"Скажем жестокости "Нет!" октябрь 2021г
статья

Третьяк Елена Борисовна

Профилактика жестокого обращения с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Скажем жестокости «Нет!»

     Сегодня о жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не исчезла, а  приобрела еще большую актуальность.

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди  калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят  детскую душу. От чего дети ожесточаются, становятся агрессивными. В этом виноваты мы – взрослые!

   Жестокое обращение с детьми  включает в себя  любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями  органов правопорядка.

     Четыре основные формы  жестокого обращения  с детьми.

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

2. Сексуальное насилие (или извращение) - вовлечение  ребенка с его согласия  и без такового в  сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое  воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

        К психической форме насилия относятся:

- открытое  неприятие и постоянная критика ребенка,

- угрозы в адрес ребенка в словесной форме,

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка,

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка,

- ложь и невыполнение взрослыми  своих  обещаний,

-  однократное  грубое психическое воздействие, вызывающее  у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение  нуждами ребенка - это отсутствие  элементарной заботы о ребенке, в результате  чего  нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

        К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

- отсутствие  адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи,

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

               Мы, педагоги,  должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать  жестокое обращение с детьми в семье. Вот основные из них:

       - неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;

       - наличие в семье  больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

       - супружеские конфликты;

     -  низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

       - нежеланный ребенок;

       - умственные или физические недостатки ребенка;

       - трудный ребенок.

Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.

 Существует несколько вариантов детской агрессивности.

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы. Различаются они:

  • внешним поведенческим поведением

(частота и степень жестокости действий).

  • Психологическими характеристикам

(уровень интеллекта, произвольность).

  • Уровнем развития игровой деятельности.
  • Социальным статусом в группе сверстников.

- первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников.  

Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны, и не отличаются особой жестокостью.  Этот вариант агрессивности можно назвать – импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

- Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведении я в общении со сверстниками.  Их агрессивные действия – это средство достижения какой-либо конкретной цели. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем. Не отличается особой жестокостью. Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах. Примечательно: оправдывая себя, обвиняют товарищей.  Основная из цель – избежать негативной оценки взрослого («Он  первый начал», «Он сам лезет, я не виноват»). В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным, нормальным, и единственно возможным средством для достижения цели.  Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным.  

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для самих.  Они используют удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.   Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию. Причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия – действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины  ребенок может толкнуть с лестницы и спокойно, улыбаясь наблюдать, как жертва кричит и плачет. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.

    Для  детей  всех этих групп  имеется общее свойство – невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их.

    Все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь; реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудачи, протест против достижений).

Что  произошло с нашими детьми, почему они стали такими жестокими, двуличными, бездушными? Очень тревожит сегодня дефицит чувств, черствость взаимоотношений между друзьями, знакомыми, учителями, родителями и детьми, бездушие молодежи, отсутствие у нее сострадания, уважения к взрослым и пожилым людям.

    Окружающийся нас мир жесток.  Жалость, сострадание, понимание, милосердие отошли куда-то на задний план, а то и вовсе исчезли, и взамен мы, как паутиной, опутаны бездуховностью и жестокостью.

    Следует отметить, что наши дети не готовы переносить трудности, у них не вырабатывается иммунитета, стойкости, чтобы противостоять нагрянувшей беде. Иногда первое серьезное нравственное испытание кончается для них трагически. Подростки глотают таблетки, бросаются под колеса, режут вены, вешаются, выбрасываются из окон.

Задача педагогического коллектива  состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового  образования,  выслушивать проблемы детей и пытаться разрешить их. Мы, педагоги, должны видеть и уважать в каждом ребенке личность; верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Заседание круглого стола по итогам журналистского расследования «Скажи мне, что написано на твоей одежде, а я скажу – кто ты»

Место в учебно-воспитательном процессеЗанятие с воспитанниками школьного объединения «Редакция газеты «Конфетти»Технологии, методы, приемы Технология проектной деятельности, проблемный мет...

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...

Всероссийские и региональные конкурсы:Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!», региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г. ,региональный конкурс "Абилимпикс"2021г.,Региональный конкурс "Лучший по профессии" 2021г.

Всероссийские и региональные конкурсы: Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!";- региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г.»;- регион...

Урок ИЗО 7 класс "Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом"

Презентация включает в себя скриншоты страниц учебника А. С. Питерских "Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в изни человека." Данный материал для дистанционного изучения темы уча...

Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре....

Методическая разработка Классный час "Правила поведения во время каникул" (28 октября- 7 нояря 2021г.)

Методическая разработка Классный час "Правила поведения во время каникул" (28 октября- 7 нояря 2021г.)...