Эссе "Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи"
материал

Наталья Васильевна Заиграева

Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала большой интерес у представителей психологической и педагогической науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе :«Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи»

(Заиграева Н.В., социальный педагог)

Будучи студенткой педагогического института, я прочитала трактат Руссо Ж.Ж. «Эмиль, или О воспитании». Это было 30 с лишнем лет назад… Впоследствии я много читала по данному вопросу, но его позиция мне запомнилась и нравится до сих пор. А позиция заключается в том, что он считает, что именно воспитание является тем самым фундаментом, на котором строится вся наша дальнейшая жизнь.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы «дать детям одно единственное ремесло – жизнь» Мне кажется, что в наше время эта позиция не потеряла своей актуальности и глубокого смысла, а вот роль воспитателя во многом изменилась.

Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала большой интерес у представителей психологической и педагогической науки. Различным исследованиям личность педагога подвергалась в трудах таких известных отечественных ученых, как Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.С. Мерлинг, В.Д. Небылицын, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминова, С.К. Кондратьев, Л.М. Митина, И.А. Зимняя и многих других.

Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к педагогу: кроме высокого профессионального уровня, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки современного педагога. Современная модель педагога предполагает воспитание у него компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе, но личность самого педагога в формировании личности ученика очень велика. От того, как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».