Социально-психологический аспект у подростков в выборе профессии
статья (9 класс)

Шульгина Мария Андреевна

О значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-психологический аспект у подростков в выборе профессии

Подготовила педагог-психолог

МБОУ СОШ 27 г. Воронеж

ШУЛЬГИНА М. А.

Задачи: показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.

Вопросы для обсуждения: анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; анализ результатов психологического мониторинга в рамках социально-психологического проекта «Перспектива профессионального выбора»; влияние семьи на будущий выбор профессии.

Есть два способа выбирать профессию. Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек идет "вслепую", пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существоанию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.

Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессиии к человеку. Только тогда  из поколения в поколение. Для того чтобы поколениявыбор может быть осмысленным.

Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много состовляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

        Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым специалистами Центра диагностики и консультирования социологическим исследованиям по выявлению профессиональных намерений около 60-70 % учащихся 9 классов указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств.

        Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений.        Исходя из необходимости приобретения личного опыта учащимися по построению профессионального будущего, разработан школьный социально-психологический проект «Перспектива профессионального выбора».

        

        Основное предназначение социально-психологического проекта

          Социально-психологический проект «Перспектива профессионального выбора» направлен на выявление у старшеклассников профессиональных намерений и выработку индивидуального плана построения профессионального пути.

Данный проект предполагает проведение диагностических методик, позволяющих выявить степень рационализации жизненных планов юношества, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

           

                   Основная цель проекта:

 - оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку обучающимся старших классов в определении перспективного профессионального плана и в соответствии с ним выработке алгоритма действий.

        Исследование профессиональных намерений проводится с обучающимися 9 классов в первом полугодии учебного года.

Реализация социально-психологического проекта предполагает проведение двух блоков диагностики: психологической и социальной.

Психологическая диагностика профориентированности школьников включает исследование профессиональной направленности и познавательных интересов.

Социальная диагностика профориентированности школьников предполагает исследование степени рационализации профессиональных планов.

        В блок психологической диагностики входят следующие методики: опросник «Темперамент» (А.А.Полетаев), методика «Мой характер» (Н.А. Восковский), тест «Уровень самооценки» (О. Кузнецова), методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток), методика «Шкала потребности в достижении» (М.Ю. Орлов), анкета мотивов выбора профессии (Е.А. Климов), опросник «Определение склонностей» Л.А. Йовайши, методика «Определение профессионального типа личности» (Дж. Голланд), опросник «Вегетативная лабильность» (разработана чешскими психологами и апробирована в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ).

В блок социальной диагностики входят следующие методики: опросник для выявления начального уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению (В.Д. Симоненко), опросник профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова), творческий проект «Жизненные и профессиональные цели» (В.Д. Симоненко), опросник «Карта самоконтроля  по готовности к профессиональному самоопределению» (В.Д. Симоненко).

Диагностические процедуры (анкеты, опросники, тесты) позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого ребенка в соотнесении с различными профессиями.

Результат социально-психологического проекта

В результате учащиеся должны:

знать профессии, специальности, отрасли экономики; способы классификации профессий; психофизиологические особенности своей личности; требования профессий к личности кандидата; правила выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;

уметь  анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению.

иметь представление о смысле и значении профессиональной деятельности в жизни человека и общества; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства.

Таким образом, социально-психологический проект знакомит учащихся 9 классов с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска получения профессионального образования и возможностями трудоустройства.

        В исследовании принимают участие обучающиеся 9-х классов.

Опросник для выявления начального уровня готовности школьников

к профессиональному самоопределению (В.Д. Симоненко)

достаточный

чел.

%

низкий

чел.

%

недостаточный  

чел.

%

Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)

1 – математика

чел

%

9 – история и археология

чел

%

2 – химия

чел

%

10 – педагогика

чел

%

3 – биология

чел

%

11 – медицина

чел

%

4 – геология и география

чел

%

12 – труд в сфере обслуживания

чел

%

5 – техника

чел

%

13 – военное дело и спорт

чел

%

6 – электрорадиотехника

чел

%

14 – вокальное и театральное искусство

чел

%

7 – философия и журналистика

чел

%

15 – декоративно-прикладное искусство

чел

%

8 – юридические науки

чел

%

Анкета мотивов выбора профессии (Е.А. Климов)

  • (%) – преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
  • (%) – больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
  • (%) – стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

Методика: «Шкала потребности в достижении» (М.Ю. Орлов)

Уровень потребности в достижении

низкий

чел

%

средний

чел

%

высокий

чел

%

Опросник «Темперамент» (А.А.Полетаев)

Сангвиник

чел

%

Холерик

чел

%

Меланхолик

чел

%

Флегматик

чел

%

Сангвиник

Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Холерик

Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

Флегматик

Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик - спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Меланхолик

Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы.

 

Тест «Определение профессионального типа личности» (Дж.Голланд)

1.         (%) Реалистический тип – эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2.         (%) Интеллектуальный тип – ориентирован на умственный труд. Он несоциален, независим, оригинален, аналитичен, рационален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи требующие абстрактного мышления. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Интеллектуал предпочитает научные профессии, например, ботаник, астроном, физик, математик и др.

3. (%) Социальный тип – обладает социальными умениями и нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа остается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависит от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).

4. (%) Конвенционный тип – предпочитает четко структурированную деятельность Характер стереотипный; не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности. Преобладают математические способности.

Предпочтительны профессии связанные с канцелярией и расчетом.

5.  (%) Предприимчивый тип – избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, интеллектуальность, реализовать любовь к приключениям. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости, хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью; агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

6.  (%) Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т п.

У каждого человека есть свойства всех 6-ти профессиональных типов, однако, доминируют черты лишь одного или двух типов.

Тест «Уровень самооценки» (О. Кузнецова)

- (%) - высокий уровень самооценки опрошенных 9-тиклассников, при котором человек, как правило, оказывается неотягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

 - (%) - среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других.

- (%) - низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться - с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Направление профессиональной деятельности 9-х классов

Выделяют 5 основных направлений профессиональной деятельности:

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знаковая система — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Выраженный у учащихся интерес к профессиям типа «Человек-Человек» отражает особенности переходного возраста, когда межличностное общение и сфера отношений становятся в центре внимания учащихся. В связи с чем, говорить о том, что данный выбор является окончательным, преждевременно.

Однако многие подростки уже имеют  представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор.

Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростков в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных  занятий с учащимися в 9 классе.

        Результаты исследования могут показать, что учащиеся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы.

Памятка для обучающихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа: «Подросткам о выборе профессии».

Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Принимая  решение, необходимо  тщательно взвесить все «за» и «против». Да...

Презентация Психо-физиологические особенности подростков и выбор профессии

Психо-физиологические особенности подростков и выбор профессии...

Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на ...

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Профессия - это тягость,переходящая врадость.Задачи: показать родителям значениераннего определенияпрофессиональныхсклонностейи способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значени...

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Выступление на родительском собрании...

Родительское собрание. Тема «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Цель собрания - формирование готовности обучающихся школьников  к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.Задачи: 1. Выявление профессиональных интересов и склоннос...