Программа психолого-педагогического сопровождения на 2019-2020 учебный год
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа психолого-педагогического сопровождения | 46.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 598 с углубленным изучением математики,
химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга
Программа
психолого-педагогического сопровождения
на 2019-2020 учебный год.
СПб 2019г
Актуальность. Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения. Прежде всего, это качество результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога- психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Цель - обеспечение психолого- педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося.
Задачи: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса, обучающегося и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
- Предупредить возникновение психологических проблем в развитии ребенка;
- Помочь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации на каждом этапе развития личности;
- Повысить психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей и педагогического коллектива.
- построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ОО
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый. (из Примерной образовательной программы ООО)
Теоретико-методологической основой разработки Программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО стали:
общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
Анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения школьников, которое включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с учащимися. Обобщение современного состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся представляет сложную, теоретическую и практическую проблему, не имеющую однозначного ответа (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, М.М. и Н.Я. Семаго и др.). Были рассмотрены различные концепции психологического сопровождения школьников (Е.И. Казаковой (1995-2001), М.Р. Битяновой (1997), В.Е. Летуновой (1998) и др.).
Разработчик концепции сопровождения Е.И. Казакова положила в его основу системно-ориентированный подход к развитию человека, а важнейшим его положением выступил приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта. Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».
М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Э.М. Александровская с соавторами определяет психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога.
В данной программе используется концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами, автор считает, что психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.
Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Данную модель сопровождения можно использовать для организации деятельности психолого-педагогического сопровождения учителями в образовательном учреждении, где не предусмотрена психологическая служба.
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса
Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения
В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся.
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка. .
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Психологическое просвещении детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Работа с обучающимися
- Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры).
- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
- Сопровождение учащихся с ОВЗ. Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности (совместно с другими приглашенными специалистами).
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.
Работа с педагогами школы.
На данном этапе основная задача – подбор диагностического инструментария и подготовка педагогов для введения ФГОС.
Основные задачи работы с педагогами:
- активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя
- преодоление психологических барьеров деятельности учителя
- активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.
Прежде всего, речь идет о внутриличностных барьерах, обусловленных индивидуальными особенностями учителя (личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное восприятие нового). Психологическая помощь призвана изменить отношение учителя и показать, что инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности.
Работа с родителями.
- Просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников.
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Приоритетные направления работы
обеспечение прав ребенка на качественное, доступное образование, способствующее личностному развитию обучающихся с учетом их склонностей, особенностей, интересов;
- развитие системы обеспечения качества образования, совершенствования содержания и технологий преподавания в образовательном процессе, позволяющей достигать оптимальных результатов образовательного процесса;
- дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовному, нравственному, физическому развитию ребенка, социализации его в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение большего числа обучающихся в спортивно-массовые мероприятия;
- обеспечение условий безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в школе;
- введение ФГОС в начальной школе.
Контингент:
- дети 6-18 лет;
- родители/ законные представители;
- педагоги.
Формы работы:
- Индивидуальная
- Групповая
№ | Формулировка | Методы решения | Задействованные специалисты | Ожидаемый | Критерии |
1 | Предупредить возникновение психологических проблем в развитии ребенка. | Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое исследование, диагностика, индивидуальное консультирование. | Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга, классные руководители, учителя-предметники, специалисты службы сопровождения. | Обеспечение психолого- педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося. | Реализация потребностиобучающихся в образовании, воспитании и создании в соответствии с психофизическими возможностями способностям. |
2 | Помочь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации на каждом этапе развития личности. | Диагностика, тестирование и анкетирование, наблюдение, личный прием и консультирование, тренинги. | Дели Г.И., социальный педагог ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга;Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга, учителя-предметники, классные руководители, специалисты службы сопровождения. | Создание условий для социализации ребенка на его определенном этапе развития, решение конкретных проблем в обучении и воспитании. | Социализация учащихся, гражданско-правовое самосознание, общественная позиция. |
3 | Повысить психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей и педагогического коллектива. | Диагностика, групповые и индивидуальные беседы, тренинги, лекции и семинары. | Дели Г.И., социальный педагог ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга; Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга; классные руководители, учителя-предметники, специалисты службы сопровождения. | Достижение высокого уровня компетенции участников образовательного процесса. | Реализация потребности обучающихся в образовании, воспитании в соответствии с психофизическими возможностями способностям. |
4 | Построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО. | Диагностика, индивидуальное консультирование, тренинги. | Дели Г.И., социальный педагог ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга; Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга; учителя-предметники, специалисты службы сопровождения школы. | Построение индивидуальной образовательной траектории с учетом способностей и возможностей ребенка. | Создание благоприятных условий для обучения и воспитания обучающегося с учетом его психофизического развития, способностей. |
5 | Создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ОО. | Диагностика, консультирование, проведение групповых тренингов, обучающих семинаров, курсов повышения квалификации (для педагогов). | Администрация школы; Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга; классные руководители; учителя-предметники, специалисты службы сопровождения школы. | Повышение квалификации педагогов, создающих условия для повышения компетентности и мотивации участников образовательного процесса. | Профессиональный рост, повышение уровня квалификации педагога, реализация потребности в образовании обучающимися, создание благоприятных условия для обучения и воспитания родителями. |
Планирование работы Службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга
Вид работы | Исполнитель: должность, Ф.И.О. | Формы работы/функции, т.е. круг деятельности службы | Сроки | Наличие подтверждающих материалов и документов | ||||||
Профилактика | Диагностика | Консультирование | Коррекциоонная | Развивающая | Просвещение | Экспертиза | ||||
Уровень психолого-педагогического сопровождения ( И-индивидуальный, Г-групповой, УК-уровень класса,УУ-уровень учреждения) | ||||||||||
Направление работы | 1.Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся | |||||||||
Мониторинг адаптации к обучению обучающихся 1,5 классов | Педагог-психолог- Габова М.А. | УК | УК | Сентябрь-октябрь | Аналитическая справка | |||||
Консультирование родителей и обучающихся. | Педагог-психолог Габова М.А. | И | И | И | И | И | Журнал приема, индивидуальные карты обучающихся. | |||
Коррекционно-развивающие занятия по вопросам школьной социализации адаптации. | Педагог-психолог- Габова М.А. | И,Г | И | И,Г | И,Г | Карта индивидуальной работы с обучающимся. | ||||
Программа по психологической подготовке к сдаче экзаменов. | Педагог-психолог –Габова М.А. | Г | Г | Февраль-май | Справка | |||||
Проведение социометрических исследований межличностных отношений в группе. | Педагог-психолог –Габова М.А. | Г | Г | Г | Декабрь-январь | Справка | ||||
Участие в родительских собраниях (по заявкам классных руководителей) | Габова М.А, Дели Г.И. | Г | Г | Г | В течение учебного года | Протокол родительского собрания. | ||||
Направление работы | 2.Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни | |||||||||
Тренинговые занятия с подростками: профилактика вредных привычек и употребления ПАВ, наркотических веществ. | Педагог-психолог Габова М.А., специалисты ЦППМС Приморского района | Г | Г | В Течение учебного года | Справка о проведении мероприятия | |||||
Беседы о профилактике правонарушений и вредных привычек на родительских собраниях | Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского раойна-Габова М.А. | Г | Г | Протокол родительского собрания класса. | ||||||
Участие в работе методического объединения классных руководителей по профилактике наркомании, алкоголизма и пр. явлений. | Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского района-Габова М.А. | Г | Г | В течение учебного года. | Протоколы заседаний МО классных руководителей. | |||||
Психологическое сопровождение обучающихся, состоящих на учете в ОДН и ВШК. | Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского района-Габова М.А. | И | И | И | И | И | И | В течение учебного года | Карта индивидуально-профилактической работы с обучающимся. | |
Профилактика безнадзорности и пропаганда здорового образа жизни. | Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского раойна- Габова М.А. | Г | Г | Г | Г | Сентябрь-май | Справка. | |||
Проведение психолого-педагогического тестирования на определение склонности к употреблению ПАВ и медицинских препаратов наркотического действия без назначения врача (по запросу АППО) | Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского района-Габова М.А. | Г | Г | октябрь | Информация о проведении психолого-педагогического тестирования. | |||||
Формирование толерантного поведения. | педагог-психолог ЦППМС Приморского района-Габова М.А. | Г | Г | Г | Февраль-май | Информация о проведении мероприятия. | ||||
Участие в работе Совета по профилактике правонарушений ГБОУ школы №598. | Дели Г.И., Габова М.А., Костригина Е.А. | Г | И | И | И | Февраль-май | Протоколы совета по профилактике правонарушений. | |||
Выступления на заседания Службы психолого-педагогического сопровождения, педагогических советах, МО классных руководителей. | педагог-психолог ЦППМС Приморского района- Габова М.А., Дели Г.И. | Г | Г | В течение учебного года | Протоколы службы психолого-педагогического сопровождения, МО, ПС. | |||||
Участие в мероприятиях районного и городского уровня по профилактике здорового образа жизни. | Дели Г.И., Габова М.А. | Г,И | Г,И | В течение учебного года | Материалы участия и их результат. | |||||
Направление работы | 3.Развитие экологической культуры. | |||||||||
Участие в акции по сбору макулатуры | Костригина Е.А. | УК | УК | Акт о сдаче макулатуры. | ||||||
Участие в мероприятиях районного и городского уровня по проблемам экологии и экологической культуры. | Учителя-биологи, классные руководители | УК | УК | По плану ВР | Информация об организации выездных мероприятий | |||||
Участие в школьной научно-практической конференции ( секция биологии и экологии) | Учителя-биологи. | и | И | и | апрель | Справка об итогах проведения мероприятия. | ||||
Направление работы | 4.Дифференциация и индивидуализация обучения | |||||||||
Мониторинг успешности обучения и выявление детей, которые требуют дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. | Учителя-предметники, классные руководители. | и | Сентябрь-май | Информация. | ||||||
Выявление детей данной категории, которые нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. | Учителя-предметники, классные руководители. | и | и | и | и | и | и | сентябрь- май | Информация | |
Участие в проведении родительских собраний по проблемам дифференцированного и индивидуального подхода в обучении детей. | Габова М.А., Дели Г.И., Шуляченко Л.Н., Шкарупа Н.В. | Г | Г | Сентябрь- май | По запросу классногорукводителя. | |||||
Участие в семинарах и курсах повышения квалификации по проблемам дифференциации и индивидуализации обучения. | Педагоги школы | И | И | По плану работы АППО | ||||||
Направление работы | 5.Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. | |||||||||
Выявление детей, нуждающихся в индивидуальной траектории обучения. | Учителя, зам.директора по УВР | и | и | и | и | и | Сентябрь-май | Протоколы | ||
Проведение индивидуальной коррекционно- развивающей работы с обучающимся, испытывающем проблемы в обучении. | Габова М.А., Астафьева О.И. | и | и | и | и | и | и | Сентябрь-май | Карта индивидуальной работы с обучающимся. | |
Проведение индивидуальных бесед с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении. Мониторинг успеваемости. | Зам. Директора по УВР, Габова М.А., Дели Г.И., классные руководители и учителя-предметники. | и | и | и | и | и | и | Сентябрь-май | Протокол беседы с родителем, карта индивидуальной работы с обучающимся. | |
Направление работы | 6. Выявление и поддержка одаренных детей. | |||||||||
Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса. | Габова М.А. | и | и | и | и | и | и | В течение учебного года | Журнал приема, карта индивидуальной работы. | |
Участие в родительских собраниях по вопросу о проблемах, испытывающих одаренные дети. | Габова М.А., по заявкам классных руководителей | Г | Г | В течение учебного года | Протокол родительского собрания. | |||||
Участие у работ МО классных руководителей. | Габова М.А. | Г | Г | По необходимости | Протокол заседания МО. | |||||
Направление работы | 7. Выявление и поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов | |||||||||
Оказание помощи родителям детей, которые нуждаются в оформлении инвалидности или подтверждении статуса. | Дели Г.И. | и | и | и | В течение учебного года | Информация, журнал приема. | ||||
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | Дели Г.И. | и | и | и | и | В течение учебного года | По заявление родителей. | |||
Организация и выбор образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | Дели Г.И., Шкарупа Н.В., Шуляченко Л.Н., Рожнова О.Н., Габова М.А. | и | и | и | и | и | и | и | В течение учебного года | Информация |
Создание условий для обучения и пребывания ребенка с ОВЗ и детей-инвалидов, которым необходимы специальные условия для передвижения. | Чернигов Д.А. | и | В течение учебного года | Информация. | ||||||
Проведение индивидуальной коррекционно- развивающей работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ ( с учетом заключения ТПМПК) | Габова М.А., | и | и | и | и | и | и | В течение учебного года | Карта индивидуальной работы с обучающимися. | |
Рекомендации для родителей по организации сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. | Дели Г.И., Габова М.А. | и | и | и | В течение учебного года | Журнал приема, протокол беседы с родителем (законным представителем) | ||||
Участие в семинарах, курсах повышения квалификации по организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | Дели Г.И. | и | и | По заявке | Свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации. | |||||
Направление в работе | 8. Выявление и сопровождение детей в трудной жизненной ситуации | |||||||||
Выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | Дели Г.И., классные руководители | И | И | И | И | И | И | Журнал регистрации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | ||
Рекомендации для родителей по организации сопровождения обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной. | Дели Г.И, Габова М.А. | И | И | И | И | И | И | Протокол беседы с родителей (законным представителем) | ||
Проведение индивидуально-профилактической и правозащитной работы с обучающимися ( по согласию родителей). | Дели Г.И. | И | и | и | и | и | И | Протокол беседы с родителей (законным представителем) | ||
Взаимодействие с органами и службами разных уровней по организации работы с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. | Дели Г.И. | и | и | и | и | и | И | Информация | ||
Оказание психологической помощи детям, оказавшемся в трудной жизненной ситуации. | Габова М.А. | И | и | и | и | и | и | Журнал приема, карта индивидуально-профилактической работы | ||
Проведение консультаций с классными руководителями по выявлению и организации работы с ребенком, оказавшемся в трудной жизненной ситуации. | Габова М.А., Дели Г.И. | и | и | и | и | и | и | Журнал приема | ||
Участие в МО социальных педагогов по вопросам профилактики и выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | Дели Г.И. | И | И | В течение учебного года | - | |||||
Мониторинг посещаемости и опозданий в школу. | Классные руководители, Дели Г.И. | УК | УК | Журнал посещаемости | ||||||
Направление в работе | 9. Выявление и сопровождение детей, находящихся в социально | |||||||||
Выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. | Кудрец В.В., Дели Г.И., классные руководителипедагоги | И | И | И | И | И | И | В течение учебного года | Протоколы заседаний Службы психолого –педагогического сопровождения. | |
Рекомендации для родителей по организации сопровождения обучающихся. | Дели Г.И., Габова М.А. | И | И | И | И | И | В течение учебного года. | Протоколы заседаний службы сопровождения | ||
Проведение профилактической работы с обучающимися ( по согласию родителей) | Габова М.А., Дели Г.И. | И | И | И | И | И | В течение учебного года | Информация. | ||
Участие в заседаниях КДН и ЗП | Дели Г.И. | И | И | И | И | В течение учебного года | Представление. | |||
Взаимодействие с органами и службами разных уровней по организации работы с обучающимися, оказавшимися в социально опасном положении. | Дели Г.И. | И | И | И | И | В течение учебного года | Информация ( в случае выявления детей данной категории) | |||
Взаимодействие с органами опеки и попечительства по оказании помощи различных видов детям, оказавшимся в социально опасном положении. | Дели Г.И. | И | И | И | И | В течение учебного года | Информация ( в случае выявления детей данной категории) | |||
Оказание психологической помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении. | Габова М.А. | И | И | И | И | И | И | В течение учебного года | Журнал приема, карта индивидуальной работы с обучающимся. | |
Проведение консультаций с классными руководителями по выявлению и организации работы с ребенком, оказавшимся в социально опасных условиях. | Дели Г.И. | И | И | В течение учебного года | Информация (в случае выявления) | |||||
Направление в работе | 10. Психолого-педагогическая поддержка олимпиадного движения | |||||||||
Индивидуальные консультации по повышению стрессоустойчивости. | Габова М.А. | И | И | И | И | И | И | Сентябрь- март | Журнал приема, карты индивидуальной работы с обучающимися. | |
Участие в родительских собраниях | Габова М.А | Г | Г | В течение года ( по запросу классного руководителя) | Протокол родительского собрания, анализ работы службы сопровождения за учебный год | |||||
Направление в работе | 11. Обеспечение/ Формирование осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности | |||||||||
Программа работы про профориентации для обучающихся 8-11 классов. | Дели Г.И., задействований специалист- методист ГБОУ ДО ДДЮ Приморского района- Прямикова Г.С. (районный уровень) | Г,УК | УК,Г | УК,Г | УК,Г | В течение учебного года по Программе ГБОУ ДО ДДЮ Плану работы школы. | Справка о проведении мероприятия, анализ работы службы сопровождения за учебный год, анализ воспитательной работы школы. | |||
Участие в мероприятия по профориентации районного и городского уровня | Дели Г.И., классные руководители | УК | УК | По плану мероприятий Комитета по образованию и науке и др. организации. | Приказ об организации выездного мероприятия. | |||||
Участие в проведении олимпиады по профориентации | Дели Г.И., классные руководители | Г | Г | По плану Комитета по образованию и науке, а также по заявкам обучающихся-участников | Информация. | |||||
Оформление информационного стенда по профориентации. | Дели Г.И. | УК | УК | Стенд. | ||||||
Цикл бесед на родительских собраниях о профориентации обучающихся. | Дели Г.И., классные руководители | Г | Г | По заявкам | Протокол родительского собрания. | |||||
Организация экскурсий на предприятия для проведения ранней профориентации | Классные руководители | УК | УК | Приказ о проведении выездного мероприятия. | ||||||
Направление в работе | 12. Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной | |||||||||
Беседы о правилах поведения в обществе | Классные руководителиГабова М.А. | УК | УК,Г,И | УК | УК,Г,И | УК,Г,И | В течение учебного года | Информация о работе классных руководителей. | ||
Коррекционно-развивающие занятия на формирование коммуниктивных навыков. | Габова М.А. | И | И | И | И | И | И | В течение учебного года (по запросу родителей и обучающихся от 14 лет. | Карта индивидуальной работы психолога с обучающихмся. | |
Консультации для педагогов, родителей. | Габова М.А. | И | И | И | И | И | В течение учебного года | Журнал приема граждан и педагогов. | ||
Выступление на заседании МО классных руководителей о работе по формированию коммуникативных навыков у детей в разновозрастной среде. | Габова М.А. | Г | Г | Май | Информация. | |||||
Направление в работе | 13. Поддержка детских объединений ученического самоуправления | |||||||||
Поддержка и кураторство работы школьной РДШ | Костригина Е.А., Тарасова Т.А. | Г | Г | В течение учебного года | Анализ работы школы за учебный год. | |||||
Поддержка и кураторство Советаобучающихся | Костригина Е.А., Тарасова Т.А. | Г | Г | В течение учебного года. | Анализ работы школы за учебный год. | |||||
Кураторство работы отряда ЮИД. | Кравченко И.В. | Г | Г | Г | Г | Г | В течение учебного года. | Анализ работы школы за учебный год. | ||
Направление в работе | 14.Популяризация и внедрение восстановительных технологий | |||||||||
Популяризация решения конфликтных ситуаций с использованием медиативных технологий. | Шуляченко Л.Н., Габова М.А., Дели Г.И. | И, Г, УК | И | И | Г, И, УК | Г, И | Г, И, УК | В течение учебного года | Протоколы заседаний службы школьной медиации. | |
Индивидуальные и групповые (УК) беседы и тренинги по профилактике конфликтных ситуаций. | Дели Г.И., Габова М.А. | УК, Г, И | И | И | Г, И, УК | Г, УК | В течение учебного года | Протоколы комиссии по разрешению споров и конфликтов. | ||
Беседы о правилах поведения обучающихся. | Классные руководители | УК | УК | УК | УК | В течение учебного года | Информация о проведенной воспитательной работе. | |||
Участие в родительских собраниях по проблемам конфликтных взаимоотношений между детьми. | Дели Г.И., Габова М.А., Шуляченко Л.Н. | Г | Г | Г | В течение учебного года. | Анализ воспитательной работы за учебный год. | ||||
Участие в проведении МО классных руководителей по вопросам профилактики конфликтов между детьми | Габова М.А., Дели Г.И., Шуляченко Л.Н. | Г | Г | В течение учебного года | Протокол заседания МО. | |||||
Направление в работе | 15. Организационная и методическая работа специалистов службы психолого- педагогического сопровождения | |||||||||
Организация планирования и мониторинга работы службы сопровождения. | Костригина Е.А. | УУ | УУ | Протокол заседания службы | ||||||
Участие в конкурсах, смотрах и различных мероприятиях. | Костригина Е.А. | УУ | УУ | В течение года | Заявки, грамоты | |||||
Повышение квалификации, получение дополнительного образования. | Костригина Е.А. | В течение года | Свидетельство о повышении квалификации. |
Ожидаемые результаты Программы Службы психолого-педагогического сопровождения.
Программа психолого-педагогического сопровождения предполагает достижения следующих результатов:
1.Понимание учащимися важности познания себя, своих индивидуальных особенностей.
2.Готовность к продолжению образования.
3. Имеют достаточный уровень коммуникативной культуры.
Готовность выбора профиля на основе учета объективных и субъективных условий.
4.Отсутствие фрустации отношении выбора дальнейшего маршрута обучения.
5.Развитие собственного видения и способа решения проблем, поиска адекватных способов поведения.
6. Самоидентификация, благополучная самооценка, самопринятие, самоуважение.
7.Согласованная иерархия ценностей.
8.Сформированность личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД в соответствии с требованиями ФГОС
9. Психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса.
10.Достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогического работника, родителей, администрации.
11.Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения.
Литература
- Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И.
- Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.
- Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
- Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М.2010
- Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.
- Хулаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
- Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. СПб, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы
Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....
«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...
Программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педаг...
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках реализации ФГОС НОО
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год...
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в Тазовском районном Доме творчества на 2021-2022 учебный год
Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога и педагогов дополнительного образования, направленное на оказание психолого-педагогической помощи ода...