Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»
классный час (9 класс)

Ключарова Ольга Николаевна

осознание  подростком оснований для выбора профессии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»

Цель: осознание  подростком оснований для выбора профессии (как выбираем).

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закрепить знание формулы выбора профессии;
  • познакомить воспитанников с правилами выбора профессии.

Развивающие задачи:

  • сформировать у обучающихся умение определять «поля» выбора (из чего выбираем) причины.

Формируемые компетенции:

  • личностные компетенции (самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность)
  • профессиональные компетенции.

Цель занятия: осознание личностных особенностей обучающихся и соотнесение их с требованиями будущей профессии, создать условия, стимулирующие развитие профессиональной зрелости и личной профессиональной перспективы воспитанника.

  • .

Ход занятия

1.Организационный момент.

Цель: создание позитивного настроя на занятие (разминка, куда включены игры и упражнения на разогрев группы и настрой на работу).

Приветствие участниками друг, с другом. Упражнение: «Давайте поздороваемся!».

- Ребята, поздоровайтесь друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.

 -Привет, ………, ты как всегда энергичен и весел.

 -Рада тебя видеть,…………..! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!

-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь великолепно.

(обучающиеся выполняют упражнение на приветствие)

Сообщение темы занятия

Педагог: Ребята, тема нашего занятия: «Формула выбора профессии. «ХОЧУ-МОГУ-НАДО».  Правила выбора профессии».

Основной этап.

2. Изучение нового материала.

Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами мучаются многие молодые специалисты. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор «в яблочко».Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня, 

Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности. 

Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь  выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.

Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация.

Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений  и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.

Надо возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.

Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них:

 На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно.

Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?

На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи.

На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен.

Рекомендации педагогам: в целях активизации творческого процесса, после рассмотрения блока теоретической информации организовать и провести игру (упражнение) на «разогрев» и «настройку».

Игра «Телеграф»

Педагог: Сядьте в круг. Кладите свои руки на колени соседей слева и справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью по коленке второго, второй - первого и третьего, третий - второго и четвертого и т.д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закрытыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаёшь (хлопок).

3. Закрепление пройденного материала.

Педагог: Для закрепления теоретического материала предлагаю вам такое задание, цель которого осознание разницы между желаемым и необходимым «Хочу» и  «должен».

Напишите на листке пять утверждений, начинающихся словами «Я должен…». Теперь напишите те же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте плюсом те, с которыми вы готовы согласиться.

(Самостоятельная работа воспитанников).

1.Что изменилось?

2. Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу».

3.Как меняется ваше мнение к деятельности?

Рекомендации педагогам: необходимо обратить внимание при выполнении задания не все обучающиеся могут соотнести между «должен» и «хочу» и  в ходе обсуждения разобрать утверждения.

 (рекомендации)

3. Практическая работа.

Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны рекомендации и попробуйте исходя из этого, сформулировать правила выбора профессии.

Учащиеся формулируют правила:

  1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в городе, районе, где проживает человек, выбирающий профессию.
  2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.).
  3. Выбрать наиболее привлекательную профессию.
  4. Подробно изучить выбранную профессию.
  5. Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами.
  6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант.
  7. Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве. 

Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам (ЗОНА ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРФЕССИИ).

C:\Users\Татьяна\Desktop\vibor_prof1.jpg

Рекомендации педагогам: как показывает практика проведения подобных занятий, выполнение учащимися заданий (тестов) оказывается малоэффективным делом, если ведущий не заинтересовывает подростков, не создает и не поддерживает на занятиях благоприятный психоэмоциональный фон. Поэтому должно быть включение в занятие игровых моментов.

Игра «Летает, не летает»

Педагог: Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если - нет, то присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали.

Самолёт

Пароход

Планер

Комод

Стол

Оса

Гранат

Агат

Топор

Орёл

Коса

Пчела

Стрекоза

Глаза

Муха

Вертолёт

Ручка

Заяц

Скворец

Стул

Фанера

Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.

Рекомендации педагогам: обратите внимание на то, что последнее слово в игре «Летает - не летает» - фанера «+». Оно вызовет у учащихся положительные эмоции и поможет снять напряжение.

4. Подведение итогов.

Ответы учащихся на вопросы педагога:

  • О чем мы с вами сегодня говорили?
  • Что важного я сегодня узнал (а)?
  • Что пригодится мне в будущем?
  • Какие правила выбора профессии тебе известны?
  • Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно?
  • Почему важно узнать о профессии как можно больше?
  • Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при выборе профессии?
  • В чем состоит золотое правило выбора профессий»? Расшифруй, что означают все три параметра, заложенные в этом правиле.

(Ответы детей)

Правила выбора профессии вы уже знаете, а советы,  которых надо придерживаться при выборе профессии я предлагаю вам прочесть  в буклете.

5.Рефлексия. 

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий, получить обратную связь.

Данный этап состоит из двух: ответы учащихся на вопросы педагога и ритуал прощания.

Вопросы для рефлексии:

  • Как я оцениваю занятие?
  • Моя работа на занятии?
  • Работа педагога?

Рекомендации педагогам: обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первых занятиях прививаются навыки рефлексии.

Ритуал прощания: упражнение «Спасибо за приятное занятие». Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова. 

Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».

Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите, церемонию вместе г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»

Данное занятие реализуется в рамках авторской общеобразовательной программы дополнительного образования «Профессиональный выбор». Программа рассматривает проблемы профессионального самоопределения под...

Мой выбор профессии: хочу + могу + надо

У меня растут года,Будет мне семнадцать.Где работать мне тогда,Чем заниматься?                       В.Маяковский...

Классный час. Выбор профессии. ХОЧУ – МОГУ – НАДО

Расширение представления детей о различных професси­ях; формирование позитивного отношения к труду, к профессиональ­ному росту; побуждение детей к поиску информации о профессиях, к осознанному...

Выбор профессии, хочу-могу-надо.

Выбор профессии - дело непрстое. Какую выбрать: модную, интересную или нужную?...

Конспект классного часа по профориентации «Хочу».«Могу».«Надо» или «Формула профессии =?» в 10 классе

Наш классный час по профориентации называется «Хочу».«Могу».«Надо»  или «Формула профессии =?»Как вы думаете: «Какова его цель?»,...

Методическая разработка занятия по профориентации «Выбор профессии – дело серьезное, или хочу, могу, надо»

Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере....