ШМО
учебно-методический материал

Сичкарь Любовь Владимировна

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дмитровского муниципального района Московской области» 

Сообщение на ШМО по теме:

 «Выход из конфликтных ситуаций

 в группе подростков с ОВЗ»

        Подготовила и провела

воспитатель

высшей категории

Сичкарь Любовь Владимировна

2018г.

Выход из конфликтных ситуаций в группе подростков с ОВЗ.

ПУТИ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ

Конфликтом обычно называют столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей, в отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Бесконфликтного общения не бывает. Конфликт - закономерное явление, так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими интересами, индивидуально-типологическими особенностями (например, типом темперамента), направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем и т. д. Следовательно, необходимо относиться спокойно к тому, что в коллективе среди обучающихся они возможны, и делать все необходимое для их предупреждения и конструктивного разрешения.

 Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество. Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.

Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в группе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны. Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.

Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества. Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.

Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Среди детей с ОВЗ часто встречаются дети-задиры, склонные к ссорам и дракам В работе с ними мы используем различные игры и упражнения, например:

1. «Спина к спине»

Дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.

Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят взрослый и ребенок. Эта игра направлена на то, чтобы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

2. «На кого я похож»

Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное он похож?», «На какую птицу?», «На какое дерево?», «На какой цветок?» и т. п.

Свои варианты может предлагать и сам ребенок, и так далее по кругу.

Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т. п.

3. «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Для проведения игры понадобится  клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг за стол и составляют одну большую цветную паутину, связывающую всех между собой. Когда она плетётся, то каждый может выразить свои добрые  мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребёнок , получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребёнок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова  и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

4.  Ролевая гимнастика

а) Рассказать известное стихотворение следующим образом:

— шепотом;

— с пулеметной скоростью;

— со скоростью улитки;

— как робот;

— как иностранец.

б) Походить как:

— младенец;

— глубокий старик;

— лев.

в) Улыбнуться как:

— кот на солнышке;

— само солнышко.

г) Посидеть как:

— пчела на цветке;

— наездник на лошади;

— Карабас-Барабас.

д) Попрыгать как:

— кузнечик;

— козлик;

— кенгуру.

е) Нахмуриться как:

— осенняя туча;

— рассерженная мама;

— разъяренный лев.

Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

5. «Рассерженные шарики»

Цель:  научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

Задачи:

помочь ребенку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;

активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребенок мог увидеть, почувствовать, «услышать» раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл;

показать и научить безопасным способам выражения чувств гнева и раздражения;

закреплять полученные знания и навыки в повседневной жизни ребенка.

Материалы: надувные шарики двух цветов по количеству детей, плакат.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, надуйте красные шарики и завяжите их. Представьте, будто надутый шарик — это тело человека, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева. Скажите, может ли сейчас (дети держат завязанные шарики) воздух входить и выходить из него?

Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека?

А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

Ребята, теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался. Что случилось с шариком?

Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?

Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.)

Ребята, если шарик — это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека.

Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

Давайте надуем еще   шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился?

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?

Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

На нашем плакате есть полоска радуги такого же цвета, как и наши шарики. Какой это цвет? (Красный.)

Прочтите , что можно сделать, чтобы чувство гнева стало меньше. (Кувыркаться, купаться, колотить подушку, корчить рожицы перед зеркалом, красить, рисовать, крутить колеса — см. плакат.)

Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения.

Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дмитровского городского округа Московской области» 

Сообщение на ШМО по теме:

 

«Воспитательное занятие, способствующее формированию культуры поведения у детей с ОВЗ (мастер-класс)»

        Подготовила и провела

воспитатель

высшей категории

Сичкарь Любовь Владимировна

2019г.

Учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе во многом нацелен на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности. Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. От того, насколько у детей сформированы основы нравственного отношения к окружающим, навыки культурного поведения, во многом зависит успешность их интеграции в обществе.

Под культурой поведения понимается совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения как сложное синтетическое образование включает в себя, с одной стороны, нравственные требования общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека. В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних - индивидуальных возможностей личности. Небрежность во внешнем виде, невнимательность, бестактность постепенно формирует соответствующие отрицательные качества личности. Поэтому одной из основных задач развития личности и социализации ребенка является вооружение знаниями правил культурного поведения, формирование устойчивых привычек их выполнять.

Проблема формирования культурного поведения у детей на разных этапах онтогенеза нашла отражение во многих отечественных исследованиях (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, И.Н. Курочкина, Е.О.Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.). В качестве основных составляющих культуры поведения ребенка авторами выделяются: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям, умение дорожить временем.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культурно-гигиенические навыки и привычки– не менее важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Изучение возрастных закономерностей культурно-нравственного воспитания детей указывает на то, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности в целом. Формирование культуры поведения на данном возрастном этапе должно осуществляться с учетом следующих компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. В исследовании O.A. Коряковцевой определено основное содержание данных компонентов для детей младшего школьного возраста:

• когнитивный компонент составляют знания учащихся о культурно-нравственных нормах и правилах, о законах общежития, о поведении в общественных местах, транспорте, в гостях, об искусстве ведения беседы и т.д.;

• эмоциональный компонент характеризуется наличием переживаний и отношений, связанных с восприятием всего, что относится к понятию культуры поведения и нравственным ценностям личности;

• операционный компонент предполагает опыт культурного поведения, который порождает, углубляет и закрепляет определенные переживания и отношения у младших школьников.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает что, если дети с нормальным развитием постепенно усваивают принятые в обществе правила поведения и применяют их в различных жизненных ситуациях, то у детей с интеллектуальными нарушениями имеется целый ряд причин, препятствующих формированию нравственно-этических представлений, основ этической культуры. К ним, прежде всего, следует отнести низкую любознательность и слабую восприимчивость к новому, недостаточность мышления и других познавательных процессов, нарушения эмоциональной сферы и поведения. К числу неблагоприятных факторов также следует отнести низкий культурный уровень семей значительной части воспитанников специальных (коррекционных) школ  наличие отрицательного опыта внутрисемейных отношений, при котором ребенок достаточно рано сталкивается с негативными ценностями и образцами

На наших занятиях рассматриваются вопросы гигиены, культуры поведения, культуры общения и вопросы, связанные с личной безопасностью. Большую помощь в работе оказывают интернет-ресурсы, серии картинок, плакаты по данной тематике, презентации. Так же положительное влияние оказывает чтение сказок, стишков, рассказов.

Проводились беседы с последующим обсуждением на темы: «Что такое вежливость?», «Волшебные слова», и др. и дальнейшим применением этих слов в речи детей. Проводился классный час на тему: «Вежливые слова», «Культура поведения ».

Интерес и живой отклик вызывают у ребят мероприятия «Любит осень детвора», «Тепло сердец подарим нашим мамам» «Здравствуй, сказка!», «Весна и женщины похожи» и др.

В классе установлен ежедневный график дежурства, что очень нравиться детям. Так же им нравиться помогать взрослым, например, полить цветы, убрать пособие в шкафчик, убрать в столовой посуду после завтрака и обеда.

Таким образом, достижения детей с интеллектуальной недостаточностью в социальном плане, успешность их последующей адаптации находятся в самой непосредственной зависимости от того, насколько эффективно используется воспитательный потенциал той среды, где они проводят основную часть времени, то есть среды коррекционного образовательного учреждения. Если не помочь таким детям приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, самостоятельно они не смогут восполнить этот пробел.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дмитровского городского округа Московской области»

Сообщение на ШМО по теме:

«Воспитательное занятие, способствующее продолжению формирования культуры поведения у детей с ОВЗ

(мастер-класс)»

        Подготовила и провела:

Воспитатель высшей категории

Сичкарь Любовь Владимировна

2020 г.

      Мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей выражаем, не задумываясь об их смысле. А между тем слова благодарности обладают магическими свойствами и способны согреть своей теплотой. Именно поэтому большое внимание в нашей школе уделяют воспитанию у детей доброжелательности.

      Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате во многом нацелен на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности. Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. От того, насколько у детей сформированы основы нравственного отношения к окружающим, навыки культурного поведения, во многом зависит успешность их интеграции в обществе. И основная миссия вспомогательной школы – помощь в социальной адаптации воспитанников.

      Под культурой поведения понимается совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних - индивидуальных возможностей личности. Небрежность во внешнем виде, невнимательность, бестактность постепенно формирует соответствующие отрицательные качества личности. Поэтому одной из основных задач развития личности и социализации ребенка является вооружение знаниями правил культурного поведения, формирование устойчивых привычек их выполнять.

      В качестве основных составляющих культуры поведения ребенка выделяются: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

      Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям, умение дорожить временем.

      Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

      Культурно-гигиенические навыки и привычки – не менее важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

      Изучение возрастных закономерностей культурно-нравственного воспитания детей указывает на то, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности в целом.

      Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что если дети с нормальным развитием постепенно усваивают принятые в обществе правила поведения и применяют их в различных жизненных ситуациях, то у детей с интеллектуальными нарушениями имеется целый ряд причин, препятствующих формированию нравственно-этических представлений, основ этической культуры. К ним, прежде всего, следует отнести низкую любознательность и слабую восприимчивость к новому, недостаточность мышления и других познавательных процессов, нарушения эмоциональной сферы и поведения.

      На наших занятиях рассматриваются вопросы гигиены, культуры поведения, культуры общения и вопросы, связанные с личной безопасностью. Большую помощь в работе оказывают интернет-ресурсы, серии картинок, плакаты по данной тематике, презентации. Так же положительное влияние оказывает чтение сказок, стишков, рассказов.

      Проводились беседы с последующим обсуждением на темы: «Правила поведения в столовой», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Правила езды в транспорте» и др. Проводился классный час на тему: «Вежливые слова», «Как обратиться с просьбой».

Ребята с удовольствие принимали участие в мероприятиях: «В нашем саду листопад!», «Пусть всегда будет мама», погружение в радугу «Цвет» (красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая недели). С интересом смотрели сказку на   нравственную тематику «Невоспитанная Марфа» (Театр-студия «Радуга), сказку от Московской школы   185 «Дружба». В игровой и спальне, раз в неделю, дети делают влажную уборку помещений, что очень нравиться детям. Так же им нравиться помогать взрослым, например, полить цветы, убрать пособие в шкафчик, убрать в столовой посуду после завтрака, обеда и ужина. Таким образом, достижения детей с интеллектуальной недостаточностью в социальном плане, успешность их последующей адаптации находятся в самой непосредственной зависимости от того, насколько эффективно используется воспитательный потенциал той среды, где они проводят основную часть времени, то есть среды коррекционного образовательного учреждения. Если не помочь таким детям приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, самостоятельно они не смогут восполнить этот пробел.

Урок вежливости.

Задание 1: вставить в рассказ вежливые слова. 

Воспитатель.

  Давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором), написанные на листочке, подходящие по смыслу.

«Однажды Глеб поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Глеб встал и сказал ей: «Садитесь (хором - пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Глеба: … (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Глеб чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Глеб быстро сказал: …. (извините, пожалуйста).

Игра "Доскажи словечко"

Учить детей использовать в речи вежливые слова, воспитание таких качеств; как благодарность, быть добрым, умение помогать.

-Продолжим игру загадками, которые покажут, знаете ли вы «Волшебные слова»?

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)

Когда виноваты, сказать вы спешите - прошу вас, (пожалуйста, извините)

В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше (не перебивай)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Старшим людям не грубите, им при встрече говорите

не «привет», а (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

Задание 2

И напоследок хочу предложить вам импровизированный кукольный спектакль, в котором сможет поучаствовать каждый.

Кукольный спектакль «Медвежонок-невежа».

В одном лесу жил-был медвежонок. И звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов.

Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных зверят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идет она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла к ней мысль, как проучить и научить Гошу.

Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха». Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.

-Почему это мне печенье не дали! Где моё печенье! Хочу печенье! - стал требовать медвежонок.

-А ты разве не читал, что в объявлении написано? - спросила тётушка Росомаха.- Я пригласила прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты и читать не умеешь, вот и не понял? Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тётушки Росомахи:

- А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?

- Нужно ходить в школу, - ответила она- там тебя всему научат.

На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.

Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут  навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.

_ Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может вам тяжело? Давайте, я помогу вам донести сумку! - сказал  Гоша.

Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.

Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тётушке: - Спасибо.

      Какой вежливый медвежонок! - произнесла в ответ тётушка Росомаха.

       

Извините, пожалуйста



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дмитровского городского округа Московской области»

Сообщение на ШМО по теме:

«Культура общения в семье»

Подготовила и провела

воспитатель

высшей категории

Сичкарь Любовь Владимировна

        

2021г.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразны. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания.

Тема: «Культура общения в семье».

Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры общения и этикета у детей школьного возраста.

        Вопросы к обсуждению:

  1. Культура общения и поведения у детей школьного возраста.
  2. Речевой этикет взрослых и детей.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители! Очень рады видеть вас в нашей группе. Тема сегодняшнего родительского собрания «Культура общения в семье».

Наше собрание начнем с доброго приветствия, но в нетрадиционной форме в виде игры. Игра – приветствие. 

Содержание: Все участники – родители рассчитываются на 1, 2, 3, 4. Участники с №1 складывают руки за головы так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – кладут левую руку на левое бедро, правую – на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны; №4 – держат сложенные крест – накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как все участники примут исходное положение, ведущий предлагает им по определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ведущий собирает участников в 4 группы, и они приветствуют друг друга внутри каждой из них (здороваются первые номера с первыми, вторые со вторыми).

 Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество. 

Что нужно понимать под хорошими манерами в семье?
Во-первых, в разговорах с близкими, как бы они ни огорчали вас, никогда не следует горячиться. Нужно сдерживать себя, стараться говорить – кратко, спокойно, естественно. Всякие категоричные суждения можно смягчать выражениями вроде «я думаю», «мне кажется». Прежде чем что-то сказать или, тем более, сделать по отношению к другому, тактичный человек подумает – как его слова и поступки будут восприняты, не оскорбят ли кого? Увлекаться какими-либо спорами также нежелательно. Опыт показывает: если спор продолжается долгое время и ведется упорно, то между спорящими людьми возникает холодность отношений и даже чувство неприязни. Культура поведения требует от нас способности владеть собой, умения сдерживаться.
 При этой старайтесь, чтобы дети не видели, как мама с папой выясняют отношения. Никогда не вовлекайте их в семейные ссоры, это их травмирует.

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у школьника:

- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.

- С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».

- Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.

Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного. Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило: «Каждой вещи – своё место».

Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём:

Представьте такую ситуацию:

Ситуация 1

Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?

- Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок, перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.

- Не суйся, когда взрослые разговаривают.

- Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

- Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Вопросы:

- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?

- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?

Обобщение:

 Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:

- он не умеет слушать;

- проявляет агрессию к тому, кого перебивает;

- хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);

- не обладает достаточным запасом терпения;

- не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза “Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас” станет поистине волшебной.

2.Большое внимание хочется уделить внимание речевому этикету.

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.

Заповеди семьи

Семья должна учить любить,

Прощать и вежливыми быть,

Заботу к ближним проявлять

И никого не обижать;

На помощь к другу проходить

И комплименты говорить;

Плохого меньше замечать

И обещанье выполнять;

Дружить и старших уважать,

Быть справедливыми, не врать,

Собою жертвовать уметь,

Быть скромными и всех жалеть.

Вот для чего семья нужна,

Вот почему она важна.

Когда семья такою станет.

Другая в мире жизнь настанет.

Спасибо за внимание!

.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дмитровского городского округа Московской области»

Доклад

ТЕМА: « Культура поведения и привычек у детей с ОВЗ ».

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Сичкарь Любовь Владимировна

                                                                                                                         2021 г.

                                                   Дмитров 2021г.

Тема: « Культура поведения и привычки у детей с ОВЗ»

Безусловно, все, что заложено в детстве, сопровождают человека по жизни. И прежде всего, это привычки, многие из которых дети перенимают от взрослых.

Создание культурных привычек в нашей группе мы начали с воспитания аккуратности и чистоплотности. Ребята научились одеваться, застилать свою кровать, стараются поддерживать вокруг себя порядок, чистоту, помогают воспитателю в уборке классной комнаты. Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Все дети знают перед едой обязательно надо вымыть руки, надо  уметь пользоваться ложкой,  стараться не пачкать одежду во время еды – причем  всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематического контроля со стороны педагогов.

Воспитание культуры поведения в начальной школе направленно на побуждение воспитанника к максимальной самостоятельности в выполнении правил личной гигиены, чтобы навыки и умения личной опрятности, аккуратности, культуры еды переросли в потребность, чтобы чистоплотность вошла в привычку и стала свойством личности. Мною всегда подчёркивается социальное значение правил аккуратности, а их выполнение – это признак уважения к близким, знакомым, вообще к окружающим.

Формирование навыков культурного поведения предполагает также использовать коллективных методов в процессе проведения занятий:

1. Разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;

2. Пример правильного поведения других детей;

3. Специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения, соблюдение правил гигиены, правил дорожного движения и т.д.

4. Организация коллективного труда, который направлен на организацию совместного общения учащихся, на формирование умения согласовывать свои действия, умение договариваться. Коллективный труд формирует привычку взаимопомощи, вежливости, трудолюбия.

5. Коллективные экскурсий в библиотеки, к воинским памятникам, или просто прогулка по осеннему парку объединяют воспитанников. Тематика таких экскурсий разная: библиотека, воинские памятники, прогулка по осеннему парку объединяют воспитанников,  научат общению и культурному поведению не только со сверстниками, но и со старшими детьми со взрослыми. Что в последствии позволяет детям с ОВЗ успешно адаптироваться в социуме.

6. Конечно, хотелось бы побольше встреч с интересными людьми. Например, с ветеранами Великой Отечественной войны.

Цель таких мероприятий- не только расширить кругозор особенных детей, но и сформировать представление о культуре поведения с людьми пожилого возраста, воспитать чувство уважения к людям старшего поколения.

7.  А встреча с представителями различных профессий- это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности с младшего школьного возраста по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация.

Итак, на занятиях, дети под руководством воспитателя приобретают и закрепляют, безусловно, большое количество полезных привычек. Поэтому в моей календарно-тематическом плане есть такие занятия, как: «Мытье рук в определенной последовательности», «Ленивые не бывают аккуратными», «Твой внешний вид», «Правила поведения в столовой, на прогулке, в школе»,  «Мы идем в театр», «Настоящий друг», «Чтение стихов о дружбе», «Чтобы дружно жить, дружбой надо дорожить», «Доброта и вежливость», «Правила поведения в транспорте» и т.д. Содержание этих занятий направлено на формирование дружеских взаимоотношений, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться взрослым и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей.

Наши дети открыты для новых знаний. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для них нормой поведения, стойкой привычкой.

Но положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны лишь в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям. Педагог должен выступать как друг и пример для подражания, а, ребёнок - в положении равноправного помощника. Только соблюдая эти правила, можно добиться желаемых результатов от детей.

Опыт показывает, что дети с ОВЗ могут достичь такого уровня развития, который позволяет большинству из них по окончании школы трудиться и быть полезными обществу.

Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники   школы-интерната надеюсь смогут проявить степень своей воспитанности повсюду. Умение обратиться с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом, в общественных местах – все эти навыки очень пригодятся нашим детям, как  и желание трудиться, быть полезными, востребованными.

Подводя итоги выступления, можно отметить, что, воспитывая культуру поведения у детей, мы, взрослые должны постоянно, строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.

Осуществляя систему воспитательных воздействий, педагог должен проявлять уважение к личности ребенка, быть всегда приветлив, вежлив и предельно терпелив.. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.