Обучение дошкольников способам конструктивного разрешения конфликтов
консультация

Обучение дошкольников способам конструктивного разрешения конфликтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_resheniya_konfliktov_yagudina_aa.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ягудина Альбина Александровна,

социальный педагог

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка»

Обучение дошкольников способам конструктивного разрешения конфликтов

Конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников                          и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников: конфликт в операциях и конфликт в мотивах.

Рассмотрим подробнее виды конфликтов между детьми дошкольного возраста. Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, притязаниями и с различными умениями и возможностями.  В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя                                    и сверстников и создает отношение к себе.

Специфика детской игры заключается в том, что она имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых и служит средством, реализующим желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни. -  И.В. Маврина.

И все-таки, хотя дети очень любят играть вместе, далеко не всегда их игра проходит мирно. Очень часто в ней возникают конфликты, обиды, ссоры.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает                           в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников                        и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет                              о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта.

Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка                        в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру                    с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения.

Все исследователи игр дошкольников отмечают то обстоятельство, что                             в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игра обретает вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является способом разрешения конфликтов.

Предполагается, что сюжеты игры ребенок выбирает в зависимости                     от того противоречия, которое требует разрешения и может быть разрешено                  в данных условиях. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте. 

          В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются: 
• Сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации); 
• Имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий» процесс);

 • Интерактивные игры (игры на взаимодействие); 
• Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации); 
• Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; 

• Психогимнастика; 
• Чтение и обсуждение художественных произведений; 
• Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов  с последующим моделированием новых версий; 

• Дискуссии. 

Главная цель проведения занятий, в которых дети сталкиваются                             с проблемными ситуациями, это: 

• Обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;

• Упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений; 
• Научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; 
• Проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; 
• Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации; 
• Принимать ответственность за свои чувства на самих себя. 

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни.

Задача воспитателя – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважение. После проведения игр предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми. 

Вначале воспитатель сам предлагает детям игры и активно в них участвует. Со временем дети сами охотно выражают желание поиграть                              в определенные наиболее понравившиеся игры (например, в игру, в которой можно научиться улаживать споры). 

К сожалению многие дети ни в семье, ни в детском саду так                                          и не приобретают этого социального навыка, но хорошие воспитатели могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, и не в последнюю очередь – следовать социальным нормам                                  и правилам. 

Однако не каждый ребенок-дошкольник умеет и готов рассказать                                 о своей проблеме. В этом случае можно организовать беседу                                                   в соответствующе оборудованном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.п. 

Воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям: 

• Взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;

 • Не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь, думаешь; 

• Не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»; 
          • Не нападай на других, когда тебе плохо. 

Поддержанию интереса к такому роду занятий способствует участие литературных и сказочных героев. Например, в гости могут прийти волшебники – добрый и злой, в которого вселились «чудовища» под названием гнев, обида и злость. Дети стараются помочь своим гостям                                в различных их затруднениях.

           Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество. 
Основные задачи:

 • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими. 
• Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим. 

• Показать детям, что значит взаимное признание и уважение. 
• Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты. 
• Вызывать заинтересованность в общей цели. 

• Формировать готовность внести свою лепту в общее дело. 

• Развивать готовность идти навстречу друг другу.

 • Учить проявлять терпение к недостаткам других.

 • Учить умению считаться с интересами других. 

            ИГРА «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ» 

 Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. 
           Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе!                   На вдох делаем шаг вперед, на выдох – назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, а на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук- шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». 
         ИГРА «ОБЪЯТИЯ»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. 
Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». 
       Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг. 
Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали                       их на руки, прижимали их к себе, обнимали. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно                         и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства                                 к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас захочет, чтобы его обняли. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия. Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие. 

После игры задаются вопросы:  - Понравилась ли тебе игра? 

- Почему хорошо обнимать других людей? 

- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает? 

- Обнимают ли тебя дома? Часто ли это бывает? 

         ИГРА «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ» 

Цель: формирование групповой сплоченности.

 Ход игры. Воспитатель: «Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля – стоя перед своей публикой       и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты                  не только ушами. Быть может, он воспринимает эти овации всем свои телом, душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты.                            Я хочу с вами поиграть. В этой игре мы будем аплодировать друг другу сначала тихонько, а затем, когда будут присоединяться другие дети, все сильнее и громче. Становитесь в общий круг, я начинаю».

  Воспитатель подходит к кому-либо их детей. Смотрит ему в глаза                       и дарит свои аплодисменты. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получит аплодисменты всей группы. 
ИГРА «ПАРОВОЗИК» 

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других. 
        Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия. 

Игру можно усложнить, пустив два паровозика, которые должны быть очень осторожны, чтобы не столкнуться. 

Блок игр на обучение эффективным способам общения

 ИГРА «ПОПРОСИ ИГРУШКУ»

 Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (№ 1                          с каким-либо опознавательным знаком) берет в руки любой предмет: игрушку, книжку, карандаши и т.п. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. 
Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». 

Инструкция участнику № 2: «Подбери нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Дети выполняют задание, затем меняются ролями.

 ИГРА «ХОРОШИЙ ДРУГ» 

Цель: развивать умение налаживать дружеские взаимоотношения. 
Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка. 

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге                               и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь                        об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы предлагает нарисовать на бумаге. 
Дальнейшее обсуждение:

- Как человек находит друга? 

- Почему так важны в жизни хорошие друзья? 

- Есть ли у тебя друг в группе?

 ИГРА «ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ» 

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми. 

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерстяной нити. Дети садятся в общий круг. 

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе сплетем одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение словами: «Лена (Дима, Маша и т.д.)! ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)». 
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы нить была более- менее натянута. После этого Лена должна подумать                 и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его, она также произносит добрые слова: «Дима, ты мне нравишься, потому что нашел мою заколку, которую я вчера потеряла». И так игра продолжается пока все дети не будут опутаны нитью «паутины». последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении. 

Каждый ребенок, наматывая свою часть «паутины» на клубок произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок. 
Дальнейшее обсуждение: 

- Легко ли говорить приятные вещи другим детям? 
- Кто вам говорил что-нибудь приятное до этой игры? 
- Дружные ли дети в группе? 
- Почему каждый ребенок достоин любви? 
- Что-нибудь удивило вас в этой игре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Обучающий семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов в рамках поддержки школьной службы примирения»

Цель данного семинара – в активном режиме познакомить педагогов с восстановительным подходом через ролевое проигрывание восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) для создания и дальнейшей...

Презентация "Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение"

Тема из кодификатора ОГЭ по обществознанию, подходит как для подготовки к ОГЭ, так и может быть использована на уроке обществознания при изучении данной темы по КТП....

Правила конструктивного разрешения конфликтов с помощью медиативных технологий

Конфликт плюсы и минусы. Конфликтогены. Правила конструктивного разрешения конфликтов с помощью медиативных технологий....

Разрешение конфликтов конструктивным способом.

Методическая разработка для выступления на родительском собрании....

Семейные конфликты и конструктивные способы из разрешения

Стаья рассмтривает извечные проблемы взаимоотношений представителей разных поколений....