доклад "О профилактической работе по предупреждению преступлений несовершеннолетних"
учебно-методический материал на тему

Дамбаева Зоригма Лубсановна

Выполнила: Дамбаева З.Л.

Социальный педагог, 2016 г.

Районный семинар заместителей директоров по ВР и социальных педагогов

Доклад на тему:

«О профилактической работе общеобразовательных учреждений по предупреждению преступлений несовершеннолетних, в том числе повторной и групповой»

 

Вступительное слово: В современных социально - экономических и социально - политических отношениях новое поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя ᴨерсᴨективы найти достойное место в обществе.

Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит все общество. В этой связи особую значимость приобретает профилактика противоправного поведения детей и подростков. Такая деятельность обеспечивает защиту общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь.

Очень важно на ранних этапах предотвратить распространение преступности среди детей и подростков, не допустить распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах.

 Дети - это одна из наиболее уязвимых групп общества, которая может быть подвергнута негативному влиянию со стороны взрослого населения, что зачастую приводит к определенным последствиям: нарушается психическое развитие ребенка, появляются различные формы патологий, таких как наркомания, пьянство, преступность. Это может привести к необратимым последствиям, ведь преступность несовершеннолетних очень часто ᴨперерастает в рецидивную, то есть повторяющуюся преступность.

Как обезопасить детей от такого влияния? Какие меры предпринять, чтобы помочь детям сделать правильный выбор? Отчасти возможно это сделать при помощи определенных профилактических мероприятий, ведь профилактика - это не только ликвидация негативных обстоятельств, но и стимулирование различных позитивных процессов социальной жизни общества. Конечно, в случае подростковой преступности необходим другой подход, нежели в случае со взрослыми людьми. Необходимо учитывать психические и биологические особенности подростка.

Подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации. Один из наиболее распространенных видов девиаций - это преступность. Исключительное влияние на формирование преступного поведения среди подростков оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там.

Преступность носит деструктивный для общества характер, в связи с этим профилактика преступности несовершеннолетних - неотъемлемый атрибут современного общества. В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: Дамбаева З.Л.

Социальный педагог, 2016 г.

Районный семинар заместителей директоров по ВР и социальных педагогов

Доклад на тему:

«О профилактической работе общеобразовательных учреждений по предупреждению преступлений несовершеннолетних, в том числе повторной и групповой»

Вступительное слово: В современных социально - экономических и социально - политических отношениях новое поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя ᴨерсᴨективы найти достойное место в обществе.

Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит все общество. В этой связи особую значимость приобретает профилактика противоправного поведения детей и подростков. Такая деятельность обеспечивает защиту общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь.

Очень важно на ранних этапах предотвратить распространение преступности среди детей и подростков, не допустить распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах.

 Дети - это одна из наиболее уязвимых групп общества, которая может быть подвергнута негативному влиянию со стороны взрослого населения, что зачастую приводит к определенным последствиям: нарушается психическое развитие ребенка, появляются различные формы патологий, таких как наркомания, пьянство, преступность. Это может привести к необратимым последствиям, ведь преступность несовершеннолетних очень часто ᴨперерастает в рецидивную, то есть повторяющуюся преступность.

Как обезопасить детей от такого влияния? Какие меры предпринять, чтобы помочь детям сделать правильный выбор? Отчасти возможно это сделать при помощи определенных профилактических мероприятий, ведь профилактика - это не только ликвидация негативных обстоятельств, но и стимулирование различных позитивных процессов социальной жизни общества. Конечно, в случае подростковой преступности необходим другой подход, нежели в случае со взрослыми людьми. Необходимо учитывать психические и биологические особенности подростка.

Подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации. Один из наиболее распространенных видов девиаций - это преступность. Исключительное влияние на формирование преступного поведения среди подростков оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там.

Преступность носит деструктивный для общества характер, в связи с этим профилактика преступности несовершеннолетних - неотъемлемый атрибут современного общества. В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др.

Ранняя профилактика в образовательном учреждении. Так как образовательное учреждение является для несовершеннолетнего одним из основных сфер жизнедеятельности, в котором наравне с семьей происходит формирование личности подростка, его нравственно-психологических основ поведения.

Ранняя профилактика на уровне образовательного учреждения должна включать:

1. педагогику ненасилия. Педагогика ненасилия в качестве основного компонента ранней профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних может быть включена не только в систему общего образования, но и дошкольного воспитания, так как основы агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте. Ее основные идеи заключаются в представлении, что межличностные отношения подростков должны строиться на принципах диалога, позитивного отношения к друг другу, отвержения насилия (психического, физического) как способа решения конфликтов.

2. педагогику здорового потребительства. Данный компонент социального воспитания ориентирован, как это можно предположить, на раннюю профилактику корыстных преступлений несовершеннолетних, составляющих абсолютное большинство в структуре этой преступности.

Целью ᴨпедагогики здорового потребительства являются формирование у учащегося способности ориентироваться и противостоять на личностном уровне деструктивным «искушениям» быстро утверждающейся в России идеологии потребительского общества, а также способности учащегося правильно организовывать свой досуг.

3. педагогику духовно-нравственных основ семьи.

4. ᴨпедагогику правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно.

Следующий этап профилактики преступности несовершеннолетних - непосредственной профилактики. Она необходима, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям, и он начал их совершать. На данной стадии также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем, существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера.

Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.

Однако не всегда принудительные меры являются самыми эффективными. Необходимо постараться привлечь интерес подростка, направить его энергию в нужное русло.

Этапы профилактической деятельности с подростками-правонарушителями.

Каждый этап уникален и представляет собой комплекс различных мер, применяемых к трудным подросткам. В общем, система профилактики преступности несовершеннолетних выглядит так:

1) ранняя профилактика (задачей является оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц);

2) непосредственная профилактика (не допустить ᴨпереход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера);

3) профилактика предпреступного поведения (не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем);

4) профилактика рецидива (предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления, не допустить негативного влияние этих подростков на законопослушных несовершеннолетних).

Этап ранней профилактики - один из наиболее важных этапов предотвращения преступности несовершеннолетних. На нем происходит предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних, устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних, корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп. Раннюю профилактику преступности несовершеннолетних на уровне семьи и образовательного учреждения.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:

1. выявление неблагополучных семей;

2. диагностика семейного неблагополучия;

3. осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

4. принятие адмиʜᴎϲтративных и уголовно - правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Необходимо придать системе профилактики целостность, различные субъекты профилактики должны работать согласованно, а регионы должны обмениваться опытом, навыками и умениями, как между собой, так возможно и с другими странами. Для большей результативности необходимо привлекать к своей деятельности различные благотворительные организации и объединения. Необходимо помнить, что мы имеем дело с молодежью, оказавшейся в трудной ситуации, нельзя закрывать глаза на ее проблемы.

По опыту работы в ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» в основе своей работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка, их личные дела,  я осуществляю индивидуальный подход к каждому из них. Нахожу более приемлемые методы и приемы организации социальной работы, режимных моментов в воспитании. К решению возникающих у ребят проблем я подхожу, учитывая их психическое и физическое состояние.

Проводится изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, воспитателями, учителями-предметниками, медицинским работником школы,  администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних, ПДН ОМВД РФ по Селенгинскому району, главами и специалистами сельских поселений.

При возникновении агрессии   некоторых детей достаточно переключить на другой вид деятельности, а с другими необходимо доверительно побеседовать.

        За время своей работы я узнала учащихся ближе, а также познакомилась с их семьями, получила более полное представление об их жизни.  Это помогает мне планировать свою работу качественно как с группой детей,  так и с каждым из них.

        Некоторые дети были равнодушны к своему внешнему виду. Теперь они ходят опрятно, придерживаются школьного распорядка дня и единых требований к внешнему виду учащихся.

Важное место в моей деятельности занимает работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Разработана школьная целевая программа по «Формированию системы наркопрофилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений среди учащихся Новоселенгинской школы – интернат».

Для этого разработаны планы, включающие мероприятия по правовому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни. Для бесед со старшеклассниками приглашаются представители КДН и ЗП, ПДН, прокуратуры. По работе с трудными детьми, детьми группы риска  проводится профилактическая работа с приглашением инспекторов ПДН ОМВД  РФ по Селенгинскому району Тудуповой Ю.Р., индивидуальные беседы, тренинги, беседы с классом совместно с классными руководителями, воспитателями, проводятся классные часы, воспитательские часы по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения на темы «Человек и закон», «Подросток» и т.д. проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости.

Тесно сотрудничаем с родителями, административными органами и органами социально-педагогической поддержки. Совместно с ПДН ОМВД РФ по Селенгинскому району разработан совместный план работы.

В 2016 году инспекторами ПДН был проведён «День здоровья», организован поход на природу, где провели «Весёлые эстафеты» с учащимися 5 – 7 классов,  футбол среди учащихся 9 – 11 классов. Все команды были награждены призами, грамотами на сумму 5 тысяч рублей.

Такие формы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, дают положительный результат: уменьшилось число учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины.

Результативность профилактической работы

по предупреждению асоциального поведения обучающихся

за последние три года  

2014 – 2015

уч. год

2015 – 2016 уч. год

2016 – 2017

 уч. год

2017 – 2018

 уч. год

Состоят на учёте в КДН

3

0

2

0

Состоят на учёте в ПДН

2

0

2

0

Состоят на учёте в ВШУ

6

2

2

0

Динамика

уровня снижения и повышения

состоящих учащихся на учёте в КДН и ЗП, ПДН и ВШУ

за последние три года.