УХОД РЕБЕНКА ИЗ ДОМА. КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
статья на тему

Данный материал классный руководитель может использовать при проведении родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uhod_rebenka_iz_doma._kto_vinovat_i_chto_delat.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

УХОД РЕБЕНКА ИЗ ДОМА. КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

В последние годы в России все острее звучит проблема ухода детей из дома. Извечный вопрос «Кто виноват»? находит два ответа: школа и семья. Так что же в этих «институтах» происходит не так, что вынуждает ребенка уйти из дома, из той гавани, где должно быть всегда тепло и спокойно? Ответ на этот вопрос на самом деле нелегко найти.

На первом этапе ребенок уходит из дома во время ссоры родителей или после физического наказания; не идет на занятия в школу, а слоняется по улицам в тот день, когда предстоит урок учителя, с которым конфликтные отношения; уходит из школы, где нет взаимопонимания в ученическом коллективе. Иногда основным побудительным мотивом становится сенсорный голод – потребность в ярких и новых впечатлениях. Наскучило однообразие будней, подстегивают романтические примеры сверстников-бродяг.

Стремление убежать из дома «в знак протеста» наиболее часто проявляется в возрасте 10 - 13 лет. В этот период развития личности психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается чрезвычайно остро.

Далее возникает уже потребность в уходе. Уходы учащаются и возникают по незначительному поводу (небольшое замечание, плохо подготовленное домашнее задание, ожидание неприятной встречи, представление о возможности посетить интересное место и т.п.). Появляется своеобразный патологический стереотип поведения в виде уходов. Дети нередко уходят в одни и те же часы, идут по привычному маршруту, отдыхают и ночуют в одних и тех же местах. Часто уходы совершаются бездумно, без какого-либо осознанного плана. Многие случайные обстоятельства (приезд родственников, передача нового кинофильма по телевидению, какое-либо школьное событие) могут остановить подростка.

Все уходы можно разделить на реактивные (как реакция на внешнюю ситуацию), планируемые и немотивированные. Реактивные уходы чаще всего наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Первые уходы, в большинстве случаев, связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п. Иногда первые уходы у подростков носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний.

Планируемые уходы наблюдаются у подростков, у которых повышена потребность в меняющихся впечатлениях. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.

Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без каких-либо мотивов, импульсивно. Наблюдаются у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к негативным эмоциональным состояниям.

По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания – мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.).

Ученые, педагоги, психологи давно утверждают, что благоприятный психологический климат семьи и школы, комфортность среды, включенность ребенка в решение важных вопросов в семье, занятость по интересам и способностям в свободное время, признание в среде сверстников поможет избежать проблемы девиантного развития личности. Кто, как не взрослые, должен создать эти условия, быть внимательным к детям, находить время для разговора по душам, предлагать заинтересовывать позитивные занятия, развивать способности своего ребенка?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка действий для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома.

Чтобы предупредить самовольные уходы детей из дома, родителям следует помнить о некоторых несложных действиях......

Причины ухода ребенка из дома

Причины ухода ребенка из дома.   Еще 20 лет назад считалось, что основными причинами бродяжничества детей является отсутствие родителей или принадлежность к социально-неблагополучной се...

профилактика уходов детей из дома

презентация на тему "профилактика уходов детей из дома"...

профилактика самовольных уходов детей из дома

памятки и рекомендации родителям по профилактике самовольного ухода детей из дома...

Общие рекомендации для родителей по предупреждению уходов ребенка из дому

  Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым...

Самовольные уходы ребенка из дома (советы для родителей)

Побеги из дома чаще совершаются подростками. Не все родители понимают специфику возраста, принимают серьезность их мнения и проблем. Постепенно недовольство и напряжение в отношениях накапливается, по...