Быть человеком сегодня, завтра, всегда
статья на тему

Ковальчук Фаина Алексеевна

Публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_chelovekom_segodnya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Быть человеком сегодня, завтра, всегда

«У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?

Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы – океаны и вопросы – капли…»  (По Р. Рождественскому).

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о цели и смысле жизни, о проблемах соотношения личности и бытия, о своем месте в мире людей, о том, какой след он оставит после себя.

И каждый, наверное, как и я, испытал мучительную боль, не находя ясных ответов на поставленные вопросы.

Не секрет, что литература в современной социокультурной ситуации стремительно «теряет» свои «общественные» нагрузки и остается только литературой, т.е. видом искусства, что не может не сказываться на ее статусе как учебной дисциплины; у современных учеников, студентов резко падает интерес к чтению: классика, изучающаяся в школе, вузах переходит в разряд так называемого делового чтения, т.е. появляется существенный разрыв между тем, что молодежь читает «для себя» и «для школы», «вуза».

Я попробовала выяснить позицию учащихся 7 А класса МБОУ лицея №1: выявить его читательский интерес, возможности увидеть проблемы, которые в особенности интересуют школьников, проследить, как учащиеся используют опыт литературных героев, как связывают проблемы, выявленные в художественных произведениях, с жизнью.

Именно эту цель я поставила перед собой, предложив семиклассникам следующую анкету.

На вопрос

  1. «Часто ли вы ходите в библиотеку?» ответили:

- часто – 2 человека

- иногда – 4 человека

- редко – 15 человек

- никогда – 3 человека.

  1. «Какие книги вы предпочитаете читать?»

- которые заставляют думать – 2 человека

- которые учат чему-то – 2 человека

- из которых узнаешь что-то новое – 9 человек

- которые развлекают – 11 человек.

  1. «Вы переживаете за главного героя?»

- всегда – 13 человек

- иногда – 9 человек

- не принимаю близко к сердцу – 2 человека

  1. «Вы думаете о герое после прочтения книги?»

- да – 12 человек

- нет – 2 человека

- если герой затронул меня – 10 человек.

  1. «Какие герои вам ближе по духу: из отечественной литературы или из зарубежной?»

- из отечественной – 8 человек

- из зарубежной – 16 человек.

  1. «Есть ли у вас любимый герой, которому вы хотели бы подражать?»

- да – 13 человек

- нет – 11 человек.

  1. «Есть ли такой герой, кто он?» (из 24 учащихся)

- положительный – 16 человек

- отрицательный – 8 человек

- супермен – 3 человек.

  1. «Можете ли вы заплакать, когда книга заканчивается трагически?»

- да – 16 человек

- нет – 8 человек.

  1. «Были ли у вас ситуации в жизни, когда книга помогла вам?»

- да – 19 человек

- нет – 5 человек.

10.«Какой финал книги вам больше нравится?»

- счастливый – 12 человек

- трагический – 1 человек

- незаконченный – 11 человек.

11.«Может ли человек руководствоваться выводами, взятыми из книг, для решения своих проблем?»

    - да – 21 человек

    - нет – 3 человека.

12. «Можно ли обойтись в жизни без книги?»

    - да – 0 человек

    - нет – 24 человека

13. «Может ли литературно-художественный образ изменить жизнь человека?»

     - да – 22 человека

     - нет – 2 человека.

14. «Часто ли вы читаете художественную литературу?»

     - каждый день – 2 человека

     - 2-3 раза в неделю – 6 человек

     - 1 раз в неделю – 4 человека

     - редко – 8 человек

     - когда заставляют – 4 человека.

Результаты анкеты позволяют нам сделать следующие выводы о читательской позиции семиклассников:

  • Большинство учащихся редко посещают библиотеку, мало читают и не любят читать книги;
  • 46 % учащихся предпочитают развлекательную литературу;
  • Переживают за главного героя лишь 54 % учащихся и думают о нем после прочтения 50 %, но еще и 42 %, если герой затронул их;
  • Любимый герой есть у 54 %, и у большинства учащихся он положительный, включая и «супермена»;
  • Книга и проблемы, изложенные в ней, волнуют большинство семиклассников – 58 %, они могут даже расплакаться в какой-то ситуации;
  • У 79 % даже были сложные моменты, выход из которых они нашли в художественном произведении;
  • 50 % учеников предпочитают счастливый конец книги;
  • 86 % считают, что они могут руководствоваться в жизни мудростью, взятой из художественных произведений;
  • При незначительном читательском интересе все-таки 100 % не смогли бы в жизни обойтись без книг;
  • И, наконец, 91 % убеждены, что литературно-художественный образ может в корне изменить жизнь человека.

 Не все потеряно, если наши дети считают, что классическая литература может повлиять на становление личности ребенка. И от нас с вами зависит, чтобы приобщение растущего человека к культурным ценностям своего народа стало для них  уроками ЖИЗНИ, ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ.

К сожалению, наш мир далек сейчас от таких добрых, человечных отношений – нас уже не удивишь жестокостью, ненавистью и все увеличивающимся дефицитом доброты. Информационная среда, которая окружает сегодня нас не органична отечественной культуре: стыдно, например, за ведущих ток-шоу. Обсуждая важнейшие проблемы, такие как, конфликты между родителями и детьми, потеря близких людей, болезни, эти «работники культуры» могут из человеческой беды сделать обыкновенное показное шоу. Говорящего они не слушают, перебивают, кричат, шумят.

Хочется открыть книгу «Письма о добром и прекрасном» (письмо девятнадцатое «Как говорить?») Д.С. Лихачева и процитировать: «По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться  и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».                                        

Наши современные дети большую часть свободного от учебы времени  проводят у компьютера и телевизора, меньшую – за книгой. Сложность в том, что юный читатель воспринимает классику как нечто далекое, чуждое для себя, скучное и устаревшее. Телевизор, который считается сегодня почти членом семьи, стал орудием не воспитания, а разрушения. На телеканалах непрестанно растет число убийств, смакуются жестокие издевательства над очередной жертвой. Пустые развлекательные программы, комедийные сериалы, боевики, компьютерные игры с их сленговой перенасыщенностью, насилием, шумовыми эффектами в виде криков, стрельбы, «дикого» смеха не способствуют нравственному воспитанию. Подсчитано: в США подросток до 18 лет видит 11 тысяч убийств, а в России – минимум 22 тысячи.

Нужно пробудить в молодежи интерес к искусству, литературе, «спустить» классику с недосягаемых вершин, чтобы молодой человек в чужом, далеком увидел что-то очень близкое, созвучное своему поколению, своим переживаниям. Это тем более важно в наше время, которое «так истончило грани добра и зла, греха и святости, что они, по сути, перестают быть антиподами, и юному незрелому уму трудно определить, кто есть кто и что есть что».

В таких условиях, когда «размыты» все моральные критерии, искусство, великая русская литература остаются чуть ли не единственными нравственными ориентирами.

Сейчас сплошь и рядом мы сталкиваемся с торжеством абсолютной свободы, когда для достижения целей не брезгуют самыми низкими и подлыми средствами. Но ведь об этом еще в 19 веке предупреждал нас Достоевский! Весь роман «Преступление и наказание» - это опровержение бесчеловечной теории «цель оправдывает средства». Человек должен быть свободным, в этом у Достоевского не было сомнений. Но категория свободы немыслима без понятия ответственности. В противном случае абсолютная свобода ведет к вседозволенности. Страшно, когда человеку ничего не позволено и ему, говоря словами Мармеладова, «некуда пойти», но не менее страшно, когда человеку все дозволено и для него не существует никаких моральных преград. Ушедший 20 век наглядно продемонстрировал весь ужас полной вседозволенности и якобы абсолютной свободы. Жизнь подтвердила самые страшные опасения Достоевского. Эти мысли оказываются близки и понятны нам, живущим в 21 веке.

У каждого человека своя внутренняя нравственная планка, переступить которую не позволяет совесть. У одних людей эта планка высокая, у других – намного ниже… А если все – таки позволить себе ради достижения личных целей переступить этот нравственный барьер (допустим, обмануть, сподличать, обвинить невинного), то как живется дальше? Такая ситуация знакома каждому из нас, она жизненна и понятна.

Молодое поколение постепенно сами должны сделать для себя открытие, что искусство, литература учит их жить, разбираться в людях, в человеческих отношениях, помогают отличать добро от зла, правду ото лжи, честь от бесчестья.

Вдумаемся в слова замечательного литературного критика В. Белинского, сказанные им еще в первой половине 19 века: «Нравственное образование делает нас просто «человеком», т.е. существом, отражающим на себе отблеск божественности и потому высоко стоящим над миром животным. Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем, но худо (т. е. дурно, плохо) не быть при этом «человеком».

Человеком надо быть сегодня, завтра, всегда…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.

Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...

Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"

Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".

В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...

Екатеринбург: вчера сегодня, завтра

Презентация к классному часу...

Конкурс «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра» Тема работы: «Влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского района»

Эта конкурсная работа раскрывает основные источники загрязнения природы  и влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского райо...