Я-медиатор.
проект (9 класс)

Терновенко Виктория Николаевна

   Обучающий тренинг для команды ЮДП методам разрешения конфликтов и приемам примерения в рамках программы " Школа примерения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-_mediator.docx22.54 КБ
Microsoft Office document icon kartochki_uroka.doc40.5 КБ
Office presentation icon ya-mediator.ppt1.72 МБ
Microsoft Office document icon primiritelnyy_dogovor_1.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие  в рамках ЕМД  «Интеграция учебных предметов, образовательных областей в рамках реализации ФГОС»

 Тема занятия:« Я медиатор»

Участники : команда ЮДП.

Цель : формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Задачи: научить команду   ЮДП предотвращать возникновение конфликтов, препятствование их эскалации; научить умению разрешать сложные вопросы  методом договоренности и примирения.

Ход занятия.

Добрый день уважаемые гости  и  участники  нашей  школы примирения.

  Хочу познакомить наших гостей  с  нашей  молодой детской организаций    ЮДП  ( юные  друзья полиции) . Главный девиз  ЮДП

 « Не навреди, не разрушай , а помогай  и  улучшай».

 Одной из главных  задач  наших юных друзей полиции  является:  распознать   возникающий конфликт , где бы  он не был  , в  школе , на улице  или в другом месте , решить его и привести конфликтующие стороны к  примирению. Так что же это такое медиация ?( презентация 1,2,).

Сегодня мы проведем  обучающее занятие и наглядно покажем,  как  можно примерить конфликтующие стороны.

1.Упражнение « Облака»

Закройте глаза  и поднимите руки те ,  кого когда –нибудь  обижали, поднимите руки кто сам когда –то кого-то обижал. А теперь запишите те чувства на облаках, которые вы испытывали  в тот момент.( боль , обида , сожаление , злость  и т.д). Теперь прикрепите ваши облака  к солнышку счастья , которое вам светит . Что произошло?(Скрылось) . Так вот состояние счастья  исчезает под негативными мыслями  и действиями и возникает боль внутри человека  или  напряжение в обществе. И это напряжение создаем мы сами.

2.Упражнение « Кластеры»

Я представляю вам   кластеры: 1. Отчаяние , « зависть»,  жестокость, одиночество, ревность .2.Драка , ругань, слезы.3. Стресс, слезы , горечь , одиночество , 3.круглый стол, улыбка, помощь, совет.

 Вопрос -  Что  изображено на этих картинках? Как вы думаете, почему они объединены в   отдельные группы?  Что они обозначают? Какую мысль они несут?  Можно ли  составить  смысловую  цепочку из этих групп? Составьте.

(  Причина конфликта ,Конфликт, что он собой представляет, последствия конфликта,выход из него)

Как вы думаете, чему будет посвящен  наш урок медиации? ( Поиску причины конфликта, что он собой представляет, последствия конфликта  и выходу из него.)

Упражнение : «Дерево конфликтов»

Посмотрите на слайд. Что вы видите? ( Дерево, двух целующихся людей)

Давайте дорисуем «Дерево конфликтов»

 Но сначала вспомним. Что же такое конфликт?  ( ответы: Это противоречия , несогласие, несовпадение во взглядах.)( Мелодия  « Лунная соната) Слайд…

Как же он может проявляться? Нарисуйте   листья  и впишите  слова, которые характеризуют это проявление : оскорбления, плач, крик, драка, жесты, спор и т.д.

 Дерево конфликтов у нас  не полное , чего же не хватает? (Корней)

 Так . что же  питает это дерево, эти листья ? Нарисуйте корни  и подпишите    их теми словами,  которые вы считаете, что они  выражают причину возникновения конфликта , подпитывают его: жажда власти , зависть , ревность, предрассудки , ранимость , гордость и т.д.( Мелодия)

 Что происходит   с  листьями? Они опадают  и питают  своим негативом корни. Происходит  круговая взаимосвязь . Так как же   эту связь разорвать , от куда  же  может подуть тот  нужный ветер , который  позволит улететь  этим   листьям , или грунтовая вода , которая поможет омыть эти  корни и напитать полезными «соками».Так вот представим , что тот блаженный ветер и вода  это вы , те кто поможет оборвать эту  связь .Выйти из этого замкнутого круга.

 Но сначала давайте почувствуем этот ветер, море, услышим крик чаек ,выполнив простое упражнение. Освободить свой разум от негативных мыслей

Упражнение  « Море надежд».( звучит музыка)

Откиньтесь на стул,   сомкните  руки за головой, дышите ровно, чувствуя  расслабление  тела, и представьте, что вы  стоите на палубе  парусника и мчитесь по морю вперед, оставляя за собой все, что было  плохое. Все ваши обиды , все ваши боли , страдания , потери, усталость, страхи. Вас ждет прекрасное будущее, за тем горизонтом.

Ну а теперь возвращаемся на наш берег, в класс.

Скажите ,  может ли конфликт  перерасти в продуктивный спор, в котором будет рождаться истина? Каким образом?( Например скоро Новый год. Все предлагают идеи  и каждый думает , что его идея лучше  . Разгорается спор , может перейти в конфликт , ругань , обиды . Что делать? Нужно всем остановиться, выслушать  , можно поспорить  и выбрать лучшее., т. е  придти  к правильному решению, найти компромисс, договориться , пойти на уступки, простить   и извиниться самому.(  Можно найти компромисс, договориться, найти соглашение) (Мелодия счастья)

 Переверните ваше дерево компромисса и посмотрите на него его еще раз , но с позитивной точки зрения , что вы видите теперь? (Целующихся людей).Теперь напитайте ваши корни другими «соками», чтобы выросли прекрасные цветы несущие что? любовь , счастье, дружбу, мир, единство.

 ( Приложение : слова подсказки: корни – сопереживание, помощь , понимание , жалость , и т.д

Так что же такое  компромисс?  Компромисс – это соглашение  на  основе взаимных  уступок.( Слайд)

И сегодня  нам ребята покажут.  как  можно  разрешить  конфликт  возникший  между молодыми людьми, к  какому  компромиссу они придут.

Обыгрывание ситуации.

 Софья :В  нашу  службу  поступило устное заявление от Влада , о том , что ему  было нанесено оскорбление, и он бы хотел   разрешить эту  ситуацию , мотивируя тем, что это может быть началом большого конфликта.

( Приглашение сторон)

  Добрый  день , меня  зовут Софья , я являюсь медиатором  школьной  службы  примирения.

Я не представляю ни одну  из сторон , я  не адвокат  и несоветчик.

Наша служба помогает  участникам  конфликта организовать диалог друг  с другом и самим   найти выход   из конфликта.

 Участие  в этой  программе добровольное, поэтому  вы сами приняли   решение  участвовать  в этом . Ваше  решение остается  неизменным?

 Наш  разговор  конфиденциален.

Поэтому все , что мы  скажем здесь, это останется между нами.

 Правила нашей  встречи должны соблюдаться  обязательно.

 Это 1. А) Соблюдать правила уважения   друг  к  другу, не оскорблять друг друга.

 Б)  Дать выслушать друг  друга

В ) Говорить только  по существу

Г) Постараться  услышать друг  друга

Д) Соблюсти конфиденциальность

Презентация сторон

Медиатор : Как вам будет удобно   к вам  обращаться ?

 Хотели ли вы задать друг  другу вопросы?

Вика , Я тебе совсем  не нравлюсь?

Ответ: Нравишься, я был  о тебе лучшего мнения ,  но  твой поступок  заставил меня  изменить отношение  к тебе.

Влад: Почему  же  ты  написала  гадость   о моей  подруге и обо мне.

 Вика –  Я  не  верю в ваши  отношения.

Медиатор: Спасибо ,  мы  услышали вопросы и ответы.

Пожалуйста,  расскажите, что случилось.

Влад излагает свое виденье ситуации
- Мне сообщили о том, что меня и мою девушку оскорбили в сети интернета. Меня это возмутило, и я решил выяснить кто это и в чем причина этих оскорблений. Как оказалось это был мой близкий друг, которому  я очень много доверял и она знает обо мне почти все, поэтому я очень удивился ,я начал переписываться с ней и услышал повторные открытые  оскорбления.  
Медиатор: Я правильно вас поняла, что причина вашего конфликта в оскорблении вас и вашей девушки в сети интернета?
Виктория излагает свое виденья ситуации.
- Я написала оскорбление, потому что считаю, что эта девушка недостойна  
Влада. Я понимаю, что это неприлично, но ничего поделать не могла т.к., мне обидно, что он перестал уделять мне внимание и даже перед другими старается меня унизить. Когда я прошла мимо его и его компании, то услышала  смех.  Оглянувшись, я увидела, что насмехается именно он.
Медиатор : Я правильно поняла, что причина ваших нападков в том, что девушка Влада вам не нравится, вы обиженны на равнодушие к вам и считаете, что он смеется над вами и вашими чувствами?
Влад: Ты врунья!  С чего ты решила, что именно над тобой мы смеялись?
Медиатор : Извините, Вы подписали процедурное соглашение, где обязались не оскорблять и не перебивать друг друга.  Давайте его придерживаться, иначе мы вообще ни о чем не договоримся.
Медиатор :  Влад, это было на самом деле? Это было, сделано специально или не осознано?    
Влад:  Нет, не специально и мы смеялись не над ней . У нас был свой разговор.
Медиатор: Вика, вас удовлетворяет эти объяснения?
Вика: Да.
Медиатор: Вика, как бы отнеслись, если бы вас необоснованно оскорбили?
Вика:  Наверное, я бы тоже начала разбираться в этой ситуации.
Медиатор: Ну вот мы и подвели к тому, что это очень серьезная ситуация. В которой обе  стороны  поступили неправильно , что и привело  к  недопониманию.  Поэтому нам надо прийти к общему решению , желательно мирному, вы как к этому относитесь?
Влад и Вика:  Да, мы согласны.
Медиатор: Что вы хотели бы получить от нашей встречи?
Влад: Чтобы она извинилась передо мной и моей девушкой и не старалась создавать конфликты на этой почве. Я очень хорошо к ней отношусь и хочу продолжить дружеской общение.
Вика: Я бы хотела, чтобы меня не игнорировали, и чтобы наши отношения улучшились.
Медиатор: Ну что ж, мы услышали ваши пожелание, поэтому приступим к процедуре примирения. Виктория готовы ли вы извиниться перед Владом?
Вика: Готова. Извини, что неправильно повела себя в этой ситуации и обещаю больше не касаться ваших личных отношений, и я готова продолжить с тобой дружеское общение.
Влад:  Мне тоже хочется извиниться , наверное я тоже  был неправ.Извини меня за то, что перестал общаться с тобой и давай останемся друзьями.
Медиатор: Влад  вы  принимаете  извинения  Виктории? А вы Виктория? Вы готовы подписать письменное или устное соглашение?
Вика и Влад: Давайте сделаем письменное соглашение.
Медиатор: Хорошо, я обещаю вам, что этот разговор останется между нами и это соглашение останется в архиве наших документов.  Спасибо вам за то, что вы проявили доверие к нашей службе, всего вам хорошего, в честь примирения пожмите, пожалуйста,  друг другу руки.

 Итак, вы прошли  процесс медиации. Как вы себя  чувствуете? Есть ли  у вас какие-нибудь  пожелания?

Вы посмотрели   сам процесс проведения примерения.

 Ответьте  мне на вопрос.

 Сложна  ли роль медиатора? В чем  сложность? Сумела ли Софья придерживаться   принципов  медиатора?(Да) Была ли она беспристрастна, поддерживала ли она какую-нибудь сторону. Сумела ли она четко , понятно ставить вопросы?

 Что должен уметь    и какими качествами должен обладать медиатор? ( Терпением , умением слушать ,слышать , находить выход из ситуаций,  подводить к положительному результату).

 А  что бы  уметь это делать нужно что?  учиться  этому.

 Спасибо ребята  вам   за работу. Мы  с вами обязательно продолжим обучение  в нашей школе примирения.

  Я хочу  закончить наше  занятие такими словами  Эхкарта Толле:

« Находясь только в единстве самим собой,

невозможно даже  помыслить  о конфликте»

Поэтому  я вам желаю  больше работать над собой, чтобы можно найти душевный покой ,  здоровья  и конечно личного счастья!

Спасибо всем за работу.



Предварительный просмотр:

 1. Хочу познакомить наших гостей  с  нашей  молодой детской организаций    ЮДП  ( юные  друзья полиции) . Главный девиз  ЮДП

 « Не навреди, не разрушай , а помогай  и  улучшай».

 Одной из главных  задач  наших юных друзей полиции  является:  распознать   возникающий конфликт , где бы  он не был  , в  школе , на улице  или в другом месте , решить его и привести конфликтующие стороны к  примирению. Так что же это та кое медиация

2 Сегодня мы проведем  обучающее занятие и наглядно покажем,  как  можно примерить конфликтующие стороны.1.УпражнениеОблака»

Закройте глаза  и поднимите руки те ,  кого когда –нибудь  обижали, поднимите руки, кто сам когда –то кого-то обижал. А теперь запишите те чувства на облаках, которые вы испытывали  в тот момент.( боль , обида , сожаление , злость  и т.д). Теперь прикрепите ваши облака  к солнышку счастья , которое вам светит . Что произошло?(Скрылось) . Так вот состояние счастья  исчезает под негативными мыслями  и действиями и возникает боль внутри человека  или  напряжение в обществе. И это напряжение создаем мы сами.

3.Кластеры. Я представляю вам   кластеры: 1. Отчаяние , « зависть»,  жестокость, одиночество, ревность .2.Драка , ругань, слезы.3. Стресс, слезы , горечь , одиночество , 3.круглый стол, улыбка, помощь, совет.

 Что  изображено на этих картинках? Как вы думаете, почему они объединены в   отдельные группы?  Что они обозначают? Какую мысль они несут? Как вы думаете, почему они объединены в   отдельные группы?   Можно ли  составить  смысловую  цепочку из этих групп? Составьте.Как вы думаете, чему будет посвящен  наш урок медиации?

( Поиску причины конфликта, что он собой представляет, последствия конфликта  и выходу из него.)

4 Дерево  конфликтов

«Посмотрите на слайд. Что вы видите? ( Дерево, двух целующихся людей)

Давайте дорисуем «Дерево конфликтов»

 Но сначала вспомним. Что же такое конфликт?  ( ответы: Это противоречия , несогласие, несовпадение во взглядах.)( Мелодия  « Лунная соната) Слайд…

Как же он может проявляться? Нарисуйте   листья  и впишите  слова, которые характеризуют это проявление : оскорбления, плач, крик, драка, жесты, спор и т.д.

 ( Мелодия)

5.Дерево конфликтов у нас  не полное , чего же не хватает? (Корней)

 Так . что же  питает это дерево, эти листья ? Нарисуйте корни  и подпишите    их теми словами,  которые вы считаете, что они  выражают причину возникновения конфликта , подпитывают его: жажда власти , зависть , ревность, предрассудки , ранимость , гордость и т.д.

6 Что происходит   с  листьями? Они опадают  и питают  своим негативом корни. Происходит  круговая взаимосвязь . Так как же   эту связь разорвать , от куда  же  может подуть тот  нужный ветер , который  позволит улететь  этим   листьям , или грунтовая вода , которая поможет омыть эти  корни и напитать полезными «соками».Так вот представим , что тот блаженный ветер и вода  это вы , те кто поможет оборвать эту  связь .Выйти из этого замкнутого круга.

7. Но сначала давайте почувствуем этот ветер, море, услышим крик чаек ,выполнив простое упражнение. Освободить свой разум от негативных мыслей

Упражнение  « Море надежд».( звучит музыка)

Откиньтесь на стул,   сомкните  руки за головой, дышите ровно, чувствуя  расслабление  тела, и представьте, что вы  стоите на палубе  парусника и мчитесь по морю вперед, оставляя за собой все, что было  плохое. Все ваши обиды , все ваши боли , страдания , потери, усталость, страхи. Вас ждет прекрасное будущее, за тем горизонтом.

Ну а теперь возвращаемся на наш берег, в класс.

8 Скажите ,  может ли конфликт  перерасти в продуктивный спор, в котором будет рождаться истина? Каким образом?( Например скоро Новый год. Все предлагают идеи  и каждый думает , что его идея лучше  . Разгорается спор , может перейти в конфликт , ругань , обиды . Что делать? Нужно всем остановиться, выслушать  , можно поспорить  и выбрать лучшее., т. е  придти  к правильному решению, найти компромисс, договориться , пойти на уступки, простить   и извиниться самому.

(  Можно найти компромисс, договориться, найти соглашение)

9. (Мелодия счастья)

 Переверните ваше дерево компромисса и посмотрите на него его еще раз , но с позитивной точки зрения , что вы видите теперь? (Целующихся людей).Теперь напитайте ваши корни другими «соками», чтобы выросли прекрасные цветы несущие что? любовь , счастье, дружбу, мир, единство.

 ( Приложение : слова подсказки: корни – сопереживание, помощь , понимание , жалость , и т.д

10  Так что же такое  компромисс?  Компромисс – это соглашение  на  основе взаимных  уступок.( Слайд)

И сегодня  нам ребята покажут.  как  можно  разрешить  конфликт  возникший  между молодыми людьми, к  какому  компромиссу они придут

11.Вы посмотрели   сам процесс проведения примирения.

 Ответьте  мне на вопрос.

 Сложна  ли роль медиатора? В чем  сложность? Сумела ли Софья придерживаться   принципов  медиатора?(Да) Была ли она беспристрастна, поддерживала ли она какую-нибудь сторону. Сумела ли она четко , понятно ставить вопросы?

 Что должен уметь    и какими качествами должен обладать медиатор? ( Терпением , умением слушать ,слышать , находить выход из ситуаций,  подводить к положительному результату).

 А  что бы  уметь это делать нужно что?  учиться  этому.

12.  Спасибо ребята  вам   за работу. Мы  с вами обязательно продолжим обучение  в нашей школе примирения.

  Я хочу  закончить наше  занятие такими словами  Эхкарта Толе:

 «Находясь только в единстве самим собой,

невозможно даже  помыслить  о конфликте.»

Поэтому  я вам желаю  больше работать над собой, чтобы можно найти душевный покой , а так же  здоровья  и конечно, личного счастья!

Спасибо всем за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я-МЕДИАТОР

Слайд 2

Юные друзья полиции ( ЮДП) МОУ « СОШ п. ЗНАМЕНСКИЙ»

Слайд 3

Наш девиз: « Не навреди, не разрушай , а помогай и улучшай».

Слайд 4

Встреча с работниками полиции

Слайд 5

Встреча с инспектором ПДН.

Слайд 6

Возникающие конфликты

Слайд 7

Нарушители дисциплины

Слайд 8

Мы только за сотрудничество

Слайд 9

Мы только за примирение.

Слайд 10

Школьная служба медиации ,как одно из безопасного условий для формирования пространства

Слайд 13

Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

Слайд 18

Цель занятия- научиться решать конфликты. Задачи: Поиск причины конфликта. Что он собой представляет. Последствия конфликта. Выход из него.

Слайд 19

Дерево конфликтов

Слайд 20

Конфликт – разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.

Слайд 21

плач война Крик,давление. драка убийство спор оскорбление Страх, неприятие Усталость, зависть раздражительность Желание власти,ревность,гордость предрассудки

Слайд 22

Дерево компромисса

Слайд 23

Сочувствие , теплота, восторг Увлечение, интерес Дружелюбие Сопереживание , смирение. доброта Уважение , забота , вера дружба любовь счастье Мир в душе здоровье

Слайд 24

Что такое компромисс? Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

Слайд 25

Правила медиации. А) Соблюдать правила уважения друг к другу, не оскорблять друг друга. Б) Дать выслушать друг друга. В ) Говорить только по существу. Г) Постараться услышать друг друга. Д) Соблюсти конфиденциальность.

Слайд 27

Эхкарт Толле: «Находясь в единстве самим собой, невозможно даже помыслить о конфликте»

Слайд 28

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

Примирительный  договор

Имя, фамилия, отчество участников конфликта

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы договорились,что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы

Примирения об их успешном завершении будет __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возмещение ущерба (требуется, не требуется; возможно, невозможно)

Объяснение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дальнейшие намерения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы поставили вопрос: «Как сделать так, чтобы в будущем это не повторилось?» Участники встречи высказали по этому поводу следующее: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организация дальнейших встреч:

Участники договорились о необходимости дальнейшей встречи. Встречу

предполагается провести _______________________________________________________

Подписи сторон ______________________________________________________________

Дата «____»__________


Регистрационная карточка

Куратор, получивший информацию: _____________________________________________________________________________

Источник информации о ситуации (ф.и.о., должность, контактные данные): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата передачи дела куратору: ___________________________________________________

Информация о сторонах

(ф.и.о., возраст, адрес, телефон, школа (место работы), класс)

Сторона конфликта______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сторона конфликта __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Представитель________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Представитель ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(кем приходится, адрес, телефон) (кем приходится, адрес, телефон)

Дата ситуации: ________________________________________________________________

Описание ситуации _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Анализ:

Дополнительная информация для ведущего (медиатора) ___

Ведущий, принявший дело:

Дата передачи дела ведущему:

Примирительная встреча

Дата проведения встречи: Дата написания отчета:

Не проведена (причина):

Форма отчета о проведенном случае в программе примирения

Обязательные разделы отчета выделены курсивом.

Порядковый номер программы. Название программы.

Имена и фамилии ведущих. Дата проведения программы.

Источник направления информации об участниках криминальной ситуации на программу.

Информация об участниках и фабула ситуации.

Особенности проведения предварительных встреч.

Восприятие ситуации сторонами конфликта.

Особенности проведения и результаты примирительных встреч.

Удалось ли сторонам поделиться тем своим видением ситуации? Если нет, то

почему? Удалось ли сторонам достигнуть взаимопонимания по поводу последствий конфликта? Если не было достигнуто по этому поводу взаимопонимание,

то почему? Кратко опишите суть диалога сторон на этом этапе.

Как стороны выработали способ выхода из сложившейся ситуации? Если не

удалось, то почему?

Как стороны отвечали на вопрос: «Что сделать, чтобы подобного не повторилось?»

Укажите дополнительные положительные результаты встречи (если они были).

Ход дополнительной встречи или последующих переговоров с участниками встречи (если были).

 (Обязательно заполняется в случае последующего за

примирительной встречей возмещения ущерба).

Программа проведения. №1

1. Представление

Добрый день , меня зовут Виктория Николаевна,  я являюсь медиатором школьной службы примирения, все остальные присутствующие , это члены нашей школьной службы медиации.

Я не представляю ни одну из сторон. Я не адвокат и не  советчик.            

Наша служба помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия  как морального , так и физического.

 Участие в наших программах добровольное, поэтому  вы сами примете решение, будете ли вы в нем участвовать или нет.

Наш разговор конфиденциален.

Поэтому весь должен остаться здесь и сейчас.

Правила нашей встречи должны соблюдаться обязательно.

Это:

А)Соблюдать правила уважения друг другу

Б) дать выслушать друг друга

В)Говорить только по существу этого факта

Г)Постараться услышать друг друга.

Д) соблюсти конфиденциальность

2. Представьтесь теперь вы.

3.Наша цель – разрешить конфликтную ситуацию , происходящую между детьми, со слов родителей. И получить примирение детей.

4. Что вы хотели бы получить от нашей встречи?

5. С какими претензиями второй стороны вы согласны.

6.Что вы можете сделать для устранения этого? ( Заслушать обе стороны).

7.Вы согласны , что для  блага ваших детей  вы должны соблюсти все законные нормы и правила общения между собой , создать благоприятную обстановку в семье для благополучия психического состояния ваших детей

( Покой ,семейный уют , решение проблем в семье , не вовлекать в семейные конфликты своих детей, стать другом и советчиком ребенку при  возникающей проблеме ,не

нагнетать бурю эмоций ,т.к  слабое психологическое здоровье, будьте умнее и добрее к ним, защитите их)

Мне бы хотелось закончить словами

На прощание мне хотелось бы вам дать « Рецепт счастья»

Возьмите чашу терпения, влейте в него  полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок  отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Спасибо за работу, поаплодируйте друг другу.

 

        

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи работы ведущего (медиатора):

1. Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям

для работы с использованием восстановительных программ;

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;

• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину

(или, как минимум, свое участие) в содеянном.

2. Если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДН и ЗП),

выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;

3. Связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние

(обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.

Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за

конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам

конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из

сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

• достижение и удержание контакта со сторонами;

• создание условий для конструктивного выражения эмоций;

• создание безопасной атмосферы во время работы;

• создание условий для взаимопонимания.

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы

диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же

время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по

отношению к сторонам – безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь

со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя,

как он будет представляться, то есть :

• кто он и его роль в деле;

• роль и функции организации, которую он представляет;

• его взаимоотношения со сторонами.

Вариант представления:

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу), я не представляю ни одну

из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба)

помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших

программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете

решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален,

то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения

участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в

этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.

2 фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Возможные действия медиатора:

1. Обсуждение ситуации

• помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.)

рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других

участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об

отношении к произошедшему и его последствиям);

• внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;

• в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;

• обсудить ценности относительно различных способов реагирования на

ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.

Обсуждение последствий

Обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось

при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

3 фаза. Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

• какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут привести;

• пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

• варианты заглаживания вреда;

• в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать

траты родителей;

• если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;

• рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;

• обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече

являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;

• предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет

обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);

• проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;

• если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие

программы восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения

можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и

свои координаты;

• независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;

• если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.

4 фаза. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

• рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах,

правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли

участники их соблюдать; предложить внести дополнения;

• если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить

ее право отказаться от участия в программе;

• пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность

за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;

• обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время

и место встречи;

• поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи

1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до

конца.

2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.

3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).

4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать

перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.

5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также

участник с медиатором.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

Возможные действия медиатора:

1. заранее подготовить место для встречи сторон;

2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;

3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;

4. объявить основные пункты повестки дня.

2 фаза. Организация диалога между сторонами

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;

2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;

3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать

позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.

Задачи:

1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;

2. поддержать извинения и прощение;

3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;

4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;

5. обсудить и принять механизм реализации решений.

4 фаза. Обсуждение будущего

Задача: поддержать проектирование будущего участников.

Вопросы для обсуждения:

• что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;

• что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;

• какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;

• чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься

в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.

5 фаза. Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:

• фиксировать решения и четкий план их реализации;

• обсудить, что делать, если план не будет выполнен;

• зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

6 фаза. Рефлексия встречи

• обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?

• спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою

успешность).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

(Может проходить через 2-3 недели)

Задачи:

1. провести рефлексию результатов медиации;

2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и

криминальных ситуаций.

Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:

• как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?

• что важного для себя вы поняли в результате встречи?

• рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?

• бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к медиаторам?


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

Приоритеты при выборе куратора и набор школьников

Куратором должен быть выбран человек, который:

• Сам заинтересован в развитии восстановительных практик в школе и принимает их ценности.

• Имеет доступ к информации о конфликтных ситуациях.

• Пользуется авторитетом у учителей и учеников.

• Может отстаивать свое мнение перед администрацией.

• Может организовать неформальную группу школьников.

• Готов продолжительное время (не меньше года, а в среднем порядка трех

лет) работать со службой примирения.

Из этого следует, что куратора нельзя назначать против его воли. Можно рекомендовать, поддерживать, но окончательный выбор о своей готовности разворачивать в школе новый подход куратор делает сам.

Набор школьников-медиаторов в службу примирения

Отбор участников на тренинг важен потому, что проведение тренинга требует значительных ресурсов со стороны школы и со стороны тренеров, поэтому

все заинтересованы, чтобы на тренинг попали школьники, которые с большой

вероятностью станут медиаторами. Невнимание к отбору может привести к тому например, что участники тренинга получат много важных навыков для себя,

но медиаторами для других не станут.

При наборе мы сталкивались с такими проблемами:

• На тренинг присылали «активистов» школы, которые  участвуют в разных делах школы и у них не остается времени на проведение медиаций.

Они уже самоутвердились и в целом бесконфликтны. Поскольку конфликты им не очень интересны, то после тренинга они благодарят и уходят.

• На тренинг присылали «трудных» подростков на «перевоспитание». Часть

из них втягивается в работу, но в основном им непривычно работать медиаторами с другими.

Как происходит набор будущих школьников-медиаторов?

Обычно набор проходит так: куратор обходит старшие классы (обычно это

восьмые и десятые, поскольку у них нет экзаменов) и задает им два вопроса.

Первый вопрос предполагает анонимный ответ и звучит примерно так: «К

кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались,

у вас плохое настроение или у вас что-то случилось? Пожалуйста, напишите фамилию этого человека. Свою фамилию можно не писать».

Второй вопрос: «У нас будет создаваться группа из учащихся, помогающая

ученикам решать конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе

и больше про это узнать, напишите на втором листочке свои фамилию и имя».


В результате образуются два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Если кого-то

назвали 3-4 человека, то значит, способности к решению чужих конфликтов у

него скорее всего есть, а если и ему самому это интересно – то это кандидат на

базовый семинар по восстановительной медиации.

Со списком кандидатов можно подойти к администратору школы, чтобы они

могли внести свои коррективы, дополнить или сократить каких-то участников

(например, кто-то из учащихся перегружен, ему далеко ездить или еще что-то).

Таким образом, будет услышано мнение и администрации, и потенциальных

медиаторов, и самих учеников школы.

Мнение куратора об участниках также имеет большое значение, поскольку

именно ему работать в будущем с этими подростками и создавать из них команду. Если куратор считает, что с кем-то из медиаторов он не сработается, то

лучше этого подростка не приглашать (по крайней мене в начале, пока команда

службы примирения только создается).

После тренинга может отсеяться некоторая часть школьников. Те, кто решил,

что будут медиаторами - приносят разрешение от родителей. Если родители не

дают разрешения – куратор звонит им (либо встречается с ними) и выясняет

причину отказа. Возможно, родители чего-то не поняли и им надо объяснить

(например, что это не психологическая работа или сколько времени примерно

времени будет занимать работа в службе примирения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль медиатора в формировании безопасного пространства в образовательном учреждении".

Медиация - это процедура прогрессивного вмешательства в конфликт, в ходе которого его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альте...

Программа "Медиатор в школе" для учащихся и педагогов

Программа «Медиатор в школе» обеспечивает подготовку и сопровождение учащихся подросткового возраста и педагогов к деятельности в школьной службе медиации,  относится к дополнительным...

Дополнительная общеобразовательная программа "Клуб медиаторов-ровесников"

Программа для учащихся 6-7 классов по обучению их основам школьной медиации. Программа может быть реализована, как программа объединения ОДОД, как программа внеурочной деятельности или как элективный ...

Информационно-просветительское мероприятие медиаторов-ровесников "Информационный марафон. От равного - к равному"

Участники Клуба медиаторов-ровесников предложили проводить информационные мероприятия о СШМ для учащихся   в форме информационного марафона, в котором информация о службе медиации представля...

Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»

Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»...

Военно- патриотическое воспитание как медиатор воспитательной работы школьников.

 Патриотическое воспитание младших школьников являлось одной из важнейших задач современной школы....