Программа внеурочной деятельности "Личностный рост"
рабочая программа

Данная программа призвана создавать условия для самораскрытия учащихся, осознания ими своей личности, индивидуальных особенностей, познавательных и коммуникативных способностей, раскрытия своего потенциала. Также программа призвана создать условия для осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения, взаимодействия в группе и развития соответствующих навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneuroch.deyat_._lichnostnyy_rost.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 547

Красносельского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Руководитель МО

_________________

Протокол № _____                            

На Педагогическом совете

Протокол №____________

Директор

_________________/А.Г. Малая/

Приказ от «___» _________2019

№_______

«___»__________2019

«__»________________2019

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 курса «Личностный рост»

 для 6-9 классов

Срок реализации программы: 2019/2020 учебный год

                                     Программу составил: социальный педагог

Гусева А.М.

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа программы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Указ Президента РФ о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана первоочередных

мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в

интересах детей на 2012-2017 годы».

4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

5. Методические рекомендаций Министерства образования и науки РФ.

Актуальность программы

Данный курс является частью общешкольной программы внеурочной деятельности, направленной на преодоление тенденции к снижению уровня мотивации школьников к достижениям через опыт освоения ими разнообразных культурно-образовательных практик: социальных, нравственных, познавательных.

Данная программа призвана создавать условия для самораскрытия учащихся, осознания ими своей личности, индивидуальных особенностей, познавательных и коммуникативных способностей, раскрытия своего потенциала. Также программа призвана создать условия для осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения, взаимодействия в группе и развития соответствующих навыков.

Занятия проводятся в форме тренингов, коммуникативно-деятельностных игр, исследовательских и творческих проектов с добавлением мини-лекций – то есть мероприятий, имеющих событийную основу. В силу возрастной специфики освоение учащимися содержания данного курса возможно лишь при достижении ими уровня основной школы (т.е. с 6 класса).

Программа состоит из 3 взаимосвязанных модулей общим объемом 68 часов, ориентированных на освоения учащимися 6, 7, 8 и 9 классов. Программа первого и второго модуля рассчитана на проведение по 11 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели), а программа третьего модуля рассчитана на проведение 12 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели). Для каждого модуля формируется собственное календарно-тематическое планирование. Между модулями выстроена тематическая преемственность. Учебные группы формируются из каждой параллели.

Цели и задачи программы

Цель: развитие личности школьников, формирование коммуникативных навыков, навыков для саморазвития, творческих способностей и нестандартного мышления.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с особенностями их личности, показать различные способы самопознания и развития своей личности;
  2. развить коммуникативные навыки подростков, лидерские качества;
  3. овладение учащимися знаниями о психических процессах (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и интеллекта);
  4. формирование у учащихся навыков самообразования и саморазвития, развитие интереса к своей личности и к способам ее улучшения;
  5. создание условий для формирования мотивации и волевых качеств у подростков;
  6. создание условий для формирования позитивного взаимодействия между людьми, формирования навыков понимания других людей, их эмоций и особенностей характера;
  7. создание условий для развития творческого потенциала учащихся.

Адресат

Программа предназначена для подростков 6-9 классов, учащихся ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга, развивающих навыки эффективной коммуникации, личностного роста, творческого и познавательного развития, знакомящихся со способами группового и межличностного взаимодействия.

Содержание программы

Модуль 1.  «Знакомимся и учимся общаться»

Целесообразность темы:

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Это значит, что общение является очень важной частью жизни для подростка. Именно поэтому очень важно показать учащимся различные способы мирного и бесконфликтного общения, разнообразные способы культурного и одобряемого в обществе самовыражения в общении. Развитие коммуникативных и лидерских качеств, особенно в подростковом возрасте, является существенным шагом для развития и самореализации личности.

Налаживание контакта с группой сверстников, регулярное общение с ними и обсуждение интересующих вопросов и проблем, взаимодействие и выполнение заданий в группе помогут подростку понять себя и окружающих, научиться налаживать общение с разными личностями, доверять им и помогать в решении их проблем, поддерживать и давать советы при необходимости.

Занятия направлены и на изучение своей личности, своих индивидуальных особенностей. Школьники смогут понять сильные и слабые стороны своей личности, приспособить свои качества для жизни и учебы, а также развить новые или скорректировать уже существующие личностные особенности.

Цель модуля:

Развитие в подростках коммуникативных навыков, лидерских качеств, способности к самопознанию и развитию личностных качеств.

Задачи модуля:

  • познакомить учащихся с принципами и процедурой тренинга;
  • развить в группе чувство сплоченности, доверия и желания помочь;
  • познакомить учащихся с особенностями их личности, показать различные способы самопознания и развития своей личности;
  • развить коммуникативные навыки в подростках, лидерские качества.

Ожидаемые результаты:

  • у подростков развиваются навыки сотрудничества со сверстниками и лидерские качества, а также навыки работы в группе;
  • у подростков развивается интерес к своей личности и к развитию личностных качеств;
  • у подростков развиваются умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, с учетом интересов других участников, умение слушать и вставать на чужое место, понимать собеседников, эффективно разрешать конфликты;
  • умение применить полученные знания на практике в реальной жизни;
  • у подростков развиваются навыки взаимопомощи и взаимоподдержки.

Форма работы:

Программа предполагает работу в мини-группах (10-15 человек) в формате тренинга (теоретическая часть и практика).

Организация занятий:

Программа рассчитана на 11 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели) и предназначена для проведения в 6-9 классах.

Методическое оснащение:

Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами психологии и проведения тренингов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.

Содержание программы:

1. Введение. Знакомство. Правила. Знакомство с принципами тренинга

2. Сплочение группы

3. Самопознание

4. Развитие коммуникативных навыков и лидерских качеств

5. Подведение итогов

Модуль 2.  «Исследуй и развивайся»

Целесообразность темы:

Развитие своих задатков, способностей, сильных сторон личности является важной стороной роста для каждого человека. Особенно важно это в подростковом возрасте, где детям нужно показать и доказать возможность развития и самоулучшения. Понимание психических процессов в самих себе поможет подросткам осознать, что изменения возможны. С помощью нужных объяснений и рекомендаций, дети научатся понимать свои сильные и слабые стороны, улучшать слабые и использовать сильные. Это крайне необходимо в постоянно меняющемся мире, где от человека требуется постоянное саморазвитие и самообразование.

Цель модуля:

Формирование представления о психических процессах, выявление слабых и сильных сторон своей личности, а также способов развития.

Задачи модуля:

  • овладение учащимися знаниями о психических процессах (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и интеллекта);
  • формирование представления о своем уровне развития различных психических процессов;  
  • формирование у учащихся навыков самообразования и саморазвития, развитие интереса к своей личности и к способам ее улучшения;
  • знакомство учеников с разными способами диагностики уровня своего развития и методами тренировки различных качеств и свойств.

Ожидаемые результаты: 

  • овладение учащимися общими знаниями о психических процессах и их особенностях;
  • понимание себя, своих познавательных особенностей и возможностей, желание их улучшить;
  • умение применить полученные знания на практике в реальной жизни;
  • понимание необходимости саморазвития и самообразования, развитие желания работать над достижением поставленных целей.

Форма работы:

Программа предполагает работу в мини-группах (10-15 человек) в формате тренинга (теоретическая часть и практика).

Организация занятий:

Программа рассчитана на 11 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели) и предназначена для проведения в 6-9 классах.

Методическое оснащение:

Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами психологии и проведения тренингов.  Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.

Содержание программы:

1. Ощущения

2. Восприятие

3. Внимание

4. Память

5. Мышление и интеллект

6. Подведение итогов

Модуль 3.  «Творим и понимаем друг друга»

Целесообразность темы:

Развитие креативности и воображения учащихся является основой творческого и всестороннего развития каждого ребенка, которое влияет и на другие стороны его жизни. У подростков будут развиваться нестандартное мышление, творческие способности, креативность, склонность к нахождению необычных решений. Для успешного общения подросткам необходимо понимать эмоции и чувства других людей, своих собеседников, особенности их темперамента и характера, быть гибким и адаптироваться к общению с разными типами людей. Изучение мотивации и воли поможет подросткам развить в себе волевые качества, найти подходящую мотивацию для реализации своих планов и целей.  

Цель модуля:

Формирование у учащихся навыков для развития креативности, творческих способностей, нестандартного мышления, а также понимания эмоций, чувств, особенностей других людей для эффективного общения с ними, развитие мотивации и волевых качеств.

Задачи модуля:

  • создание условий для осознания необходимости творческого развития, а также тренировки нестандартного мышления и креативности;
  • создание условий для формирования мотивации и волевых качеств у подростков;
  • создание условий для формирования позитивного взаимодействия между людьми, формирования навыков понимания других людей, их эмоций и особенностей характера;
  • создание условий для развития творческого потенциала учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • заинтересованность учащихся творческой деятельностью и развитием своих творческих способностей;
  • понимание чувств, эмоций, особенностей темперамента и характера людей, умение на практике применить знания для успешного общения;
  • умение ставить перед собой цели и реализовывать их с помощью мотивации и волевых качеств.

Форма работы:

Программа предполагает работу в мини-группах (10-15 человек) в формате тренинга (теоретическая часть и практика).

Организация занятий:

Программа рассчитана на 12 занятий по 2 академических часа каждое (1 занятие в течении недели) и предназначена для проведения в 6-9 классах.

Методическое оснащение:

Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами психологии и проведения тренингов.  Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.

Содержание программы:

1. Креативность

2. Воображение

3. Эмоции и чувства

4. Темперамент и характер

5. Мотивация и воля

6. Подведение итогов

Тематический план

Тематические блоки/темы

Содержание

Кол-во часов

Методическое обеспечение

Модуль 1.  «Знакомимся и учимся общаться»

1

Введение. Знакомство. Правила. Знакомство с принципами тренинга

Знакомство. Правила. Принципы тренинговых занятий. Упражнения для разминки и знакомства с группой.

4

Бумага для записей, ручка

2

Сплочение группы

Более детальное знакомство с членами группы, развитие навыков работы в группе. Упражнения для развития уверенности в себе, коммуникативных навыков, получение нового опыта социального взаимодействия.

4

Бумага для записей, ручка

3

Самопознание

Прохождение и анализ различных психологических методик, которые помогут учащимся разобраться в себе, понять и принять себя, а также развить те стороны своей личности, которые развиты недостаточно.

6

Бумага для записей, ручка

4

Развитие коммуникативных навыков и лидерских качеств

Развитие способностей пользоваться невербальными средствами общения, отстаивать свои интересы, понимать окружающих, мотивы их действий и реакции, устанавливать контакты и поддерживать общение.

6

Бумага для записей, ручка

5

Подведение итогов

Обобщение и закрепление знаний и навыков, обсуждение достигнутого, анализ полученного опыта. Обратная связь.

2

Бумага для записей, ручка

Модуль 2.  «Исследуй и развивайся»

6

Ощущения

Мини-лекция «Ощущения». Органы чувств и

Определение репрезентативной системы и развитие умения работать с ней

4

Бумага для записей, ручка

7

Восприятие

Мини-лекция «Восприятие». Изучение принципов восприятия, познавательного контроля при восприятии, влияния деятельности на точность восприятия времени.

4

Бумага для записей, ручка

8

Внимание

Мини-лекция «Внимание». Диагностика внимания и его улучшение.

4

Бумага для записей, ручка

9

Память

Мини-лекция «Память». Исследование процесса запоминания, забывания. Развитие и тренировка памяти. Мнемоника

4

Бумага для записей, ручка

10

Мышление и интеллект

Мини-лекция «Мышление и интеллект». Определение уровня интеллекта и способов его улучшить

4

Бумага для записей, ручка

11

Подведение итогов

Обобщение и закрепление знаний и навыков, обсуждение достигнутого, анализ полученного опыта. Обратная связь.

2

Бумага для записей, ручка

Модуль 3.  «Творим и понимаем друг друга»

12

Креативность

Мини-лекция «Креативность». Изучение уровня креативности. Развитие креативности.

4

Бумага для записей, ручка

13

Воображение

Мини-лекция «Воображение». Изучение особенностей творческого воображения, уровня продуктивности воображения, индивидуальных особенностей воображения.

4

Бумага для записей, ручка

14

Эмоции и чувства

Мини-лекция «Эмоции и чувства». Проявление и узнавание эмоций и чувств. Мимика и пантомимика.

4

Бумага для записей, ручка

15

Темперамент и характер

Мини-лекция «Темперамент и характер». Определение типа темперамента и акцентуации характера. Способы общения с подростками определенного типа темперамента и вида акцентуации характера.

4

Бумага для записей, ручка

16

Мотивация и воля

Мини-лекция «Мотивация и воля». Виды мотивации и способы ее применять. Волевые качества и способы их развития.

4

Бумага для записей, ручка

17

Подведение итогов

Обобщение и закрепление знаний и навыков, обсуждение достигнутого, анализ полученного опыта. Обратная связь.

4

Бумага для записей, ручка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рост" для 2 класса

Программа составлена на основе программы Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.20...

Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности "Эко-рост" в условиях реализации образовательным учреждением ФГОС ООО

Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей. Идея программы за...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Озадаченная физика» 7-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, сам...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Удивительная химия» 8-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительная химия» в рамках «Точка роста» 8-9 классы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Юный химик» 5-7 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Данный курс предназначен для учащихся 5-7 х классов.Программа имеет естественно – научную направленность.на  реализацию  учебного курса выделено 34  учебных часов (из расчѐта 1 ч/...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Химия вокруг нас» 10-11класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных завед...