СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
статья

Гумерова Елена Юрьевна

 Дети могут стать жертвами насилия дома, в школе, на улицах, в общине и в государственных учреждениях. 

Конвенция о правах ребенка признает широкие масштабы насилия в отношении детей и указывает, что дети имеют право на защиту от всех форм насилия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lena_tezaurus.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

СЕКСУАЛЬНОЕ  НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 Дети могут стать жертвами насилия дома, в школе, на улицах, в общине и в государственных учреждениях. 

Конвенция о правах ребенка признает широкие масштабы насилия в отношении детей и указывает, что дети имеют право на защиту от всех форм насилия. Под насилием подразумевается похищениедетоубийствоубийство, традиционные практики, причиняющие увечья, а также сексуальные, психические и физические злоупотребления, включая физическое наказание в качестве «дисциплинарных мер» в отношении детей. Конвенция о правах ребенка устанавливает, что насилие в отношении детей в любой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Конвенцией дети имеют право на физическую и личную неприкосновенность и защиту от «всех форм физического или психологического насилия». Конвенция признает, что все формы насилия вредны и могут оказать отрицательное воздействие на все стороны жизни ребенка.

Дети, подверженные насилию, чаще страдают от недостаточного питания и болезней, хуже учатся в школе, у них пониженное самоуважение. В соответствии с Конвенцией насилие в отношении детей является нарушением их человеческих прав.

Насилие нарушает следующие права:

- право каждого на равную защиту перед законом;

- право не подвергаться жестокому обращению;

право на жизнь и физическую неприкосновенность;

- право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.

В соответствии Конвенцией, государство обязано обеспечить детям, ставшим жертвами вооруженных конфликтов, пыток, дурного обращения, сексуального насилия, злоупотреблений или эксплуатации, физическое и психологическое восстановление или лечение для их социальной реинтеграции.

Насилие над несовершеннолетними - плохое обращение с несовершеннолетним. Может выражаться в виде полового насилия, когда взрослые заставляют несовершеннолетнего заниматься сексом.

Педофилия - это одна из разновидностей сексуального отклонения человека при которой тот испытывает патологическую потребность в сексуальных или псевдосексуальных (любых неполовых контактах с сексуальным подтекстом) с лицами не достигшими психической, физиологической и соматической сексуальной зрелости.

Педофилия латентная - это не проявляемая в обычных условиях зависимость человека от сексуальных контактов с партнерами, не достигшими возраста половой зрелости. Педофилия латентная  не может являться диагнозом, поскольку открыто проявляется крайне редко.

Объектом внимания педофилов могут быть дети любого возраста, вплоть до подросткового; принуждение силой используется редко. Это становится понятным, если учесть, что педофилия рассматривается обществом  как возмутительный поступок, может приносить очевидный психол. вред жертве, часто приводит к аресту педофила и, следовательно, создает группу заключенных, доступную изучению. Исходя из полученных эмпирических данных известно, что педофилы обычно знают детей, с которыми заигрывают - это соседи, члены семьи, друзья, родственники.  Хотя расстройство встречается преимущественно у мужчин, есть сообщения о случаях педофилии у женщин. Педофилов вдвое чаще привлекают дети противоположного пола. Возраст педофилов может варьировать от подросткового и до старческого, за семьдесят; наибольший процент распространенности приходится на середину и конец четвертого десятилетия жизни. Есть данные о том, что этиологические факторы при этом расстройстве могут быть различными, в зависимости от возраста преступника. Данные других  исследований   свидетельствуют о том, что лица, совершающие педофилические акты, разделяются на несколько категорий.

Наиболее крупной категорией являются психологически незрелые преступники - индивидуумы с постоянными трудностями в отношениях со своими сверстниками, чувствующие себя сексуально комфортно лишь с детьми. В большинстве случаев они имеют дело со знакомым им ребенком.

Ко второй категории относятся лица, импульсивно регрессирующие до педофилического поведения под действием стресса. Импульсивность поведения обусловливает то, что преступники этого типа обычно не знакомы с жертвой.

Третья категория состоит из мужчин, имевших эмоционально насыщенные ранние сексуальные контакты с мальчиками (например, в исправительных учреждениях для несовершеннолетних преступников) и не продвинувшихся в дальнейшем в своем сексуальном развитии. Эти педофилы обычно жестоки и упорны в достижении своей цели.

Заключительная категория состоит из антисоциальных личностей, которые охотятся на детей в поисках новых острых сексуальных ощущений. Нередко педофилическое поведение в таких случаях мотивировано как агрессивными, так и сексуальными импульсами; ребенку в процессе сексуального акта часто причиняется физ. вред. При исследовании  у некоторых педофилов обнаруживалась сопутствующая психическая  патология (алкоголизм, шизофрения, органические поражения мозга), при которой  сексуальное поведение обусловливается расторможенностью органических влечений.

 Педофилия - сексуальное влечение к детям (обоих полов). Половые сношения с детьми, не достигшими 16 лет, считается в большинстве стран нарушением действующего законодательства. Обычно возникает под воздействием ряда психологических и социальных факторов, которые влияют на развитие сексуальности. Педофилы могут стараться избавиться от такого влечения, так как общество не одобряет данного поведения; большую пользу им может оказать поведенческая терапия, или же сексуальное влечение может быть снижено с помощью применения различных лекарств.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО»

Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.

Родители должны знать, что:

1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.

2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.

3. В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.

4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.

5. Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.

6. Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Защитить детей от сексуального насилия - одна из главных задач родителей

Вот несколько правил для родителей, которые необходимо взять на вооружение:

1. Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей. Не отпускайте играть одного (или даже в компании сверстников) во двор без присутствия взрослых. Можно договориться с кем-нибудь из соседей наблюдать за детьми по очереди.

2. Даже если у вас послушный ребенок, строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной. Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке»…

3. Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, в кафе – как бы соблазнительно или интересно эти предложения ни звучали. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.

4. Ребенок должен доверять только родителям. Педофил может представиться тренером, кинорежиссером, налоговым инспектором, журналистом… и даже родственником мамы или папы, их сослуживцем. Хорошо воспитанный ребенок доверчив, он может стать жертвой собственного воспитания, преступник часто знает имя ребенка, к которому обращается с просьбой, – это совсем нетрудно, стоит только немного покрутиться возле места, где играют дети. Они громко обращаются друг к другу по имени. Научите ребенка говорить таким взрослым, что он, прежде всего, должен спросить разрешение пойти куда-то у мамы или папы.

5. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, алкоголиками, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, одном доме, на одной улице…). Примерно треть убийц-насильников ранее судимы или состояли «на заметке» у участкового инспектора

6. Беседуйте вечерами с ребенком, старясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Часто маньяки делают круги вокруг мест скопления детей. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.

7. Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребенка, родителями его друзей, учителями, преподавателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних – обращайтесь в милицию.

8. Объясните ребенку, что, если в лифт с ним все же кто-то зашел, лучше выйти (например, сославшись, что ребенок что-то забыл дома или на улице). Такую ситуацию можно отрепетировать с ребенком заранее. Если ребенок уже едет в лифте, а подозрительный человек все-таки вошел, ребенку лучше спокойно выйти на следующем этаже. Научите его пользоваться вызовом диспетчера и расскажите, как вести себя в случае остановки лифта или в других непредвиденных ситуациях. Не забудьте предупредить и о том, что не стоит баловаться кнопкой вызова – это хулиганство, и диспетчер может отключить лифт.

9. Договоритесь со своим ребенком, что он никогда не должен рассказывать знакомым или незнакомым людям, когда мама и папа приходят с работы или уходят куда-то и в какое время он бывает дома один. Если приходится вечером одной (одному) идти по улице, то шагать надо быстро и уверенно и не выказывать страха. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и последовать за ними рядом.

10. Подходя к двери квартиры, ребенок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребенку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребенку телефон надежной соседки, – человека, который живет поблизости и которому ребенок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.

11. Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское со знание.

Что должен знать и уметь ребенок:

уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;

ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму; ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;

внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление

   Когда взрослый  человек бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. 

     Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным.

     Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. 
     Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну.

      Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно. 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЮ О СЕКСУАЛЬНОМ НАСИЛИИ

НАД ДЕТЬМИ:

1.    Дети редко лгут о том, что над ними совершается сексуальное насилие, хотя, чтобы защитить насильника, они могут приуменьшать природу и степень насилия. Рассказывая о совершенном над ними насилии, дети не только рискуют быть наказанными насильником, но и, при этом, безусловно, вносят разрушения в свою жизнь. Поэтому, если они говорят о насилии над ними, необходимо обратить внимание на их слова.

2.    Дети, как и все живые существа, испытывают положительные чувства от прикосновений. Эти чувства проявляются пассивно, в большей степени не имея осознанный характер (в виде прикосновений, и др.). Взрослые, обладая такими знаниями и опытом, должны осознавать, что сексуальные действия с ребенком  это эксплуатация ребенка и нанесение ему вреда.

3.   Чаще всего (в 75-90 процентов случаях) сексуальное насилие над детьми совершают люди, которых дети хорошо знают, и которым доверяют. В более чем 50 процентах случаев доказанного насилия, оно совершается отцами, отчимами или другими близкими членами семьи.

4.   Чаще всего сексуальное насилие над детьми — это длительно продолжающийся процесс, при котором эксплуатируются близкие, доверительные отношения, установившиеся между взрослым и ребенком. Часто вовлечению ребенка в непосредственные сексуальные действия предшествует длительный период сексуального ухаживания.

5.   Сексуальное насилие может произойти, когда ребенок находится еще в младенческом возрасте, и дети дошкольного возраста считаются группой высокого риска. Наиболее часто подвергаются насилию дети от 8 до 11 лет.

6.   Любая форма сексуального насилия травмирует ребенка. Вред, нанесенный сексуальным насилием, носит преимущественно эмоциональный характер, он протекает из переживаний, вызванных, предательством доверия и потерей детства. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают глубокое чувство изоляции, стыда, и тревоги, отсутствия собственной значимости. Эти симптомы, если их не лечить, остаются и во взрослой жизни. Ни один ребенок психологически не подготовлен к случаям насилия. Даже у двух-, трехлетнего ребенка, который еще не знает, что такие действия недопустимы, возникают проблемы, отображающиеся на его неспособности справляться с чрезмерным раздражением.

7.   Статистика случаев сексуального насилия показывает, что девочки чаще, чем мальчики, подвергаются насилию. Однако значительное число мальчиков также являются жертвами насилия. Наиболее часто они подвергаются сексуальному насилию вне семьи, со стороны людей, совершавших насилие не один раз.

8.  Иногда дети могут соглашаться на участие в сексуальных действиях потому, что у них отсутствуют возможность, опыт и знания для оказания сопротивления или потому, что они боятся последствий. Такие дети, а также дети, лишенные привязанности, вовлекаются в сексуальные действия чаще, чем другие.

9.  В первое время детям могут нравиться привязанность или внимание, которые им уделяются. Если насилие продолжается долгое время, они могут предпринять попытки остановить его. Но чаще всего дети боятся того, что им не поверят, или их накажут за то, что они рассказали. Какими бы ни были обстоятельства, детей нельзя винить за то сексуальное насилие, которое над ними совершалось.

10.  Родители, считающие, что уж их-то ребенку сексуальное насилие не угрожает, пребывают в опасном заблуждении, которое может причинить огромный вред их семье.