Доклад на педсовете: “Самоуправление в классе”
статья на тему

Багдасарян Сусанна Георгиевна

В докладе дана краткая история возникновения, развития и воплощения в жизнь идеи самоуправления в школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоуправление в классе

Багдасарян Сусанна Георгиевна

Согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю» самоуправление определяется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Понятие самоуправления в школе отнюдь не ново, педагогический опыт и знания в этой области накапливались с древнейших времен. Конечно в копилку полезных знаний о самоуправлении и воспитании вошли высказывания мыслителей античности, таких как Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) и др., но наиболее точным и ранним высказыванием о необходимости самоуправления сделал китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Ему принадлежит высказывание, которое в пору сделать эпиграфом к сегодняшнему докладу и почему нет, вывесить в качестве лозунга у стен школы в день самоуправления:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай действовать мне самому, и я научусь».

Для воплощения идеи высказанной в Китае Европе понадобилось два тысячелетия. В Силезском городе Гольдберг была основана латинская школа, директором которой был некий Валентин Тротцендорф использовавший в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. Эта школа просуществовала добрую четверть века с 1531 по 1556 годы. В ней ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей.

Следующим в деле развития идеи самоуправления был чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670), который рассматривал школьное самоуправление в качестве подготовки к будущей жизни: «путем навыка к такого рода деятельности». Самоуправление Коменского, должно было быть отражением общества, государственного строя взрослых. По Коменскому, каждый класс и школа в целом должны были представлять некое сообщество обсуждающее совместные дела: «необходимо чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности представлял из себя государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором».

Естественно, что идеи, высказанные известными гуманистами Европы периода Возрождения, Реформации и Просвещения, существенно повлияли и нашли отклик в отечественной педагогической мысли.

Среди отечественных педагогов разрабатывающих теорию самоуправления в начале XX в. были С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский и другие.

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) создал в Москве в 1906 году своеобразное общество культурных людей «Сетлемент». В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Через три года он создал общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в рамках общества открылась детская летняя колония «Бодрая жизнь», которая просуществола до 1920-х годов.

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы она трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.

Однако из всей плеяды перечисленных выше деятелей в области самоуправления наиболее известен своими идеями Антон Семенович Макаренко (1888-1939), который рассматривал самоуправление как составное звено более широкой и общей проблемы – становления воспитательного коллектива. Многие поверхностно знакомые с творчеством и мировоззрением Макаренко прочно связывают его имя с фильмом нашего детства – «Республика ШКИД». Почему я так говорю станет ясно чуть позже. Вы конечно же помните, как расшифровывается аббревиатура ШКИД. ШкИД – расшифровывается как «Школа социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых», которую возглавлял Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960).

Мало кто знает, что фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД» снятый в канун 50-летия Октября в 1966 г. мы могли никогда не увидеть, так как он был запрещен к показу и прорвался на экраны чудом. Фильм был снят по одноименной приключенческой, отчасти автобиографической, детской повести Георгия Белых и Леонида Пантелеева, написанной еще в 1926 году и изданной в 1927 году о жизни беспризорных детей в Школе. Персонажи, прототипами которых послужили сами авторы, носят в повести имена Григорий Черных (прозвище — Янкель) и Алексей Пантелеев (Лёнька). Два друга. Оба – выпускники ШКИД. И книжку о своей юности, друзьях, учителях они писали вместе. Но имя Григория Белых ушло с титульного листа книги почти восемьдесят лет назад, когда он был арестован и осужден как враг народа, и умер в тюремной камере в 1938 г. Впрочем на повесть тоже был наложен запрет. Кстати Макаренко, впрочем как и Крупская книжку называли вредной, в отличии от восторгающихся ею Горького и Маршака.

С тех пор утекло много воды. Со сменой формации естественно произошли существенные изменения. В школах ушли в небытие октябрятские звездочки, пионерские галстуки и комсомольские значки, что внесло коррекции лишь в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ, но глубинный смысл – суть идеи на изменилась. В 1992 году был принят закон Российской Федерации «Об образовании», где  отразилось определенное воплощение идеи самоуправления в школе. В соответствии с законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании»» принятом в 1996 г. управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Важная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам. Окончательный вид федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ принял 29 декабря 2012.

По отношению к личности самоуправление выполняет следующие функции (слайд № 1) и направлено на решение следующих задач (презентация в PowerPoint).

Переходя к практике необходимо отметить, что создание самоуправления в классе надо разбить на 3 этапа – слайд № 2.

Проводимый вот уже много лет в нашей школе “День Самоуправления” является своего рода апогеем иллюстрирующим удачное внедрение самоуправленческих структур в классах и работа этих структур в течении всего года.

И в завершении хотелось бы вновь процитировать высказывание трехтысячелетней давности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

ДОКЛАД Тема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.

ДОКЛАДТема: Работа по организации ученического самоуправления в классе....

Доклад к педсовету "Самоуправление в современной школе."

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организацииЦели ученического самоуправления - воспитание гражданина с в...

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...

Доклад к педсовету"Роль ученического самоуправления в организации социально – значимой деятельности образовательного учреждения"

Социально-значимая деятельность образовательной организации  - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменен...