Восприятие урока и учителя школьниками 2017 год
материал

Дарья Андреевна С.

Восприятие урока и учителя школьниками 2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospriyatie_uroka_i_uchitelya_shkolnikami.doc82.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева

(филиал) Тюменского государственного университета                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра педагогики, психологии и социального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВОСПРИЯТИЕ УРОКА И УЧИТЕЛЯ ШКОЛЬНИКАМИ

Педагогическое образование

Профиль «Иностранные языки (англ., нем.)»

Выполнила работу                                                                      Сидорова

Студентка 2 курса                                                                       Дарья

Очной формы обучения                                                             Андреевна

Научный руководитель                                                               Яркова

д-р пед. наук, профессор                                                             Татьяна

                                                                                                       Анатольевна

Тобольск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ……………………………………………………………………………6

  1. Отношение как психолого-педагогическая категория…………….......….6
  2. Факторы, способствующие успешному изучению дисциплин…………..8
  3. Роль  учителя в формировании отношений учащихся к учителю и учебному предмету …………………………………………………………12

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ……………………………………………………18

2.1 Методы и организация исследования……………………………………...18

2.2 Результаты исследований и рекомендации………………………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….42

ВВЕДЕНИЕ

Изучаемая тема актуальна, так как существует две незаменимые и самые важные фигуры в школе – учитель и ученик. Их взаимодействие на уроке, во внеклассной работе, во время  досуга становятся важным условием восприятия урока. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие урока зависит от отношения школьников к учителю.

Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы, определимся в работе с основными характеристиками  отношений между учителем и учеником.

В педагогике, понятия отношение можно приравнять к термину «мотивация». Если ученик регулярно получает неудовлетворительные оценки по конкретной дисциплине, с точки зрения учителя у ученика «плохое отношение к предмету», а с точки зрения психолога – у ребенка «нет мотивации к изучению» [10, c.98]. Действительно, мотивационный настрой учащегося отвечает за его отношение к учебе, а то есть, за восприятие урока учеником.

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [23, с.298].

Образно говоря, идеи мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся. В школе учитель может управлять мотивацией школьников, используя определенные педагогические технологии и принципы.

Следовательно, при правильном использовании педагогических технологий, учитель может грамотно направлять старания учеников, помогая найти свои мотивы для усиления восприятия школьника на уроке.

Исследователи, в частности Л.Ю.Бредихина, выделили проблемы данной темы и способы их решения. В данной работе осуществлена попытка содействовать решению проблемы: каковы способы (средства) формирования отношений между учителем и учащихся на уроке и положительное восприятие урока учащимися [3, c.98].

Объектом данного исследования является мотивация школьников во время восприятия урока.

Предмет исследования – отношения между учителем и учащимися на уроке.

Цель исследования – выявить особенности отношений между учителем и учащимися на уроке и как они влияют на восприятие учениками урока и учителя.

Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что восприятие урока школьниками зависит от уровня коммуникативной культуры учителя.

Задачи исследования:        

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования; уточнить сущность основных понятий.
  2. Выявить факторы, влияющие на характер отношений между учителем и учащимися на уроке.
  3. Определить диагностические методики и провести эмпирическое исследование характера отношений между учителем и учащимися;
  4. Разработать рекомендации по реализации эффективных стратегий положительных  отношений между учителем и учащимися на уроке.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, индукция, сравнение, обобщение, конкретизация.

- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, изучение школьной документации.

База исследования: МАОУ СОШ №9, г. Тавда, Свердловская обл.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, полученные результаты могут быть использованы педагогами с целью улучшить сосредоточенность внимания учеников на себе и своем предмете.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 31 единиц, приложения.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 

  1. Отношение как психолого-педагогическая категория

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение» [23, c.298]. Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека [2, с.4].

Отношение определяется как «взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами, так и в ситуации выделенного, неизменного объекта к другим объектам, явлениям, свойствам».

Рассмотрим различные трактовки понятия «отношение».

И.Ф.Харламов определяет отношение, как «выражение определённых связей, устанавливающихся между личностью и другими людьми или различными сторонами окружающего мира» [28, с.23].

Н.В.Елфимова, анализируя проблему отношений, приходит к выводу, что эта базисная категория «характеризуется значимой для субъекта направленностью на объект, в качестве которого выступают не только материальные вещи, но и феномены культуры, духовные ценности, другие люди...» [12, с.78].

По утверждению В.И. Сидельковского, «отношения означают зависимость или взаимозависимость между объектами, опосредованные какой-либо общей, не непосредственной основой» [25, с.28].

Психологическая теория отношений берёт своё начало в научной школе В.М. Бехтерева, в работах А.Ф. Лазурского, основателя психологического учения об отношении человека – экзопсихики, а после его смерти является одной из ведущих проблем научно-исследовательской деятельности В.Н. Мясищева.

Раскрывая сущность понятия «отношение», В.Н. Мясищев трактует его, как «одну из форм отражения человеком окружающей его действительности», как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»; «потенциал, проявляющийся сознательной активной избирательностью переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном, социальном опыте» [20, с.8].

Понятие «отношение» остаётся многозначным в работах В.Н.Мясищева в 40-50 гг. XX в., но в публикациях заключительного периода своей научно-исследовательской деятельности, в частности в статье «Личность и отношения человека», автор подытоживает написанное ранее, определяя отношение, как «потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности», содержательно характеризующее деятельность человека и отличающееся тем большей активностью психологических процессов, чем более значим объект отношений для личности [20, с.15].

Необходимо отметить, что в дальнейшие годы продолжались исследования феномена «отношение», в частности, в работах С.П.Манукяна и многих других отечественных учёных, но интерес к данной категории с новой силой вспыхнул за последнее десятилетие в свете «Новой Педагогики», порождённой временем и социальным общественным переворотом.

Проблемой «отношения» занимаются не только отечественные, но и зарубежные учёные. Так, в исследованиях С.Т. Шацкого отношение предстаёт как результат сочетания внешних влияний и собственной активности вкупе с личными интересами, потребностями, эмоциями, обогащенное знаниями, умениями, навыками [29, с.49]. Похожей точки зрения придерживается и Н.Е. Щуркова, педагог «Нового Времени», которая интерпретирует отношения как «реальную действительную связь, будучи продуктом сознания, внешне выражающую себя в эмоциях, суждениях, действиях» [30, c.15]. Отношение к какому-либо объекту предполагает знание этого объекта и целый ряд умений. На наш взгляд, определение, предложенное Н.Е. Щурковой, одновременно кратко и ёмко отражает сущность рассматриваемого феномена.

Ещё более ёмкое определение даёт И.Ф. Харламов, трактуя «отношения» как «выражение связей», которые, затрагивая сферу личности потребностей, желаний, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений сказываются на её поведении или развитии [19, с.45].

Таким образом, приходим к выводу, что на настоящий момент не существует общепринятого подхода к трактовке категории отношения, но анализ психолого-педагогической литературы позволяет представить отношение как связи личности с различными сторонами объективной действительности, отражающие потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы.

  1. Факторы, способствующие успешному изучению дисциплин

Анализируя факторы успешного обучения детей в школе, можно выделить четыре основные группы, которые являются главными в планировании педагогической деятельности при работе с детьми, и их дальнейшего обучения [31]:

- Базовые знания, необходимые для освоения предмета – преподавание предмета, который использует элементы другого, без изучения последнего будет бесполезным. Так, например, если ребенок не знаком с основными математическими законами, то и нет смысла преподавать ему физику.

- Доступная, последовательная подача материала – необходимо излагать материал на понятном школьнику языке, в зависимости от его возраста и выдерживать четкую последовательность подачи материала, для наиболее эффективного результата.

- Систематический контроль уровня знаний.

- Индивидуально-психологические и физиологические особенности ученика – преподавателю необходимо помнить, что для детей разных возрастов нужно учитывать разные подходы и методы преподавания, физиологические особенности функционирования детского организма, которые сказываются на внимании детей, их способности активно работать во время урока и их психологические особенности.

Поскольку школьники воспринимают учителя не как механический передатчик знаний, а как воплощение идеала, учителю следует помнить, что для позитивного его восприятия как личности следует соблюдать несколько правил, нельзя:

  • обсуждать других учителей с учениками;
  • утверждать то, что преподаваемый им предмет самый важный;
  • при детях ругать их одноклассника;
  • говорить детям плохо об их родителях. Это воспринимается как унижение и вызывает агрессию;
  • принимать подарки от учеников. Со стороны, другими учениками это будет восприниматься как подкуп [21, с.11].

Учителю необходимо помнить о чувстве такта. Такт представляет собой чувство меры в поведении, который выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и конфликтных), не унижая достоинство ребёнка и не вызывая у него сопротивления воспитанию [1, c.33]. Так, можно пошутить, но не насмехаться, ругать, но не обижать. Педагогический такт также проявляется в умении управлять своими чувствами, не терять самообладания, эмоциональную уравновешенность в сочетании с высокой принципиальностью и требовательностью, с чутким человечным отношением к школьнику, требует критичности и самокритичности в оценке своей работы.

К.Д. Ушинский, обладавший настоящим педагогическим тактом, писал, что ни один педагог «никогда не может стать хорошим воспитателем-практиком без такта. Никакая психология не способна заменить человеку психологического такта, который незаменим на практике в силу того, что действует быстро и моментально, и который предусматривает расположение без притворства, справедливость без придирчивости, доброту без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянную умственную деятельность» [27, с.137].

Основные показатели педагогического такта педагога:

  • человечность без высокомерия;
  • требовательность без грубости и придирчивости;
  • педагогическое воздействие без приказов, предложений, предупреждений, без унижения личного достоинства ребёнка;
  • умение выражать распоряжения, указания и просьбы без дерзости, без высокомерия;
  • умение слушать собеседника, не проявляя безразличия и превосходства;
  • уравновешенность, самообладание без раздражительности и сухости;
  • простота в общении без фамильярности и панибратства, без «показухи»;
  • принципиальность и настойчивость без упрямства;
  • внимательность, чувствительность и симпатичность без их подчеркивания;
  • скромность без притворства [24, с.56].

  Ещё одна важная деталь, участвующая в составлении успешного образа учителя, это творческая составляющая педагога как личности, умение заинтересовывать и увлекать учеников. Интерес представляет собой один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности, реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная причина, а также положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания.

Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что сформированная учебная мотивация, уверенность в себе и учёт других факторов способствуют успешному изучению дисциплин, обеспечивают достижение предметного, метапредметного и личностного образовательного результата. Вместе с тем отметим и более широкое значение данных факторов, поскольку их учёт позволяет учителю включать детей в учебную деятельность [15, c.43].

Общеизвестно, что сначала школьники занимаются учебной деятельностью совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении учебных задач, которые на первых порах формирования учебной деятельности выполняются коллективным субъектом, но постепенно эту деятельность начинает самостоятельно осуществлять каждый ребёнок, становящийся индивидуальным её субъектом (В.В. Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А. Цукерман) [19, c.47]. Формирование у ребёнка потребности в учебной деятельности, мотивов учебных действий способствует появлению у него желания учиться. Овладение учебными действиями, с помощью которых решаются соответствующие задачи, формируют у ребёнка умение учиться.

Таким образом, делаем вывод, что факторы (установочные, эмоциональные, оценочные и т.д.) во многом определяют появление интереса к включению в учебную деятельность, к учебному сотрудничеству, в условиях которого, в свою очередь, формируются его универсальные учебные умения, закладывается его успешность в жизни в целом. Из всего этого следует вывод, что учитель должен учитывать данные факторы, мелкие аспекты, которые в совокупности будут давать успешные результаты по положительному восприятию учеником личности учителя и способствовать успешному изучению дисциплин.

  1. Роль учителя в формировании отношений учащихся к учителю и учебному предмету

Об определяющей роли учителя в формировании отношений учащихся к учителю и учебному предмету говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Так, известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников» [25, с.56].

Главной целью учителя является создание реальных условий для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, ученики, которых воспитывают и обучают учителя, а основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание.

Через мастерство учителя лежит путь к ученику. То, что ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые подходы. Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, желательно понять: кто такой ученик. Учитель должен обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития[18, c.28].

В процессе общения школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми [16, С.21].

В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Учащийся не в состоянии правильно дифференцировать её, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, на указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем.

Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика [17, c.73].

Учитель, реализующий личностно-ориентированный подход, должен быть более ориентирован на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине[13, c.36].

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь свой «почерк» педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием, как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать и лишь тогда возможно завладеть его вниманием. Эти качества должны быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок-игру. Это одна из форм обучения и педагогического общения на уроке. Также, в своей работе учитель должен сочетать классические и нестандартные уроки. В наше время путь к ученику можно проложить через совместные уроки и др. Эти уроки, по мнению В.С. Грехнева, «очень продуктивны и учитель имеет возможность во время него подробно и наглядно объяснить материал, предложить исследовательские задачи, где учащимся предоставляется возможность творчески подходить к выполнению их решения» [10, c.38].

Такие уроки полезны и интересны для современных учащихся. При организации совместных внеклассных мероприятий следует отметить развитие интереса к предмету через удивление, восторг, общение детей, наблюдение за тем, как и что, делают другие.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, в данном случае поспособствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий [12, c.81]. Важно также оборудование рабочих мест учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету. Даже если ребёнок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. Здесь главное добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями. Каждый учитель в процессе работы не должен забывать о специфике предмета, его абстрактности, должен вести постоянную работу по привитию учащимся интереса на уроках и внеклассных занятиях[8, c.38].

Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки учителя. Каждый учитель, организуя систематическую классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно-полезную направленность её содержания, многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.

Путь учителя к ученику будет ближе, короче, если ученик станет понимать учителя. Учитель из урока в урок должен решать проблемы развития речи учащихся. И, прежде всего, эту проблему учитель должен решить для самого себя, в области своей работы в классе. Учитель должен научиться использовать специфику своего предмета для возбуждения интереса, для утверждения веры ученика в свои силы и способности. Уже сегодня надо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, которые необходимо использовать в работе [5, c.69].

Через отношение к учителю у детей вырабатывается и отношение к преподаваемому им предмету. «Сам учитель, его внешность, манера держаться, одеваться, причесываться, ходить, улыбаться, его речь, тон, интонационные особенности речи — все должно нравиться ребенку» [4, c.274]. Если учителю удастся соблюсти все перечисленное, то тогда ученика сложится приятное восприятие учителя и он (ученик) полюбит и предмет, которому его учат. При этом, учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, чтобы завоевать расположение учеников.

Чем больше надежд возлагает учитель на своих учеников, чем оптимистичнее смотрит на их возможности, чем непосредственнее и проще в общении с ними, тем выше результаты всей его работы: ученики растут более воспитанными, более податливыми, легко обучаемыми и управляемыми. А.С. Белкин указывает на одну из особенностей педагогического труда – нетерпимость к однообразию, связанная с тем, что каждый раз педагог должен идти на урок с чем-то новым для детей, необычным [6, c.17]. Он должен держать в постоянном напряжении их познавательный интерес, проявлять веру в возможности каждого ученика, акцентировать своё внимание и подчёркнуто отмечать положительные черты его характера. Он не должен быть злопамятным, проступки детей не должны задерживаться в его памяти [1, с.47].

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника, а также отношения ученика к предмету могут выступать [7, с.156]:

  • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
  • использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
  • формирование мотива предстоящей деятельности;
  • опора на сильные стороны ученика;
  • обучение учащихся различным способам переработки информации;
  • опора на самостоятельность и самодеятельность ученика; личностно-ориентированный подход.

Таким образом,  можем сделать вывод, что от учителя, его профессионализма и личностных качеств зависит, станет ли ученик активным участником педагогического процесса, нацеленного на его духовное развитие, или останется сторонним, пассивным, равнодушным наблюдателем того, что происходит в окружающей жизни, зависит какое отношение сложится у ученика к предмету.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

2.1 Методы и организация исследования

Целью исследования явилось изучение особенностей отношений между учителем и учащимися на уроке и как отношение влияет на восприятие и урока, и учителя. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Провести наблюдение за классом.
  2. Выявить на каком уроке ученики проявляют большую активность, а где они более пассивны.
  3. Провести анкетирование «изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам», «коммуникативная культура педагогов глазами учеников», «мониторинг положительного отношения к предмету».
  4. Обобщить результаты, составить рекомендации.

Исследование проводилось в 2017 году в МАОУ СОШ №9, Свердловской обл., г.Тавда с привлечением к нему 26 учеников 7 «Б» класса.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, опрос (беседы, анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.

Характеристика опроса

Письменный опрос на темы: «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам», «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников», «Преподаватель глазами ученика» позволяет охватить всех школьников, его форма – анкета, разработанная М.М. Поташником.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые мы дали школьникам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Вопросы четкие, ясные, понятные.

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

– наличие вступительной статьи с изложением целей, задач исследования и инструкций по заполнению опросника.

– правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности школьника.

– анкета должна легко читаться, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

Данные анкетирования соответствуют всем требованиям, предъявляемым к данному типу диагностики школьников. Диагностика «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам», с помощью которой можно узнать мнение учащихся о школе, об уроках, об отношении к учебной деятельности.

«Коммуникативная культура педагогов глазами учеников» представляет собой анкету, где школьникам нужно оценить качества учителя, характеризующие коммуникативную культуру педагога. Школьники должны были оценить качества учителя по пятибалльной шкале.

Качества следующие:

–Интересно излагает материал.

– Терпеливо поясняет сложные места.

– Доступно излагает трудный материал.

– Умеет поддерживать интерес класса к предмету.

– Предлагает творческие задания.

– Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам.

– Справедливо оценивает возможности каждого ученика.

«Мониторинг положительного отношения к предмету» представляет собой опрос, с выставлением рейтинга предметов по критериям:

– Очень нравится.

– Нравится.

– Не нравится.

Анкета «преподаватель глазами ученика» также предлагает оценить ученикам качества своего учителя по пятибалльной шкале.

Качества следующие:

  • Четко формулирует цели урока.
  • Излагает материал понятно, доступно.
  • Выделяет главное, существенное.
  • Умеет вызвать, поддержать интерес к предмету.
  • Умеет снять напряжение, усталость.
  • Уважительное отношение к ученикам.
  • Терпимость к тем, кому трудно дается учеба.
  • Требовательность.
  • Заинтересованность в успехе каждого ученика.
  • Объективность и справедливость в оценке знаний.
  • Влияние своей личностью (высокая эрудиция, манера поведения, внешний вид, отношение к работе)

Критерии оценки:

5 баллов – качество проявляется практически всегда;

4 балла – качество проявляется часто;

3 балла - качество проявляется на уровне 50 %;

2 балла – качество проявляется редко;

1 балл – качество практически отсутствует;

0 баллов – не могу ответить.

На основании всех критериев оценки качеств необходимо поставить общую оценку учителю.

Для организации исследования были посещены уроки русского языка, английского языка и биологии.

Первым был посещен урок английского языка  в 7 Б классе (01.02.2017). Представим протокол наблюдения (Таблица 1).

Таблица 1

Протокол наблюдения за восприятием урока и учителя школьниками

Часть урока

Время, мин

Ход занятия (действия педагога, его речь)

Фон (действия учащихся класса)

Мои комментарии

Начало

0-5

После звонка учитель поприветствовал класс, отметил присутствующих.

Не сосредоточены на уроке, заняты своим делом: играют в телефон, разговаривают, только начинают готовиться к уроку.

Восприятие урока не началось, также нет и восприятия учителя, так как учитель поприветствовал учеников, но дети продолжали заниматься своими делами.

Проверка домашнего задания

6-10

По журналу спрашивает готовое домашнее задание.

Внимательно слушают отвечающего, подсказывают при затруднении.

Ученики включились в урок.

Закрепление изученного материала

11-15

Учитель ведет беседу с классом, используя слова выученные в домашнем задании.

Класс частично ведет беседу с учителем, часть класса отказывается отвечать.

Восприятие учителя неполное.

Объяснение нового материала

16-20

Учитель объясняет новое правило: разница слов study-учиться и learn-изучать, делает записи на доске, анализирует с учащимися.

Делают записи в тетрадь, задают вопросы.

О восприятии урока говорит тот факт, что у детей появляются вопросы к учителю.

Закрепление нового материала

21-25

Учитель дал упражнение на только что изученное правило.

Ученики выходят по очереди к доске, остальные работают в тетрадях.

Дети воспринимают урок, так как присутствует рабочая обстановка, и учителя, так как выполняют его указания.

Закрепление нового материала

26-30

Учитель дал упражнение на только что изученное правило.

Ученики, которые уже вышли к доске перестают работать самостоятельно, сидят без дела.

Восприятие урока спадает.

Запись домашнего задания

31-35

Учитель объясняет домашнее задание.

Посмотрели домашнее задание, вопросов не возникло, сделали запись в дневник.

Восприятие урока не возрастает, о чем говорит отсутствие вопросов учителю.

Выставление оценок за урок

36-40

Озвучивает оценки за урок, делает комментарии.

Услышав свою оценку, собрали вещи, не дожидаясь звонка.

Ученики получили оценку и восприятие урока спало до его окончания.

Представим более подробно психолого-педагогический анализ данного урока.

1.Создание положительной мотивации.

Деятельность со стороны учителя: недостаточно требователен к учащимся, так как ученики готовились к уроку после звонка, а не на перемене; во время урока дети подглядывали в записи, которые должны были выучить, дисциплина была удовлетворительна. На уроке была создана проблемная ситуация: учитель начал вести беседу с учениками на иностранном языке, в которой использовал новые слова, у учеников это вызвало трудности, так как, во-первых, нужно было воспринять речь с использованием новых слов(которые они еще не привыкли воспринимать на слух), проанализировать, что сказал учитель и поддержать диалог. В конце урока учитель произвел деятельность учащихся.

Деятельность со стороны учащихся: ученики были достаточно внимательны большую часть урока, также, следует отметить, что ученики задавали вопросы учителю, вели активную беседу с одноклассниками и учителем по теме урока.

2.Организация внимания.

Деятельность со стороны учителя: Учитель логично и последовательно провел урок, каждая смена задания была на основе только что пройденного. Для концентрации внимания учеников использовал способ смены деятельности: с письменной работы на устную и наоборот.

Хотелось бы отметить и внешний вид учителя: собранные волосы, строгое платье, на учительском столе порядок – никаких внешних раздражителей со стороны педагога.

Деятельность со стороны учащихся: у учеников во время работы присутствовали посторонние разговоры, некоторые ученики периодически отвлекались и занимались посторонними делами, но во время занятости определенным видом деятельности, ученики не отвлекались, были сосредоточены на выполнении задания.

3.Организация восприятия учебного материала

Деятельность со стороны учителя: учитель вместе с учениками просматривал заданные им задания, объяснял что требуется от них, убеждался в том, что дети понимают, что от них требуется.

4.Организация работы памяти

Деятельность со стороны учителя: Учитель активно использовал слова, которые ученики выучили дома, выполнял с учащимися упражнение на пройденный материал

Деятельность со стороны учащихся: ученики давали ответы своими словами, но иногда им было необходимо подсмотреть записи в тетради или учебник.

5.Организация деятельности мышления

Деятельность со стороны учителя: организация операций: анализ и сравнение двух глаголов study и learn.

Деятельность со стороны учащихся: у учащихся присутствовали собственные суждения, оценки и выводы по сравнению глаголов, преобладала лёгкость улавливания общего, о чем свидетельствовало безошибочное выполнения заданий.

Рекомендации: Учителю следует использовать при работе больше наглядного материала: презентации, видеофрагменты и т.п, так как у разных детей, в большей степени развиты разные типы восприятия, также при наглядном материале у детей могут в дальнейшем возникать ассоциации с данной темой.

Далее, был посещен урок русского языка в 7 «Б» классе (02.02.2017). Представим протокол наблюдения (Таблица 2).

Таблица 2

Протокол наблюдения за восприятием урока и учителя школьниками

Часть урока

Время, мин

Ход занятия (действия педагога, его речь)

Фон (действия учащихся класса)

Мои комментарии

Начало

0-5

Учитель опоздал на урок на 3 минуты. Зайдя в класс, сразу же извинился перед учениками. Собрал тетради с домашним заданием.

Пока учителя не было в классе, вели активную беседу. С приходом учителя успокоились и по указанию учителя передали тетради с последних парт на первую.

Восприятие урока и учителя школьниками началось с первых минут урока.

Объяснение нового материала

6-10

-Запишите в тетрадях тему урока «Морфологический разбор наречий»

Выполняют указания учителя.

Присутствует и восприятие урока, так как ученики не отвлекаются на какие-либо внешние раздражители, и восприятие учителя, так как дети выполняют его указания.

Вопросы

11-15

-Скажите, дети, тема наречие для нас новая?

-Скажите, дети, на какие вопросы отвечает наречие?

Поднимают руки, отвечают на вопросы.

Полное восприятие урока и учителя.

Закрепление нового материала

16-20

Учитель дал упражнение для выполнения в классе.

В упражнении встретилась пословица «сильнее кошки зверя нет» учитель спросил, как дети понимают данную пословицу.

Выполняют упражнения, отвечают по желанию на вопросы учителя, смеются над неправильными ответами.

У детей положительное восприятие урока и учителя, в классе присутствует жизнерадостная обстановка.

Закрепление нового материала

21-25

В упражнении встретилась пословица «днем позже, днем раньше» учитель попросил детей найти наречие и выделить суффикс, придумать ситуацию с данной пословицей. Учитель сам назвал ситуации с применением данного высказывания.

Сидят пассивно, на вопросы учителя не отвечают.

Восприятие учителя снизилось, так как дети перестали выполнять его установки, но восприятие урока нейтральное, так как в классе рабочая обстановка, никто не отвлекается, тишина.

Закрепление нового материала

26-30

Вызвал произвольно ученика к доске для разбора предложения.

-Из предложения «ложатся тихо ночи тени» выпишите наречие

-К чему мы подошли?

Класс списывает предложение с доски.

Класс ответил, что мы подошли к морфологическому разбору наречия.

Разобрали вместе с учителем наречие «тихо»

Учитель смог с помощью такого фрагмента как «открытие нового знания» самими учениками вернуть восприятие и себя, и урока.

Закрепление нового материала

31-35

-для закрепления материала, выберете 2 наречия из прошлого упражнения и сделайте морфологи-  ческий разбор. Время на работу = 5 минут.

Во время выполнения задания учащимися, ходит по классу, смотрит в тетради.

Молча приступили к выполнению задания.

Рабочая обстановка и выполнение указаний учителя говорит о том, что учителю удалось возобновить восприятие у класса урока и себя.

Проверка самостоятельной работы

36-40

Учитель начал проверку задания.

Дал новое задание, где нужно по смыслу вставить наречие.

Поднимают руку, отвечают.

Работают устно.

Полное восприятие урока и учителя даже на последних минутах урока.

Дадим психолого-педагогический анализ данного урока.

 1. Создание положительной мотивации.

Деятельность со стороны учителя: требовательность к учащимся, создание проблемной ситуации, связь с жизнью (пример с применением пословиц).

Деятельность со стороны учащихся: активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, рабочая обстановка в классе.

2. Организация внимания.

Деятельность со стороны учителя: последовательность и логичность изложения материала, постановка вопросов к учащимся, оптимальный темп и ритм урока, внешний вид учителя.

Деятельность со стороны учащихся: отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами, соответствие ответов поставленным вопросам.

3. Организация восприятия учебного материала.

Деятельность со стороны учителя: последовательность и доступность изложения материала.

Деятельность со стороны учащихся: выделение учениками в материале существенного, соответствие ответов поставленным вопросам.

4. Организация работы памяти.

Деятельность со стороны учителя: последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, постановка вопросов.

Деятельность со стороны учащихся: ответы своими словами.

5.Организация деятельности мышления.

Деятельность со стороны учителя: создание проблемных ситуаций, чёткая постановка вопросов, создание атмосферы свободного обсуждения.

Деятельность со стороны учащихся: улавливание общего в отдельных фактах (нахождение наречий в предложениях).

Следующий урок – биология у 7 «Б» класса (02.02.2017). Представим протокол наблюдения (Таблица 3).

Таблица 3

Протокол наблюдения за восприятием урока и учителя школьниками

Часть урока

Время, мин

Ход занятия (действия педагога, его речь)

Фон (действия учащихся класса)

Мои комментарии

Начало

0-5

Учитель опоздал на 5 минут на урок.

Каждый занимается своим делом, в классе шумно.

Восприятие урока отсутствует, так как после звонка у детей «затянулась» перемена, готовым к уроку никто не сидел.

Организационный момент

6-10

Учитель вошел в класс. В классе стоит сильный шум. Учитель пытается успокоить детей.

С трудом дети успокаиваются, но все внимание обращено на самого шумного ученика.

Восприятия урока нет. Восприятие учителя отсутствует. Дети больше воспринимают внешний раздражитель.

Объяснение нового материала

11-15

Учитель объясняет новый материал. Делает записи на доске.

Слушают учителя, делают записи в тетрадь.

Восприятие уже самого учителя и урока восстановлено, но не с первых минут.

Закрепление нового материала

16-20

Учитель поделил класс на группы для выполнения задания на закрепление материала, дети, работая с данными им источниками, должны заполнить таблицу в тетради.

Дети самостоятельно сформировали группы в которых они будут работать. Приступили к выполнению задания. В классе шумно.

У детей слишком много свободы в данный момент, таким образом восприятие урока и учителя резко спало. Также о резком спаде восприятия учителя говорит тот факт, что дети не соблюдали установки учителя и сами поделились на группы, то есть не послушали учителя.

Выставление оценок

21-25

В конце урока попросил группы прочитать свои результаты, слушал ответы, комментировал их и выставлял оценки.

Дети внимательно слушают выступающих, но выступающие после отчёта своей работы и получения оценок начинают разговаривать.

Учитель не может управлять восприятием в данной ситуации. Восприятие урока происходит только до того момента, пока дети не узнают результат своей деятельности, после они никак не заинтересованы уроком.

Проверка д.з

26-30

Учитель просит сдать тетради с домашней работой на стол.

В классе очень шумно, дети толкаются, сдают тетради на стол.

Учитель перестает контролировать ситуацию, восприятие урока полностью отсутствует. Восприятие учителя, скорее всего, из-за уважения,

еще продолжает держаться, но на низком уровне.

Завершение урока

31-35

Учитель завершил урок раньше чем прозвенел звонок на 5 минут.

Дети выбежали в коридор.

Скорее всего, это показатель неуверенности учителя и его слабости, так как он не смог справиться с тем, чтобы дети воспринимали его урок и его достойно, именно поэтому, он просто закончил урок.

Дадим психолого-педагогический анализ урока.

1. Создание положительной мотивации.

Деятельность со стороны учителя: -

Деятельность со стороны учащихся: -

 2. Организация внимания.

Деятельность со стороны учителя: последовательность и логичность изложения материала, постановка вопросов к учащимся, внешний вид учителя.

Деятельность со стороны учащихся: соответствие ответов поставленным вопросам.

3. Организация восприятия учебного материала.

Деятельность со стороны учителя: чёткость инструкций относительно заданных видов работ.

Деятельность со стороны учащихся: выделение учениками в материале существенного, отсутствие ошибок в ответах, соответствие ответов поставленным вопросам.

4. Организация работы памяти.

Деятельность со стороны учителя: постановка вопросов.

Деятельность со стороны учащихся: выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.

5.Организация деятельности мышления.

Деятельность со стороны учителя: организация операций анализа, сравнения, обобщения, создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам.

Деятельность со стороны учащихся: наличие у учащихся собственных выводов.

Рекомендации: следует уделить особое внимание созданию положительной мотивации при помощи:

  • требовательности к учащимся;
  • аппеляции к чувству долга и ответственности;
  • создания проблемных ситуаций;
  • связи с жизнью, подчёркивании важности материала;
  • эмоциональности изложения;
  • использования ТСО, интересных фактов и иллюстраций;
  • постоянного контроля и оценки деятельности учащихся.

Так как, скорее всего, именно из-за отсутствия положительной  мотивации, ученики нужным образом не воспринимают учителя и урок.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для того, чтобы учителю сконцентрировать внимание учеников на себе и своем уроке, ему следует:

  • Задействовать на уроке весь класс. Нельзя предоставлять классу слишком много свободы, а также оставлять кого-то без внимания. (так, например, ученик 7 «Б» класса Терешонок Даниил учится только на «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». При беседе с мальчиком выяснилось, что он несколько раз приходил неготовым к уроку, после чего некоторые учителя уже просто перестали его спрашивать, и таким образом, у Даниила пропал интерес к уроку, то есть он не воспринимает урок, потому что из раза в раз приходит не готовым, и учителя, потому что тот не взаимодействует с учеником).
  • Создавать проблемные ситуации, чтобы дети могли рассуждать. (например, в анкетирование «мониторинг положительного отношения к предмету», дети оценивали какой урок им нравится, а какой нет именно по этому принципу. По результатам которого урок биологии не понравился 11 школьникам. На вопрос «почему?» некоторые ученики дали ответ. Аджамская Ольга: «Мне не нравится урок биологии, потому что мы предоставлены сами себе, только и делаем, что читаем сами учебник и выписываем из него предложения». Нечаев Никита: «Мне больше всего не нравится урок биологии, для меня это как перемена длинною в 40 минут, только на этой перемене нельзя ничего делать. Я лучше бы еще один урок английского языка посетил, чем биологию, там мы хотя бы пытаемся говорить».)  
  • Сменять деятельность учащихся.

(Яркий пример почему это полезно представлен в результате анкетирования «мониторинг положительного отношения к предмету» (Рисунок 1), как выяснилось урок русского языка очень нравится большинству школьников именно из-за смены деятельности. Вот что говорит по этому поводу одна из учениц: Хухарева Елизавета: «Я обожаю русский язык. Я даже тоже задумываюсь быть учителем русского языка и литературы, мне нравится то, как с нами работает Вера Олеговна. На ее уроки интересно ходить, не всегда, конечно, но чаще всего. У нее все так необычно, мы можем разгадывать кроссворд, устраивать викторины и т.п., с одной стороны - мы развлекаемся, а с другой -  мы получаем знания и усваиваем их».

  • Учитывать возрастные особенности школьников.

(Так как если у ребенка ведущая деятельность – общение со сверстниками, то ему будет очень тяжело воспринимать урок, на котором ведущей деятельностью представлена учебная деятельность. Учителю, чтобы ученик воспринимал урок и самого учителя, нужно все это совмещать).

Следуя вышеперечисленным правилам, можно быть уверенным, что ученики положительно воспринимают ваш урок и вас как учителя.

2.2 Результаты исследований

В процессе нашего эмпирического исследования мы получили следующие результаты:

Результаты анкетирования «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников» (Таблица 4).

Таблица 4

Результаты анкетирования

«Коммуникативная культура педагогов глазами учеников»

Признаки коммуникативной культуры педагога

Физика

английский

технология

история

русский язык

математика

география

КБЖ

биология

литература

музыка

обществозн-е

Интересно излагает материал

5

4

4

5

5

4

5

4

3

5

4

4

Терпеливо поясняет сложные места

4

3

4

4

5

3

4

4

4

5

5

4

Доступно излагает трудный материал

3

2

5

4

5

3

4

4

2

4

4

4

Умеет поддержать интерес класса к предмету

3

3

4

4

5

4

4

5

2

5

3

5

Предлагает творческие задания

4

3

5

4

5

3

5

4

3

5

5

3

Проявляет уважение к ученикам

5

4

4

5

5

4

4

5

4

5

4

5

Справедливо оценивает возможности каждого ученика

5

4

4

5

5

4

4

5

3

5

4

4

ИТОГО

4,

14

3,

28

4,

28

4,

42

5

3,

57

4,28

4,42

3

4,85

4,14

4,

14

Мы видим, что по результатам, коммуникативная культура учителя биологии самая низкая, ученики поставили «2» балла за умение поддержать интерес класса к предмету и за умение доступно излагать трудный материал, что подтверждает наши доводы о том, что отсутствие восприятия урока и учителя происходит из-за отсутствия положительной мотивации.

Рекомендации: Для того, чтобы улучшить результаты в любом из вопросов, в первую очередь, следует учитывать возрастные особенности учащихся.

Результаты анкетирования «Мониторинг положительного отношения к предмету» (Рисунок 1).

Рисунок 1 Результат анкетирования «Мониторинг положительного отношения к предмету»

Результаты данного анкетирования показали следующее:

– Английский язык очень нравится 8 школьникам, нравится 7, не нравится 11;

– Русский язык очень нравится 16 школьникам, нравится 8, не нравится 2;

– Биология очень нравится 2 школьникам, нравится 13, не нравится 11 школьнику.

Выводы: Результаты опроса подтверждаются наблюдением и психолого-педагогической характеристикой урока. Так, урок русского языка воспринимается школьниками с большим успехом, поскольку речь учителя на уроке правильная, точная, эмоционально окрашенная, создаются проблемные ситуации, связанные с жизнью.

Рекомендации: Для положительного восприятия урока, учителю следует: создавать положительную мотивацию на уроке, чётко обозначать цели и задачи урока, организовывать работу памяти, внимания, мышления.

Ниже приведены результаты анкетирования «Преподаватель глазами ученика» (Рисунок 2)

Рисунок 2 Результаты анкетирования «Преподаватель глазами ученика»

Результаты данного анкетирования показали следующее:

Для того, чтобы провести данное исследование и получить результаты, мы опросили школьников, попросили их оценить качество учителя русского языка, после чего мы подсчитали сколько учеников поставили те или иные отметки.

– 5 баллов поставили 56 человек из 75;

– 4 балла поставили 17 человек из 75;

– 3 балла поставили 2 человека из 75.

Вывод: Учитель русского языка воспринимается большинством учеников следующим образом: учитель интересно подает новый материал, заинтересовывает школьников творческими заданиями, ведет диалог, задает проблемные вопросы, проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам, не разделяет детей по  учебным успехам и способностям.

Рекомендации: Учитывать возрастные особенности и создавать положительную мотивацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования, цель – выявить особенности отношений между учителем и учащимися на уроке и как отношение влияет на восприятие и урока, и учителя – выполнена. Таким образом, нами выявлено, что учитель в процессе своего общения с классом должен первым делом создать положительную мотивацию для восприятия урока и учителя. Также, мы, на примере учителя биологии, убедились в том, что при отсутствии положительной мотивации, у учеников не возникает необходимости восприятия учителя и урока, у ученика при таком раскладе отсутствует цель.

В ходе работы получены следующие результаты:

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника, а также отношения ученика к предмету могут выступать:

  • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
  • использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
  • формирование мотива предстоящей деятельности;
  • опора на сильные стороны ученика;
  • обучение учащихся различным способам переработки информации;
  • опора на самостоятельность и самодеятельность ученика;
  • личностно-ориентированный подход.

Способность педагогического взаимодействия учителя влияет на совместную деятельность с учениками, помогает достигнуть желаемых результатов, делает педагогический процесс комфортным. Стратегия «сотрудничество» реализует один из двух мотивов социального поведения человека – мотив кооперации или мотив конкуренции. Взаимодействие этих мотивов помогает реализовать цель обучения и воспитания – всестороннее развитие индивидуальности каждого ученика и воспитание ответственных членов общества.

В процессе практического исследования были изучены особенности отношений между учителем и учащимися на уроке, и влияние отношений на восприятие и урока, и учителя.

В результате исследования гипотеза подтвердилась: «Восприятие урока школьниками зависит от уровня коммуникативной культуры учителя».

Так, учитель русского языка, набравший большее количество баллов в данном опросе, подтвердил свой высокий уровень коммуникативной культуры на уроке, который мы посетили, также это подтверждают и ученики других классов, заполнивших анкету «преподаватель глазами ученика».

У учителя русского языка во всех вопросах анкеты «коммуникативная культура глазами учеников» высокие показатели и наши наблюдения показали, что это влияет на восприятие учителя учениками, на отношение между ними и на восприятие учениками урока.

Учитель русского языка воспринимается большинством учеников следующим образом: учитель интересно подает новый материал, заинтересовывает школьников творческими заданиями, ведет диалог, задает проблемные вопросы, проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам, не разделяет детей по учебным успехам и способностям.

Результаты опроса «Мониторинг положительного отношения к предмету» подтверждаются наблюдением и психолого-педагогической характеристикой урока. Так, урок русского языка нравится большему числу школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы/ И. А. Агеева. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.  
  2. Алексеева М.В. Ключевые компетенции в педагогической литературе/ М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – С.3-18.
  3. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики: два мира?: Кн. Для учителей и родителей/ М.Ю.Арутюнян  [и др.] – М.: Просвещение, 2012. – 350 с.
  4. Бабурова И.В. Отношение как педагогическая категория/  И.В. Бабурова // Омский научный вестник. – 2010. – №8 (45). – С.274-276.
  5. Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества/ В.А. Ббахвалов – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
  6. Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создать: книга для учителя/ А.С. Белкин – М.: Просвещение, 1991. – 169 с.
  7. Бодалев А. А. О личности и отношениях/А. А. Бодалев [и др.]// Мир психологии. – 2012. – № 3 (35). – С.156-157.
  8. Выпряжкина И.Б. Критерии психологической компетентности учителя// Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). – М.: МСЭУ, 2013. – С.37-41.
  9. Гордашников В.А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа: Учеб. Для ВУЗов. - М.: Академия Естествознания, 2009. - 700с. Кавычки другие!
  10. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 145 с.
  11. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: Российское пед. агентство, 2015. – 184 с.
  12. Елфимова Н.В. Трудности взаимодействия учителя и учащихся в образовательной среде / Н.В. Елфимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №10. – С.36-40.
  13. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1986. – 203 с.
  14. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов / Е. А. Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2010. – 295 с.
  15. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике/Г. М. Коджаспирова. – М.-Ростов н/Дону, 2005. – 326c.
  16. Кондратьева С.В. Учитель - ученик. – М.: Педагогика, 2011. – 320 с.
  17. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2013. – 365 с.
  18. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. – М.: Просвещение: Владос, 2014. – 240.с.
  19. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России. 2010. – 304 с.
  20. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред, А. А. Бодалева. – М., 2011. – 346 c.
  21. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. – Киев, 2011. – 120 с.
  22. Петрова В. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. – М.: Сентябрь, 2011. – 128 с.
  23. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.  – С.298-299.
  24. Седова Н.В. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей //Педагогика. – 2014. - №1.  C.15-21.
  25. Сидельковский А. П. Проблемы познания отношений в советской педагогике/А. П. Сидельковский. – Ставрополь, 2011. – 420 c.
  26. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 1 / Сост. Е.А. Генике, Е.А. Трифонова // Под общ. Ред. Л.И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2012. – 286 c.
  27. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. Проблемы педагогики. – М.: Дрофа, 2005. – 640 с.
  28. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
  29. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т.1,2. – М.: Педагогика, 1980. – 436 с.
  30. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2010. -         290 c.
  31. Янченко Н.П. Сотрудничество педагога и учащегося // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 25.12.2016).

Приложение 1

Анкетирование школьников показало, что у них возникают трудности в процессе обучения некоторым предметам, В опросе «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников» учитель географии набрал 4,28 баллов, что является средним результатом.

Для эффективного взаимодействия с учениками, учитель должен обладать следующими личностными качествами:

– максимальной гибкостью;

– вниманием к потребностям учащихся;

– установкой на создание положительного подкрепления для учащихся;

–эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, жизнерадостностью.

Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога оказывать влияние на других людей в совместной деятельности, возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.

Пять основных стратегий поведения участников в процессе взаимодействия:

– «противодействие», участники ориентируются на свои цели, не учитывают целей партнеров других;

– «избегание» – уход от контакта, потеря собственных целей ради исключения выигрыша другого;

– «уступчивость», ориентированную на реализацию мотива альтруизма. В этом случае человек жертвует собственными целями ради достижения цели партнером;

– «компромисс», неполное достижение целей партнерами ради условного равенства;

– «сотрудничество», реализация одного из двух мотивов социального поведения человека – мотив кооперации или мотив конкуренции.

Приложение 2

Открытый урок по географии

Тема урока: «Население Южной Америки»

Цели: сформировать представления о народах мира, о коренном и пришлом населении, его расовом составе, его расселении по материку.

Задачи: познакомить учащихся с современным населением Южной Америки, его расовым и этническим составом, расселением по материку.

Сформировать у учащихся географическую культуру, как часть целостной картины мира.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала. Подготовка к восприятию нового материала.

3. Изучение нового материала.

4.Физкультминутка.

5. Закрепление изученного материала.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Содержание урока

Игра «Верю - не верю».

Инструкция: Если Вы мне верите, поднимите сигнальную карточку зеленого цвета, если не верите, то – розового цвета.

Верите ли Вы, что Китай находится в Западном полушарии (зеленая).

Верите ли Вы, что Анды находятся в Северной Америке (розовая).

Верите ли Вы, что Амазонка течет с запада на восток (зеленая).

Верите ли Вы, что мыс Горн является южной точкой Южной Америки (зеленая).

Верите ли Вы, что в Южной Америке самая большая страна – Колумбия (розовая).

Игра «Белая ворона».

Инструкция: Внимательно, читаем логический ряд и называем белую ворону.

– Евразия, Австралия, Африка, Бразилия.

– Колумб, ацтек, Веспуччи, Кук.

– Амазонка, Ориноко, Миссисипи, Негро.

– Мулат, анаконда, броненосец, ягуар.

– Орхидея, питон, бамбук, пальма.

– Венесуэла, Эквадор, Дунай, Чили.

Учитель прикрепляет на доску названые слова «белые вороны».

Игра «Племена».

Инструкция: Работа в трех группах. «Племена» учащиеся должны выбрать себе вождя. Вождь надевает головной убор, совместно исследуя в группе некоторые южно-американские племена. После обсуждения учащиеся рассказывают о племенах:

1 группа племя «Шипибо»

2 группа племя «Чибча»

3 группа племя «Арауканы»

Географические игры помогут учителю установить педагогическое взаимодействие с учениками, достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Положительные и отрицательные числа" - урок в 6 классе (конкурс "Учитель года - 2017" второй - очный тур)

ПредметМатематикаКласс6Автор  УМКН.Я. Виленкин,  В.И. Жохов,  А.С. Чесноков,  С.И. ШварцбурдТема  урокаПоложительные  и  отрицательные  числаТип  урокаПовт...

Конкурсное задание Учитель года 2017 "Я - учитель"

Эссе раскрывает мотивы выбора мною учительской профессии, отражает мои педагогические принципы и подходы, понимание миссии педагога в современном мире...

Технологические карты к открытым урокам в ФГОС классах (К школьному и кожунному этапам конкурса "Учитель года - 2017")

Разработка технолоических карт  к урокам английского языка кардинально отличается от ординарных поурочных планов....

Материал к районному конкурсу "Учитель года-2017". Эссе "Я-учитель".

Данный материал раскрывает суть моей выбранной профессии....

Работа с текстом как основное средство развития слухового восприятия устной речи у школьников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.

Одним из самых сложных разделов работы по развитию слухового восприятия (далее РСВ) в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Восприятие текстов является основным средством развития слухо...