Программа психолого-педагогического сопровождения на 2019-2020 учебный год
рабочая программа

Дели Галина Ивановна
Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций специалистов службы сопровождения образовательного учреждения. Прежде всего, это качество результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности специалистов. В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Цель - обеспечение психолого- педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося. Задачи: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса, обучающегося и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; • Предупредить возникновение психологических проблем в развитии ребенка; • Помочь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации на каждом этапе развития личности; • Повысить психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей и педагогического коллектива. • построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО; • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ОО Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 598 с углубленным изучением математики,

химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга

Программа

психолого-педагогического сопровождения

на 2019-2020 учебный год.

СПб 2019г

Актуальность. Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения. Прежде всего, это качество результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога- психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Цель - обеспечение психолого- педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося.

Задачи: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса, обучающегося и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

  • Предупредить возникновение психологических проблем в развитии ребенка;
  • Помочь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации на каждом этапе развития личности;
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей и педагогического коллектива.
  •  построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
  • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ОО

Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый. (из Примерной образовательной программы ООО)

Теоретико-методологической основой разработки Программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО стали:

общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).

Анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения школьников, которое включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с учащимися. Обобщение современного состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся представляет сложную, теоретическую и практическую проблему, не имеющую однозначного ответа (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, М.М. и Н.Я. Семаго и др.). Были рассмотрены различные концепции психологического сопровождения школьников (Е.И. Казаковой (1995-2001), М.Р. Битяновой (1997), В.Е. Летуновой (1998) и др.).

Разработчик концепции сопровождения Е.И. Казакова положила в его основу системно-ориентированный подход к развитию человека, а важнейшим его положением выступил приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта. Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».

М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Э.М. Александровская с соавторами определяет психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.

Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога.

В данной программе используется концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами, автор считает, что психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:

1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;

2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

Данную модель сопровождения можно использовать для организации деятельности психолого-педагогического сопровождения учителями в образовательном учреждении, где не предусмотрена психологическая служба.

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса

Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения

В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся.

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) -  выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка. .
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 
6. Психологическое просвещении детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 

Работа с обучающимися

- Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры).

- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

- Сопровождение учащихся с ОВЗ. Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности (совместно с другими приглашенными специалистами).

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

Работа с педагогами школы.

На данном этапе основная задача – подбор диагностического инструментария и подготовка педагогов для введения ФГОС.

Основные задачи работы с педагогами:

  1. активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя
  2. преодоление психологических барьеров деятельности учителя
  3. активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.

Прежде всего, речь идет о внутриличностных барьерах, обусловленных индивидуальными особенностями учителя (личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное восприятие нового). Психологическая помощь призвана изменить отношение учителя и показать, что инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности.

Работа с родителями.

- Просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников.

- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Приоритетные направления работы

обеспечение прав ребенка на качественное, доступное образование, способствующее личностному развитию обучающихся с учетом их склонностей, особенностей, интересов;

  • развитие системы обеспечения качества образования, совершенствования содержания и технологий преподавания в образовательном процессе, позволяющей достигать оптимальных результатов образовательного процесса;
  • дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовному, нравственному, физическому развитию ребенка, социализации его в обществе;
  • формирование культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение большего числа обучающихся в спортивно-массовые мероприятия;
  • обеспечение условий безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в школе;
  • введение ФГОС в начальной школе.

Контингент:

  • дети 6-18 лет;
  • родители/ законные представители;
  • педагоги.

Формы работы:

  • Индивидуальная
  • Групповая

Формулировка
задачи

Методы решения

Задействованные
ответственные
и привлекаемые

специалисты

Ожидаемый
результат

Критерии
оценки
результата

1

Предупредить возникновение психологических проблем в развитии ребенка.

Индивидуальное и групповое  психолого-педагогическое исследование, диагностика, индивидуальное консультирование.

Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга, классные руководители, учителя-предметники, специалисты службы сопровождения.

Обеспечение психолого- педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося.

Реализация потребностиобучающихся в образовании, воспитании и создании в соответствии с психофизическими возможностями способностям.

2

Помочь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации на каждом этапе развития личности.

Диагностика, тестирование и анкетирование, наблюдение, личный прием и консультирование, тренинги.

Дели Г.И., социальный педагог ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга;Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга, учителя-предметники, классные руководители, специалисты службы сопровождения.

Создание условий  для социализации ребенка на его  определенном этапе развития, решение конкретных проблем в обучении и воспитании.

Социализация учащихся, гражданско-правовое самосознание, общественная позиция.

3

Повысить психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей и педагогического коллектива.

Диагностика, групповые и индивидуальные беседы, тренинги, лекции и семинары.

Дели Г.И., социальный педагог ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга; Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга; классные руководители, учителя-предметники, специалисты службы сопровождения.

Достижение высокого уровня компетенции участников образовательного процесса.

Реализация потребности обучающихся в образовании, воспитании в соответствии с психофизическими возможностями способностям.

4

Построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Диагностика,  индивидуальное консультирование, тренинги.

Дели Г.И., социальный педагог ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга; Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга; учителя-предметники, специалисты службы сопровождения школы.

Построение индивидуальной образовательной траектории с учетом способностей и возможностей ребенка.

Создание благоприятных условий для обучения и воспитания обучающегося с учетом его психофизического развития, способностей.

5

Создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ОО.

Диагностика, консультирование,  проведение групповых тренингов, обучающих семинаров, курсов повышения квалификации (для педагогов).

Администрация школы; Габова М.А., психолог-педагог ЦППМС Приморского района Санкт-Петербурга;  классные руководители; учителя-предметники, специалисты службы сопровождения школы.

Повышение квалификации педагогов, создающих условия для повышения компетентности и мотивации  участников образовательного процесса.

Профессиональный рост, повышение уровня квалификации педагога, реализация потребности в образовании обучающимися, создание благоприятных условия для обучения и воспитания родителями.

Планирование работы Службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга

Вид работы

Исполнитель: должность, Ф.И.О.

Формы работы/функции, т.е. круг деятельности службы

Сроки

Наличие подтверждающих материалов и документов

Профилактика

Диагностика

Консультирование

Коррекциоонная

Развивающая

Просвещение

Экспертиза

Уровень психолого-педагогического сопровождения ( И-индивидуальный, Г-групповой, УК-уровень класса,УУ-уровень учреждения)

Направление работы

1.Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся

Мониторинг адаптации к обучению обучающихся 1,5 классов

Педагог-психолог- Габова М.А.

УК

УК

Сентябрь-октябрь

Аналитическая справка

Консультирование родителей и обучающихся.

Педагог-психолог Габова М.А.

И

И

И

И

И

Журнал приема, индивидуальные карты обучающихся.

Коррекционно-развивающие занятия по вопросам школьной социализации адаптации.

Педагог-психолог- Габова М.А.

И,Г

И

И,Г

И,Г

Карта индивидуальной работы с обучающимся.

Программа по психологической подготовке к сдаче экзаменов.

Педагог-психолог –Габова М.А.

Г

Г

Февраль-май

Справка

Проведение социометрических исследований межличностных отношений в группе.

Педагог-психолог –Габова М.А.

Г

Г

Г

Декабрь-январь

Справка

Участие в родительских собраниях (по заявкам классных руководителей)

Габова М.А,

 Дели Г.И.

Г

Г

Г

В течение учебного года

Протокол родительского собрания.

Направление работы

2.Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Тренинговые занятия с подростками: профилактика вредных привычек и употребления ПАВ, наркотических веществ.

Педагог-психолог

Габова М.А., специалисты ЦППМС Приморского района

Г

Г

В Течение учебного года

Справка о проведении мероприятия

Беседы о профилактике правонарушений и вредных привычек на родительских собраниях

Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского раойна-Габова М.А.

Г

Г

Протокол родительского собрания класса.

Участие в работе методического объединения классных руководителей по  профилактике  наркомании, алкоголизма и пр. явлений.

Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского района-Габова М.А.

Г

Г

В течение учебного года.

Протоколы заседаний МО классных руководителей.

Психологическое  сопровождение обучающихся, состоящих на учете в ОДН и ВШК.

Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского района-Габова М.А.

И

И

И

И

И

И

В течение учебного года

Карта индивидуально-профилактической работы с обучающимся.

Профилактика безнадзорности и пропаганда здорового образа жизни.

Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского раойна- Габова М.А.

Г

Г

Г

Г

Сентябрь-май

Справка.

Проведение психолого-педагогического тестирования на определение склонности к употреблению ПАВ и медицинских препаратов наркотического действия  без назначения врача (по запросу АППО)

Социальный педагог Дели Г.И, педагог-психолог ЦППМС Приморского района-Габова М.А.

Г

Г

октябрь

Информация о проведении психолого-педагогического тестирования.

Формирование толерантного  поведения.

педагог-психолог ЦППМС Приморского района-Габова М.А.

Г

Г

Г

Февраль-май

Информация о проведении мероприятия.

Участие в работе Совета по профилактике правонарушений ГБОУ школы №598.

Дели Г.И., Габова М.А., Костригина Е.А.

Г

И

И

И

Февраль-май

Протоколы совета по профилактике правонарушений.

Выступления на заседания Службы психолого-педагогического сопровождения, педагогических советах, МО классных руководителей.

педагог-психолог ЦППМС Приморского района- Габова М.А., Дели Г.И.

Г

Г

В течение учебного года

Протоколы службы психолого-педагогического сопровождения, МО, ПС.

Участие в мероприятиях районного и городского уровня по профилактике здорового образа жизни.

Дели Г.И., Габова М.А.

Г,И

Г,И

В течение учебного года

Материалы участия и их результат.

Направление работы

3.Развитие экологической культуры.

Участие в акции по  сбору макулатуры

Костригина Е.А.

УК

УК

Акт о сдаче макулатуры.

Участие в мероприятиях районного и городского уровня по проблемам экологии и экологической культуры.

Учителя-биологи, классные руководители

УК

УК

По плану ВР

Информация об организации  выездных мероприятий

Участие в школьной  научно-практической конференции ( секция биологии и экологии)

Учителя-биологи.

и

И

и

апрель

Справка об  итогах проведения мероприятия.

Направление работы

4.Дифференциация и индивидуализация обучения

Мониторинг успешности обучения и выявление детей, которые требуют дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Учителя-предметники, классные руководители.

и

Сентябрь-май

Информация.

Выявление детей данной категории, которые нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.

Учителя-предметники, классные руководители.

и

и

и

и

и

и

сентябрь- май

Информация

Участие в проведении родительских собраний по проблемам дифференцированного и индивидуального подхода в обучении детей.

Габова М.А., Дели Г.И., Шуляченко Л.Н., Шкарупа Н.В.

Г

Г

Сентябрь- май

По запросу классногорукводителя.

Участие в семинарах и курсах повышения квалификации по проблемам дифференциации и индивидуализации обучения.

Педагоги школы

И

И

По плану работы АППО

Направление работы

5.Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

Выявление детей, нуждающихся в индивидуальной траектории обучения.

Учителя, зам.директора по УВР

и

и

и

и

и

Сентябрь-май

Протоколы

Проведение индивидуальной коррекционно- развивающей работы с обучающимся, испытывающем проблемы в обучении.

Габова М.А., Астафьева О.И.

и

и

и

и

и

и

Сентябрь-май

Карта индивидуальной работы с обучающимся.

Проведение индивидуальных бесед с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении. Мониторинг успеваемости.

Зам. Директора по УВР, Габова М.А., Дели Г.И., классные руководители и учителя-предметники.

и

и

и

и

и

и

Сентябрь-май

Протокол беседы с родителем, карта индивидуальной работы с обучающимся.

Направление работы

6. Выявление и поддержка одаренных детей.

Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса.

Габова М.А.

и

и

и

и

и

и

В течение учебного года

Журнал приема, карта индивидуальной работы.

Участие в родительских собраниях по вопросу о проблемах, испытывающих одаренные дети.

Габова М.А., по заявкам классных руководителей

Г

Г

В течение учебного года

Протокол родительского собрания.

Участие у работ МО классных руководителей.

Габова М.А.

Г

Г

По необходимости

Протокол заседания МО.

Направление работы

7. Выявление и поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Оказание помощи родителям детей, которые нуждаются в оформлении инвалидности или подтверждении статуса.

Дели Г.И.

и

и

и

В течение учебного года

Информация, журнал приема.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Дели Г.И.

и

и

и

и

В течение учебного года

По заявление родителей.

Организация и выбор образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Дели Г.И., Шкарупа Н.В., Шуляченко Л.Н., Рожнова О.Н., Габова М.А.

и

и

и

и

и

и

и

В течение учебного года

Информация

Создание условий для обучения и пребывания ребенка  с ОВЗ и детей-инвалидов, которым необходимы  специальные условия для передвижения.

Чернигов Д.А.

и

В течение учебного года

Информация.

Проведение индивидуальной коррекционно- развивающей работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ ( с учетом заключения ТПМПК)

Габова М.А.,

и

и

и

и

и

и

В течение учебного года

Карта индивидуальной работы с обучающимися.

Рекомендации  для родителей по организации сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Дели Г.И., Габова М.А.

и

и

и

В течение учебного года

Журнал приема, протокол беседы с родителем (законным представителем)

Участие в семинарах, курсах повышения квалификации по организации обучения детей с  ОВЗ и детей-инвалидов.

Дели Г.И.

и

и

По заявке

Свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации.

Направление в работе

8. Выявление и сопровождение детей в трудной жизненной ситуации

Выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Дели Г.И., классные руководители

И

И

И

И

И

И

Журнал регистрации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Рекомендации  для родителей по организации сопровождения обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной.

Дели Г.И, Габова М.А.

И

И

И

И

И

И

Протокол беседы с родителей (законным представителем)

Проведение  индивидуально-профилактической  и правозащитной работы с обучающимися ( по согласию родителей).

Дели Г.И.

И

и

и

и

и

И

Протокол беседы с родителей (законным представителем)

Взаимодействие с органами и службами разных уровней  по организации работы с  обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Дели Г.И.

и

и

и

и

и

И

Информация

Оказание психологической помощи детям, оказавшемся в трудной жизненной ситуации.

Габова М.А.

И

и

и

и

и

и

Журнал приема, карта индивидуально-профилактической работы

Проведение консультаций с классными руководителями по выявлению  и организации работы с ребенком, оказавшемся в трудной жизненной ситуации.

Габова М.А., Дели Г.И.

и

и

и

и

и

и

Журнал приема

Участие в МО социальных педагогов по вопросам профилактики и выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Дели Г.И.

И

И

В течение учебного года

-

Мониторинг посещаемости и опозданий в школу.

Классные

руководители, Дели Г.И.

УК

УК

Журнал посещаемости

Направление в работе

9. Выявление и сопровождение детей, находящихся в социально
опасном положении

Выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.

Кудрец В.В., Дели Г.И., классные руководителипедагоги

И

И

И

И

И

И

В течение учебного года

Протоколы заседаний Службы психолого –педагогического сопровождения.

Рекомендации  для родителей по организации сопровождения обучающихся.

Дели Г.И., Габова М.А.

И

И

И

И

И

В течение учебного года.

Протоколы заседаний службы сопровождения

Проведение профилактической работы с обучающимися ( по согласию родителей)

Габова М.А., Дели Г.И.

И

И

И

И

И

В течение учебного года

Информация.

Участие в заседаниях  КДН и ЗП

Дели Г.И.

И

И

И

И

В течение учебного года

Представление.

Взаимодействие с органами и службами разных уровней  по организации работы с  обучающимися, оказавшимися в социально опасном положении.

Дели Г.И.

И

И

И

И

В течение учебного года

Информация ( в случае выявления детей данной категории)

Взаимодействие с органами опеки и попечительства по оказании помощи различных видов  детям, оказавшимся в социально опасном положении.

Дели Г.И.

И

И

И

И

В течение учебного года

Информация ( в случае выявления детей данной категории)

Оказание психологической помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении.

Габова М.А.

И

И

И

И

И

И

В течение учебного года

Журнал приема, карта индивидуальной работы с обучающимся.

Проведение консультаций с классными руководителями по выявлению  и организации работы с ребенком, оказавшимся в социально опасных условиях.

Дели Г.И.

И

И

В течение учебного года

Информация (в случае выявления)

Направление в работе

10. Психолого-педагогическая поддержка олимпиадного движения

Индивидуальные консультации по повышению стрессоустойчивости.

Габова М.А.

И

И

И

И

И

И

Сентябрь- март

Журнал приема, карты индивидуальной работы с обучающимися.

Участие в родительских собраниях

Габова М.А

Г

Г

В течение года ( по запросу классного руководителя)

Протокол родительского собрания, анализ работы службы сопровождения за учебный год

Направление в работе

11. Обеспечение/ Формирование осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности

Программа работы про профориентации для обучающихся 8-11 классов.

Дели Г.И., задействований специалист- методист ГБОУ ДО ДДЮ Приморского района- Прямикова Г.С. (районный уровень)

Г,УК

УК,Г

УК,Г

УК,Г

В течение учебного года по Программе ГБОУ ДО ДДЮ Плану работы школы.

Справка о проведении мероприятия, анализ работы службы сопровождения за учебный год, анализ воспитательной работы школы.

Участие в мероприятия по профориентации районного и городского уровня

Дели Г.И., классные руководители

УК

УК

По плану мероприятий Комитета по образованию и науке и др. организации.

Приказ об организации выездного мероприятия.

Участие в проведении олимпиады  по профориентации

Дели Г.И., классные руководители

Г

Г

По плану Комитета по образованию и науке, а также по заявкам обучающихся-участников

Информация.

Оформление информационного стенда по профориентации.

Дели Г.И.

УК

УК

Стенд.

Цикл бесед на родительских собраниях о профориентации обучающихся.

Дели Г.И., классные руководители

Г

Г

По заявкам

Протокол родительского собрания.

Организация экскурсий на предприятия для проведения ранней профориентации

Классные руководители

УК

УК

Приказ о проведении выездного мероприятия.

Направление в работе

12. Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной
среде и среде сверстников

Беседы о правилах поведения в обществе

Классные руководителиГабова М.А.

УК

УК,Г,И

УК

УК,Г,И

УК,Г,И

В течение учебного года

Информация о работе классных руководителей.

Коррекционно-развивающие занятия на формирование коммуниктивных навыков.

Габова М.А.

И

И

И

И

И

И

В течение учебного года (по запросу родителей и обучающихся от 14 лет.

Карта индивидуальной работы психолога с обучающихмся.

Консультации для педагогов, родителей.

Габова М.А.

И

И

И

И

И

В течение учебного года

Журнал приема граждан и педагогов.

Выступление на заседании МО классных руководителей о работе по формированию коммуникативных навыков у детей в разновозрастной среде.

Габова М.А.

Г

Г

Май

Информация.

Направление в работе

13. Поддержка детских объединений ученического самоуправления

Поддержка  и кураторство работы  школьной РДШ

Костригина Е.А., Тарасова Т.А.

Г

Г

В течение учебного года

Анализ работы школы за учебный год.

Поддержка и кураторство Советаобучающихся

Костригина Е.А., Тарасова Т.А.

Г

Г

В течение учебного года.

Анализ работы  школы  за учебный год.

Кураторство работы отряда  ЮИД.

Кравченко И.В.

Г

Г

Г

Г

Г

В течение учебного года.

Анализ работы школы за учебный год.

Направление в работе

14.Популяризация и внедрение восстановительных технологий
в образовательной организации

Популяризация решения конфликтных ситуаций с использованием  медиативных технологий.

Шуляченко Л.Н., Габова М.А., Дели Г.И.

И, Г,

УК

И

И

Г, И, УК

Г, И

Г, И, УК

В течение учебного года

Протоколы заседаний службы школьной медиации.

Индивидуальные и групповые (УК) беседы и тренинги по профилактике конфликтных ситуаций.

Дели Г.И., Габова М.А.

УК, Г, И

И

И

Г, И, УК

Г, УК

В течение учебного года

Протоколы комиссии по разрешению споров и конфликтов.

Беседы о правилах поведения обучающихся.

Классные руководители

УК

УК

УК

УК

В течение учебного года

Информация о проведенной воспитательной работе.

Участие в родительских собраниях по проблемам конфликтных взаимоотношений между детьми.

Дели Г.И., Габова М.А., Шуляченко Л.Н.

Г

Г

Г

В течение учебного года.

Анализ воспитательной работы за учебный год.

Участие в проведении МО классных руководителей по вопросам профилактики конфликтов между детьми

Габова М.А., Дели Г.И., Шуляченко Л.Н.

Г

Г

В течение учебного года

Протокол заседания МО.

Направление в работе

15. Организационная и методическая работа специалистов службы психолого- педагогического сопровождения

Организация  планирования и мониторинга работы службы сопровождения.

Костригина Е.А.

УУ

УУ

Протокол заседания службы

Участие в конкурсах, смотрах и различных мероприятиях.

Костригина Е.А.

УУ

УУ

В течение года

Заявки, грамоты

Повышение квалификации, получение дополнительного образования.

Костригина Е.А.

В течение года

Свидетельство о повышении квалификации.

Ожидаемые результаты  Программы  Службы психолого-педагогического сопровождения.

Программа психолого-педагогического сопровождения  предполагает достижения следующих результатов:

1.Понимание учащимися важности познания себя, своих индивидуальных особенностей.

2.Готовность к продолжению образования.

3. Имеют достаточный уровень коммуникативной культуры.

Готовность выбора профиля на основе учета объективных и субъективных условий.

4.Отсутствие фрустации отношении выбора дальнейшего маршрута обучения.

5.Развитие собственного видения и способа решения проблем, поиска адекватных способов поведения.

6. Самоидентификация, благополучная самооценка, самопринятие, самоуважение.

7.Согласованная иерархия ценностей.

8.Сформированность личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД в соответствии с требованиями ФГОС

9. Психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации  образовательного процесса.

10.Достижение необходимого уровня  психолого-педагогической компетентности педагогического работника, родителей, администрации.

11.Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения.

Литература

  1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И.
  2. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.
  3. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
  4. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М.2010
  5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.
  1. Хулаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
  2. Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. СПб, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...

Программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педаг...

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках реализации ФГОС НОО

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в Тазовском районном Доме творчества на 2021-2022 учебный год

Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога и педагогов дополнительного образования, направленное на оказание психолого-педагогической помощи ода...