Профилактика правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних средствами вальдорфской педагогики
статья

Мельничук Екатерина Михайловна

В статье обзорно рассматриваются традиционные формы работы с учащимися вальдорфских школ, их положительное влияние на поведение школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних средствами вальдорфской педагогики

Вальдорфские школы России объединяют двадцатипятилетние традиции сотрудничества и взаимной поддержки. Эти традиции не только постоянно поддерживают сообщество учителей вальдорфских школ в их педагогической деятельности, но и являются эффективным средством профилактики правонарушений, девиантного[1] поведения и конфликтов среди обучающихся.

Важнейшими элементами образовательной системы вальдорфских школ являются социальное партнёрство и создание единой социальной школьной среды, так называемого общего круга. Символика круга, в котором важно единство, равноправие и обращённость каждого участника к общему центру, имеет особое значение в вальдорфской педагогической системе. Общий школьный круг заменяет собой традиционную школьную линейку. Еженедельные педагогические коллегии, коллегии классов, тематические встречи, лекции как правило также проводятся в круге.

Укреплению социальной среды вальдорфских школ служат и традиции проведения мероприятий годового круга праздников и ежегодных школьных мероприятий. Во всех мероприятиях широко используется практика совместной подготовки и участия учащихся старших и младших классов, активными участниками являются и родители.

Как правило, вальдорфские школы являются небольшими по числу учащихся, по одному классу в каждой параллели, что немало способствует укреплению единой социальной среды школы в условиях, когда все участники учебного процесса практически знают друг друга в лицо.

В вальдорфских школах существует своеобразная традиция преемственности. Кабинеты имеют постоянное закрепление за классами и выстраиваются линейно по этажам согласно порядковым номерам: кабинет первого класса, кабинет второго класса и т.д. Каждый класс занимает определённый классный кабинет сроком на один учебный год. В конце каждого учебного года устраиваются «переезды», в которых принимают живое участие учителя, учащиеся и родители. Таким образом, каждый класс в целом и каждый учащийся в отдельности в течение школьного обучения совершает определённое продвижение вперёд в своих знаниях, своём взрослении, приобретении нового опыта и это движение получает своё символичное воплощение в смене классных кабинетов. Каждый класс передаёт свой кабинет следующему, чтобы принять новый кабинет от предшественников.

Традиция преемственности отражена и в практике тем года, когда каждому возрасту и классу соответствует определённая тема года. В неё вписывается годовой классный проект, над которым учащиеся работают в течение всего учебного года. Результаты проектной деятельности классы представляют остальным участникам школьного сообщества в IV четверти, ближе к окончанию учебного года. Формой представления результатов годового проекта может быть театральная постановка, выставка творческих работ, презентация исследовательских проектов, праздничный концерт. Аудиторию зрителей, которым представляются результаты проектной работы класса может составить всё школьное сообщество или учащиеся классов определённой ступени с учителями и родителями.

Особый интерес представляет наблюдение за зрителями во время представления годовых школьных проектов. Старшие учащиеся как правило вспоминают собственные проекты этого года обучения, мысленно сравнивают представленную работу с тем, как они когда-то решали аналогичные задачи. Младшие представляют, как в будущем будут готовить собственный проект по этой теме года.  Такая повторяемость основных тем годовых проектов даёт возможность учащимся год от года углублять свои представления по той или иной теме благодаря возможности менять ракурс восприятия и дополнять имеющиеся знания и опыт новыми переживаниями.

Источником для тем года в начальной школе служат фольклорное наследие, басни Крылова, библейские сюжеты. В средней школе годовые проекты связаны со всемирной историей и литературой. Особое внимание уделяется изучению эпоса древних народов в пятом классе (дохристианская эпоха у северных народов - «Калевала», античность - «Илиада» и «Одиссея»), эпоса средних веков в шестом классе (легенды о Короле Артуре), искусства Нового времени в восьмом и девятом классе (У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, Н.В. Гоголь, А.Н.Островский и др.).

Проекты десятого и одиннадцатого классов не имеют привязки к теме года, старшие учащиеся располагают большей свободой при выборе тем для своих проектов. Здесь появляется большое разнообразие вариантов индивидуальных проектов с разными сроками реализации. Учащиеся десятого класса, как правило, готовят кукольный спектакль с использованием кукол-марионеток собственного изготовления (по пьесам Е. Шварца «Тот самый Мюнхаузен», «Обыкновенное чудо» и др.). В одиннадцатом классе значительное время отводится подготовке программы празднования последнего звонка и выпускного праздника в школе.

Формат статьи не предполагает освещение всех особенностей педагогической системы вальдорфской школы[2]. Здесь обозначены только некоторые школьные традиции, которые в определённом смысле можно объединить таким значимым для вальдорфской системы понятием, как ритм. Наблюдение за природными процессами позволяет увидеть существование своеобразных ритмов в череде повторяющихся явлений, таких как смена времён года, фаз луны, приливов и отливов, рождение, рост, развитие, расцвет и умирание всего живого, чередование времени суток. Аналогичные ритмы существуют как в жизни социума (зарождение, развитие, кризис, распад, преобразование, появление новых форм), так и в жизни конкретного человека (детство, юность, зрелость, старость). Годовой круг праздников также создаёт определённый общий ритм жизни и обогащает положительный социальный опыт ребёнка, оказывает влияние на духовно-нравственное развитие.

Ежегодно сообщество вальдорфских учителей России проводит большую работу по организации различных совместных проектов, в том числе связанных с темами года и годовыми проектами классов. Один из таких проектов - проведение ежегодных Олимпийских игр для пятиклассников учителями вальдорфских школ в Воронеже и Сочи. Для шестиклассников проводятся рыцарские турниры во Владимире и Самаре. Семиклассники встречаются в Ярославской области на фестивале «Русские забавы». В восьмом классе обучающиеся представляют свой театральный проект на театральном фестивале в Москве. Для старшеклассников проводится молодёжная конференция. Летом устраивается семейный фестиваль, работают летние лагеря, организуются молодёжные туристические походы. В проводимой работе воплощается энтузиазм и педагогическое вдохновение коллег из вальдорфских школ Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Самары, Иркутска, Воронежа и других городов России. Эта работа является мощным источником получения новых знаний, идей, опыта не только для учителей, но и для многих родителей, а также ценнейшим ресурсом духовно-нравственного развития учащихся.

Притом, что вальдорфская педагогическая система немало критикуется в наше время (порой вполне заслуженно), трудно отрицать и то, что подход к воспитанию ребёнка, основанный на антропософском учении Р. Штайнера[3] (начало XX века), даёт замечательные результаты в плане успешной социализации и духовно-нравственного развития учащихся и в наши дни. Ежегодно наши учащиеся становятся участниками и победителями творческих конкурсов различных уровней, олимпиад, выпускники успешно проходят Государственную итоговую аттестацию, на протяжении целого ряда лет в нашей школе не было учащихся, не допущенных к экзаменам или не получивших аттестат, редки конфликты и правонарушения, нет состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

Многие идеи этих проектов могут быть с успехом реализованы не только в вальдорфских, но в любых школах, где возможен живой отклик среди педагогического сообщества.  


[1] от лат. deviatio — отклонение устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм https://ru.wikipedia.org/

[2]Рекомендуем литературу по вальдорфской педагогике:

  1. Ависон К. Справочник классного учителя вальдорфской школы. - Киев, 2005
  2. Карлгрен Ф. "Воспитание к свободе". - М., 1993. 2-е издание. - М., 1995.
  3. Купер С., Роулинг М., Файнес-Клинтон К. Круглый год: книга праздников года. – СПб., 2013.
  4. Ливехуд Б. "Фазы развития ребенка". - Калуга, 1998.
  5. Учебные программы вальдорфских школ. Под редакцией В.К. Загвоздкина. - М, 2005.
  6. Штейнер, Р. Методика и дидактика. - М., 1996.

Интернет-источники:

http://www.waldorfschule.ru

http://ziwspb.ru

waldorf-samara.ru

http://www.1060.ru

[3]Публикации по антропософии можно найти на сайте http://bdn-steiner.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказ...

"Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей через вовлечение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования"

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлече...

профилактика правонарушений и девиантного поведения подростков

Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.В основе работы с учащимися, оказав...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....