Методические рекомендации социального педагога в образовательном учреждении
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бурова Юлия Константиновна

В данных рекомендациях Вы найдете: задачи и направления в работе социального педагога; роль социального педагога в системе общественного воспитания; планирование работы социального педагога, а также рекомендации по составлению отчетности за учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom._sots._pedagoga.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации социального педагога в образовательном учреждении

1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
В ШКОЛЕ

1.1. Состояние и тенденции развития социальной педагогики

        Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. В школе и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Поэтому учет обстановки в микрорайоне и контроль за проведением детьми часов досуга имеют большое значение. Местожительство надо рассматривать как часть микросреды школьника, активно влияющей на формирование и развитие его личности. Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека.

        Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность. Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение и учителя стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребенка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.

        Успех воспитательной работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей. Основное внимание сегодня школа призвана уделять той среде, где дети и подростки проводят большую часть свободного времени.

1.2. Социальный педагог в школе

        Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания подрастающих поколений. Жизнь выдвинула задачи воспитания личности в открытой социальной среде, тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества — школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. В ходе такого коллективного сотрудничества родилось новое перспективное направление педагогической науки ~ социальная педагогика, возвышающая позицию личности, исходящая из того, что первичен человек, а государство, общество, все воспитательные институты — вторичны и должны быть поставлены на службу интересам человека, способствовать его развитию. Данное методологическое положение заложено в современную модель взаимодействия человека, семьи, общества. В этой концепции доминирующая роль отводится социальной педагогике, социальной работе. Педагогика отношений в социуме составляет базовую интегративную основу в системе служб помощи населению, в том числе молодежи, детям. Социальная педагогика ставит на первый план развитие личности, реализацию ее способностей и задатков.

        Службы социальной помощи населению ставят своей целью своевременно изучить ситуацию в семье, диагностировать, выявить трудности, проблемы, оказать соответствующую помощь, стимулируя активную позицию, формирование ценностных ориентаций бережного отношения к своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей среде.

        Задача политиков и экономистов, педагогов и медиков, психологов и всего общества в том, чтобы сохранить отечественный генофонд, защитить нравственное и физическое здоровье детей и молодежи, сохранить и законодательно поддержать детские и молодежные социальные инициативы. Сегодня очень важно научить подрастающее поколение честно зарабатывать деньги, привить желание и интерес к социально — полезной деятельности, повернуть семью не только к воспитанию детей, но и к творчеству в социуме, что поможет укрепить духовные связи семьи. Для решения задач воспитания, развития и социализации личности в школе введены новые профессии: педагог-психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Роль открытой среды в социализации личности огромна. Она формирует первоначальное представление об обществе, его укладе, традициях, нравах. Именно здесь ребенок познает жизнь, приобретает первый опыт социального общения. Развитие социально- педагогической работы может, и должно перерасти в гуманистическое педагогическое движение с целью оздоровления нашего социума, а значит и всего общества в целом.

        Решение всего комплекса проблем детей и молодежи сегодня невозможно без объединения усилий на межведомственной основе государственных органов власти, специальных ведомств, общественных организаций и коммерческих структур. Человек, избравший профессию социального педагога, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной культурой, деликатностью, уметь анализировать социальные явления и процессы.

        Социального педагога надо выращивать, создавая базу для допрофессиональной подготовки — школу помощников социальных педагогов, включающую три основных блока: общеобразовательный, психолого-педагогический, специализированный.

        Есть определенный набор знаний, без которых человек не сможет быть профессионалом в социальной работе. Это знание психологии, навыки коммуникации, умение разговаривать с людьми (детьми, чиновниками, администраторами), педагогические навыки, знание работы в детских коллективах. Кроме того, успех деятельности социального педагога зависит от качеств его личности, духовности и душевности.

1.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания

        Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов — социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как, впрочем, и она резко ослаблена без него.

        Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия — не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.

        Социальный педагог не похож на школьного учителя или другого работника школьного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность ~ общаться с семьей, «трудиться» в микрорайоне, где нет привычной ситуации с распределенным школьным режимом, наличием авторитетов и т. д., а есть семья, тусовка, разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым и т. п.

        Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т. д.

        Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество — взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.

2. Технология организации работы социального педагога

        Институт социальных педагогов влияет на формирование воспитывающих. гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в социуме. в сфере семьи, семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. Клиентами семейного социального педагога является семья и сфера ее ближайшего окружения по месту жительства. Он не ждет, когда к нему обратятся за помощью, социальный педагог в эти чески допустимой форме сам «выходит» на контакт с семьей, личностью. Он ставит «социальный диагноз» и с учетом возрастных особенностей изучает психологические аспекты личности, способности людей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, условия их жизни, моральную атмосферу, выявляет позитивные и негативные влияния проблемы - психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключаются работники, специализирующиеся по определенным профилям, органически взаимосвязанные с социальным педагогом.

        Социальный педагог не поучает, не руководит, не командует, не приказывает, не запрещает. Вся энергия направлена на то, чтобы вдохновить и побудить человека к действию, к инициативе, к творчеству. Вместе с тем помочь людям в совместной деятельности установить доброжелательные, гуманистические отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу. Сделать это можно, лишь постоянно находясь среди людей, чувствуя их настроение, интересы, проблемы, реально оценивая возможности конкретной личности, разбираясь в сложной системе взаимоотношений, находя всякий раз эти чески допустимую меру «вмешательства» в семью, ее ближайшее окружение.

        Социальный педагог создает реально действующий механизм социальной защиты, поддержки, помогая государству и общественным структурам доходить до каждой семьи, до каждого человека как высшей ценности обновляющегося общества. Социальный педагог прилагает усилия по улучшению семейного воспитания и предупреждению правонарушений несовершеннолетних наряду с общими мерами, применяемыми в нашей стране, по воспитанию подрастающего поколения. В обязанностях социального педагога также включается систематическая работа по пропаганде среди родителей педагогических знаний, культуры отношений, быта: укрепляет связь семьи с общественностью, повышает ответственность родителей за воспитание детей, а также своевременно выявляет неблагополучные семьи и принимает меры общественного воздействия к родителям, не выполняющим свой гражданский долг.

2.1. Основные задачи и направления в работе социального педагога

        Деятельность социального педагога включает работу по следующим направлениям:

  • Просвещение, под которым понимается распространение педагогических знаний в педагогической, родительской и ученической среде. Просвещение осуществляется социальным педагогом в следующих формах: лекции, лектории, беседы, семинары, организация выставок, подборка литературы и пр. Для проведения отдельных форм просветительской деятельности социальный педагог может приглашать специалистов.
  • Профилактика как целенаправленная работа по созданию оптимального психологического климата в педагогической среде, наиболее соответствующего воспитательному и педагогическому процессу; по предупреждению возможных негативных явлений в социальном и личностном развитии учащихся.
  • Основные формы профилактической работы: лектории для учащихся, учителей, родителей; часы общения, организация психологических, медицинских и др. обследований, составление программ и выработка рекомендаций по индивидуальной работе со школьниками; педагогический консилиум.
  • Семейная терапия как метод нивелирования болезненных процессов в семье, корректировка семейных ситуаций, которые неблагоприятно сказываются на развитии ребенка.

        Социальный педагог - посредник между личностью отдельного ребенка и окружающей его социальной средой строит свою работу, исходя из необходимости решения следующих задач:

1. Обеспечить самоопределение и самореализацию личности, способной успешно интегрироваться в современное общество и совершенствовать его.

2. Помочь детям овладеть:

  • знаниями о мире;
  • высокой функциональной грамотностью;
  • способностью наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия;
  • умением работать в коллективе и нести ответственность;
  • способностью постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям;
  • умениям анализировать свои интересы и склонности.

3. Обеспечивать развитие таких профессиональных умений и видов педагогического труда как:

  • систематическое и длительное наблюдение;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • текущая психолого-педагогическая и социологическая диагностика;
  • разработка и планирование системы действий по достижению конкретных педагогических результатов, ориентируясь на наличный уровень развития и характер интересов детей, условия и потребности окружающей жизни. нормы и традиции культуры.
    Имея в виду, что клиентами социального педагога являются семья ребенка, его ближайшее окружение по месту жительства, в школе (микросоциум), социальный педагог строит свою работу, исходя из следующей технологии:

1. По собственной инициативе: в этически допустимой форме обеспечивает контакт с микросоциумом.

2. Ставит социальный диагноз.

3. Изучает психологические: возрастные особенности, способности людей.

4. Определяет интерес, круг общения, условия жизни, моральную атмосферу.

5. Выявляет позитивные влияния: стимулирует их укрепление.

6. Выявляет негативные влияния: проблемы - психологические, медицинские, правовые и т.д. Подключает к их решению специалистов различных профилей.

Социальный педагог проводит следующую организационно-педагогическую работу:

1. Контролирует посещаемость и успеваемость учащихся:

  • встречает детей перед началом учебных занятий;
  • ежедневно просматривает классный журнал;
  • анализирует результативность учебного процесса;
  • посещает уроки и занятия;
  • проводит взаимные консультации с коллегами;
  • определяет меры по коррекции учебного процесса.

2. Осуществляет работу по охране прав детства и здоровья детей в соответствии с законами Российской Федерации:

  • имеет список неблагополучных семей установленной формы;
  • принимает участие в комиссии по обследованию жилищных условий;
  • оформляет необходимые документы для оказания материальной помощи детям.

3. Организует питание детей:

  • обеспечивает полный охват детей горячим питанием;
  • имеет список детей, организованно питающихся в столовой, с ежедневной отметкой;
  • оформляет необходимые документы для организации бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;
  • ежедневно подает заявку на питание в столовую;
  • в соответствии с графиком работы столовой контролирует прием пищи детьми.

4. Организует консультации и дополнительные занятия по предметам общеобразовательного цикла для детей:

  • имеет список детей, посещающих такие занятия;
  • контролирует посещаемость дополнительных занятий;
  • анализирует результативность дополнительных занятий;
  • провидит дополнительный консультации с коллегами;
  • определяет меры по коррекции системы дополнительных занятий.

5. Организует работу с семьями воспитанников:

  • изучает условия воспитания детей в семье;
  • согласует и координирует стратегию и тактику, конкретные меры по обеспечению полноценного развития воспитанников с родителями или лицами, их заменяющих:
  • информирует родителей или лиц, их заменяющих, о состоянии и результатах развития ребенка:
  • при необходимости организует терапевтические мероприятия;
  • проводит разъяснительную и просветительскую работу среди родителей.

6. Организует и стимулирует разнообразную общественно- значимую деятельность детей:

  • участвует в различных творческих делах, организует планирование, подготовку, проведение и обсуждение всех коллективных творческих дел:
  • активно привлекает родителей к этой работе.

7. Фиксирует отклонения в развитии и поведении детей, своевременно информирует об этом администрацию посредством служебных записок.

8. Выполняет поручения по реализации Закона РФ "Об образовании".

9. Информирует учащихся об изменениях в расписании занятий, о плановых и внеочередных мероприятиях.

10. Ведет личные дела в установленном порядке, по требованию администрации готовит характеристики, представления в сторонние организации.

11. Организует обследования, консультации психологов, медиков и др. специалистов.

12. Используя возможности учреждений дополнительного образования, организационно обеспечивает полное развитие физических, творческих и интеллектуальных способностей, а также координирует усилия педагогов, родителей и всех взрослых в целом, влияющих на становление личности его воспитанников.

13. Влияет на процесс формирования коллектива, групп и других неформальных объединений учащихся.

14. Регулирует межличностные отношения между детьми, между детьми и взрослыми, помогает воспитанникам в установлении отношений с окружающими.

15. Оказывает помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.

16. Участвует в создании материально-бытовых условий работы.

17. Вышеуказанную работу строит на основе согласованного с администрацией плана работ, глубокого психологического и социологического анализа, руководствуясь при этом педагогической целесообразностью.

18. Анализирует свою деятельность, отчитывается о результатах работы и состоянии дел перед администрацией.

Социальный педагог имеет право:

1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления в работе в определенный период.

2. Требовать от администрации образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

3. Запрашивать необходимую для работы документацию.

4. Обращаться в медицинские и дефектологические комиссии, решающие дальнейшую судьбу детей.

5. Участвовать в разработке новых методов социально-педагогической работы и других видов работ, оценке их эффективности.

6. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и газетах. Разрабатывать новые методы работы социального педагога и получать на них авторские права.

7. Иметь дополнительную учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией, либо выполнять дополнительную работу на основе договора, заключенного администрацией учебно-воспитательного учреждения с социальным педагогом, если объем работы не превышает установленную норму.

8. Использовать единый методический день для самообразования, изучения опыта коллег, участия в семинарах и конференциях.

9. Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему образования и выездную стажировку.

10. Приглашать родителей или лиц, их заменяющих, для совместных дел, собраний, собеседований.

11. По согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, организуя решение вопросов, связанных с образованием учащихся.

12.Посещать уроки и занятия.

3. Основные полномочия и задачи социально-педагогической службы:

  • Создание малых исследовательских коллективов или групп, создание групп скорой помощи для решения проблем, касающихся отдельных классов, групп и отдельных учащихся.
  • Создание инициативно-штабной команды для разработки социально-педагогических значимых проектов и их реализации.
  • Разработка плана диагностики и выявления основных проблем решению, которых должна быть посвящена деятельность социально-педагогической службы.
  • Разработка в соответствии с планом района и всех заинтересованных организаций единого плана работы во второй половине дня, в праздничные и выходные дни, согласование этого плана образовательно-воспитательными планами школы.
  • Участие в работе по продвижению положительного имиджа школы в общественное сознание.
  • Организация полномасштабной профессиональной учебы социальных педагогов и психологов, обеспечение их необходимыми периодическими изданиями, обобщение и распространение наиболее значимого и полезного опыта.
  • Проведение два раза в год заседаний стратегического и координационного совета.
  • Разработка специальных программ «Семья», «Семья и школа», «Подросток», «Досуг», «Лето и каникулы», «Профессия», «Творчество», «Дети риска».
  • Создание привлекательных для детей форм и организаций, видов
    деятельности и социально-производственной практики (хоры духовные и гражданские, мастерские и технические клубы, волонтерские, экологические, поисковые отряды, практика на производстве, клубы и бюро по выполнению компьютерных работ и работ по техническому и гуманитарному переводу, бригад «Зеленый мир», издательств, редакций, кино - и фотостудий, эстрадно-музыкальных, художественных и театральных студий...)
  • Инициирование, создание и подписание контрактов и договоров с организациями и гражданами, заинтересованными в организации творчески насыщенного досуга детей и подростков.
  • Разработка и тиражирование материалов в помощь всем тем, кто занимается социальным воспитанием детей и подростков.
  • Полномасштабные контакты с религиозными организациями, молодежными организациями, общественными движениями.
  • Создание специального пресс-центра для широкого и постоянного взаимодействия со средствами массовой информации.
  • Аккумулирование ресурсов (средств и усилий), с целью помощи семьям и детям, нуждающимся в этом.
  • Создание инициативных групп разработки образовательно-воспитательных программ для детей и молодежи.
  • Проведение творческих, спортивных, технических викторин, конкурсов, соревнований, турниров.
  • Организация походов, слетов, экскурсий и выездов.
  • Разработка особых программ поддержки для педагогически запущенных учащихся.
  • Создание условий и возможностей для здорового образа жизни детей и спортивной реализации своих возможностей заинтересованными в этом детей.
  • Создание инициативных родительских групп для оказания помощи школе, организации разновозрастных клубов по интересам, проведения различных соревнований с участием семьи.
  • Проведение семинаров, научных конференций, психолого-педагогических тренингов.
  • Инициировать и способствовать созданию любых общественных (родители, общество, система дополнительного образования, детские организации...) формирований, позволяющих решать задачи воспитания учащихся.
  • Создать в школе совет по социальному воспитанию с широким представительством всех заинтересованных участников воспитательного процесса.
  • Способствовать созданию родительских объединений в целях поддержки воспитания в школе и в семье (совет отцов, совет выпускников, совет лидеров...)
  • Возглавить, организовать и проводить весь комплекс работ, направленных на выработку планов и программ личностно-ориентированного воспитания, и обучения детей и подростков с обязательным соответствием планов фактическим или возможным ресурсам.
  • Проводить усилиями классных руководителей, социальных педагогов и психологов углубленную диагностику психолого-педагогического климата, особенностей и характеристик семейного воспитания, интересов детей и подростков, возможностей школы и среды по организации воспитательного процесса, диагностику успешности воспитания, диагностику удовлетворенности детей и взрослых условиями и педагогическими возможностями в школе и микрорайоне.
  • Создавать условия для здорового образа жизни через насаждение в школе культа спорта, здоровья и успешности.
  • Организовать обучение педагогов современным технологиям психолого-педагогического взаимодействия в процессе воспитания.
  • Организация дискуссионно-просветительской деятельности по наиболее острым проблемам современности (асоциальное поведение молодежи); агрессивные группы и молодежные субкультуры; культура и антикультура; философия жизни, любви, дружбы; образ жизни и образ прозябания; гражданин и обыватель; громкий быстрый успех; когда умрет классика; что дает и чем можно заменить чтение; любовь или секс; модель семьи будущего; малая родина и обычный героизм; личность, деньги и вещи; управлять собой - управлять другими; что дает доброта; чем хороша и опасна стая; CMC - форма деградации; что такое помогать родителям и почему мы с ними конфликтуем; и т.п.)
  • Создать и совершенствовать базу информации по разнообразным
    проблемам воспитания.
  • Организовать сбалансированную систему конкурсов и соревнований по различным предметам, спортивным, эстетическим, техническим видам деятельности.
  • Организовать предметные вечерние школы, профессиональные, спортивные, эстетические центры.
  • Создать службы образовательной и психолого-педагогической помощи учащимся и родителям.
  • Создать родительскую школу и дошкольную детскую школу по подготовке детей и родителей к школе.
  • Разработать длительные социально-педагогические проекты для детей группы риска, педагогически запущенных, одаренных, ослабленных детей.
  • Выявить учащихся, нуждающихся в специальной психолого - педагогической поддержке и создание медико-психолого - педагогических групп для их поддержки.
  • Координация и планирование собственной деятельности, деятельности социальных педагогов, психологов, воспитателей, освобожденных и просто классных руководителей.
  • Создание из числа учителей-предметников, родителей, психологов, представителей общественности, представителей ученического самоуправления групп социально-педагогической и организационной поддержки для выведения из кризиса классных коллективов, групп и отдельных учащихся.
  • Помощь в работе и постоянное взаимодействие с классными руководителями по диагностированию психолого-педагогического климата в классах, выявлению учащихся с отклонениями в поведении и учебе.
  • Проведение совместно с психологом консультаций для родителей и учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.
  • Проведение рейдов по выполнению торговлей правил продажи алкоголя и табака.
  • Помощь в работе и взаимодействие с уполномоченным по правам педагогов и детей в школе.
  • Создание школьного сайта для получения права и возможности каждому участнику педагогического процесса в цивилизованных
    формах высказать свои претензии, идеи и предложения, которые, социальный педагог, обобщив, использует для предоставления информации всем заинтересованным структурам в школе и для решения поставленных проблем.
  • Ведение базы и организация деятельности, направленной на организацию помощи семьям и учащимся, нуждающимся в психолого-педагогической и социально-экономической помощи и поддержке,
  • Организация деятельности по одному из направлений, играющих важную роль в воспитательном процессе в школе (театральную, музыкально-танцевальную художественную студию, мастерскую или клуб).
  • Координация, участие и подготовка предметных и общественно значимых соревнований, турниров, первенств, викторин, диспутов, тематических вечеров и встреч.
  • Проведение совместно с родительской общественностью различных семейных соревнований.
  • Разработка специальных индивидуальных карт по работе с учащимися, требующими дополнительного педагогического внимания.
  • Разработать совместно с представителями социума план-карту возможностей школы и района по задействованию учащихся в каникулярное, вечернее время и в выходные дни, с вовлечением в различные виды деятельности учащихся группы риска.
  • Выступление на педагогических форумах, классных часах, родительских собраниях с материалами и сообщениями по социально-педагогическим проблемам.
  • Подготовка памяток, материалов, листовок, информации для классных руководителей.

4. Технологии социальной работы

        Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.

  • Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
  • Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества. 
  • Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц, нуждающихся в социальной помощи.
  • Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.
  • Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.
  • Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.
  • Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами. 
  • Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении. 
  • Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан. 

5. Планирование работы социального педагога

        Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. 

        Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

        Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

  • научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
  • согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;
  • оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
  • перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей; 
  • коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов; 
  • конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

        Разработка плана может строиться по следующей схеме:

1.  ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

2. изучение литературы по общим основам планирования;

3. изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;

4. анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;

5. изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);

6. подготовка проекта плана;

7. коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;

8. рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении;

9. утверждение ого на заседании педагогического совета.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

  • план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;
  • план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;
  • план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

        Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел.

        Перспективный план может иметь следующую структуру:

  • аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);
  • цели и задачи работы;
  • планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

        Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

6. Рекомендации по составлению аналитического отчёта социального педагога за учебный год

        По итогам работы социальный педагог готовит аналитический отчет, который представляется руководителю ОУ, копия- в КДН. В отчете должны быть отражены все виды деятельности в соответствии с планом работы и журнала учета проведенной работы. Отчет должен включать качественные и количественные показатели по направлениям деятельности.

Общие сведения

Социальный паспорт ОУ.

Количество учащихся в школе.

Количество педагогических работников.

Количество детей, склонных к правонарушениям (внутришкольный учет).

Количество детей, состоящих на учете в КДН и ОДН (их список, причина постановки на учет).

Количество неблагополучных семей (их список, причина постановки на учет) и др.

Примерная структура отчета

Качественные показатели деятельности социального педагога

        1.  Степень реализации целей и задач запланированной работы на учебный год. Причины невыполненной работы и появление незапланированной деятельности.

        2.   Анализ профессиональной деятельности по направлениям.

        3. Обобщенный анализ результатов диагностической работы, проводимой в соответствии с планом.

        4. Обобщенный анализ консультативной, просветительской и профилактической работы.

        5. Анализ эффективности коррекционной работы с учащимся (воспитанником), группой детей, семьей.

        6. Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

        7. Анализ работы по формированию ЗОЖ.

        8. Обобщенный анализ мероприятий по охране и защите прав детей и подростков, проведенных за год.

        9.  Работа с трудными семьями.

        10. Степень участия социального педагога в создании обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников); обеспечения охраны их жизни и здоровья.

        11.  Участие в работе методического объединения.

        12.  Повышение квалификации в текущем учебном году. Потребность в повышении квалификации на будущий учебный год.

        13.  Другие виды работ.

        14.  Проблемы, условия и причины их возникновения; задачи и методы их решения.

Отчет социального педагога сопровождается таблицами, графиками, диаграммами и др.

7. Примерный перечень документации социального педагога образовательного учреждения

  1. Перечень Законов и подзаконных актов по защите прав ребенка из различных по социальному составу семей.
  2. Должностная инструкция социального педагога.
  3. Социальный паспорт ОУ.
  4. Социальные паспорта классов.
  5. Перспективный, календарный планы работы, утвержденные руководителем ОУ.
  6. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденные руководителем ОУ.
  7. График работы, утвержденный директором школы.
  8. Журнал учета рабочего времени.
  9. Документация по вопросам организации работы с различными категориями учащихся и семей в соответствии с социальным паспортом ОУ (карточки по категориям учащихся и семей учащихся):
  • опека и попечительство;
  • учащиеся, состоящие на школьном (педагогическом) учете;
  • учащиеся, состоящие на учете в ОДН;
  • учащиеся из социально неблагополучных семей;
  • дети-инвалиды;
  • учащиеся, обучающиеся индивидуально;
  • малообеспеченные семьи;
  • неполные семьи;
  • многодетные семьи;
  1. Картотека учета запросов (обращений) родителей, учителей, учащихся и мер по разрешению конкретных проблемных ситуаций.
  2. Методические рекомендации для родителей по семейному воспитанию.
  3. Систематизированная информация для родителей, педагогов, учащихся о городских службах медико-психолого-педагогической помощи, юридических консультаций, кризисных центров, ЦПД, учреждений и служб города по вопросам оказания помощи в вопросах защиты прав детей.
  4. Материалы для выступления на педсоветах, заседаниях методических объединений учителей, классных руководителей, конференций, «круглых столов».
  5. Накопительные материалы по работе с различными категориями обучающихся и родителей по наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы:
  • списки, акты посещения, характеристики, картотеки, сведения о семье, информация о занятости в системе дополнительного образования;
  • информация о пропусках учебных занятий;
  • сведения о занятости в период каникул;
  • организация летнего отдыха;
  • решения СП;
  • постановления КДН.

8. Рекомендации по составлению характеристики учащегося

        Ввиду возросшей сегодня потребности в оперативном предоставлении характеристик предлагаем рекомендации по составлению.  В характеристике указывается:

- Ф.И.О., дата рождения учащегося, название учебного заведения;

- в течение, какого периода ученик (воспитанник) посещает данное учреждение;

- как зарекомендовал себя за время обучения (подробно описать положительные и отрицательные стороны его личности, черты характера; дела, участие в которых принимал ребенок; уровень воспитанности, уровень усвоения учебного материала; ведущие интересы и склонности;);

- описать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, отношение родителей к школьным успехам;

- указать, для кого предназначается характеристика.

        Составитель характеристики ставит под ней свою подпись и приносит на утверждение руководителю, который в случае согласия также ее подписывает. Характеристика заверяется печатью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттестации

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттест...

Методические рекомендации социальным педагогам для родительских собраний

Методические рекомендации социальным педагогам образовательных учреждений для родительских собраний; и к использованию в работе с детьми группы риска. ...

Рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном об...

Методические рекомендации для государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в региональном этапе всероссийской программы «Арт-Профи Форум»

Методическая разработка для государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в региональном этапе всероссийской программы...

Документационное обеспечение деятельности социального педагога в образовательных учреждениях

Документационное обеспечение деятельности социального педагога в образовательных учреждениях...

Краевой конкурс методических разработок «Социальный педагог в образовательной организации в 2020 году» Номинация «Социальная активность»

С 2019 года в нашей школе введена новая добрая  традиция – ежегодно проводить мероприятия, посвященные Всемирному Дню волонтера, на которых освящается деятельность  волонтерского движе...