Программа внеурочной деятельности социального педагога
рабочая программа (5 класс)

Михайлов Владимир Алексеевич

Программа внеурочной деятельности социального педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.1.7_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx739.96 КБ

Предварительный просмотр:


                                                                                                                                                          Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. В связи с этим методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации общеобразовательной программы. Современные программы среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов, в том числе и во внеурочную деятельность.

В школе ребёнок должен получать не только готовые знания, но и учиться мыслить самостоятельно, добывать, анализировать и использовать полученные знания. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Социальное проектирование способствует развитию компетентности учащихся в сферах самостоятельной познавательной, творческой, общественно-полезной деятельности, трудовой и бытовой сферах. Это эффективное средство развития детей. Разрабатывая и реализуя проект, дети могут проявить свои лидерские качества, самостоятельность, ответственность.

Цель программы – создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Обучать школьников технологиям социального проектирования.

2. Формировать умения решать творческие задачи, организовывать и управлять деятельностью.

3. Создавать условия для формирования общественно-активной позиции подростков.

4. Поддерживать инициативность у учащихся.

5. Развивать творческие и коммуникативные способности у учащихся.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов освоение курса «Социальное проектирование» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира.

Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.

Ценность искусства и творчества — понимание красоты, гармонии, эстетическое развитие.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Общая характеристика программы

Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Под социальным проектированием надо понимать деятельность:

• социально значимую, имеющую социальный эффект;

• результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно новое в его личном опыте;

• задуманную, продуманную и осуществленную подростком деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

• через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей подростка, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Выступая сложным системным образованием, оно включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность. Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики.

Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям др.);

• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные этапы проектной деятельности:

1. Выбор темы. Тема проекта должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей.

2. Сбор сведений. В качестве источников информации могут выступать, как традиционные – поиск литературы, работа с интернет-ресурсами, так и специфические - экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой и т.п.

3. Выбор проектов. На начальных этапах учителю следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется риентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

4. Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе и вне ее. Взрослые помогают только в случае необходимости, координируя и направляя работу детского коллектива.

5. Презентации. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Основные виды социальных проектов – это создание коллажей, макетов, стенгазет, подготовка коллективно-творческих дел, участие в общественно-полезных мероприятиях, социальных акциях и т.п.

Занятия по социальному проектированию могут проводиться в виде разовых мероприятий или целого цикла, блока занятий, опирающихся на план воспитательной работы в классе и в школе. При организации работы в группе учитель может исходить из принципа последовательного, поэтапного прохождения социального проектирования от пробы к практике со всем классом (линейный принцип) или из принципа совмещения в классе подростковых групп, каждая из которых занимается своим видом социального про-ектирования: либо пробой, либо практикой, либо проектом (принцип мозаики).

Основными формами контроля за реализацией программы «Социальное проектирование» являются участие детей в классных и общешкольных мероприятиях, конкурсах, творческих фестивалях, участие и проведение социальных акций и т.п. Основная задача программы – включить ребенка в общественно значимую деятельность на уровне школы, района, округа.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом основного общего образования МОУ СОШ №20 программа «Социальное проектирование» реализуется в 6 классе. Объем времени составляет 35 часов (35 недель по 1 часу в неделю).

Содержание данной программы разворачивается по смешанной схеме реализации внеурочной деятельности. Часть часов концентрируется вокруг значимых мероприятий класса (праздники, вечера, экскурсии), а часть распределяется в течение учебного года (тематические классные часы, уроки мужества и т.п.).

Допустимо использование часов внеурочной деятельности, как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие дни. Это позволяет перераспределять часы внеурочной деятельности и суммировать их в течение учебного года.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Социальное проектирование: дорогою добра».

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

- анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента; – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор ;

- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- мотивировать свои действия;

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения.

Личностные УУД:

- считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

- желание приобретать новые знания,

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- осваивать новые виды деятельности,

- участвовать в творческом, созидательном процессе.

Содержание программы.

Содержание данной программы играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но педагог имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников.

В связи с этим календарно-тематическое планирование данной программы носит свой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия класса.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Количество часов

Содержание деятельности

06.09

13.09

Экологический десант «Осенний листопад!»

2

Уборка территорий детских клубов.

20.09

27.09

Проект мероприятия «День пожилого человека».

2

Поиск материала. Изготовление открыток. Поздравления для бабушек и дедушек.

04.10

Проект ко дню учителя.

1

Подготовка к празднику. Поиск материала для оформления стенгазеты. Выбор макета стенгазеты. Изготовление стенгазеты. Разучивание стихов. Поздравление учителей.

11.10

Мы против вредных привычек!

1

Просмотр видеофильмов о вреде курения и алкоголя. Конкурс рисунков.

18.10

25.10

08.11

 Проект «Поможем птицам в холода»

3

 Беседа о зимующих птицах.Изготовление кормушек. Развешивание их по школьному двору

15.11

22.11

Проект мероприятия «Моя любимая мама», посвященный Дню матери.

2

Беседа о истории праздника. Подготовка к мероприятию. Проведение мероприятия.

29.11

06.12

13.12

Экологический десант «Зимний двор!»

3

Уборка территорий детских клубов.

20.12

27.12

Проект «Новый год у ворот»

2

Поиск материала для мероприятия. Разработка сценария мероприятия. Распределение ролей. Репетиции. Разработка макета стенгазеты.

17.01

24.01

31.01

Акция «День здоровья на снегу»

3

Сбор информации о зимних спортивных играх. Организация и проведение мероприятия.

07.02

14.02

21.02

Проект «Урок мужества»

3

Поиск материала для стенгазеты и мероприятия. Изготовление стенгазеты. Репетиция к мероприятию. Проведение мероприятия. Поздравление кадетов.

28.02

06.03

Проект ко дню 8 марта.

2

Поиск материала для стенгазеты и мероприятия. Изготовление стенгазеты. Репетиция к мероприятию. Проведение мероприятия. Поздравление девочек из класса и мам.

13.03

20.03

27.03

Участие в акции «Неделя детской и юношеской книги».

3

Участие в мероприятии.

03.04

10.04

17.04

Проект «День космонавтики»

3

Презентация «День космонавтики» Сбор информации. Конкурс рисунков.

24.04

08.05

Социальная акция «Ветеран живет рядом»

2

 Сбор информации. Изготовление открыток. Разучивание стихов. Участие в мероприятии, посвященному 9 мая.

15.05

Экологический десант «Весенний двор»

1

Уборка территорий детских клубов.

22.05

Участие в конкурсе «Весна пришла»

1

Выбор макета. Создание плаката.

Участие в конкурсе.

29.05

Подведение итогов года

1

Беседа.

Итого: 35ч.

Список литературы

1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2013.

2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2015. .

2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения / Гузеев В.В.. - Директор школы № 6, 2015г.- 16с.

3. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин»/ Сост. Пахомов В.П. – 3-е изд., доп. - Самара: Издательство «НТЦ», 2015.

4. «Мир вокруг нас мы можем строить сами…» (методические материалы по технологии социального гражданского проектирования) – Воронеж. Изд-во «Истоки», 2015.

5. Мы – молодые хозяева России: Материалы II и III Всероссийских акций «Я – гражданин России»/ Составитель В.П. Пахомов. – Москва-Самара: Издательство «НТЦ», 2015.

6. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные / А. Пентин // - 2016. - № 2. - с. 47-52.

7. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации/ Сост.В.П. Пахомов. – 3-е изд., доп. - Самара: Издательство «НТЦ», 2004.

8. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2015, №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочие программы внеурочной деятельности. Социальная практика.

Рабочие программы внеурочной деятельности для 6 класса. "Социальная практика". "Шахматы"...

План внеурочной деятельности социального педагога

В материале представлен план внеурочной деятельности социального педагога для учащихся 5-9 классов...