Проблема адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению
статья
Адаптация к школе – это «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению». Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению
Признаками успешной адаптации к школьной жизни являются: удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности, самостоятельность при выполнении учебных заданий, установление контактов со сверстниками и учителем, принятие правил школьной жизни и адекватное поведение.
Для описания серьезных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с адаптацией к школе, в научной литературе используется понятие «школьная дезадаптация».
По определению Р. В. Овчаровой, школьная дезадаптация – это «образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии».
Автор обращает внимание на то, что отсутствие показателей адаптации свидетельствует о наличии дезадаптации.
Термин «дезадаптация» рассматривается в психологии, как нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Дезадаптация – процесс, протекающий вне патологии и связанный с отвыканием от одних привычных условий жизни и соответственно привыканием к другим.
Таким образом, под «школьной дезадаптацией» в самом широком смысле понимается несоответствие социо-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях невозможным.
Можно выделить две основные группы причин школьной дезадаптации.
Внутренние причины – это «проблемы ребенка»: несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, или отсутствие «школьной зрелости» (недостаточный уровень интеллектуального, эмоционально–волевого и социального развития ребенка, неудовлетворительное состояние здоровья).
Внешние причины школьной дезадаптации – это «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями. Неправильные методы семейного воспитания, неудовлетворенность в межличностном общении, неадекватное осознание своего места в группе сверстников также значительно осложняют школьную адаптацию. Чаще всего все эти факторы оказываются взаимосвязанными, вытекают один из другого, а в целом приводят к определенным трудностям обучения и привыкания детей к школе.
Трудности адаптации детей к школьному обучению Ю. Д. Гакаме предлагает разделить на три группы: физиологические, организационно – педагогические и социально – психологические. Каждая группа, по мнению автора, включает в себя ряд проблем, с которыми сталкивается практически каждый первоклассник.
Физиологические трудности характеризуются степенью напряженности функциональных систем детского организма (нарушения высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, сердечно – сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, гигиенических требований и т.д.). Социально–психологические трудности возникают у первоклассника под воздействием новых социальных требований и норм к его деятельности и поведению. Организационно–педагогические трудности включают такие проблемы как несформированность навыка самообслуживания, навыка организации своего рабочего места, не соблюдение правил, установленных учителем и взрослыми, нарушение режима дня, неаккуратное отношение к своим личным вещам, а также вещам одноклассников и т.д.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить то, что адаптация к школьному обучению, представляет собой процесс перестройки эмоционально–волевой, познавательной и мотивационной сфер обучающегося, обусловленном психофизиологическими особенностями младших школьников, внешними социально–педагогическими факторами.
В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и испытывают сложности в общении. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми с ОВЗ. Образование таких детей является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Дети с отклонением в развитии – учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социального–психологической дезадаптации. Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным, к основным категориям особых детей относятся:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью)
Обобщенную типологию дает Т. В. Егорова, где в основе лежит группировка указанных до категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
- телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
- сенсорные нарушения (слух, зрение);
- нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения)
В системе предупреждения школьной дезадаптации детей с ОВЗ играет определение сферы трудностей, с которыми они сталкиваются, причины их возникновения. К основным трудностям адаптации на начальном этапе обучения М. В. Мещерякова относит следующие показатели:
- слабая работоспособность;
- трудности в усвоении программы по всем предметам или по отдельным учебным дисциплинам;
- отсутствие внимания (неспособность длительно сосредоточиться на какой-либо деятельности или быстро переключаться с одного предмета на другой, отвлекаемость);
- нарушение норм поведения в школе (нарушения дисциплины:
выкрики во время уроков, хождение по классу, конфликты с
одноклассниками, фамильярное отношение к учителю);
- реакции оппозиции;
- страх и запредельная напряженность;
- невротические симптомы;
- неуверенность в своих способностях
Исходя из этого, под школьной дезадаптацией детей с ОВЗ мы будем понимать какое–либо нарушение адаптации, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям образовательной среды школы.
Соответственно, главными причинами школьной дезадаптации мы считаем следующие: недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей, что приводит к возникновению проблем адаптации к школьному обучению детей с ОВЗ.
Т. М. Ташина отмечает, что проявления школьной дезадаптации у детей с ОВЗ различны, к ним относят неумение контролировать свое поведение, неуспешность в овладении учебных программ, нарушения взаимоотношений со сверстниками и педагогическим коллективом.
Мы согласны с мнением Е. В. Панфиловой, которая считает, что, согласно классификации категорий детей с ОВЗ, к наиболее распространенным проблемам адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению относятся:
- проблема социальной адаптации;
- низкий уровень интеллекта;
- нарушение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; – повышенная утомляемость
Обобщая все вышесказанное, мы можем предположить, что отклонения в развитии личности детей с ОВЗ вызывают нарушения в области познания и коммуникации, и могут приводить к нарушению их эмоционально–волевой сферы, низкому уровню школьной мотивации, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения, школьной дезадаптации.
Н. В. Тюрина отмечает, что у детей с ОВЗ в период адаптации к условиям школы часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, большинство данных детей имеют заниженную самооценку.
Исследователь С. С. Боровик пишет, что «у детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях».
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей – либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, то есть в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.
Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, позволяет обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.
Таким образом, проанализировав проблему адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, мы пришли к выводу, что отклонения от нормального психического и физического развития у детей с ОВЗ затрудняют процесс адаптации к школьному обучению, так как вызывают трудности в усвоении учебного материала, негативные эмоциональные реакции, связанные со школьным режимом, сверстниками и педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема адаптации детей к средней школе
Пятый класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Данный период, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, возникающ...

консультации в родительский уголок по проблеме адаптации детей к детскому саду
Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей: Быстрый темп развития и неравно...
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Материал раскрывает проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю.
Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю....

Доклад "Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях"
Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных...
Консультация "Проблемы адаптации детей в детском саду"
Консультация для родителей:«Проблемы адаптации ребенка к детскому саду». Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к ...

Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие успешной адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению
Материалы выступления на городском методическом семинаре "Преемственность между ДОУ и школой. Образовательная траектория ребенка с ОВЗ". «Школьное обучение никогда не начинается с...
