Профилактика делинквентного поведения подростков
консультация по теме

Изменения в социально-экономической сфере в России повлекли за собой изменения и в состоянии всего современного общества. В создавшейся ситуации в особенной защите нуждаются уязвимые группы населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Проблема девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних является одной из самых актуальных на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5a4df9e7a59a9.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Меры по предупреждению  делинквентного поведения подростков

        Изменения в социально-экономической сфере в России повлекли за собой изменения и в состоянии всего современного общества. В создавшейся ситуации в особенной защите нуждаются уязвимые группы населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Проблема девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних является одной из самых актуальных на сегодняшний день.

        Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях (Е.В.Змановский).

Делинквентное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которое не может быть положительным явлением, оно всегда осуждается и наказывается, такое поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

Началом делинквентного поведения являются прогулы занятий в школе, приобщение к ассоциальной группе сверстников. Далее следует мелкое хулиганство, издевательство над более слабыми. Но такие действия подростков не могут служить поводом для наказания в соответствии с УК РФ.

Причин делинквентного поведения достаточно много. Наиболее важные из них:

  1. Макросоциальные: несовершенство законодательства; различные общественные процессы (кризис); уровень раскрываемости преступлений и др.
  2. Микросоциальные: семейное неблагополучие; негативное социальное окружение; плохие отношения со сверстниками; вредные привычки и др.
  3. Психологические: наличие наследственных болезней, психопатологий; особенности характера и темперамента личности и др.

Для решения проблемы делинквентного поведения подростка, необходимо понимать какие факторы повлияли на появления у него противоправного деяния, а затем уже можно попробовать устранить или смягчить эти факторы.

Легче помочь ребенку, когда делинквентное поведение только начало проявляться, чем тогда, когда он уже большое количество времени ведет ассоциальный образ жизни.

Огромную роль в предупреждении и смягчении проявления форм делинквентного поведения играют общественные институты: семья, школа, государство.

В школе в систему работы по предупреждению проявления делинквентного поведения у подростков входят профилактические мероприятия. Социально-педагогическая технология, используемая в профилактической работе, представляет собой комплекс мер – организационных, культурно-воспитательных и иных.

Профилактическая деятельность направлена на:

  • Формирование мотивации подростка на социально-психологическое и физическое развитие (желание вести здоровый образ жизни).
  • Формирование мотивации человека на оказание поддержки своим близким. Ведь люди легче преодолевают преграды, решают свои проблемы, если у них развита сеть социальной поддержки (семья, друзья).
  •  Формирования мотивации детей группы риска и их семей на изменение своего поведения, своего образа жизни.

Важную роль в работе с девиантными подростками играют общественные организации и движения. В школе с данной группой подростков успешно могут работать:

- Школьная служба примирения.

Активисты ШСП проводят работу с подростками, помогают разрешать конфликты конструктивным и мирным путем. Главным методом работы является применение медиации. Службы примирения – это инструмент, который помогает решить задачу реагирования на противоправное поведение несовершеннолетнего. Работа медиатора направлена на воспитание ответственности правонарушителя не через наказание, а как обязательство по заглаживанию причиненного вреда.

- Волонтерское движение.

Волонтерское движение в школе – это одна из форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Заповеди волонтеров школы:

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
  • Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  • Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
  • Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
  • Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

- «Социальная гостиная».

«Социальная гостиная» призвана оказать комплексную социально-психолого-педагогическую поддержку и помощь учащимся, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, воссоздать утраченные  эмоциональные связи и позитивное отношение родителей из социально-дезадаптированных семей к своим детям.

Основные направления деятельности:

– организация индивидуальной работы с детьми (поэтапное выполнение индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, психолого-педагогической коррекции и социально-юридического сопровождения в сложных жизненных ситуациях);

– помощь в подготовке домашних заданий, проведение дополнительных занятий по предметам, организация воспитательных мероприятий;

– восстановление нарушенных связей со школой  развитие навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе норм и правил поведения;

– профилактика отклонений в поведении;

– восстановление утраченных межличностных отношений внутри семьи;

– вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (систему дополнительного образования);

– оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении семейных конфликтов;

– оказание экстренной психологической помощи семьям;

– консультирование родителей по вопросам психологии и педагогики;

– организация семейных детских праздников, конкурсов, тематических вечеров.

Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков должна быть во внимании всей общественности. Для дальнейшего развития нашего общества и повышения качества жизни населения необходимо продолжать развивать направления работы по профилактике и борьбе с девиантным и делинквентным  поведением подростков, продолжать совершенствовать законодательство в отношении подростков и создавать условия для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

«Профилактика асоциального поведения подростков – одна из главных задач воспитательной работы в школе» (м/о классных руководителей)

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...

Делинквентное поведение подростков в информационном пространстве.

Проблема делинквентного поведения подростков - одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой ро...

«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Актуализации чтения среди подростков

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Библиотеки являются общедоступными информационными и культурно-досуговыми центрами, где создается особая коммуникационная среда, необходимая при ре...

Организационный аспект психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних в образовательных учреждениях.

В статье рассмотрены особенности организации профилактических мероприятий в образовательных учреждениях, конкретизированы этапы подготовки к психолого-педагогической профилактике делинквентного поведе...

Особенности проведения психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения с детьми младшего школьного возраста Таврический научный обозреватель — № 4 (21) — 2017. – С. 92-96

В статье показана роль образовательного учреждения в организации и профилактических- мероприятий. Рассмотрены особенности осуществления психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения с...