Классный час «Слушай. Думай. Решай» профилактика курения.
классный час (6 класс)

Степанова Ольга Владимировна

Сформировать у учеников устойчивое негативное отношение к курению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с учащимися по профилактике курения

 «Слушай. Думай. Решай»



Цель занятия: сформировать у учеников устойчивое негативное отношение к курению.

Задачи:

  • выяснить отношение подростков к курению;
  • рассказать о влиянии курения на психическое здоровье;
  • показать экспериментальным путем последствия;
  • создать мотивацию на здоровый образ жизни;
  • стимулировать процесс прекращения курения среди курящих школьников

Продолжительность: 1,5–2 ч.

Класс 5-8

Количество участников: 20–25.

Ведущий: педагог-психолог (или социальный педагог).

Примечание. Помещение для проведения занятия оформите фотографиями, недвусмысленно демонстрирующими вред курения; плакатами и листовками с пословицами и поговорками, а также высказываниями известных людей, о курении, например:

  • Курильщики впускают врага в свои уста, который похищает их мозг.
  • Заядлого курильщика муха крылом перешибет.
  • Один курит, а весь дом болеет.
  • Труд деньги собирает, а курение их по ветру пускает.
  • Поздоровавшись с сигаретой, попрощаешься с умом.
  • «Табак приносит вред телу, разрушает разум, оглупляет целые нации» (О. Бальзак).
  • «Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина» (Ж. Сименон).

По ходу занятия обращайте внимание учеников на плакаты, попросите их объяснить, как они понимают смысл того или иного высказывания.

Ход занятия

1. Приветствие

Объявите тему занятия, поговорите об актуальности проблемы курения (особенно среди подростков), мотивируйте участников на работу.

2. Упражнение Джеффа

Цель: актуализировать тему занятия, дать ученикам возможность размяться.

В ходе упражнения подростки учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение и уважать мнение других.

Инструкция.В разных местах аудитории заранее разместите плакаты с надписями «Да», «Нет», «Не знаю». Один за одним вы задаете вопросы, задача учеников — выбрать вариант ответа, подойти к нему, образовав таким образом группу, и прокомментировать выбор.

Вопросы для упражнения:

  • Курение — это проблема?
  • Курить — это «круто»?
  • Имеют ли подростки право курить?
  • Курение повышает авторитет среди друзей?
  • Курение ухудшает внимание и память?
  • Если бы у вас была возможность, попробовали бы вы курить?
  • Чтобы быть взрослым, надо курить?

В ходе упражнения подростки учатся вести спор аргументированно. В дальнейшем этот навык позволит им не поддаваться на уговоры в ситуациях, когда кто-то предложит покурить.

3. Дискуссия «Почему подростки начинают курить?»

Инструкция. Работа проводится в группах по 4–5 человек. Задача учеников — в течение 3 мин продолжить предложение «Дети курят, потому что…», при этом надо предложить несколько вариантов. После завершения работы представители от каждой группы зачитывают свои варианты. Вы записываете на доске общий список.

Вероятные ответы учащихся:

  • из любопытства;
  • за компанию;
  • хотят показать себя «крутыми» и взрослыми;
  • слабая воля;
  • нечем занять досуг;
  • недопонимают угрозу курения;
  • не занимаются спортом;
  • насмотрелись рекламы, кино;
  • имеют карманные деньги и т. д.

Примечание. Дискуссия может проходить в виде игры «Сто к одному». Для игры необходимо предварительно:

1) провести опрос среди учеников школы по теме «Почему подростки курят?» (можно опросить, например, только какую-то одну параллель);

2) составить список вариантов ответов, подсчитать количество голосов по каждому и распределить места от 1-го до 7-го, где 1-е место получает самый популярный ответ, 7-е — редкий ответ.

Для игры участники делятся на две команды. От каждой выходит один представитель. Педагог-психолог зачитывает вопрос. Тот участник, кто первым дал звуковой сигнал (предварительно необходимо определить, какой сигнал будет использоваться), получает право ответить на вопрос. Если его ответ на 1-м месте, он возвращается к команде и игра продолжается с ней.

Рекомендации. В этой игре важен следующий момент: когда участники будут давать ответы на вопрос, обязательно предложите им объяснить свой выбор. Это необходимо для того, чтобы каждый из присутствующих на занятии лишний раз, пусть даже и про себя, осмыслил причины, по которым подростки начинают курить. По ходу ответа задайте наводящие вопросы, дайте комментарий (только тактично, но можно с долей юмора), которые позволили бы подросткам посмотреть на причину под другим углом зрения — увидеть ее абсурдность, нелепость. Это позволит вам, во-первых, укрепить намерение одних учеников не курить и вызвать сомнения в правильности выбора в пользу сигареты у других учеников. Во-вторых, таким образом вы закладываете фундамент для формирования и развития у подростков умения противостоять мнению толпы.

4. Игра-викторина «Балансируем на краю пропасти»

Рекомендации. В начале игры объясните ученикам, что следовать вредным привычкам — все равно что постоянно балансировать на краю пропасти, доказывая всему миру, что ты «крутой» и тебя ничто не берет. Рано или поздно сорвешься. В результате либо серьезно подорвешь здоровье и не факт, что сможешь восстановить его, либо все закончится гораздо хуже. Подростки 14 лет живут эмоциями и чувствами, поэтому создавая в их сознании отрицательные образы, вы усилите их сомнения, которые (пусть и частично) удалось посеять на предыдущем этапе.

Инструкция. Участники делятся на две команды. Вы поочередно задаете вопрос или читаете утверждения. Через минуту команды дают ответ. Вы зачитываете правильный вариант. Команда, которая дала наиболее точный ответ, получает 1 балл. В конце игры определяете победителя.

Вопросы:

1) Как называется ядовитый газ, который содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя и который при курении вдыхает человек?
Ответ. Угарный газ. Соединяясь с красными кровяными тельцами, он уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.

2) Какой еще орган человеческого организма вместе с легкими страдает от последствий курения?
Ответ. Сердце. Курение — одна из основных причин сердечных заболеваний.

3) Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
Ответ. Неверно. Спорт не нейтрализует вред, который причинило курение организму.

4) Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание?
Ответ. Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость. Это одна из причин, почему так трудно бросить курить.

5) Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы нарушился нормальный баланс кислорода в легких?
Ответ. Достаточно одной сигареты.

6) Что означает термин «пассивное курение»?
Ответ. Пассивное, или вынужденное, курение — это когда некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.

Утверждения:

1) Табак — это не наркотик.
Ответ. Неверно, так как в табаке содержится никотин, а это официально признанное наркотическое вещество.

2) Курение вредно для здоровья.
Ответ. Верно — в любых сигаретах много веществ, негативно влияющих на организм, и прежде всего на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

3) Курение ухудшает состояние кожи, ногтей и зубов.
Ответ. Верно — у курящего сохнет и шелушится кожа, слоятся и ломаются ногти, желтеют зубы.

4) Многие известные люди курят — значит, курение не опасно для умственных способностей.
Ответ. Неверно, курение влияет на умственные способности.

5) Курение снимает стресс.
Ответ. Неверно, курение просто снижает чувствительность к переживаниям. Эту кратковременную передышку курильщик воспринимает как избавление от стресса. Но действие табака заканчивается, переживания возвращаются с удвоенной силой. Приходится выкуривать еще больше сигарет. Табак, как и любой наркотик, проблему не решает. Он дает лишь временное «обезболивание», цена которому — зависимость.

Примечание. Ценность этой игры в том, что многие подростки начинают понимать, что заблуждались в отношении курения и его последствий.

4. Опыт «Легкие курящего человека»

Материалы: сигарета, спички, шприц любого объема (главное — сухой!) без иголки, небольшой кусочек ваты, стакан с водой, марганцовка, резиновая груша (спринцовка) без наконечника.

Ход эксперимента:

1) выньте из шприца поршень, аккуратно вырежите ножом носик шприца — сделайте отверстие по размеру сигареты;

2) вставьте сигарету в отверстие (плотно — чтобы не выпала);

3) в шприц поместите рыхлый комочек ваты — модель легких (туго не набивайте — нужно, чтобы проходил воздух);

4) зажгите сигарету и резиновой грушей втяните воздух из открытого конца шприца — имитируйте процесс курения, втягивания дыма в легкие. Так «скурите» всю сигарету;

5) выньте вату из шприца (она заметно поменяет цвет — положите рядом для сравнения кусочек неиспользованной ваты), предложите ученикам понюхать вату (это усилит действие опыта);

6) приготовьте слабый раствор марганцовки — в небольшом количестве воды растворите один кристаллик марганцовки (на кончике ножа), бросьте вату («легкие») в раствор (он мгновенно поменяет цвет).

Опыт проводите в проветриваемом помещении и помните о правилах пожарной безопасности. По окончании сделайте перерыв на 5 мин. Попросите учеников выйти из помещения и хорошо проветрите его. Перерыв позволит подросткам осмыслить увиденное и обменяться друг с другом впечатлениями. После перерыва предложите участникам поделиться своими эмоциями, мыслями.

Примечание. Вместо шприца для опыта можно использовать пластиковую бутылку с пробкой. Алгоритм проведения тот же.

5. Выступления исследовательских групп

Рекомендации. До проведения занятия выделите из участников «исследовательские группы», например, химиков и медиков, которые самостоятельно подготовят сообщения по темам: «Из чего состоят сигарета и табачный дым», «Как влияет курение на организм и здоровье человека». Для подростков в возрасте 13–14 лет информация, полученная от взрослых, часто не имеет большого значения, они воспринимают ее как нравоучения, слушают вполуха. В этом возрасте они стремятся самостоятельно «во всем… дойти до самой сути». Данное задание позволит удовлетворить их потребность чувствовать себя взрослыми, повысит самооценку («Я сам нашел эту информацию», «Я сам сделал это открытие») и значимость в глазах сверстников. Погружаясь в материал, подросток самостоятельно приходит к выводам, они не навязаны взрослыми. Со своей стороны, вы ненавязчиво покажете ученикам, что любопытство может иметь разную направленность и приносить разные плоды, а самооценку можно повысить другим, отличным от курения, способом.

Материалы к сообщению «Из чего состоят сигарета и табачный дым»

Рекомендации. Заранее приготовьте описание состава сигареты — это может быть один большой плакат или листовки для каждого участника. Предложите ученикам по ходу выступления исследовательской группы делать пометки «для себя» на листовке.

Табачные изделия содержат около 4000, а табачный дым — около 5000 химических соединений. Из них примерно 60 вызывают рак.

Состав сигареты

Никотин — естественный компонент табачных растений, наркотик и сильный яд. Никотин — естественная защита табачного растения от поедания насекомыми. Обладает в три раза большей токсичностью, чем мышьяк.

Смола — это все то, что остается на фильтре сигареты. Смола — это смесь сотен веществ с различной токсичностью и канцерогенностью, которые составляют липкий осадок, отлагающийся в легких курильщика.

Угарный газ (оксид углерода) — это ядовитый газ без цвета и запаха, присутствующий в высокой концентрации в сигаретном дыме. Соединяясь с гемоглобином в крови, уменьшает подачу кислорода к органам.

Формальдегид — очень ядовитое вещество, которое используется для сохранения трупов и содержится в сигаретном дыме.

Аммиак — обычно используется в качестве очистки санузлов и как средство для выведения пятен.

Мышьяк — используется в качестве крысиного яда.

Ацетон — используется в качестве жидкости для снятия лака, содержится в сигаретном дыме.

Кадмий — является тяжелым металлом. Наиболее частым источником кадмия является курение. Последствия воздействия кадмия оказываются наиболее выраженными у тех людей, у которых имеется дефицит цинка и кальция в пище. Кадмий накапливается в почках. Он обладает токсическим действием на почки и способствует снижению минеральной плотности костной ткани.

Синильная кислота — вызывает кислородное голодание, в результате чего нарушаются функции центральной нервной системы.

Материалы к выступлению «Как влияет курение на организм и здоровье человека»

Если разложить болезни курильщиков по срокам курения, то получится следующее:

  • от полугода до 5 лет — страдает сердце, его сосуды, из-за чего мозг и другие жизненно важные органы могут отказать. Развиваются гипертония, дистония и сердечно-сосудистые заболевания, которые в будущем могут привести к летальному исходу или значительно ослабить организм. Например, из-за ослабления сосудов ног ткани этой части тела не питаются должным образом кровью, в результате они могут быть отторгнуты;
  • до 15 лет — страдают язык курильщика, горло, желудок, печень, желудочно-кишечный тракт в целом;
  • до 20 лет — проблемы с почками, осложнения свертываемости крови, угнетение спинного мозга и т. д.
  • 20–30 лет — на таком сроке курильщика, если он доживет, ждет единственный диагноз — рак.

Известные курильщики

Желательно подготовить к занятию фотографии людей, о которых пойдет речь в этой части выступления.

Лев Яшин — легендарный вратарь «Динамо», олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР. Начал курить еще будучи действующим спортсменом. Как «звезде» ему разрешалось. А закончив спортивную карьеру, стал заядлым курильщиком. В 55 лет ему ампутировали ногу из-за заболевания сосудов нижних конечностей, вызванного курением. Но даже после этого он не бросил курить. Скончался от рака легких в 60 лет.

Эдуард Стрельцов — советский футболист, нападающий, олимпийский чемпион 1956 г., заслуженный мастер спорта СССР. Стадион «Торпедо» в Москве носит его имя, перед входом — памятник Стрельцову. Умер в 53 года от рака легких.

Андрей Миронов — советский актер театра и кино. В течение всей своей жизни, начиная со Щукинского училища, не расставался с сигаретой, особенно когда было много работы. Пытался бросить курить, но вновь брался за сигарету. Умер в 46 лет после инсульта, который случился с ним во время спектакля.

Александр Абдулов — советский и российский актер театра и кино. Скончался от рака легких в 54 года. В одном из последних интервью, когда актер еще не знал о своем диагнозе, на вопрос корреспондента о его вредной привычке — курении, сказал: «Нужно бросать курить, но не могу. Ничего не могу с собой сделать. Организм твердит: дай, дай никотина…" И даже когда он уже лечился в израильской клинике, продолжал курить.

Евгений Евстигнеев — народный артист СССР. В последние годы жизни испытывал серьезные проблемы с сердцем. Он должен был оперироваться в Лондоне. Врачи после обследования заявили о возможных неблагоприятных последствиях операции, потому что 90% сосудов сердца забиты, в том числе и из-за курения. Операция состоялась, но актер умер. Ему было 65 лет.

Микаэл Таривердиев — гениальный композитор, автор музыки к многочисленным фильмам, в том числе к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром». Всю жизнь не расставался с сигаретой, и даже когда у него повышалось давление, в качестве таблетки использовал сигарету. Был сильным человеком, занимался водными лыжами, был кандидатом в мастера по виндсерфингу, но даже внешне здоровый организм не смог справиться с никотиновой зависимостью. Умер в 64 года от сердечной недостаточности и закупорки сосудов, вызванной многолетним курением.

Известные личности, которые бросили курить

Андрей Макаревич — российский музыкант, певец, композитор, лидер группы «Машина времени». Бросил курить после 25 лет пристрастия к пагубной привычке. По его словам, ему не пришлось прибегать к каким-либо методам, организм сам отказался от никотина.

Мария Арбатова — российской писательнице удалось избавиться от пристрастия к сигаретам буквально за несколько минут. Однажды она проснулась и твердо решила больше не курить. С тех пор вот уже много лет она наслаждается плодами этого шага: вкусы и ароматы стали ярче, жизнь — насыщеннее.

Дима Билан — отказался от вредной привычки, чтобы сохранить голос.

Брэд Питт — впервые с необходимостью отказаться от сигарет он столкнулся при подготовке к съемкам фильма «Троя», в котором актер играл роль известного мифологического героя Ахилла. Для того чтобы соответствовать персонажу, Питту пришлось по много часов в день проводить в тренажерном зале. Тут-то он и почувствовал, что необходимо бросать курить — легкие не справлялись с такой мощной нагрузкой.

Жизель Бюндхен — бразильская супермодель. После того как бросила курить, она набрала 9 кг (это критическая масса для модели). Избавиться от них Бюндхен смогла лишь спустя несколько месяцев тяжелейших тренировок. Зато, как затем призналась сама звезда, ничуть не жалеет об этом. Ведь после того, как бросила курить, она снова начала ощущать запахи.

Юэн Макгрегор — шотландский режиссер и актер. Бросал курить дважды. В первый раз — на съемках фильма «Звездные войны». Причем поспособствовал этому Джордж Лукас, сказавший актеру, что курить — «это как-то не по-джедайски». Спустя пару лет после съемок, отправляясь в путешествие на мотоцикле, Юэн сорвался, и второй раз бросить ему удалось только под воздействием гипноза.

6. Упражнение «Портрет курильщика»

Инструкция. Педагог-психолог предлагает участникам нарисовать портрет курильщика. Задача — отразить в портрете как можно больше последствий курения. Под портретом можно написать комментарии и пояснения. После завершения работы подростки представляют свои рисунки.

7. Упражнение «Убеди друга»

Инструкция. Подростки делятся на пары. Задача — одному из участников, знающему, что друг начал курить, нужно уверить его бросить это опасное занятие, пока он не стал зависимым.

Вопросы для обсуждения:

  • Удалось ли убедить друга бросить курить?
  • Какие доводы ты приводил(а)?
  • Удалось ли твоему другу убедить тебя бросить курить?
  • Какие доводы тебе показались обоснованными? Какие тебя совсем не убедили?

8. Игра «Адвокаты и прокуроры»

Для игры используйте черные (адвокаты) и белые (прокуроры) карточки по количеству участников. По жребию участники выбирают принадлежность к той или иной группе.

Инструкция педагога-психолога: Несмотря на знание о вреде курения, общество продолжает курить, значит — курение дает выгоды. Попробуйте оправдать и обвинить курение как можно более убедительно.

Все аргументы педагог-психолог записывает.

Рефлексия. Предложите участникам сравнить аргументы, приведенные сторонами защиты и обвинения, и сделать вывод для себя: «Если речь идет не о мире в целом, а конкретно обо мне, буду ли я курить?»

9. Упражнение «Скажи “нет” на предложение закурить»

Слово педагога-психолога: Как правило, предлагают курить значимые для нас люди, с которыми мы хотим поддерживать отношения. Но здоровье — личное дело каждого, поэтому мнения на этот счет у нас могут расходиться. Надо говорить нет, отстаивая свою правоту и сохраняя отношения. Есть разные способы отказа:

  • просто «нет» — не надо ничего объяснять, но человек может обидеться;
  • аргументированное «нет» — ты объясняешь отказ, но на каждый аргумент есть встречный аргумент;
  • «нет» с переубеждением другого — можно защитить себя, показав оппоненту, что он давит, хотя сам не собирается отказываться от своего мнения.

Инструкция. Педагог-психолог выступает в роли человека (учащегося), который предлагает покурить каждому школьнику. Задача участников — используя тот или иной способ, отказать ему. Ответы повторять нельзя. Все варианты педагог-психолог записывает на доске. После завершения упражнения группа выбирает лучшие ответы.

Вопросы для обсуждения:

  • Какую из техник вы выбрали? Почему?
  • Легко ли было говорить «нет»?
  • Какие трудности испытывали?

10. Упражнение «Письмо в редакцию»

Предложите ученикам представить себя сотрудниками газеты. В редакцию приходит письмо от юного читателя: «Уважаемая редакция. Меня зовут Андрей, мне 11 лет. Мой лучший друг летом отдыхал в деревне и там познакомился с компанией ребят, которые курят. Они научили его курить. Теперь он хочет научить меня. Говорит, что это прикольно и круто. А я знаю, что это очень вредно. Не хочу портить свое здоровье, но боюсь потерять друга, если откажусь курить. Как мне быть? Подскажите…». Задача участников — написать ответ на это письмо.

11. Упражнение «Честная реклама»

Цель: обобщить опыт, полученный на занятии.

Инструкция педагога-психолога: Реклама — двигатель прогресса, с ее помощью производители стараются продать свой продукт как можно большему количеству покупателей. Вспомните любую рекламу. Можно ли сказать, что она отражает все стороны продукта? Почему? И хотя сейчас законом реклама табачных изделий запрещена, давайте придумаем честную рекламу для курения. Расскажите потребителю все, что он должен знать о продукте, что произойдет, если он приобретет его.

Участники делятся на несколько групп, выполняют задание и презентуют результат. В ходе рефлексии подростки отвечают на вопрос «Чья реклама запомнилась больше других и почему?»

12. Результаты анкеты

Педагог-психолог озвучивает результаты опроса, который он проводил среди участников за несколько дней до занятия.

Педагог-психолог озвучивает результаты анкетирования, проводит обсуждение.

Вопросы анкеты

1) Вы курите?

2) Если вы уже курите, то почему это делаете?

3) Сколько сигарет в день вы выкуриваете?

4) Большинство ваших друзей курит?

5) Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить?

6) Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?

7) Узнав раньше о вреде курения (и осознав это), начали бы вы курить?

8) Нравится ли вам, когда в помещении, где вы находитесь, сильно накурено?

9) Как вы считаете, с каких лет можно разрешать курить детям?

10) Для женщины курение более опасно, чем для мужчины?

11) Для чего нужна реклама табака?

12) Что является причиной человеческих жертв при пожаре?

13) Действительно ли имеются плюсы от курения?

14) Какие побочные (отрицательные) явления вызывает курение?

15) Что означает термин «пассивное курение»?

16) Верно или нет: чем больше человек знает о вреде курения, тем меньше вероятность того, что он возьмет в рот сигарету?

17) Знаете ли вы о законах, запрещающих или разрешающих курение, принятых в России?

Примечание. Конечно, вы можете начать занятие с результатов опроса.

Но, на наш взгляд, представив результаты в конце, вы тем самым подведете черту всему сказанному, и подростки иначе воспримут информацию — с позиции взрослых людей, которые уже вполне состоятельны, чтобы принимать решения, касающиеся собственного здоровья.

13. Упражнение «Я не буду курить, потому что…»

Инструкция. Педагог-психолог предлагает ученикам закончить предложение «Я не буду курить, потому что…». Желательно, чтобы подростки написали несколько доводов. Курильщикам можно предложить другой вариант предложения — «Я решил бросить курить, потому что…». По окончании работы каждый участник зачитывает свои варианты.

Рекомендация. Обобщив все ответы, подведите учеников к главному аргументу против курения (если никто из них его не привел) — «Я не буду курить, потому что Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ!»

14. Рефлексия занятия

Рекомендация. Предложите участникам в качестве рефлексии занятия создать плакаты о вреде курения для будущих поколений. Работа по группам. На плакате подростки должны отразить следующее: «что я сегодня понял, что узнал нового, чему научился, к какому выводу пришел».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классные часы по профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Сценарий интерактивного телемоста "Россия- Германия"

Разработки классных часов по профилактике вредных привычек и сценарий телемоста "Россия - Германия"...

Классный час "Профилактика курения и наркомании"

классный час для 1 курса студентов СПО...

Внеклассное мероприятие "Брейн-ринг: думай! решай! отгадывай!"

Можно использовать при проведение недели математики....

Классный час на тему: «Профилактика курения и наркомании»

Сценарий классного часа на тему: «Профилактика курения и наркомании»...

Классный час на тему: «Курение как угроза» (тренинг по профилактике курения).

Цели: Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;Пропаганда здорового жизненного стиля;Объе...

рабочая программа кружка "Думаем, решаем, повторяем"

Рабочая программа кружка по математике для обучающихся 10 и 11 классов...