлечение семьи, детей в общественную полезную трудовую деятельность
  • Работа с социальным окружением ребенка (оздоровление социальной обстановки)
  • Работа по профориентации, обучению ребенка, родителей, социальный патронаж
  • Консультации семьи и детей по различным вопросам
  • Содействие в организации материальной поддержки
  • Организация «родительских школ», работа с педагогическим коллективом по изменению отношения к семье, ребенку
  • Проведение социологических опросов, исследований
  1. Регулярное подведение итогов работы, анализ ее результатов  

Характер взаимоотношений в семье

ученика (цы) ______ класса

Ф.И.О. _______________________________________________________

  1. Между взрослыми членами семьи ______________________________

__________________________________________________________

  1. Между родителями и ребенком ________________________________

__________________________________________________________

  1. Позиция ребенка в семье ______________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Отношение ребенка к родителям _______________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Здоровье учащегося__________________________________________
  2. Отношение к учебе___________________________________________

__________________________________________________________  

  1. Поведение в школе___________________________________________
  2. Общественная активность ______________________________________

___________________________________________________________

  1. Характер эмоциональных отношений в семье_______________________

___________________________________________________________

  1. Характер внешкольного общения со сверстниками__________________

___________________________________________________________

Анкета «Моя семья»

                 Цель: определить оценку взаимоотношения в семье.

  1. Моя семья – это ___________________________________________________
  2. Мама – это_______________________________________________________
  3. Мне нравится, когда мама_____________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Папа – это________________________________________________________
  2. Мне нравится, когда папа___________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Дети – это_________________________________________________________
  2. Мои родители любят, когда ___________________________________________

________________________________________________________________

  1. Дом – это__________________________________________________________
  2. В нашей семье обычно______________________________________________

________________________________________________________________

  1. Я с удовольствием иду домой, если ___________________________________

________________________________________________________________

  1. В нашей семье у всех хорошее настроение, когда_________________________

________________________________________________________________

  1. Дома я больше всего общаюсь с ______________________________________
  2. Когда мне грустно, мне хочется быть рядом с ___________________________
  3. В нашей семье я больше всего люблю _________________________________
  4. Все свои секреты я рассказываю ______________________________________
  5. Дома я чаще всего занимаюсь тем, что_________________________________

________________________________________________________________

  1. Мне бывает очень страшно дома, когда________________________________
  2. Если меня дома наказывают, меня утешает_____________________________

________________________________________________________________

  1. Мне бы очень хотелось, чтобы родители ________________________________

_________________________________________________________________

  1. Самое дорогое для меня дома_________________________________________

________________________________________________________________    

                              Анкета «Взаимоотношения в семье»

Цель: Определить взаимоотношения в семье, выявить семейные проблемы и наметить пути их решения.

  1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье?

а) очень хорошим;

б) хорошим;

в) не очень хорошим;

г) другой ответ:__________________________________________________

     2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

           а) да;

          б) не совсем;

          в) нет  

    3. Как часто Ваша семья собирается вместе?

          а) ежедневно;

          б) по выходным дням;

          в) редко

     4. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

           а) обсуждение вопросов учебы детей;

           б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;

           в) вместе проводите досуг, смотрите телевизор;

           г) каждый занимается своим делом;

           д) решаете сообща семейные проблемы

    5. Бывает ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

           а) часто;

           б) иногда;

           в) редко;

           г) не бывает

    6. Какими обстоятельствами чаще всего обусловлены ссоры, конфликты?

         а) непониманием членами семьи друг друга;

         б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неуважение);

         в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

         г) разногласие в вопросах воспитания детей;

         д) злоупотребление алкоголем;

    7. Каковы способы разрешения конфликта в Вашей семье?

         а) примирение;

         б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

         в) прекращение конфликтов на некоторое время;

         г) обращение за помощью к другим людям (родителям, друзьям, педагогам)

  8. Какую специализированную помощь Вы хотели бы получить?

        а) правовую;

        б) медицинскую;

        в) педагогическую;

        г) психологическую;

        д) социальную

         е) другой ответ:____________________________________________________          

             

                     

           



Предварительный просмотр:

Утверждено директором школы

___________ Эрендей А.В.

«_____»_________ 201__г.

План работы социального педагога с проблемными семьями

МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ

Форма работы

Срок

Ответственный

Выход

1.

  • Выявление проблемных семей
  • Собеседование с детьми, родителями по различным вопросам

В течение учебного года

Социальный педагог, классные руководители

Банк проблемных семей

2.

Диагностическая работа с целью изучения особенностей семьи

  • Анкетирование детей
  • Анкетирование родителей
  • Тестирование детей

Сентябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Социальный педагог, классные руководители

Справки

2.

Консультативная работа

  • Разрешение конфликтных ситуаций
  • Консультирование по проблеме «трудные дети»

По мере необходимости

Социальный педагог, инспектор ПДН, психолог

Журнал бесед

3.

Профилактическая работа

  • По профилактике правонарушений
  • Информационно-правовая помощь учащимся и их родителям

По мере необходимости

Инспектор ПДН, социальный педагог

Брошюрки

4.

Посещение домов учащихся (социальный патронаж)

  • Собеседование с родителями
  • Собеседование с детьми (оказание нуждающимся семьям материальной помощи)

1 раз в месяц

Социальный педагог, психолог

Акты



Предварительный просмотр:

Социальная характеристика проблемной семьи учащегося___класса МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ

  1. Ф.И.О. учащегося_____________________________________________________
  2. Дата рождения______________________________________________________
  3. Домашний адрес ____________________________________________________
  4. С кем проживает учащийся____________________________________________
  5. Статус семьи________________________________________________________
  6. Взаимоотношения учащегося с родителями:
  • Атмосфера в семье дружелюбная
  • Отношения близкие, доверительные
  • Отношения отчужденные
  • Есть взаимопонимания между ребенком и родителями
  • Нет взаимопонимания
  1. Особенности семейного воспитания:
  • Строгий контроль за поведением ребенка
  • Ограниченные самостоятельности
  • Большая самостоятельность ребенка
  • Родители конфликтные
  • Употребляют алкоголь
  • Жестокость со стороны родителей
  • Родители вступают в конфликтные отношения друг с другом
  1. Бытовые условия жизни учащегося:
  • Есть условия для занятий и отдыха
  • Нет условия для занятий и отдыха
  1. Формы участия родителей в жизни класса и школы
  • Посещает школу 1 раз в месяц
  • Не посещает
  1.  В каком виде помощи нуждается:
  • Социально-экономической
  • Социально-медицинской
  • Социально-правовой
  • Социально-педагогической
  • Психолого-педагогической

Характеристику составила: Шойдак У.К

 

 



Предварительный просмотр:

Акт

 изучения условий жизни проблемной семьи

_____________________________________________________________________________  

                                           (фамилия семьи)

от «____» _________201____ г.

Мною,______________________________________________________________________ ,

совместно с __________________________________________________________________,

в присутствии ________________________________________________________________

по адресу:____________________________________________________________________  

проведено обследование жилищно-бытовых условий семьи.

       В связи, с чем проводилось обследование:______________________________________

_____________________________________________________________________________  

  1. Обследованием установлено, что семья состоит из _____человек:

__________________________________________________________________________  

      __________________________________________________________________________  

      __________________________________________________________________________  

  1. Условия проживания_____________________________________________________  
  2. Характеристика условий жизни ребенка (детей) в семье:_______________________    

__________________________________________________________________________  

  1. Материальное обеспечение семьи:__________________________________________  
  2. Наличие подсобного хозяйства:____________________________________________  
  3. Питание детей (полноценное, неполноценное, наличие необходимых продуктов)__

__________________________________________________________________________  

  1. Описание ситуации в семье на момент посещения:____________________________

__________________________________________________________________________  

  1. Проблема семьи с точки зрения самой семьи:___ _____________________________  
  2. Что предпринимала семья или члены, чтобы справиться с проблемой?___________

_______________________________________________________________________  

  1. Характеристика родителей (занимаются ли они воспитанием детей, установлен ли контроль за поведением детей, личное поведение родителей, привлекались ли они  к уголовной, административной ответственности)  ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________  

  1. Характеристика семьи, данная соседями:____________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________  
12. Выводы (определить формы с семьей, потребности, виды социально-педагогической, материальной, психической помощи) ________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                           

Обследование провели:

  1. ______________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с проблемными семьями.

Прилагается презентация и ряд бланок необходимые для работы с проблемными семьями....

методический материал "Социально-педагогические технологии работы с проблемными семьями"

Технология работы с проблемными семьями  включает в себя 3 уровня:-профилактический (повышение педагогического образования и просвещения  родителей);-диагностический (сбор достоверной информ...

"Работа классного руководителя с проблемными семьями"

Тема по самообразованию классного руководителя...

Работа классного руководителя с проблемными семьями

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации “Об образовании” первыми педагогами ребенка являются его родители. Конвенция о правах ребенка (ст.18), принятая Организацией Объединенных Наций, провозгл...

Социально-педагогическая работа с проблемной многодетной семьей

В данной работе раскрывается тема социально-педагогической работы с неблагополучной многодетной семьей со ссылками на нормативно-правовые документы по работе с многодетной семьей. Межличностные отноше...

Работа с проблемными семьями

выступление на ШМО классных руководителей...