Профориентационные методики для социального педагога
тест (9, 10, 11 класс)

Профориентационные методики для социального педагога включают :профориентационную методику (тест) "Карта интересов" и вопросник изучения отношения обучающихся к учебным предметам (по Г.Н.Казанцевой")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsionnye_metodiki.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационные методики для социального педагога

1. Профориентационная методика (тест) «Карта интересов»

   Описание методики «Карта интересов».

   Для проведения исследования потребуется карта интересов - вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности, и лист ответов, представляющий собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов:

1. Биология.

2. География.

3. Геология.

4. Медицина.

5. Легкая и пищевая промышленность.

6. Физика.

7. Химия.

8. Техника.

9. Электро- и радиотехника.

10. Металлообработка.

11. Деревообработка.

12. Строительство.

13. Транспорт.

14. Авиация, морское дело.

15. Военные специальности.

16. История.

17. Литература.

18. Журналистика.

19. Общественная деятельность.

20. Педагогика.

21. Право, юриспруденция.

22. Сфера обслуживания, торговля.

23. Математика.

24. Экономика

25. Иностранные языки.

26. Изобразительное искусство.

27. Сценическое искусство.

28. Музыка.

29. Физкультура и спорт.

Приведем пример оформления и заполнения листа ответов:

1

2

3

4

5

6

и т.д.

29

1

2

3

4

5

6

29

30

31

32

33

34

35

58

59

60

61

62

63

64

87

88

89

90

91

92

93

116

117

118

119

120

121

122

145

146

147

148

149

150

151

174

   Примечание: лист ответов находится у педагога, проводящего тестирование. Он будет необходим для подведения итогов теста.

   Заполнение ответного бланка может выполняться Индивидуально или в группе.

   Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов.

   Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержать наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует в первую очередь учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Оценка выраженности интересов имеет пять степеней:

•  высшая степень отрицания - от -12 до -6,

• интерес отрицается — от —5 до — 1,

•  интерес выражен слабо - от +1 до +4,

•  выраженный интерес — от +5 до +7,

• ярко выраженный интерес — от +8 до +12.

Инструкция для учащихся

   (Данную инструкцию необходимо размножить и предоставить каждому респонденту).

   Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов, предлагаем оценить ряд утверждений о различных видах занятий.

   Если Вам очень нравится, очень любите или очень хотели бы заниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов «++»(два плюса).

   Если просто нравится, любите или хотели бы «+» (один плюс).

   Если не знаете, сомневаетесь — «О» (ноль).

   Если не нравится «-»(минус).

   Если очень не нравится, не любите и не хотели бы «~» (два минуса).

   Если на один и тот же вопрос у Вас возникает два противоположных (полярных) ответа, то поставьте тот знак, который соответствует ответу, более близкому (по Вашему мнению) к истине. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, следите, чтобы номер клетки в бланке ответов не расходился с номером вопроса.

   Если Вам что-либо непонятно, Вы можете сразу же спросить.

 

 ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ?

1. Знакомиться с жизнью растений или животных.

2. Уроки географии, чтение учебника по географии.

3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.

4. Интересоваться строением тела и работой внутренних органов человека.

5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством.

6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

8. Читать технические журналы («Техника — молодежи», «Юный техник»).

9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электротехники и радиоэлектроники.

10.  Знакомиться с разными материалами и их свойствами.

11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

12. Узнавать о достижениях в области строительства.

13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и др.).

14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках, о космонавтах.

15.  Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками войн.

16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

17.  Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.

18. Читать и обсуждать газетные и журнальные статьи и очерки.

19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе»

20. Читать книги о жизни школы (педагогов).

21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

22.  Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.

23. Читать книги типа «Занимательная математика» или «Математический досуг».

24.  Знакомиться с организацией промышленности нашей страны.

25. Изучать иностранные языки.

26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.

27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, с артистами, коллекционировать их фотографии.

28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с музыкальным искусством.

29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о выдающихся спортсменах.

30. Изучать ботанику, зоологию, биологию.

3.1. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.

34.  Побывать на экскурсии на предприятиях легкой промышленности (швейном, обувном, текстильном и т.д.)

35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».

36. Находить химические явления в природе, проводить опыты с различными веществами, следить за ходом реакций.

37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах и журналах).

38. Посещать радиотехнический кружок или кружок электротехники.

39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

 40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели и т.д.

41. Встречаться со строителями и наблюдать за их работой.

42. Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения.

43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, о моряках.

44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей крупнейших сражений и судьбой выдающихся полководцев.

45. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

46. Читать статьи о писателях и их произведениях.

47. Слушать радио- и теленовости, смотреть тематические телепередачи.

48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, области, стране.

49. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут его сделать.

50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.

51. Обеспечивать семью продуктами питания, организовывать питание всех во время похода.

52. Читать научно-популярную литературу об открытиях математики, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

53. Интересоваться сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятий.

54. Читать художественную литературу на иностранном языке.

55.  Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

56.  Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

57. Слушать оперную и симфоническую музыку.

58.  Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио- и телепередачи о спорте.

59. Посещать биологический кружок.

60.  Заниматься в географическом кружке, изучать природу и жизнь родного края.

61.  Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.).

62. Изучать организм человека, причины возникновения болезней и пути их лечения.

63. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды.

64. Проводить опыты по физике.

65. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

66. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, телевизор, магнитофон).

67.  Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром и др.) и производить расчеты.

68.  Мастерить различные детали и предметы из металла.   .

69. Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, полировать и пр.).

70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.

71. Посещать кружок железнодорожников, автолюбителей.

72.  Заниматься в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или в авиаклубе.

73. Заниматься в стрелковой секции.

74.  Изучать историю возникновения различных народов и государств.

75.  Писать классные или домашние сочинения по литературе.

76.  Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления или события жизни.

77.  Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело).

78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо).

79. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

81. Заниматься в математическом кружке.

82.  Изучать развитие промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.

83. Работать с иностранными словарями, разбираться в малознакомом языке.

84. Посещать музеи, художественные выставки.

85. Выступать на сцене перед зрителями.

86. Играть на одном из музыкальных инструментов.

87. Играть в спортивные игры.

88. Наблюдать за ростом и развитием животных, вести записи наблюдений.

89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

90. Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для геологического музея.

91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.

92.  Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи.

93.  Заниматься в физическом кружке или посещать факультатив по физике.

94.  Заниматься в химическом кружке или посещать факультатив по химии.

95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли, машины и пр.).

96.  Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы и аппаратуру.

97. Уроки труда в школьных слесарно-станочных мастерских.

98. Заниматься в столярном кружке.

99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

100.  Наблюдать за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101. Заниматься в секции гребли, яхтсменов, аквалангистов, бригаде по спасению утопающих.

102. Участвовать в военизированных играх («Зарница», «Орленок» и пр.).

103.  Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа.

104.  Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку.

105. Вести личный дневник.

106.  Выступать в классе с сообщениями о международном положении с докладами на различные темы.

107. Выполнять работу вожатого.

108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть.

109.  Помогать покупателю в магазине выбирать покупку, которая ему нужна.

110. Решать сложные задачи по математике.

111. Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов.

112. Заниматься в кружке иностранного языка.

113. Заниматься в художественном кружке, школе или изостудии.

114. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.

115.  Заниматься в хоре или одном из музыкальных кружков.

116. Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117.  Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

118. Участвовать в географических экспедициях.

119. Участвовать в геологических экспедициях.

120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь.

121. Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ (или посещать их).

122. Участвовать в физических олимпиадах.

123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

124. Разбираться в технических чертежах или составлять чертежи самому.

125. Разбираться в сложных радиосхемах.

126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия и знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128.  Принимать посильное участие в строительных работах.

129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, мотоцикла или других транспортных средств.

130. Летать на самолетах или управлять сверхскоростными летательными аппаратами.

131. Жить по жестко установленному режиму, строго, выполняя распорядок дня.

132.  Заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы).

133. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135.  Подготавливать и проводить различные сборы либо собрания и т.д.

136.  Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137. Помогать в работе милиции.

138.  Постоянно общаться со многими и разными людьми.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140.  Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.

141. Беседовать с товарищем (или знакомым) на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143. Посещать театральный кружок.

144. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.

145.  Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях.

146. Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных, ухаживать за ними.  .

147. Производить топографическую съемку местности.

148. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150.  Работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности (швеей, закройщицей, поваром, кондитером, технологом и пр.).

151. Решать сложные задачи по физике.

152. Работать на химическом производстве или в химлаборатории.

153.  Участвовать в выставках технического творчества.

154.  Работать в области энергетики или радиоэлектроники.

155. Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различные металлические детали к изделиям.

156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157. Работать в строительном бригаде.

158. Возить пассажиров или грузы, соблюдая правила уличного движения.

159.  Работать в штормовую.погоду на реке или в открытом море.

160. Быть военным инженером или командиром.

161.  Ходить в походы по историческим местам родного края.

162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п.

163.  Писать заметки или очерки в стенгазеты или в периодическую печать.

164.  Руководить бригадой во время трудового десанта.

165. Организовывать игры и праздники для детей.

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре, юридической консультации и т.п.).

167. Выполнять работы по обслуживанию населения (принимать заказы, помогать выбирать покупку, оказывать бытовые услуги).

168.  Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.

169.  Работать в области экономики, планирования или финансирования предприятий.

170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171. Играть на сцене или сниматься в кино.

172. Работать музыкантом, музыкальным режиссером или преподавать музыку.

173.  Работать преподавателем физкультуры или тренером.

2. Вопросник изучения отношения обучающихся к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)

   Главным условием проведения тестирования — это анонимность и честность ответов. Всех респондентов (учащихся) необходимо обеспечить

«Инструкцией (вопросником) для учащихся».

Инструкция (вопросник) для учащихся

Раздел I.

1. Назови из всех изучаемых в школе (лицее, гимназии) предметов твои самые

А. Любимые_________________________________

Б. Нелюбимые________________________________

Раздел II.

2. Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что:

1. Данный предмет интересен.

2. Нравится, как преподает учитель.

3. Предмет нужно знать всем.

4. Предмет нужен для будущей работы.

5. Предмет легко усваивается.

6. Предмет заставляет думать.

7. Предмет считается выгодным.

8. Требует наблюдательности, сообразительности.

9. Предмет требует терпения.

10. Предмет занимательный.

11. Товарищи интересуются этим предметом.

12. Интересны отдельные факты.

13. Родители считают этот предмет важным.

14. Хорошие отношения с учителем.

15. Учитель часто хвалит.

16. Учитель интересно объясняет.

17. Получаю удовольствие при его изучении.

18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт (колледж, техникум).

19. Предмет помогает развивать общую культуру.

20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире.

21. Просто интересно.

Не люблю предмет потому, что:

1. Данный предмет не интересен.

2. Не нравится, как преподает учитель.

3. Предмет не нужно знать всем.

4. Предмет не нужен для будущей работы.

5. Предмет трудно усваивается.

6. Предмет не заставляет думать.

7. Предмет не считается выгодным.

8. Не требует наблюдательности, сообразительности.

9. Предмет не требует терпения.

10. Предмет не занимательный.

11. Товарищи не интересуются этим предметом.

12. Интересны только отдельные факты.

13. Родители не считают этот предмет важным.

14. Плохие отношения с учителем.

15. Учитель редко хвалит.

16. Учитель неинтересно объясняет.

17. Не получаю удовольствия при его изучении.

18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт (колледж, техникум).

19. Предмет не способствует развитию общей культуры.

20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире.

21. Просто неинтересно.

Раздел III.

1. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

1. Это мой долг.

2. Хочу стать грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся, и я тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтобы похвалил учитель.

12. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

15. Хочу учиться.

   Обработка результатов.

   Внимательно рассмотрите ответы респондентов методики (вопросника) «Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)».

   Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов; второй — причин предпочтительного отношения к ним; третий — для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

   Анализ результатов может дать преподавателю (классному руководителю) относительную картину мотивации к учебным предметам в школе (лицее, гимназии). Любые результаты индивидуального или коллективного (всего класса) тестирования могут послужить темой для разговора педагогов на «малом» педсовете или на собрании родителей старшеклассников. При этом проводивший тестирование должен, в обязательном порядке, сохранить анонимность тестируемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы социального педагога с семьёй

Материал разработан в помощь в работе социального педагога с семьёй в школах...

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Методика работы социального педагога с неблагополучной семьей на основе социокультурного анализа МКОУ «Ючюгейская СОШ»

Главным социальным фактором влияющим на становление личности, является семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благопол...

Методика работы социального педагога с различными категориями семей     Определение семьи.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Семья - это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отн...