Формирование учебной мотивации
учебно-методический материал

Вайнштейн Анна Владимировна

Сообщение (выступление) на мтеодическом совещании на тему "Учебная мотивация и ее формирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

 ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска»

Сообщение на тему:

«Мотивация учебной деятельности

и ее формирование»

Картинки по запросу мотивация учебной деятельности

Социальный педагог:

Вайнштейн А.В.

Мотивация учебной деятельности учащихся основной школы

Современный подход к процессу обучения ориентирует педагогов не только на усвоение знаний и умений по предметам (хотя это остается одним из важнейших показателей в школе), но также на развитие учащихся. Педагог при подготовке к урокам думает не только о собственной деятельности, но и о развитии учебной деятельности своих учеников. Это обусловлено пониманием того, что успешность выпускника после окончания школы во многом будет зависеть не только от знаний и умений в образовательных областях, но и умения понимать цели предстоящей деятельности, самому эти цели определять, соотносить их со своими возможностями, намечать и выбирать способы их достижения и т. д. Именно этим умениям важно научить ребенка в школе, т. к. это поможет ему для дальнейшего продолжения образования, «позволит каждому школьнику самостоятельно осваивать новые темы и разделы, легче ориентироваться в требованиях к знаниям, свободнее делать выбор и принимать решения. Человек, умеющий строить свою деятельность, - человек независимый и самостоятельный»[1]. Полагаем, что именно такие качества нужны современному человеку для того, чтобы быть конкурентноспособным в современном обществе.

На протяжении одиннадцати лет ведущей деятельностью для школьника является деятельность учебная. В работах наших российских психологов (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) определяется структурный состав учебной деятельности (см. рис. 1). Эта деятельность включает три компонента: мотивационный, содержательный и операционный. В свою очередь, самый первый компонент – мотивационный - рассматривается с двух позиций: «познавательные потребности» и «учебно-познавательные мотивы», т. е. желание узнать что-то новое, овладеть новым способом решения, самостоятельно определить путь поиска нового знания и т. п.  По Эльконину, учебно-познавательный мотив – это «побуждение, направленное на овладение обобщенными способами действий в сфере  научных понятий». Появление у учащихся учебно-познавательного мотива активизирует не только мотивационную сферу. Стремление проявить настойчивость при поиске нового знания активизирует волевую сферу и сферу саморегуляции учебной деятельности.

         Какое же место в формировании учебной деятельности занимает мотивация? Педагогическая психология дает следующее описание структуры учебной деятельности и места мотивов в ней:

Учебная деятельность = потребность + мотив + цель (учебная задача) + учебные действия + самоконтроль + самооценка + результат.

Исходя из этого следует, что одной из особенностей формирования учебной деятельности является «сознательное и самостоятельное составление учащимися ориентировочной основы действий (ООД) – системы ориентиров и указаний, пользуясь которой, человек выполняет данное действие» [1]. Но для того, чтобы ученик сознательно овладел новыми понятиями и способами действий, необходимо вместе с ним выяснить происхождение вновь вводимых понятий и действий, показать их необходимость и определить теоретические основы усваиваемых действий. То есть знания не должны даваться в «готовом виде», а «изучение любого нового понятия, нового раздела должно начинаться с мотивационного введения, с разъяснения для чего, почему, зачем должно изучаться данное понятие или раздел» [1]. В то же время, наблюдения на уроках позволяют сделать вывод, что далеко не все учителя учитывают этот компонент при подготовке и ведении уроков. Особенно часто этот недостаток отмечается в работе молодых специалистов и учителей, пришедших в школу из других отраслей народного хозяйства. И напротив, как показывает практика, наиболее эффективными являются уроки, на которых учитель активно, различными методами стимулирует интерес к учению, способствуя тем самым формированию у учащихся устойчивой учебной мотивации. Прежде всего, мотивация мобилизует внимание учащихся, что создает благоприятные условия для глубокого усвоения учебного материала. Поэтому первым элементом мотивационной основы учебной деятельности учащегося в соответствии с теорией обучения является «сосредоточение внимания на учебной деятельности».

Мотивационная основа учебной деятельности включает следующий набор компонентов:

1.Сосредоточение внимания учащихся на учебной мотивации.

2.Осознаие смысла предстоящей деятельности.

3. Осознанный выбор мотива.

4.Целеполагание – выработка учащимися целей учебной деятельности.

5. Стремление к цели – осуществление целей учебной деятельности.

6. Стремление к достижению успеха – осознание уверенности в правильности действий.

7. Самооценка процесса и результатов деятельности – эмоциональное к ней отношение.

         Первый элемент: что заставляет ученика активизировать внимание?

В случае непроизвольного внимания предмет притягивает ученика своими свойствами: необычное, новое, яркое, занимательное, связанное с будущей профессией и т. д. Произвольное внимание возникает в результате усилия воли ученика или установкой: «будь внимательным». Но волевое усилие, каким бы глубоким оно не было, не может поддерживать активность учебного процесса продолжительный период. Кроме того, как указывают психологи «При отсутствии более или менее эмоциональной привлекательности может существовать осознание значимости объекта, обязанности, долга, но не будет интереса» (С. Л. Рубинштейн) [2].

         Беседы с учащимися и результаты анкетирования указывают на то, что некоторые школьные предметы дети учат постольку, поскольку они включены в школьную программу. Иначе говоря, их мотивы имеют неопределенный характер и в дальнейшем могут привести к потере интереса к учебе в целом. Если же учебный процесс строится таким образом, что ученик осознает мотив и цели изучения предмета, то учение становится интересным и привлекательным занятием. Это достигается тем, что на каждом уроке перед учеником раскрывается смысл предстоящей деятельности: что необходимо узнать, какими умениями и навыками овладеть и почему, что для этого необходимо сделать. В идеале, под влиянием различных благоприятных условий учение постепенно может перерасти во внутреннюю потребность учащегося и стать самоцелью.

         Как определить состояние процесса формирования учебной деятельности? Это особенно важно знать при переходе учащихся из начальной школы в среднюю (для организации продуктивной работы по преемственности в обучении между начальной и основной школами), при наборе учащихся в 10 класс, при организации работы классов КРО и формировании гимназических классов, т. е. при наличии внутришкольной дифференциации в организации УВП и т. д. Продуктивному решению этих задач помогает диагностика уровня сформированности учебной деятельности.

Диагностика учебной деятельности имеет несколько значений.

Во-первых, она крайне необходима на начальном этапе обучения, чтобы преподаватели смогли определить свои цели и первоочередные задачи в организации занятий.

     Во-вторых, знание возможностей учащихся в учебной деятельности позволяет преподавателю организовать управление развитием учебной деятельности в целом, а также тех ее компонентов, которые прежде всего в этом нуждаются.

     В-третьих, диагностика важна не только для преподавателя, но и для самого обучаемого.

Исследование по изучению сформированности учебной деятельности предполагает проведение следующих мероприятий:

  1. анкетирование с целью изучения отношения учащихся к учебе по отдельным предметам (в т.ч. мотивам учения);
  2. беседы с учащимися для выявления личностного отношения учащегося к проблеме учебной деятельности;
  3. анкетирование с целью получения самооценки умений, специфичных для учебной деятельности;
  4. анализ конспектов и других письменных работ;
  5. наблюдение за реакциями учащихся во время занятий;
  6. анкетирование учителей по созданию условий для мотивации учебной деятельности учащихся на уроках;
  7. анкетирование родителей или беседа с ними о формировании мотивации учебной деятельности.

Все это позволяет выявить и ценить как уровень развития мотивации учения в целом по классам, так и по конкретным предметам, умение учащихся разного возраста ставить перед собой учебные задачи, умение владеть учебными действиями. Кроме того, результаты исследования дают возможность конкретизировать работу с учащимися каждого класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации

В рабочей тетради представлены  материалы для ознакомления с   существующими  в педагогике подходами к мотивации учения, описанными  в педагогической и психологической литературе, классификациями, усл...

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

Формирование учебной мотивации в рамках работы классного руководителя

Из опыта работы по формированию учебной мотивации...

Роль классного руководителя в формировании учебной мотивации

Основные направления работы классного руководителя в формировании учебной мотивации школьников...

Родительское собрание "Формирование учебной мотивации подростка"

В презентации представлен материал по формированию  учебной мотивации подростков....

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...