Доклад на семинар "Организация работы социального педагога с детьми и семьями "группы риска"
материал

Долгова Татьяна Семеновна

Работа с учащимися и семьями группы риска – одно из важнейших направлений работы в школе.

В результате проводимой диагностико-профилактической работой с детьми и семьями группы риска были выявлены следующие ключевые проблемы:

1. Социальное неблагополучие семей: низкий уровень доходов, отсутствие стабильного жилья, алкогольная или наркотическая зависимость родителей.

2. Педагогическая запущенность детей: отсутствие контроля за учебой, низкая успеваемость, пропуски занятий.

3. Эмоционально-психологические трудности: агрессивное или замкнутое поведение детей, отсутствие доверительных отношений в семье.

4. Риск девиантного поведения: склонность к бродяжничеству, воровству, употреблению психоактивных веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgova_ts_doklad.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

Доклад:

«Организация работы социального педагога

с детьми и семьями 

«группы риска»

Подготовила:

Социальный педагог   Долгова Т.С.

2025г.

Работа с учащимися и семьями группы риска – одно из важнейших направлений работы в школе.

В результате проводимой диагностико-профилактической работой с детьми и семьями группы риска были выявлены следующие ключевые проблемы:

1. Социальное неблагополучие семей: низкий уровень доходов, отсутствие стабильного жилья, алкогольная или наркотическая зависимость родителей.

2. Педагогическая запущенность детей: отсутствие контроля за учебой, низкая успеваемость, пропуски занятий.

3. Эмоционально-психологические трудности: агрессивное или замкнутое поведение детей, отсутствие доверительных отношений в семье.

4. Риск девиантного поведения: склонность к бродяжничеству, воровству, употреблению психоактивных веществ.

Дети группы риска — это категория детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более подвержены негативным внешним воздействиям. К ним относятся дети с нарушениями в развитии, сироты, дети из неблагополучных семей и дети, требующие экономической и психологической поддержки. Эти дети нуждаются в особом внимании, психической, физической и социальной помощи.

Семьи группы риска - разновидность семей, которые не выполняют в достаточной степени свои обязанности, а также оказываются подверженными воздействиям негативных социальных факторов. Когда говорят о семьях группы риска, подразумевают, что данные семьи находятся под воздействием нежелательных факторов.

Для эффективной работы с учащимися и семьями этой категории необходимо учитывать их индивидуальные особенности и потребности:

- внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом индивидуальных особенностей каждого члена семьи, конкретного типа неблагополучия;

- построение положительных и доверительных отношений социальных педагогов с родителями этих семей;

- оказание социально-педагогической помощи учащимся и неблагополучным семьям;

- раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия и контроль за семьями и детьми из этих семей;

- создание благоприятного микроклимата для учащихся школы из семей «группы риска», ТЖС, СОП.

 Работа социального педагога с учащимися и семьями группы риска в нашей школе построена на совместной планомерной работе классного руководителя, воспитателя, педагога-психолога, а также в плотном сотрудничестве всех учреждений системы профилактики (КДН и ЗП, ОПДН, соц. защита, центр занятости населения, опека и попечительство, духовенство, спорт школа, молодежный центр «Портал» и т.д.).

В течение учебного года работа строится согласно составленным планам:

  1. На начало учебного года социальным педагогом проводится диагностика классных коллективов с целью выявления неблагополучных семей, составляется социальный паспорт классов и школы. 
  2. Ежедневно классными руководителями проводится мониторинг посещения учебных занятий учащимися. При отсутствии ребенка на учебных занятиях классным руководителем осуществляется связь с родителями и выясняется причина отсутствия, в случае отсутствия связи с родителями ставится в известность социальный педагог и осуществляется выезд по месту жительства. В случае частых пропусков без уважительной причины родители и ребенок вызываются на Совет профилактики, проводится работа психолога и социального педагога по выявлению и устранению причин пропусков учебных занятий.
  3. Социальным педагогом в управлении социальной защиты населения в Лабинском районе проводится сверка и уточнение списков семей, состоящих на учете СОП и ТЖС.
  4. Социальным педагогом совместно с учреждениями системы профилактики осуществляется посещение и контроль за семьями и учащимися группы риска, определение учащихся в реабилитационные центры, лагеря отдыха. 
  5. С семьями СОП, с учащимися состоящими на разных видах учета составлен комплексный индивидуальный план работы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя и воспитателя. 
  6. Социальным педагогом на учащихся, стоящих на разных видах учета ведется личное дело, где отражается вся работа ИПР; классными руководителями, воспитателями и учителями ведется «Дневник педагогического наблюдения» за учащимися, требующими повышенного внимания, состоящими на учетах.
  7. За учащимися, состоящими на разных видах учета закреплен наставник.
  8.  Социальным педагогом и классными руководителями осуществляется вовлечение обучающихся группы риска, состоящих на разных видах учета в социально-значимую деятельность через реализацию программ духовно-нравственного и нравственно-патриотического направления (помощь пожилым людям, уборка городской территории, плетение защитных сетей на СВО и т.д.) Организация мероприятий, направленных на пропаганду патриотизма, здорового образа жизни подростков, их ориентацию на духовные ценности.
  9. Классным руководителем, социальным педагогом, психологом школы осуществляется консультирование и просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления психологического здоровья ребёнка, проводятся коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию и налаживание детско-родительских отношений.
  10. С учащимися и родителями группы риска, состоящими на учете КДН и ЗП, ОПДН, ВШУ социальным педагогом проводится «Родительский всеобуч», индивидуальные беседы и консультации, направленные на повышение правовой грамотности, ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей, ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений, по безопасности жизнедеятельности и т.д.
  11. В течение года социальным педагогом, классным руководителем проводятся индивидуальные беседы с родителями по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних, общению со сверстниками, по соблюдению закона №1539-КЗ, соблюдению Устава школы, а также об ответственности родителей за воспитание и содержание ребенка.
  12. В течение года семьи, требующие повышенного внимания, вызывающие тревогу регулярно посещаются на дому, а также с родителями и учащимися проводятся профилактические беседы, консультации социальным педагогом, классным руководителем, психологом школы.
  13. В школе в течение года проводятся благотворительные акции совместно с благотворительным фондом «Лисенок» по оказанию помощи малообеспеченным семьям одеждой, обувью, канцелярскими товарами, посудой. Социальным педагогом совместно с инспектором ОПДН учащимся состоящим на учете оказывается благотворительная помощь перед началом учебного года (портфели, канцелярские товары).
  14. В течение года родители приглашаются на классные и школьные мероприятия (День знаний, День матери, Масленица, 8 марта и т.д.), совместно с детьми принимают участие в онлайн конкурсах, посвященных Дню победы, последнему звонку, Международному дню ребенка, Мисс осень и т.д.
  15. В школе проводятся тематические недели с привлечением разных специалистов системы профилактики:

- неделя ЗОЖ «Мода на здоровье»;

- неделя безопасности жизнедеятельности;

- неделя формирование позитивной личностной установки и жизнестойкости учащихся «Я и мой выбор»;

- неделя православия;

- неделя по профилактики безнадзорности и правонарушениям «Подросток и закон»;

- неделя антинаркотической направленности и профилактики вредных привычек; «Вредные привычки – это не круто!»;

- профилактика экстремизма и терроризма;

- день, посвященный профилактике буллинга и скулшутинга;

- неделя психологического здоровья «Счастье в ладошках»;

- неделя ППБ;

- неделя профориентационной работы «Есть такая профессия…»;

- неделя ОБЖ.

  1. Социальным педагогом организовывается работа с учащимися группы риска, состоящими на разных видах учета и семьями СОП во время каникул (составляются на каждого учащегося, состоящего на учете план занятости в период каникул): посещение на дому с целью контроля времяпрепровождения, посещение кинотеатра, музея, поездки по достопримечательностям, проведение профилактических бесед, онлайн конкурсов и т.д.
  2.  Учащиеся находятся в школе с 8.00 до 17.00, обеспечены бесплатным 2х разовым горячим питанием, бесплатными учебниками, подвозом на учебные занятия, вовлечены в кружковую работу и спортивные секции, посещают группу продленного дня. 
  3. В школе организовываются встречи с инспектором ОПДН ОМВД, сотрудником ГБУЗ СПБ №6, отцом Дмитрием, сотрудниками библиотеки им. Пушкина, филиалом краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых им. А.П. Чехова, сотрудниками ГИБДД, МЧС, РЖД и т.д.
  4. 1 раз в месяц на Совете профилактики заслушивается работа социального педагога и кл. руководителя по работе с семьями и учащимися состоящими на разных видах учета.

Работа с детьми и семьями группы риска требует системного подхода и взаимодействия различных специалистов. Важно продолжать поддерживать семьи, оказывать им помощь в преодолении трудностей и создавать условия для гармоничного развития детей, осуществлять коррекционную и реабилитационную работу, возврат в социум и повышение социального статуса семьи.

Эта цель достигается посредством последовательного и комплексного решения таких задач, как:

- оказание помощи семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи;

- организации просветительской работы среди родителей;

- постановка жизненной цели;

- содействие повышению социального статуса семьи по месту жительства;

- оказание психолого-педагогической поддержки родителям;

- педагогически целесообразная коррекция с целью создания положительного микроклимата в семье;

- защита прав детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что деятельность современной общеобразовательной школы подразумевает расширение диапазона её образовательных и воспитательных функций. Естественно, социальный педагог не может изменить только самостоятельно чьи-либо жизни. И поэтому его деятельность выстраивается на тесном сотрудничестве с иными, ранее названными, органами системы профилактики. Работа социального педагога может существенным образом смягчить негативное влияние семейного воспитания в неблагополучной семье, сможет существенно помочь социализации подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Работа социального педагога с детьми группы риска

В презентации указаны все направления в работе с деть группы риска....

Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

"Работа социального педагога с детьми "группы риска"

Выступление на августовской конференции работников образования Тазовского района ...

Программа работы социального педагога с детьми «группы риска»

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие «трудный ребенок». Многие огрехи семейного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска&raqu...

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...