Программа "Выбор"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лобанова Людмила Павловна

Комплексная программа «Выбор» (по профилактике правонарушений и употребления психоактивных веществ (ПАВ))

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vybor.docx64.36 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование

программы.

Комплексная программа

«Выбор»

(по профилактике правонарушений и употребления психоактивных веществ (ПАВ))

Основание для

разработки.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  2. Конвенция о правах ребёнка 1989г.
  3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
  4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
  5. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ.
  6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120
  7. Устав МБОУ «СОШ №51»

Составитель программы.

  Заместитель директора по ВР Л.П. Лобанова

 Социальный педагог С.В. Максимчук

Цель

программы.

Создание условий для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних.  

Задачи программы

  1. Своевременное  выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как  возможное условие  совершения правонарушений);
  2. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
  3. Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям.
  4. Вовлечение  подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
  5. Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;
  6. Формирование у ребенка адекватного социально-психологического образа своего «Я»;
  7. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся;
  8. Способствовать  адаптации  личности  к  жизни  в  обществе.
  9. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;
  10. Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  11. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
  12. Определение результативности профилактической работы.

Сроки и этапы

 реализации.

      Программа рассчитана на 2015-2018годы.

      Этап разработки программы: 2015г.

      Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебные годы.

      Этап рефлексии: май – июнь 2018 год.  

Исполнители

программы.

      Зам. директора по ВР, социальный педагог,

            совет по профилактике, психолог, педагог-организатор, методическое объединение классных руководителей, методические объединения педагогов-предметников, родительские комитеты школы.

 

Перечень разделов

программы

1. Пояснительная записка.

2. Концептуальные подходы.

3.Основная часть.

4. Реализация программы.

5. Циклограмма работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

6. Ожидаемый результат.

7. Точки риска.

     Ожидаемый результат

Организация профилактической деятельности, способствующей снижению совершения правонарушений среди несовершеннолетних

        Система организации контроля за исполнением программы

  Участники воспитательной системы предоставляют отчёты по итогам работы за год администрации школы: итоговый отчёт о работе школьного соуправления составляется педагогом-организатором и предоставляется зам. директора по ВР,  итоговый отчёт и анализ годовой работы составляются социальным педагогом и зам. директора по ВР, предоставляется директору школы. 

Пояснительная записка

Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков, произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

      Микрорайон школы социально нестабилен. Основные причины данного явления:

  • учебное заведение удалено от культурных центров города;
  • вблизи территории школы расположены торговые точки, реализующие спиртные напитки;
  • материальный достаток основной массы населения микрорайона средний и даже ниже среднего уровня.

       Именно в такой среде наиболее распространены такие вредные явления  как курение, пьянство, наркотики, правонарушения. Незанятость родителей с детьми учебной деятельностью,  не обеспечение психического комфорта ребёнка, эмоционального благополучия, духовного и нравственного развития способствуют их вовлечению в правонарушения, употребление алкоголя и наркотиков.

        Поэтому  возникла необходимость в разработке программы «Выбор» по профилактике правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними.                              

Концептуальные подходы.

Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.

Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

На основании анализа литературы и законных актов  можно выделить следующие определения профилактики:

  • использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
  • в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают  те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
  • научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических  или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов

В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

  1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
  2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро социума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
  3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:

  • создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
  • осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
  • обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная,   вторичная,   третичная.

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение  еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.

На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений  профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска. .              

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

 К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются КДН - комиссии по делам несовершеннолетних (отделы при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) и ИДН - инспектора по делам несовершеннолетних, социальные педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система приютов для несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома. Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка.

Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Так, например, в идеале ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с работниками КДН.

 Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.

На уровне этом уровне к профилактике привлекаются учреждения системы исполнения наказаний (спецшколы, спец училища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.

 Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий -  к специальной.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.

В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по  ранней профилактики праовнарушений несовершеннолетних,  ключевыми концептуальными положениями являются следующие:

  • центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
  • социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии.
  • интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;
  • поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;
  • создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;
  • содержание социально-педагогическая деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени); спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);трудовая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; учебно-исследовательская деятельность.                                    

Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит  превентивный характер.

При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени  направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Основная часть.

Цель программы:

Создание условий для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних.  

Задачи программы:

1. Своевременное  выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как  возможное условие  совершения правонарушений);

2. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;

3. Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям.

4. Вовлечение  подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;

5. Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;

6. Формирование у ребенка адекватного социально-психологического образа своего «Я»;

7. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся;

8. Способствовать  адаптации  личности  к  жизни  в  обществе.

9. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;

10. Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

11. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

12. Определение результативности профилактической работы.

Реализация программы.

Условия реализации программы:

-  комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению   правонарушений среди несовершеннолетних;

-развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики,  педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися;

- деятельность общественного наркологического поста;

- удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время.

В профилактику правонарушений несовершеннолетних вовлечен весь педагогический коллектив школы:

План работы школы по профилактике правонарушений

сентябрь

  1. Единый профилактический день (собеседования со школьниками группы риска по итогам летних месяцев).
  2.  Выявление школьников и семей группы риска, социально запущенных детей.
  3. Формирование банка данных – социальных паспортов, в которые включаются:
  • малообеспеченные, многодетные, неполные семьи;
  • безнадзорные, «трудные» дети;
  • опекаемые дети
  • дети-инвалиды
  • семьи, имеющие статус беженцев;
  1. Составление ИПР.
  2. Месячник по борьбе с безнадзорностью.
  3. Подведение итогов летнего труда и отдыха школьников.
  4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий в течение месяца
  5. Вовлечение школьников в кружки, секции, факультативы, клубы по интересам

      Октябрь

  1. Единый профилактический день (проверка дневников).
  2. Рейды классных руководителей и членов родительского комитета в семьи учащихся.
  3. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на начало года).
  4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  5. Планирование занятости школьников в период осенних каникул.
  6. Беседа соц. педагога на тему: «Заповеди самозащиты для детей и подростков» (5 класс).

Ноябрь

  1. Месячник по профилактике правонарушений:
  • рейды в семьи;
  • классные часы
  • индивидуальная работа с детьми и их родителями;
  • лекции по вопросам профилактики табакокурения, наркомании, алкоголизма и т.д. (читают специалисты);
  •  встречи с работниками РОВД;
  1. Подведение итогов контроля за посещаемостью учебных занятий.
  2. Беседа соц. педагога на тему: «Основы безопасной жизнедеятельности или как уберечь себя от несчастий» (6 класс).

Декабрь

  1. Единый профилактический день (работа с семьями, уклоняющимися от воспитания детей).
  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  3. Планирование занятости учащихся в период зимних каникул.
  4. Беседа соц. педагога на тему: «Понятие административного правонарушения. Виды административных наказаний» (7 класс).

5.        Мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

Январь

1. Единый профилактический день ( учет успеваемости, посещаемости, выполнения режима дня).

2. Внесение изменений и дополнений в социальный паспорт школы.

3. Итоги контроля за посещаемостью школьников.

4. Беседа соц. педагога на тему: «Ответственность и формы ее реализации. Уголовная ответственность несовершеннолетних» (8 класс).

Февраль

  1. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  2. Беседа соц. педагога на тему: «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок» (9 класс).

3. Общешкольная конференция «Влияние  наркотиков, алкоголя на организм человека» 7-11 классы

Март

  1. Единый профилактический день.
  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  3. Планирование занятости учащихся в период весенних каникул.
  4. Беседа соц. педагога  на тему: «Молодежные субкультуры и их виды» (10 класс).

Апрель

  1. Месячник профилактической работы с детьми и подростками.
  2. Помощь в дальнейшем определении (обучении, трудоустройстве) учащихся из неблагополучных семей (9-е классы).
  3. Собеседования со школьниками группы риска и их родителями по вопросу летней занятости.
  4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

Май

  1. Анализ работы школы по профилактике правонарушений.
  2. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на конец года).
  3. Планирование летнего отдыха школьников.
  4. Формирование летнего лагеря труда и отдыха учащихся группы риска.

В течение всего года осуществляется:

  • работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников;
  • организация консультативной помощи учащимся группы риска по различным предметам;
  • отчеты классных руководителей о работе по профилактике правонарушений;
  • оформление документов в комиссию по делам несовершеннолетних, КДН, органы социальной защиты;
  • заседания Совета профилактики сопровождения по вопросам:

- профилактика нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;

- выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;

- постановка и снятие с учета в комиссии по делам несовершеннолетних;

- постановка на внутришкольный учет и снятие с внутришкольного учета;

- заслушивание отчетов классных руководителей, социального педагога, психолога и других специалистов по организации нравственного и правового воспитания.

Работа социального педагога по профилактике правонарушений несовершеннолетних включает в себя 3 блока: диагностический, организационный, собственно профилактический.

Диагностический блок:

       На  диагностическом этапе осуществляется  сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними.  

Диагностический комплекс педагогических, психологических, медицинских, социологических методов позволяет собрать разнообразную информацию, обеспечивает дальнейшее всестороннее решение проблемы. На данном этапе  используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации и т.д.

     Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д,

Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.

Анкетирование -  метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.

    Метод интервью предполагает заранее подготовленные  вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:

использовать разговорный стиль общения

учитывать возможности отвечающего

создавать привычную для респондента среду обитания

учитывать временный фактор ( достаточно количество времени)

устранять влияние третьих лиц.

Диагностический блок реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями. В некоторых случаях привлекается психолог.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1.

Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей

сентябрь

зам. дир по ВР,

 кл. рук-ли, соц.педагог

2.

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правонарушений

в течение года

соц. педагог,

кл. рук-ли

3.

Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК и учете ОДН

в течение года

соц.педагог

кл.рук-ли

4.

Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и учете ОДН

в течение года

соц. педагог,

кл. рук-ли

5.

Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период

март-май

соц. педагог,

кл. рук-ли

По итогам реализации диагностического блока происходит анализ полученной информации, решения принимаются на педагогическом совете в состав которого входят: учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, врач

Организационный блок включает в себя:

  1. Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН, КДН, ГИБДД.
  2. Организация работы Совета профилактики.
  3. Организацию  тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних  с привлечением различных субъектов профилактики.
  4. Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
  5. Составление социального паспорта класса, школы.
  6. Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
  7. Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).

 

Наименование мероприятий

Сроки выполнен

Ответственный

за выполнение

1

Проведение сверки несовершеннолетних, уч-ся школы 1 – 11 классов, состоящих на ВШУ, учетах КДНиЗП, ОДН с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы.

сентябрь

соц. педагог,

кл. руководители  инспектор ОДН

2

Проведение сверки опекаемых детей 1 – 11 классов, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях для составления картотеки и оказания данным семьям социальной, психологической, юридической помощи

сентябрь

соц. педагог,

кл. руководители  

органы опеки и попечительства.

3

Проверка уч-ся семей, находящихся в социально - опасном положении по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий, выявления фактов неблагополучия в семьях.

в течение года

соц. педагог, сотрудники МВД, представители социальной защиты.

4

Участие в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение  детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а

также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства уч-ся в свободное от учебы время.

в течение года

соц. педагог, службы и ведомства системы профилактики

Изучение личностей уч-ся  и составление социально-психологических карточек уч-ся, состоящих на ВШУ, ОДН.

в течение года

соц.педагог,

психолог,

кл. руководители

Профилактический блок.

Реализация данного блока включает в себя  работу с родителями,  педагогическим коллективом и учащимися.

  1. направление: Предупредительно-профилактическая деятельность:
  • Проведение мероприятий по профилактике ДТП.
  • Проведение мероприятий совместно с ОДН.
  • Классные часы по пожарной безопасности.
  • Организация правового всеобуча.
  • Профориентационная работа.
  • Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
  • Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

о вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

о вовлечение учащихся в планирование Совета школы в школе;

об охвате организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

об оказании помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города;

о привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Профилактическая работа с учащимися

Групповая профилактическая работа

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

Проведение профилактических мероприятий с учащимися:

в течение года

соц. педагог, инспектор ОДН

1

 «Как не стать жертвой преступления?» «Воспитание волевых качеств» (уч-ся 5-6классов)

октябрь

соц. педагог, инспектор ОДН

2

«Привычки и здоровье»

«Прежде чем сделать – подумай» (7-8 классы)

ноябрь

соц. педагог, инспектор ОДН

3

Час общения «Что такое толерантность», «Пьянство и алкоголизм – явления безнравственные» (9 класс)

 

октябрь

классные руководители

4

 «За  минуту  в  дурмане – страшные  последствия» (8-11 классы)

декабрь

соц. работник наркологической службы

5

Конференция по теме «Влияние  наркотиков, алкоголя на организм человека» (7-11 кл) 

февраль

соц. педагог

6

«Нет жестокости»10 кл.

апрель

кл. руководители

7

Организация встреч с инспектором ОДН и  ведомств системы профилактики с целью получения информации об

уч-ся, требующих усиленного контроля и оказания им социальной  помощи.

в течение года.

соц. педагог

Индивидуальная профилактическая работа:

  • Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
  • Беседы инспектора ОДН;
  • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

      Направление ходатайств в КДН.

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1

Изучение личностей уч-ся  и составление социально-психологических карточек уч-ся, состоящих на ВШУ, ОДН.

в течение года

соц. педагог, психолог,

кл. руководители

2

Изучение семейных взаимоотношений в семьях с целью оказания социальной, психологической помощи.

в течение года

соц. педагог, психолог,

кл. руководители

3

Проверка уч-ся по месту жительства с целью выяснения обстановки в семьях, принятия к родителям мер правового характера в случае

выявления фактов неблагополучия.

в течение года

соц. педагог,

кл. руководители, инспектор ОДН

4

Обследование условий жизни опекаемых детей, а также многодетных и малообеспеченных семей с целью выявления их потребностей, трудностей в воспитательном процессе.

в течение года

соц. педагог, кл. руководители,

орган опеки и попечительства

5

Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий уч-ся «группы риска»

в течение года

соц. педагог, кл. руководители,

6

Проведение индивидуально-профилактической работы с уч-ся, состоящими на ВШУ, ОДН с целью предупреждения с их стороны нарушений Устава школы, противоправных действий.

в течение года

соц. педагог

7

Вовлечение уч-ся, состоящих на разных формах  учета в кружки, секции

 в течение года

соц. педагог, кл. руководители

8

Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха  учащихся. Трудоустройство на работу.

ноябрь, январь, март, летний период времени.

соц. педагог, кл. руководители

Работа с педагогическим коллективом.

Цель:

информировать педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1

Участие в заседаниях педагогического совета школы:

по плану работы школы

соц. педагог

2

Ознакомление с деятельностью социального педагога в школе, его правами и обязанностями

3

Информирование о состоянии работы с учащимися и их семьями, находящимися в социально опасном положении

4

Ознакомление с правовыми документами, регламентирующими организацию работы с детьми и семьями «группы риска».

5

Проведение индивидуальных консультаций.

в течение года

6

Организация тематических консультаций, семинаров с субъектами профилактики

в течение года

7

Организация совместных мероприятий с родителями и учащимися с целью повышения взаимодействия

в течение года

Профилактическая работа с родителями.

- усиление взаимодействия между педагогами и родителями в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1

Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДНи ЗП, ОДН, службе социальной защиты населения.

сентябрь

соц. педагог,

кл. руководители

2

Формирование банка данных на указанную категорию семей

в течение года

соц. педагог,

кл. руководители

3

 Посещение уч-ся социально-незащищенной категории по месту жительства с целью  обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и уч-ся, оказание помощи на основании требований ФЗ  №120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

в течение года

социальный педагог,

 кл. руководители, инспектор ОДН

4

Проведение цикла профилактических бесед с родителями

5

Выбор родительского комитета в классах.

по запросу кл. руководителей

соц.педагог

6

«День открытых дверей» для родителей.

по плану

соц. педагог

психолог

7

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

по плану

соц. педагог, инспектор ОДН

8

Проведение родительского всеобуча:

по общешкольному плану ВР

соц. педагог

9

Выявление семей, находящихся в  социально опасном положении

в течение года

соц.педагог

10

Установление причин неблагополучия, принятие мер по их устранению путем оказания социальной, юридической, правовой помощи.

в течение года

соц.педагог,

кл. руководители

11

Проведение индивидуальных консультаций.

в течение года

соц.педагог

12

Организация взаимодействия с субъектами профилактики

в течение года

соц.педагог

Циклограмма работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе.

понедельник

 День работы с администрацией.

Консультации с психологом, с замом по ВР.

Совещание. Семинары классных руководителей.

вторник

Посещение уроков.

Индивидуальные беседы с педагогами и классными руководителями.

среда

Индивидуальные беседы с учащимися.

Посещение уроков.

Собеседование, методическая работа, индивидуальные консультации.

Встречи с инспектором  ПДН.

Участие в семинарах и совещаниях в районе, городе.

четверг

Работа со школьной документацией.

Индивидуальные беседы с учащимися.

пятница

Посещение классных внеурочных мероприятий.

Подведение итогов по опозданиям и пропускам занятий учащихся.

Работа с документацией.

Планирование работы на следующую неделю.

суббота

Заседание Совета по профилактике.

Индивидуальные встречи, беседы с родителями.

Ожидаемый  результат.

 организация профилактической деятельности, способствующей снижению совершения правонарушений среди несовершеннолетних

Точки риска:

- отсутствие или не достаточное развитие взаимодействия  между  педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями и учащимися, межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики,

- не возможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время,

-  не достаточная информация по причинам и условиям, способствующим совершению   правонарушений среди несовершеннолетних.

                                                                   Утверждаю

                                                                   директор МБОУ «СОШ №51»

                                                                   _______________А.В. Яковлев

                                                                   «____»_______________2015 г.  

Комплексная программа

«Выбор»

(по профилактике правонарушений и употребления психоактивных веществ (ПАВ))

2015-2018 гг.