«Особые образовательные потребности при обучении детей с расстройством аутистического спектра»
статья

В 2019 году Министерство здравоохранения РФ сообщало о том, что число детей диагнозом РАС в России превысило 31 тыс. человек, только в 2018 году РАС был впервые поставлен более чем 4 тыс. детей.  И с каждым годом ситуация только ухудшается. В связи с этим государство затрачивает огромные средства на организацию обучения таких детей, также выделяются деньги на обучение различных специалистов для работы с такими детьми.

Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих ребят. Важно при этом понимать, что эта задача не может быть решена методом административных решений и простым включением детей с особыми образовательными потребностями в школьный класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_autizm.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Особые образовательные потребности при обучении детей с расстройством аутистического спектра»

В 2019 году Министерство здравоохранения РФ сообщало о том, что число детей диагнозом РАС в России превысило 31 тыс. человек, только в 2018 году РАС был впервые поставлен более чем 4 тыс. детей.  И с каждым годом ситуация только ухудшается. В связи с этим государство затрачивает огромные средства на организацию обучения таких детей, также выделяются деньги на обучение различных специалистов для работы с такими детьми.

Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих ребят. Важно при этом понимать, что эта задача не может быть решена методом административных решений и простым включением детей с особыми образовательными потребностями в школьный класс.

Аутизм - от латинского "аутос" - "сам", погружение в себя.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Для них характерны определенные трудности с социальным взаимодействием и общением. Другими особенностями являются нетипичные модели действий и поведения, такие как трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения.

ВОЗ описывает РАС как нарушение развития, которое влияет на общение и поведение и может быть диагностировано в любом возрасте.

Под аутизмом понимается целый спектр подобных расстройств: у каждого человека с аутизмом разные комбинации аутистических черт с разной степенью интенсивности.

Важно отметить, что аутизм - это не болезнь, которую можно вылечить волшебной таблеткой.

Аутичные черты и проблемы восприятия являются серьезным препятствием при обучении в школе. Затруднения в установлении контакта со сверстниками, поверхностные и специфические межличностные отношения могут стать причиной социальной отстраненности как со стороны одноклассников, так и учителей. Возможно неадекватное поведение, даже в самой легкой форме (выкрикивания в классе, раскачивание на стуле), может раздражать учителя и мешать вести урок, не говоря уже о более серьезных формах проблематичного поведения, таких как агрессия или аутоагрессия.

Кроме того, аутичным детям свойственны многочисленные речевые нарушения, нарушения в просодике и интонации.

В образовательном процессе у таких детей возникают сложности с самостоятельным выполнением полученного задания и пониманием фронтальных инструкций учителя, обобщением полученных навыков, общением со сверстниками, возможностью работать в группе с другими детьми, обращением за помощью и привлечением внимания учителя.

 По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной и правильно организованной коррекционной работе большая часть детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, остальные – по программе специальной школы того или иного типа. И лишь немногие адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, вообще социально не адаптируются или адаптируются относительно (они нуждаются в постоянной опеке) и лишь немногие достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Варианты организации образования детей с РАС: полная инклюзия в обычном классе общеобразовательной школы без тьюторского сопровождения;  полная инклюзия в обычном классе общеобразовательной школы с тьюторской поддержкой; частичная инклюзия (часть времени учащийся обучается в обычном классе, а часть времени – в специализированном); специализированные классы для детей с различными нарушениями (в обычных или коррекционных школах); специализированные классы для аутичных детей (Autistic Support Classrooms in the Public Schools);специализированные школы для аутичных детей; обучение по индивидуальному учебному плану, надомное обучение по заключению медицинской комиссии (в том числе с использованием дистанционных технологий).

 При обучении детей с РАС возникают особые образовательные потребности. Условно их можно разделить на три блока: первый блок – потребности, связанные с введением учащегося с РАС в ситуацию обучения; второй блок - потребности, связанные с освоением адаптированной образовательной программы; третий блок - особые образовательные потребности, удовлетворение которых необходимо для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы ребенка с РАС.

Основные проблемы первого блока- это создание и поддержка четкой временно-пространственной структуры организации всей школьной жизни ребенка. Не менее важно установление эмоционального контакта с учителем и со специалистами, помогающими в организации учебной деятельности, так же индивидуально дозированное введение в ситуацию обучения, использование методов, методик, технологий и педагогических приемов, специализированных для детей с РАС (структурирования времени и пространства, визуализация обучающих средств использование расписаний, личных букварей и др.).

Потребности, связанные со вторым, блоком имеют два направления: первое адаптация учебного процесса. Туда можно отнести: составление адаптированных образовательных программ для учащихся с РАС; адаптация методов и методик обучения; подбор методик обучения в соответствии с возможностями учащихся с РАС; подбор, модификация и разработка учебных материалов; контрольных и тестовых заданий; разработка методических рекомендаций по использованию коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе.

 И второе направление коррекционно-развивающие обучение, что включает в себя комплексное психолого-педагогическое воздействие, учитывающее закономерности онтогенеза и морфологические особенности центральной нервной системы ребенка с РАС; совместная деятельность педагога и ребенка, основывающаяся на сотрудничестве и опирающаяся на собственную активность ребенка.

Особые образовательные потребности третьего блока, связанные с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка с РАС. Сюда можно отнести помощь ребенку с РАС в накоплении и осознании опыта общения с взрослыми и детьми; направленную коррекционно-развивающую работу по развитию эмоционально-волевой сферы; сотрудничество с семьей, при необходимости, оказание психологической помощи семье.

В процессе обучения ребёнка с РАС участвуют такие специалисты как: учитель-дефектолог (развитие познавательной деятельности), учитель-логопед (коррекция речевых нарушений и развитие речи), педагог-психолог, владеющий методами нейропсихологической коррекции (нейропсихологическая диагностика и коррекция на индивидуальных занятиях)

После уроков могут посещать кружки коррекционной направленности: театральной студии (с элементами психодрамы), кружка «Учимся общаться», игротерапия.

 Кроме того, при самом включении в коллектив для приобретения академических знаний ребенок с аутизмом должен получить функциональные навыки социального взаимодействия, которые являются необходимыми для «выживания» в любой социальной среде, не только в образовательной. Умение отстоять свои права и свое достоинство, найти общие интересы со сверстниками, сотрудничать и взаимодействовать с ними, а также поддерживать дружбу и близкие отношения – все эти навыки необходимы для достойной жизни в социуме и являются предпосылкой к дальнейшей самостоятельной жизни вне школы .

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»

Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений  социального взаимодействия, социальной коммуникаци...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.

Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ББК 74.3 О 26ББК 74.3Обучение детей с расстройствами аутистического спект, ра. Методические рекомендациидля педагогов и специалис& тов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на//...

Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной о...