Игра по музееведению "Умники и умницы"
классный час (9 класс) по теме

Самарова Светлана Сергеевна

 С.С.Самарова, воспитатель высшей категории

Мероприятие было проведено в форме игры викторины по принципу телевикторины   «Умники и умницы».  Такая форма проведения занятия существенно повышает  эффективность и продуктивность воспитательного процесса, обеспечивает работу всей группы, позволяет детям раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление, воспитывает уважительное отношение к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

Выбранная форма  проведения  соответствует возрасту детей.

Выбор темы обусловлен  системой воспитательной работы группы, возрастными особенностями детей, актуальностью проблемы.

Цель:   формирование  социально-активной гражданской позиции личности,  воспитание патриота, обладающего чувством национальной гордости за историческое прошлое своего города, детского дома, народа.

        

Задачи:

  1. Воспитывать творческую личность средствами музея;
  2. Учить воспринимать историю как важную часть жизни каждого человека;
  3. Формировать уважительное отношение к памятникам прошлого, потребность общаться с музейными ценностями;
  4. Создавать максимальные условия для освоения воспитанниками духовных и культурных ценностей, воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

 

В                          методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию  материала, уровню знаний, умений и навыков детей. Так, были  использованы словесные методы: объяснение, ответы на                                                   вопросы; наглядные методы: экспозиции музея «История школы»; практические:  познавательные задания, задания на знания истории своего детского дома.        

Вначале  был проведен отборочный тур по итогам экскурсии «Следы прошлого на улицах нашего города». Затем задания на мышление чередовались с заданиями на память,   на сообразительность.   На игре   ребята показали не просто свои знания по своему родному краю, детскому дому, но и доказали, что любят свой край, свой дом, о чем свидетельствовали    стихи, которые написаны и детьми нашей группы и выпускниками нашего детского дома.

 

                                литература:

  1.  «Викторина, посвященная 860-летию г. Вологды», педагогический отряд «Альтаир», Вологда,2007г.
  2. Исторический словарь «Определение терминов»
  3. Насон – история города Вологды. www.nason.ru
  4. «Путеводитель по Вологде» Вологда
  5. А.Романов «Чтоб стать собою» сборник стихов, Северо-Западное книжное издательство, Архангельск, 1981г.
  6. С.С.Самарова статья «Звезда Гаврилина зажглась над интернатом», «Вологодские новости» Вологда, 2005г, №21.
  7. Сборник детских стихов «В ранний час» Департамент образования   Вологодской области, Вологда, 2006г.
  8. «Такая школа в городе одна», Вологда, 2000г.
  9.  Топономический словарь. Архангельск, 1988.
  10. Чайкина Ю.И. Географические названия Вологодской области: 
  11. Энциклопедия брокгауза и ефрона

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                 

Меропр

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra_umniki_i_umnicy2.doc576 КБ

    Предварительный просмотр:

    БОУ ВО «Вологодский детский дом имени В.А.Гаврилина»

    Игра по музееведению

     " Умники и умницы "

         Воспитатель С.С.Самарова

    Вологда

    2011 г

    Игра-викторина  по принципу игры "Умники и умницы"

                                                                                                                    Придет      время     и  мы,     наконец,

                                                                                                                   научимся     любить       собственную

                                                                                                                  историю. С той же примерно силой

                                                                                                                 и  верностью, с   какой  хороший сын

                                                                                            бережет и любит мать.

                                                                                                                                                              В.И.Белов

    Цель:   формирование  социально-активной гражданской позиции личности,  воспитание патриота, обладающего чувством национальной гордости за историческое прошлое своего города, детского дома, народа.

            

    Задачи:

    1. Воспитывать творческую личность средствами музея;
    2. Учить воспринимать историю как важную часть жизни каждого человека;
    3. Формировать уважительное отношение к памятникам прошлого, потребность общаться с музейными ценностями;
    4. Создавать максимальные условия для освоения воспитанниками духовных и культурных ценностей, воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

    Форма проведения: игра

    Для хода игры понадобятся: разноцветные квадраты для обозначения дорожек размером 50х50 см – 4 зелёных, 3 жёлтых, 2 красных; знаки Мудрости (для зрителей, дающих правильные ответы); гонг (школьный звонок) и песочные часы (секундомер) - для хранителя времени.

    План проведения игры:

    1. Предварительная подготовка (Экскурсии в школьный краеведческий музей – раздел «История школы», по городу Вологда)
    2. Отборочный тур (Викторина «Вологда»)
    3. Игра
    4. Подведение итогов
    5. Рефлексия

    Ход проведения:

    1. Экскурсии

    1. Проведение тематической экскурсии по школьному краеведческому музею для воспитанников группы.
    2. Проведение экскурсий «Следы прошлого на улицах нашего города».

    Основная цель проведения данных экскурсий - подготовка к игре «Умники и умницы».

    2. Отборочный тур

    Ведущий: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!

    Сегодня, ребята,  мы с вами проводим игру «Умники и умницы». История и школа… Трудно представить себе существование любой страны, государства, города и даже школы без их истории. Вологодский писатель Василий Белов однажды сказал: «Придет время и мы, наконец,   научимся любить собственную историю. С той же примерно силой и верностью, с какой хороший сын  бережет и любит мать». Многие поэты, в том числе и вологодские, с большой любовью прославляли и прославляют свою  Родину, где они родились, выросли…

    Читается стихотворение вологодского поэта Александра Романова.

                     Родина.

    Слов певучих тихая отрада,

    Ширь без края, белый всплеск берез…

    Все, что в жизни человеку надо,

    Воедино только здесь слилось.

    Родина – одно на свете чудо.

    Было так всегда и будет впредь.

    Лишь она и светит, и врачует,

    Чтоб до смерти сердцем не скудеть.

    Как вы уже наверно догадались, речь пойдет о нашей малой Родине – Вологде и о  доме, в котором вы живете – детском доме.

     

    Викторина «Вологда» 

    (Первые три воспитанника, которые дали  всех больше правильных ответов,  отбираются в качестве игроков для игры).

    1.В каком году основан город Вологда?

      А) 1447                             Б) 1147                          В) 1137

    В летописи впервые упоминается под 1147 г. (исторический словарь).

    2. Что означает слово «Вологда»?

      а) «чистое сердце»          Б) «логово зверя»         В) «чистая вода»

    Город расположен на р. Вологда, по которому и получил название. Вологда - Гидроним - слово древневепского происхождения обозначает река, вода, valgeda «белый», что при обычной в прошлом передаче через русское –оло- привело к названию Вологда – «река с белой (прозрачной, чистой) водой» (исторический словарь).

    3. Кто из русских царей не менее 5 раз был в Вологде?

      А) Иван Грозный             Б) Петр Первый         В) Борис Годунов

    По данным летописи Иван Грозный посетил Вологду 3 раза (1545, 1566,1568гг); Борис Годунов ни одного раза; Петр Первый посетил Вологду 5 раз.

    4. Как называлась площадка, с которой, как утверждает летописец  Герасим, началась Вологда?

      А) Ленивая                       Б) Торговая                  В) Прибрежная

    Историческая справка: площадка с которой началась Вологда называется Прибрежной, на этом месте сейчас располагается памятник 800-летию г.Вологды.

    5. Кому поставлен памятник на Кремлевской площади?

      А) В.И. Ленину               Б) П.В.  Беляеву          В) К.Н. Батюшкову

    Памятник вологодскому поэту Константину Николаевичу (родился в 1787г, Вологда) Батюшкову установлен в Вологде на Кремлевской площади у церкви Александра Невского близ реки Сухоны в 1987 году в канун двухсотлетия поэта в рамках Дней славянской письменности и культуры.

    6. Назовите фамилию известного маслодела Вологодчины.

      А) Корбаков                   Б) Верещагин                   В) Крупский

    Верещагин Николай Васильевич - общественный деятель, создал в России новую отрасль народного хозяйства: сыроварение и маслоделие (создатель масла «Вологодское»), организатор первой в России школы молочного хозяйства, которая затем переросла в Молочную академию.

    7. Как в 19 веке называлось здание, в котором сейчас располагается Вологодская областная  филармония  им. композитора Гаврилина?

      А) Дворянское собрание   Б) Дворянский корпус       В) Дворянское вече

    Из Вологодского архива: Вологодская областная  филармония  им. композитора Гаврилина расположена в бывшем доме Дворянского собрания.

    8. Как называется церковь, расположенная на Торговой площади в центре Вологды?

      А) Покрова на Торгу      Б) Андрея Первозванного    В) Николая Чудотворца

    Церковь покрова на Торгу построена неподалеку от Софийского собора и Торговых рядов на месте деревянной церкви во имя Богоотцов Иоакима и Анны в 1691, которая при Иване Грозном была самостоятельным дворцовым храмом.

    Церковь Андрея Первозванного располагалась и располагается на берегу р.Вологда (Набережная 6-ой армии) – Кремлевская площадь.

    Церковь Николая Чудотворца находилась на Сенной или Спасской площади, где долгое время располагался городской торг, отсюда еще одно название площади – Торговая.

    9. Какого из перечисленных  музеев писателей, поэтов – вологжан нет в Вологде?

      А) музей В. Шаламова     Б) музей С. Орлова            В) музей Н.Рубцова

    В доме на Соборной горке, где жила семья священника Т.Шаламова и где родился будущий писатель Варлаам Шаламов, существует его музейный уголок.

    Именем поэта Н.Рубцова названы одна из малых планет, улица в Вологде, в с. Никольском Вологодской области и в г.Вологда (ул.Яшина, д.3., где жил и погиб поэт) созданы музеи.

    Дом, где жил с 1936 г. поэт Сергей Орлов, стал мемориальным музеем (г. Белозерск, Вологодская область).

    10. На месте чего  построен памятник героям Великой Октябрьской революции в центре города?

      А) Церкви                        Б) Торговых рядов             В) Фонтана

    В 1927 году постановлением горисполкома Николаевская церковь была признана подлежащей сносу, на месте снесенной церкви в конце ХХ столетия  установлен  Поклонный крест. В 1975 на месте снесенного фонтана  был построен памятник героям Великой Октябрьской революции.

    3. Игра «Умники и умницы»

    Ведущий:  Итак, в ходе отборочного тура у нас определились 3 игрока. Игра «Умники и умницы» проводится в один тур,  в котором  мы выберем победителя. А те, кто принимает участие в игре только как зритель, не должны расстраиваться. Ведь вам тоже будет предоставлено право стать победителем. Если игрок не сможет дать верный ответ на вопрос, это может сделать кто-то из зрителей. За правильный ответ зритель получает маленький приз – знак Мудрости. Кроме того, в конце игры будет заданы специальные вопросы для зрителей. И те зрители, которые наберут больше всего таких знаков, тоже станут победителями игры.

    Итак, я объявляю начало игры  и прошу выйти к нам его участников.

    Сначала мы проведём розыгрыш дорожек. Для этого каждый из участников получает задание: на листах перечислены фамилии всех директоров, которые руководили в разное время детским домом.

    Задание: поставить  в порядке от начала создания детского дома до сегодняшнего дня. А жюри скажет, кто ответил быстро и правильно. (Медведева Татьяна Федоровна, Смирнов Вячеслав Степанович, Володин Николай Константинович, Бажин Александр Григорьевич, Большакова Тамара Константиновна)

    Затем жюри объявляет, кто в какой последовательности выбирает дорожки для игры.

    Ведущий: Позвольте только, я объясню свойства каждой дорожки. Самая длинная дорожка – зелёного цвета, в ней четыре квадрата. Тот, кто будет идти по этой дорожке, получит четыре вопроса, но зато он имеет право ошибиться два раза.

    Жёлтая дорожка состоит из трёх квадратов. Игрок получит три вопроса и сможет ошибиться один раз.

    А на красной дорожке только два квадрата, значит только два вопроса, но зато игрок совсем не имеет права ошибиться. Тур заканчивается, как только кто-либо из игроков завершит свою дорожку. На обдумывание ответа даётся 40 секунд. За этим будет следить наш хранитель времени. А о том, что время на обдумывание закончилось, он напомнит вам ударом гонга.

    Итак, первый этап игры, который называется  «Вчера, сегодня, завтра»: 

    1. Правопреемником какого детского дома в 1960 году стал наш детский дом?

        (Октябрьский детский дом).

    1. На одной из встреч выпускников школы-интерната №1 Джанна Тутунджан воскликнула: «Как и он тоже ваш выпускник? И если на небосклоне нашей вологодской земли зажглась «Звезда Гаврилина», и произошло это здесь, то сам Бог велел интернату называться его именем, чтобы имя это помогало зажигаться и другим звездочкам».

    Назовите полную  дату, когда ГОУ «Вологодской школе - интернат № 1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было присвоено имя выпускника Октябрьского детского дома Валерия Александровича Гаврилина?

    (11 мая 2005 года).

    1. В каком году ГОУ «Вологодской школе - интернат № 1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени В.А.Гаврилина» был присвоен статус детского дома имени В.А.Гаврилина?

         (2008 год).

    Второй этап «Жизнь делом избранным полна»:

    1. Наша дружная работа

    Людям очень нравиться,

    Будем весело трудиться-

    Пусть наше предприятие славится

    Так написал наш выпускник Дмитрий Тихонов об учебном предприятии, которое было организовано в марте 1993 году на базе школы-интерната №1.

    Назовите, о каком предприятии идет речь, почему оно так названо, кто руководитель данного предприятия и чему учат на этом предприятии.

    ( март по гороскопу Овен, Надежда Павловна Истоминская, кружевоплетение, берестоплетение, столярное дело).

    2.  Сочиняем, творим и дерзаем,

    Вдохновенье приходит всегда.

    Пишем мы обо всем, что терзает

    Нашу душу и наши сердца.

    В 1995 году на базе школы-интерната была организована студия. О какой студии в нашем детском доме идет речь, как эта студия называется, почему она так названа, кто руководитель студии и чему учат в этой студии.

    (Литературная студия «Вдохновение», писать стихи можно только тогда когда приходит вдохновение; Наталья Ивановна Круглова, писать стихи)

    3. Пластичны девочки в кругу

        В волшебном обереге

        В движеньях пластика  и дух

        Нас завораживает  в танцевальном беге.

    О каком движенье и обереге  идет речь, с каким коллективом в детском доме связан этот оберег, кто руководитель этого коллектива?

    ( Танец; талисман, амулет, оберег Магический предмет, приносящий удачу, счастье. Танцевальный коллектив «Талисман», Светлана Валерьевна Воробьева)

    Третий этап «Всякое дело человеком ставится, человеком славится»:

    1. «Музыка, сердце мое, жизнь моя, не учи людей жить, учи любить» Кому принадлежит данное высказывание, назовите профессию этого человека. (Валерий Александрович Гаврилин - музыкант, композитор)
    2. О человеке сильным духом,

         Не забываем никогда

         И о своей мы помним клятве:

         Высоты в жизни брать всегда

    Эти стихи были посвящены участниками нашей литературной студии «Вдохновение» художнику, летчику Владимиру Сергеевичу Иванову, которому в нашем музее Боевой славы посвящена экспозиция, и который  своими жизненными Высотами был примером для наших   воспитанников. Однажды на встрече выпускников у нас был известный человек, который и предложил каждому выпускнику брать в жизни определенную Высоту и на встречах выпускников давать определенный отчет о достигнутых Высотах в своей жизни. Назовите этого человека, и какой  профессией он владел.

     (Джанна Тутунджан - художник)

     

    Четвёртый этап  « Одно мгновенье»:

    1. Обучала Гаврилина нотам

    И к нему была очень добра.

    Ей Гаврилин понравился очень,

    Музыкантом прекрасным он был

    Но из жизни своей, как кораблик

    По течению тихо уплыл.

    Кому посвятил данные строки стихотворения наш воспитанник Дмитрий Тихонов? Назовите этого человека, и какой профессией он владеет?

    (Татьяна Дмитриевна Томашевская – учитель, преподаватель музыки).

    Дополнительные вопросы к зрителям:

    1. В 1928 году был создан Ковыринский детский дом, который в последствии был        переименован в…

    1. Назовите полное название учреждения

    (Октябрьский детский дом имени М.И. Калинина).

    Итак, в 1928 году был создан Ковыринский детский дом, который впоследствии был переименован в Октябрьский детский дом имени Михаила Ивановича Калинина, который располагался в бывшем барском доме Вологодских дворян.

    1. Назовите фамилию дворян, которые владели этим барским домом, в котором впоследствии располагался Октябрьский детский дом.

     (Засецкие)

    2. Наш выпускник Вячеслав Кузнецов так написал об одном из архитектурных памятников Вологодчины.

        Кремль седой под снежным покрывалом.

        Колокольни золотая голова

        Под лучом декабрьским засверкала,

        Воротник свой белый подняла.

    О каком памятнике вологодского зодчества идет речь? На какой площади он находится?

    ( Вологодский кремль, Кремлевская площадь)

       

    3. Пред оврагом стоят вдвоем

        Некий мужчина со своим конем.

        Про коня мы промолчим,

        А кто тот муж – узнать хотим?

     ( Константин Батюшков )

    4. Мужчину мы, друзья, узнали,

       А как зовут его коня услышать нам нельзя ли?

    А) Рыжак               Б) Соколик          В) Чернуха      Г) Без имени

    Надпись на табличке под скульптурой Батюшкова гласит: « К. Батюшкову от благородных потомков». Табличка под скульптурой коня отсутствует и ничего не гласит…

    3. Подведение итогов.

    Ведущая: По окончании четвертого этапа игры у нас определился победитель (называется ведущим имя победителя, идет награждение победителя), но это еще не все - те зрители, которые завоевали больше всех знаков Мудрости, также награждаются памятными призами.

    1. Рефлексия

    Отзывы детей о мероприятии

    Продолжите, пожалуйста, предложения:

    Игра мне понравилась…

    Игра мне не понравилась и я бы посоветовал (а)…

    Ведущий: Сегодня на игре вы, ребята, показали не просто свои знания по своему родному краю, детскому дому, но и доказали, что любите свой край, свой дом, о чем свидетельствуют ваши стихи, которые написаны и вами и выпускниками нашего детского дома.

    Вологда, старинная, родная

    В летний день и в зимний вечерок

    Я всегда люблю и понимаю

    Твой веселый, милый говорок.

    Вячеслав Кузнецов (выпускник детского дома) 

    Спасибо всем за  внимание, активное участие в игре!

    До новых встреч!

    Литература:

    1. «Викторина, посвященная 860-летию г. Вологды», педагогический отряд «Альтаир», Вологда,2007г.
    2. Исторический словарь «Определение терминов»
    3. Насон – история города Вологды. www.nason.ru
    4. «Путеводитель по Вологде» Вологда
    5. А.Романов «Чтоб стать собою» сборник стихов, Северо-Западное книжное издательство, Архангельск, 1981г.
    6. С.С.Самарова статья «Звезда Гаврилина зажглась над интернатом», «Вологодские новости» Вологда, 2005г, №21.
    7. Сборник детских стихов «В ранний час» Департамент образования   Вологодской области, Вологда, 2006г.
    8. «Такая школа в городе одна», Вологда, 2000г.
    9.  Топономический словарь. Архангельск, 1988.
    10. Чайкина Ю.И. Географические названия Вологодской области:  
    11. Энциклопедия брокгауза и ефрона

     

    Приложение 1

    1. Большакова Тамара Константиновна

    1. Медведева Татьяна Федоровна

    1. Володин Николай Константинович

    1. Смирнов Вячеслав Степанович

    1. Бажин Александр Григорьевич

     

    1. Большакова Тамара Константиновна

    1. Медведева Татьяна Федоровна

    1. Володин Николай Константинович

    1. Смирнов Вячеслав Степанович

    1. Бажин Александр Григорьевич

    Приложение 2

    ЗНАК МУДРОСТИ  (для зрителей)

    Приложение 3

    ЗНАК МУДРОСТИ

    Приложение 4

    Ответы для жюри

    1. Отборочный тур
    1. 1147 год
    2. «Чистая вода»
    3. Петр Первый
    4. Прибрежная
    5. К.Н. Батюшкову
    6. Верещагин
    7. Дворянское собрание
    8. Николая Чудотворца
    9. Сергей Орлов
    10.  Фонтана

    1. Распределение дорожек

      1.Медведева Татьяна Федоровна

      2.Смирнов Вячеслав Степанович

      3.Володин Николай Константинович

      4.Бажин Александр Григорьевич

      5.Большакова Тамара Константиновна

       3. Игра

    1 этап

    1. Октябрьский детский дом.
    2. 11 мая 2005 года.
    3. 2008 год.

    2 этап

    1. Март по гороскопу Овен, Надежда Павловна Истоминская, кружевоплетение, берестоплетение, столярное дело.
    2. Литературная студия «Вдохновение», писать стихи можно только тогда когда приходит вдохновение; Наталья Ивановна Круглова, писать стихи  
    3. Танец; талисман, амулет, оберег Магический предмет, приносящий удачу, счастье. Танцевальный коллектив «Талисман», Светлана Валерьевна Воробьева

    3 этап

    1. Валерий Александрович Гаврилин - музыкант, композитор.
    2. Джанна Тутунджан – художник.

    4 этап

    1. Татьяна Дмитриевна Томашевская – учитель, преподаватель музыки

    Дополнительные вопросы зрителям

    1. Октябрьский детский дом имени Михаила Ивановича Калинина.
    2. Засецкие.
    3. Вологодский кремль, Кремлевская площадь.
    4. Константин Батюшков.
    5. Конь без имени

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

    Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...

    Презентация(игра-викторина) "Умники и умницы"

    Практическая значимость настоящей работы состоит в том, чтоданный материал предназначен для использования в процессе преподавания предмета «Окружающий мир» на уроках закрепления и проверки знани...

    Игра по пожарной безопасности "Умницы и умники"

    Материал представляет собой игру, которая составлена на основе одноимённой телевизионной передачи. Материал содержит правила игры, вопросы для участников (учащихся 5-7 классов), а также ответы на вопр...

    Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

    8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

    Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

    Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

    Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

    Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...