Проблема адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению
статья

Михайлова Ирина Викторовна

Адаптация к школе – это «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению». Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению

Признаками успешной адаптации к школьной жизни являются: удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности, самостоятельность при выполнении учебных заданий, установление контактов со сверстниками и учителем, принятие правил школьной жизни и адекватное поведение.

Для описания серьезных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с адаптацией к школе, в научной литературе используется понятие «школьная дезадаптация».

По определению Р. В. Овчаровой, школьная дезадаптация – это «образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии».

Автор обращает внимание на то, что отсутствие показателей адаптации свидетельствует о наличии дезадаптации.

Термин «дезадаптация» рассматривается в психологии, как нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Дезадаптация – процесс, протекающий вне патологии и связанный с отвыканием от одних привычных условий жизни и соответственно привыканием к другим.

Таким образом, под «школьной дезадаптацией» в самом широком смысле понимается несоответствие социо-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях невозможным.

Можно выделить две основные группы причин школьной дезадаптации.

Внутренние причины – это «проблемы ребенка»: несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, или отсутствие «школьной зрелости» (недостаточный уровень интеллектуального, эмоционально–волевого и социального развития ребенка, неудовлетворительное состояние здоровья).

Внешние причины школьной дезадаптации – это «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями. Неправильные методы семейного воспитания, неудовлетворенность в межличностном общении, неадекватное осознание своего места в группе сверстников также значительно осложняют школьную адаптацию. Чаще всего все эти факторы оказываются взаимосвязанными, вытекают один из другого, а в целом приводят к определенным трудностям обучения и привыкания детей к школе.

Трудности адаптации детей к школьному обучению Ю. Д. Гакаме предлагает разделить на три группы: физиологические, организационно – педагогические и социально – психологические. Каждая группа, по мнению автора, включает в себя ряд проблем, с которыми сталкивается практически каждый первоклассник.

Физиологические трудности характеризуются степенью напряженности функциональных систем детского организма (нарушения высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, сердечно – сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, гигиенических требований и т.д.). Социально–психологические трудности возникают у первоклассника под воздействием новых социальных требований и норм к его деятельности и поведению. Организационно–педагогические трудности включают такие проблемы как несформированность навыка самообслуживания, навыка организации своего рабочего места, не соблюдение правил, установленных учителем и взрослыми, нарушение режима дня, неаккуратное отношение к своим личным вещам, а также вещам одноклассников и т.д.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить то, что адаптация к школьному обучению, представляет собой процесс перестройки эмоционально–волевой, познавательной и мотивационной сфер обучающегося, обусловленном психофизиологическими особенностями младших школьников, внешними социально–педагогическими факторами.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и испытывают сложности в общении. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми с ОВЗ. Образование таких детей является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с отклонением в развитии – учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социального–психологической дезадаптации. Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным, к основным категориям особых детей относятся:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • дети с умственной отсталостью;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением поведения и общения;
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью)

Обобщенную типологию дает Т. В. Егорова, где в основе лежит группировка указанных до категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

  • телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
  • сенсорные нарушения (слух, зрение);
  • нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения)

В системе предупреждения школьной дезадаптации детей с ОВЗ играет определение сферы трудностей, с которыми они сталкиваются, причины их возникновения. К основным трудностям адаптации на начальном этапе обучения М. В. Мещерякова относит следующие показатели:

  • слабая работоспособность;
  • трудности в усвоении программы по всем предметам или по отдельным учебным дисциплинам;
  • отсутствие внимания (неспособность длительно сосредоточиться на какой-либо деятельности или быстро переключаться с одного предмета на другой, отвлекаемость);
  • нарушение норм поведения в школе (нарушения дисциплины:

выкрики во время уроков, хождение по классу, конфликты с

одноклассниками, фамильярное отношение к учителю);

  • реакции оппозиции;
  • страх и запредельная напряженность;
  • невротические симптомы;
  • неуверенность в своих способностях

Исходя из этого, под школьной дезадаптацией детей с ОВЗ мы будем понимать какое–либо нарушение адаптации, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям образовательной среды школы.

Соответственно, главными причинами школьной дезадаптации мы считаем следующие: недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей, что приводит к возникновению проблем адаптации к школьному обучению детей с ОВЗ.

Т. М. Ташина отмечает, что проявления школьной дезадаптации у детей с ОВЗ различны, к ним относят неумение контролировать свое поведение, неуспешность в овладении учебных программ, нарушения взаимоотношений со сверстниками и педагогическим коллективом.

Мы согласны с мнением Е. В. Панфиловой, которая считает, что, согласно классификации категорий детей с ОВЗ, к наиболее распространенным проблемам адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению относятся:

  • проблема социальной адаптации;
  • низкий уровень интеллекта;
  • нарушение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; – повышенная утомляемость

Обобщая все вышесказанное, мы можем предположить, что отклонения в развитии личности детей с ОВЗ вызывают нарушения в области познания и коммуникации, и могут приводить к нарушению их эмоционально–волевой сферы, низкому уровню школьной мотивации, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения, школьной дезадаптации.

Н. В. Тюрина отмечает, что у детей с ОВЗ в период адаптации к условиям школы часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, большинство данных детей имеют заниженную самооценку.

Исследователь С. С. Боровик пишет, что «у детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях».

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей – либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, то есть в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.

Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, позволяет обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Таким образом, проанализировав проблему адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, мы пришли к выводу, что отклонения от нормального психического и физического развития у детей с ОВЗ затрудняют процесс адаптации к школьному обучению, так как вызывают трудности в усвоении учебного материала, негативные эмоциональные реакции, связанные со школьным режимом, сверстниками и педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации детей к средней школе

Пятый класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Данный период, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, возникающ...

консультации в родительский уголок по проблеме адаптации детей к детскому саду

Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого   возраста характерен ряд особенностей: Быстрый  темп развития и неравно...

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.

Материал раскрывает проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю.

Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю....

Доклад "Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях"

Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных...

Консультация "Проблемы адаптации детей в детском саду"

Консультация для родителей:«Проблемы адаптации ребенка к детскому саду». Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к ...

Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие успешной адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению

Материалы выступления на городском методическом семинаре "Преемственность между ДОУ и школой. Образовательная траектория ребенка с ОВЗ". «Школьное обучение никогда не начинается с...