Инклюзивное образование-проблемы и перспективы.
статья

Эссе. Тема. Инклюзивное образование-проблемы и перспективы. Размышления на тему педагогов разных поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Тема. Инклюзивное образование-проблемы и перспективы.

Размышления на тему педагогов разных поколений.

Авторы: Шипилова С.М. –учитель дефектолог,

Васильченко О.М. –учитель – дефектолог.

Для человека не существует более чудовищного наказания,

чем быть предоставленным в обществе самому себе

и оставаться абсолютно незамеченным.

Уильям Джеймс

        Мы выбрали для своего эссе именно этот эпиграф Уильяма Джеймса-американского философа и психолога потому, что считаем главной предпосылкой, которая заставила развивающееся гражданское общество задуматься о положении в нём  людей с инвалидностью, является понимание того, что каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Кроме того, ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Положение людей с инвалидностью в качестве изгоев в обществе невозможно было больше терпеть.

       Такое положение перестало устраивать обе стороны. Но что же делать? С чего начать? Да, да, с образования, конечно. Оно получило название инклюзивного, т.е. была создана такая форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся у него особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательном учреждении.

       В нашей стране стали задумываться об инклюзивном образовании в 80-90 г.г. прошлого века, в Европе несколько раньше. Во всех странах мира стала распространяться инклюзия и в основе её была идеология, исключающая дискриминацию детей с ОВЗ и понимание необходимости приспособления образования к нуждам особенных детей в рамках общеобразовательной школы (а не наоборот - приспособление детей к образованию).

       Уже ни один десяток лет подряд ведутся дискуссии по поводу инклюзивного образования. И сколько бы ни было «за», или «против», но инклюзия прочно входит в наше образование.

       У каждого педагога есть свой взгляд на эту проблему, есть он и у нас. Тем более, что мы работаем в одной коррекционной школе и давно сформировали свою точку зрения на эту проблему, хоть и являемся представителями разных поколений. Хотим поделиться нашим  мнением, которое совпадает по всем позициям. Решение этой проблемы лежит через преодоление ресурсных и социальных трудностей. При этом, социальная составляющая главная. Ведь ещё Л.С. Выготский говорил о том, что личность и среда-это одно целое. Именно социальная среда имеет первостепенное значение в процессе воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ. Как много предстоит нам сделать, чтобы общество наше стало инклюзивным. Чтобы люди стали понимать и принимать детей с ОВЗ, чтобы наконец, стало возможным преодолеть стереотипы и предрассудки, связанные с присутствием детей –инвалидов в общеобразовательном учреждении. Как важно понять, что многообразие и непохожесть детей друг на друга-это не проблема, а важнейший ресурс, который необходимо использовать в образовательном процессе. Надо понять, что разнообразие усиливает все стороны жизни. Особенными детьми должны стать и здоровые дети в определённом понимании, именно потому, что опыт инклюзии-это опыт сочувствия, эмпатии, терпения,  сопереживания, понимания, добра и любви к ближнему.

    Известный французский философ и педагог, основатель организации «Ковчег» и движения « Вера и Свет» -Жан Венье говорил, что «мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас научить многому». Когда я узнала об этом человеке, услышала его размышления по поводу необходимости открыть глаза и услышать крик о помощи людей с инвалидностью, почувствовать мир их боли, я поняла, что именно такие люди не дают нам очерстветь и являются своеобразными проводниками в мир особенных людей.

       За последние годы общество изменилось, но для того, чтобы изменить ситуацию в корне, надо начинать с детских садов, где дети с юного возраста начинают понимать, что разница между детьми-это норма, учатся общению, которое обогащает и тех и других. Родители детей также включаются в процесс коммуникации, помогают друг другу преодолеть взаимное непонимание, отчуждение, учатся ломать психологические барьеры и решать проблемы. Дети заставляют  родителей меняться.

       Сейчас много говорят о том, что социально-экономические условия жизни у нас в стране не могут способствовать быстрому распространению инклюзивного образования. А я уверена, что какие бы ни были успешные социально-экономические условия, но без педагога общеобразовательной школы, умеющего работать с особенными детьми, у инклюзии нет будущего! В школе должен появиться учитель-универсал, обладающий целым набором знаний, умений и навыков. Но самое первое требование-это любовь к детям, которая даётся свыше, причём любовь ко всем детям. Такой педагог, он не только профессионал, он имеет щедрую душу, верит в возможности каждого ребёнка, умеет их распознать и сделать так, чтобы эти возможности раскрылись, такой педагог  следует  за учеником, но и делает это не в ущерб учебному процессу, он способен увидеть потенциал каждого ребёнка и к каждому из таких особенных детей предъявить адекватные требования. Это ещё и педагог, который пережил «опыт трансформации», т. е принял особенных детей и способен к самопожертвованию-высшему проявлению долга учителя. И ещё одно важное свойство такого педагога- это педагог, владеющий коммуникативной культурой. Он способен повести за собой не только своих подопечных, но и их родителей. Повторю ещё раз, универсальность учителя – это ключевая позиция в реализации инклюзивного образования.

     В заключении хотим отметить, что система инклюзивного образования заставляет общество становиться инклюзивным, наконец  приходит понимание, что  только то общество имеет будущее и может называться цивилизованным, если каждый ребёнок с ОВЗ будет иметь возможность стать его полноценным гражданином, а государство будет оказывать  этому ребёнку  свою полную поддержку.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.

Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Круглый стол "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Фотоматериалы."

Фотоматериалы заседания Круглого стола "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"...

Статья в сборнике "Инклюзивное образование : проблемы, поиски , решения.

" Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования "....

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

Данная статья затрагивает болезненную, но в то же время крайне актуальную статью для современного этапа развития образования и общества в целом. В работе  представлены аргументы в пользу организа...

Деловая игра «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»

Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательныхучреждений, включенных в работу с детьми с ограниченными возможностямиздоровья.Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедре...

Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...

Педагогический совет "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

В презентации педагогического совета "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы" рассматривается правовая основа для обучения детей с особенностями в развитии, история развития обучени...