Методические рекомендации по разнообразным формам социально-педагогического консультирования (из опыта работы).
методическая разработка

Проблема социально-педагогического  консультирования   считается весьма  актуальной для всех участников образовательного процесса.

Актуальность и необходимость  предложенных методических рекомендаций  заключается в том, оказание консультативной помощи всегда индивидуально и каждый раз социальный педагог ищет адекватный вариант помощи в каждом конкретном случае.

Методические рекомендации   состоят из введения, рассмотрения содержания социально-педагогического консультирования, разнообразных форм  консультирования и списка литературы. Представлены критерии эффективности консультационной работы и даны рекомендации социальному педагогу по консультированию.                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.rekom_konsult.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

«Утверждаю»  

Директор МБОУ СОШ№16

 Безукладнов А.Ф.  

Методические рекомендации

по

разнообразным формам

 социально-педагогического

 консультирования

(из опыта работы).

Составитель:

Шмакова Светлана Владимировна,

социальный педагог МБУДО «ДООспЦ»

 города Владимира

                                                                                       

Рецензент:

 Доцент кафедры

 Социальной педагогики

и психологии ф-та психологии ВлГУ

 к.п.н. И.Р.Сорокина

г. Владимир

2017

Рецензия на методические рекомендации по разнообразным формам консультирования

социального педагога ДООспЦ г. Владимира

                                                   С.В.Шмаковой

             Проблема социально-педагогического  консультирования   считается весьма  актуальной для всех участников образовательного процесса.

Актуальность и необходимость  предложенных методических рекомендаций  заключается в том, оказание консультативной помощи всегда индивидуально и каждый раз социальный педагог ищет адекватный вариант помощи в каждом конкретном случае.

            Методические рекомендации   состоят из введения, рассмотрения содержания социально-педагогического консультирования, разнообразных форм  консультирования и списка литературы. Представлены критерии эффективности консультационной работы и даны рекомендации социальному педагогу по консультированию.                                                                                                          

          Эти  рекомендации  помогут классным руководителям и  социальному педагогу  эффективно организовать целенаправленную работу со всеми участниками образовательного процесса  школы  по решению возникающих социально-педагогических проблем.

Рецензент:  

к.пед.наук, доцент кафедры

Социальной педагогики  и психологии

ф-та психологии ВлГУ                                     ___________    / И.Р.Сорокина/

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Постановка проблемы………………………………………стр.2

 

2. Содержание консультирования. Методы воздействия……………. стр.3-4 ..                                                                                                                            

3. Формы консультирования. ……………………………………………стр.4-5

4. Критерии эффективности консультационной работы ………………. стр. 6

5. Рекомендации по консультированию ………………………………… стр. 7

6.  Список  литературы…………………………………………………….стр. 7

 

 

1. Введение

    Существенным направлением деятельности социального педагога является оказание  социально-педагогической консультационной помощи всем участникам образовательного процесса, имеющим проблемы,  в вопросах  личностного развития, позитивной социализации, жизненного самоопределения и других.

    Оказание социально-педагогической консультационной помощи  в работе социального педагога всегда индивидуально и нет готовых рецептов для каждого конкретного случая: каждый раз социальный педагог ищет уникальный, только в этой ситуации адекватный вариант помощи субъекту образовательного процесса (взрослому или ребенку). И в этой сложной и интересной работе социальный педагог всегда обращается к опыту профессионалов – приемам, формам  и методам оказания квалифицированной помощи.

    Проведение социально-педагогического консультирования требует наличия практического опыта и необходимых навыков:

  • выявление проблем, нахождение нужной информации;
  •  разработка предложений для совершенствования работы или поведения; общение с людьми;
  • планирование и изменение и т.д.

    Обычно к социальному педагогу обращаются, когда необходимо беспристрастно взглянуть со стороны на свои проблемы, обосновать перед кем-либо свои решения, получить специальные знания.

2. Содержание консультирования

   Консультация – совет, разъяснение кому-либо по какому-нибудь вопросу, а также форма организации занятия, проводимого в виде собеседования индивидуально (по группам) по мере необходимости.

   Консультирование – любая форма оказания помощи  в отношении содержания процесса или структуры задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении. Консультирование – оказание услуг по:

  •  выявлению проблемы,
  •  анализу проблемы,
  •  практические  рекомендации, советы, помощь   по разрешению  проблемы.

     Фазы и содержание процессов консультирования.

1.Подготовка:

1) первый контакт с консультируемым;

2) предварительный диагноз проблемы (чем могу помочь);

2.Выявление проблемы:

1) основные проблемы консультируемого;

3.Планирование действий:

1) выработка решений (решение проблемы);

4.Внедрение:

1)  помощь в осуществлении;

5.Завершение:

1) оценка;

2) планы на будущее;

3) уход консультируемого.

     Проблема, которая существует у консультируемого, может быть рассмотрена с помощью основных аспектов:

  • Сущность (содержание);
  • Сфера, к которой относится проблема;
  • Уровень владения проблемой;
  • Временная перспектива (как давно существует данная проблема).

    Методы воздействия:

Существует несколько методов воздействия (влияния):

- демонстрация теоретических знаний и опыта;

- использование настойчивого убеждения;

- выработка общего взгляда;

- использование участия и доверия, поощрений и наказаний, чувства напряженности и тревоги;

- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

3. Формы консультирования

1.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ:

а)  с детьми;

б)  с родителями;

в) с педагогами.

П. ГРУППОВОЕ:

а)  с детьми;

б)  с родителями;

в) с педагогами.

  Сфера рассматриваемых вопросов при индивидуальном консультировании.

С детьми:

-Правовая (употребление спиртных напитков, КоАП, УК РФ и др.);

-Межличностная  (конфликт);

-Профилактическая  ( пропаганда ЗОЖ);

                       С родителями:

-Межличностная (конфликт);

-Правовая (перевод детей, дистанционное обучение, опекунство);

-Проблемы  воспитания (ситуация в семье, нежелание учиться, адаптация, игромания, субкультуры).

                       С  педагогами:

-Социальная (социальные паспорта, оформление документов на КДНиЗП);

-Межличностная (конфликт, дисциплина);

-Работа с опекаемыми;

-Правовая (щадящая аттестация, СК РФ, КоАП, УК РФ и др.).

Сфера рассматриваемых вопросов при групповом консультировании.

                       С детьми:

-Правовая (употребление спиртных напитков, КоАП, УК РФ и др., права детей);

-Межличностная  (конфликт);

-Профилактическая (пропаганда ЗОЖ, игромания).

                               С родителями:

-Межличностная (конфликты, ситуация в классе);

-Правовая (родительские всеобучи, родительские собрания по КоАП, УК РФ, СК РФ, субкультуры);

-Социально - аналитическая (анализ анкет детей).

                       

                               С педагогами:

-Профилактическая  (межведомственные профилактические операции, профилактика правонарушений);

-Правовая (по запросу);

-Аналитическая (анализ работы, профилактических недель, анкет и т.д.);

4. Критерии эффективности консультационной работы

  • Количество обращений учителей, родителей, других участников образовательного процесса (администрация, педагоги, учащиеся);
  • Структура запросов;
  • Изменение личностных особенностей и поведения консультируемого (для ИК учащихся).

Результативность.

Учебный год

Количество консультаций: дети, родители, педагоги

  Общее количество  консультаций

2017- 2018

Дети – 68

Родители – 61

Педагоги - 57

     186

2018- 2019

 Дети – 72

Родители – 65

Педагоги - 63                      

      200

5. Рекомендации по консультированию

  • Систематически  выступать  на педсоветах и перед администрацией с результатами проведенных исследований, давать практические рекомендации по проведенной работе;
  • Регулярно приглашать на консультации обучающихся и их родителей, других участников ОП;
  • Постоянно повышать профессиональный уровень;
  • Необходимо иметь «Журнал консультаций».

             Рекомендации по  ведению «Журнала  консультаций».

         В «Журнале консультаций» записывается:

  •  дата, тема консультации;
  •  Ф.И.О. обратившегося, контактный телефон;
  • суть проблемы;
  • примечание (могут быть результаты диагностики, принимаемые меры, контроль, продолжение наблюдения и т.д.).

6. Список  литературы:

  1. Словарь-справочник по  педагогике /авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкастого. – М., 2004.
  2. Титов В.А.Социальная педагогика. – М., 2010.
  3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по проведению учебно-тренировочных сборов (из опыта работы сборной ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные)

Методическая разработка, из опыта проведения учебно-тренировочных сборов со сборной команды ХМАО-Югры по спортивному туризму дистанции - лыжные. Рекомендации для тренеров и педагогов дополнительного о...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах

Практическая часть представлена следующими видами работ: Вид учебной деятельностиЦель организации.Формируемые  у учащихся навыкиОсобенности организации работы  Демонстрационный опы...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Методические рекомендации использование научного стиля речи в выпускных квалификационных работах

Методические рекомендации адресованы студентам и преподавателям средне-специальных учебных заведений, с целью помочь овладеть технологией выполнения выпускных квалификационных  работ, раскрыть су...

Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск» (Из опыта работы)

При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической фор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по теме «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ. РАБОТА В ПРОГРАММЕ MS EXCEL» по предмету «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»

Пособие содержит минимум теоретического материала, необходимого для практической работы: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копирования формул, ...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА: из опыта работы

ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося само реализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессио...