Причины неуспеваемости школьников
статья

Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующее:

  1. Педагогическую диагностику
  2. Педагогическую терапию
  3. Воспитательное воздействие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._statya.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Причины неуспеваемости школьников.

Новоселова Н.В. социальный педагог МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №7 г.Йошкар-Олы»

         К числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей в школе относятся: истинная умственная отсталость, парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия, акалькулические  явления), педагогическая запущенность; нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических  состояний). Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Все эти нарушения являются следствием легкой органической неполноценности головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени выраженности биологической недостаточности центральной  нервной системы. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением (гипертензионно-гидроцефальным синдромом) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекции с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм).

Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность («гиперактивность»), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, не выносливость к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.

Наблюдения в классах массовой школы, как проявляются типичные последствия органического поражения на протяжении урока в поведении неуспевающих детей. Двигательно-расторможенные дети всегда находятся в состоянии неупорядоченной активности – вертятся, постоянно поворачиваются к соседу, с грохотом роняют на пол учебники, карандаши, линейки, тетради. Могут  импульсивно вскочить и бросится за ними, в другой конец класса, с шумом пролезая между партами. Такие дети выкрикивают с места ответ учителю, в то время когда он спрашивает другого ученика, громким голосом пытаются подсказать то, чего сами не знают, разговаривают со своими товарищем, сидящим в другом конце класса. Медлительность, трудности включения  приводят к тому, что такой ученик не сразу начинает работать на уроке, вытаскивает портфель только после многократных напоминаний , но вместо учебника достает конфету, разворачивает, шуршит оберткой, делится ей с соседом, пропуская в это время объяснения учителя. Нарушение процесса запоминания, кратковременные  выпадения отдельных слов (динамические амнезии, сосудистые изменения) проявляются в том, что ученик то помнит, то забывает правило, решение задачи, хотя иногда может выкрикнуть со своего места, правильный ответ. Подобная неустойчивость результатов иногда приводит к обманчивому впечатлению, что ребенок знает материал, но уже подходя к доске, такой ученик все забывает и стоит с растерянным видом. Таким образом, учащиеся с легкими последствиями органического поражения головного мозга не пополняют запас учебных знаний, не усваивают новый материал, не  тренируют  собственную память, не могут  длительное время целенаправленно заниматься одним и тем же делом. В итоге – у таких детей программный материал усваивается не в полном объеме, существенно нарушается процесс овладения учебными навыками, быстро  нарастает стойкая школьная неуспеваемость.

У таких детей на начальном этапе обучения отмечаются колебания настроения от капризности, неустойчивости, беспорядочной активности  к вялости, заторможенности, сонливости, плаксивости. Одновременное сочетание этих противоположено направленных процессов (возбуждения и торможения) в клинике обозначается как церебральная астения или «раздражительная слабость». На  уроках такие дети очень быстро, чаще неожиданно для окружающих, переходят от двигательной гиперактивности, громкого смеха, болтливости к слезам, оскорбительным выкрикам, недоброжелательным реакциям по отношению к другим детям. Не выносливость к длительной  умственной нагрузке, быстрое утомление во время занятий приводят ближе к окончанию урока к нарастанию раздражительности,   капризности, отказа от выполнения классных упражнений. Обратной стороной «раздражительной слабости» является нарушение произвольности, волевой регуляции поведения. Такой ученик не выполняет домашнюю работу не только из-за усталости, но и от нежелания прилагать усилия, преодолевать себя. В быту это чаще всего расценивается как «лень, безделье, нерадивость». Ребенок с повышенной двигательной активностью, ослаблением самоконтроля в школе  постоянно толкается, бегает, вступает в конфликты с другими детьми, дергает девочек за волосы, плюется жеваной бумагой, импульсивно выкрикивает. В отличие от кратковременных эпизодов неправильного поведения здоровых школьников, у детей с органическим поражением головного мозга вышеперечисленные особенности сочетаются, выражаются ярко.

Пути устранения неуспеваемости.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующее:

Педагогическая профилактика поиск оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция учебно-воспитательного процесса.

1. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяем беседы учителя с учеником, родителями, наблюдение за трудными подростками, с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение – консилиум , совет учителей по  анализу и   решению дидактических проблем отстающих учеников.

2.Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе, это дополнительные занятия (на  Западе группы выравнивания). Преимущества последних в том, что в них проводится серьезный анализ и по результатам  групповые и индивидуальные занятия, посещение занятий обязательно.

3.Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими  учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости школьников

Данная работа в форме презентации покажет причины неуспеваемости школьников,обратит внимание на пути решения данной проблемы....

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...

Рекомендации по выявлению причин неуспеваемости и оказанию помощи неуспевающим школьникам.

Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся.1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в ре...

«Причины и пути преодоления неуспеваемости школьника»

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь.              К.Д.Ушинский Цель: выявить о...