Фольклорный праздник в школе для 5-9 класса
методическая разработка (5 класс) по теме

Черненко Надежда Васильевна

Разработка фольклорного праздника в нашей школе в 2013-2014 уч. году по теме: "Как родится каравай?". Предполагается перед конкурсной программой проведение небольшой экскурсии, которую проводят несколько учеников 6 класса, рассказывая о том "как родится каравай" их "экскурсия" сопровождается просмотром презентации по данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадать легко и просто: Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. Что это? Речь сегодня пойдет о хлебе

Слайд 2

«Как родится каравай» Фольклорный праздник-путешествие В 5-9 классах МБОУ Костинская ООШ Подготовила и провела праздник педагог-организатор школы, учитель музыки, ИЗО и МХК : Н.В.Черненко

Слайд 3

Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка…

Слайд 4

Крестьяне-хлебопашцы…

Слайд 5

Хлеб – это растение, зерна которого годятся в пищу. Это рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха. РОЖЬ ПШЕНИЦА ЯЧМЕНЬ ОВЁС ГРЕЧИХА

Слайд 6

Хлеб ( древн .) = «жито» от слова «жить»

Слайд 7

«Что потопаешь, то и полопаешь», - говорили наши предки. Участок земли, где крестьянин собирается выращивать хлеб Освобождённый участок земли под посадку зерна

Слайд 8

Соха

Слайд 9

Борона

Слайд 10

СЕВ

Слайд 11

Проходит время, и на поле появляется… Угадайте что? На соломине дом, Сто ребяток в нем. Время урожая наступало в августе и называлось жатва. Когда приходит это время, крестьянин определял «на зубок»… Сорвет земледелец колосок, покатает его между ладонями, попробует на зуб – легко ли отстают зерна от колоса: если они хрустят, значит, хлеб созрел – пора собирать. КОЛОС

Слайд 12

Жатва хлеба – страда, от слова «страдать» – точная характеристика тяжёлого крестьянского труда.

Слайд 13

Инструменты жатвы…

Слайд 14

Когда работа в поле была закончена, снопы везли на гумно, где крестьянин начинал обмолот хлеба.

Слайд 15

Инструменты молотьбы…

Слайд 17

Выпечка хлеба

Слайд 18

Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие всего дома. К хлебу относились как к живому существу, которое всё слышит и понимает. Если во время еды на пол падает крошка, её следовало поднять, поцеловать и съесть или бросить в огонь.

Слайд 19

Хлеб и сегодня остаётся самым главным продуктом на нашем столе, без него нельзя представить ни одной трапезы. Относитесь к хлебу с уважением – теперь вы знаете, с каким трудом родится каравай.



Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник-путешествие: «Как родится каравай»

Цели: Развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору; Содействовать формированию атмосферы  толерантности и культуры межнационального общения; Воспитывать интерес к изучению истории и культуры русского народа.     

Оборудование: сельскохозяйственные орудия (коса, серп, цеп и т.д.), для ведущих – русские народные костюмы (сарафаны); хлеб-соль. Мультимедийный проектор, компьютер, муз. МР 3 проигрыватель; музыкальные записи, соответствующие теме.

Действующие лица: экскурсовод, ведущие

Ход мероприятия:

Экскурсовод : сегодня мы приглашаем вас на экскурсию, посвященную самому уважаемому продукту, который каждый день присутствует на нашем столе. На Руси издревле к нему относились с большим почтением.

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Что это? Вы, конечно, догадались, ребята, речь сегодня пойдет о хлебе. А экскурсию для вас сегодня проведут…. (представляет ведущих)

Ведущий 1.

Вот он, хлебушко, - душистый,

Вот он – теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

Хлеб вам, да соль! (С поклоном преподносит зрителям хлеб-соль). Хлеб на Руси издревна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка… Не зря так много пословиц и поговорок сложено о нем. А какие из них вы знаете?

(ребята отвечают)

  • Хлебушко-калачу дедушка
  • Не шуба греет, а хлеб.
  • Худ обед, коли хлеба нет.
  • Хлеб-батюшка, вода – матушка.
  • Хлеб хлебу – брат.
  • Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
  • Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Хлеб – всему голова!
  • В хлебе – наша сила.
  • Хлеб, щи, каша – пища наша.

На Руси хлеб выращивали крестьяне-хлебопашцы, так называли людей, чья жизнь была связана с земледельческим трудом. А вы знаете, что такое хлеб? (ребята отвечают)

Хлеб – это растение, зерна которого годятся в пищу. Это рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха. Хлеб в древности назывался «жито» от слова «жить», ведь мы знаем, что без этого продукта прожить человеку нельзя.  В первую очередь из зерен делали муку и пекли каравай, а во вторую – из этих же зерен варили кашу. Но прежде чем крестьянин вырастит эти зерна, проходит немало времени. Да и семь потов с него сойдет, пока появится на столе ароматный хлеб.

Ведущий 2.

«Что потопаешь, то и полопаешь», - говорили наши предки. В древности большая часть территории нашей страны была покрыта густыми лесами, землю под пашню приходилось отвоёвывать у природы. Участок земли, где крестьянин собирался выращивать урожай, сначала надо было очистить от леса, для этого топором вырубали деревья, складывали их в кучи и поджигали.

Освобожденный участок удобряли золой, навозом, болотным илом и могли засевать всего 3-4 года. Потом земля истощалась, и приходилось искать новый участок и начинать все заново. К оставленной земле можно было вернуться только спустя 30 лет.

Когда земля была расчищена, из нее выкорчевывались пни и вспахивали сохой. (изображение сохи или инструмент, если таковой имеется). Соха – это очень древнее земледельческое орудие, широкий деревянный брус с двумя острыми выступами-зубами. Лошадь тащила соху по полю, а пахарь, держась за рукоятки, следил за тем, чтобы сохи рыли землю. Такая работа была очень утомительной и требовала большой физической силы.

Ведущий 3.

После пахоты наступало время боронования. Крестьянин на следующий день возвращался на свой участок и должен был разрыхлить с помощью бороны верхний слой почвы (демонстрируется изображение бороны). Борона – это решетчатая рама, которая была связана тонкими древесными корнями, снизу к ней прикреплялись деревянные «зубы», рыхлившие почву. Борону по земле тащила лошадь, а пахарь шел рядом.

После этого наступало время сева – главного праздника весны. Сев – очень торжественный момент в жизни крестьянина. Накануне вся семья шла мыться в баню, затем все надевали лучшие рубахи, на стол хозяйка стелила чистую скатерть. Самая главная примета в день сева: никому ничего не давать – ни в подарок, ни за деньги, потому что вещью можно отдать и свою удачу. Зерна, а потом и выращенный урожай было принято освящать в церкви. Хлеб обязательно сеяли в счастливый день – вторник, четверг или субботу. В поле выходили с раннего утра, босиком, повесив на груди лукошко с семенами. Одной или двумя руками пахарь зачерпывал из лукошка зерно и равномерно разбрасывал его по полю. Как правило, сев продолжался до захода солнца. А затем оставалось только ждать всходов и молиться, чтобы небо послало теплый дождь и ясную солнечную погоду.

Ведущий 1.

Проходит время, и на поле появляется… Угадайте что?

На соломине дом,

Сто ребяток в нем.     (Колос).

Время урожая наступало в августе и называлось жатва. Когда приходит это время, крестьянин определял «на зубок»… Сорвет земледелец колосок, покатает его между ладонями, попробует на зуб – легко ли отстают зерна от колоса: если они хрустят, значит, хлеб созрел – пора собирать. Достает крестьянин серп, косу, грабли, вилы, зовет на помощь родственников, односельчан и идет в поле. С раннего утра начинается жатва хлеба. Время это наши предки называли страда, от слова «страдать», - и это очень точная характеристика тяжелого крестьянского труда. Для жатвы использовали различные инструменты.

Маленький, горбатенький,

Все поле обежал,

Домой прибежал,

Всю зиму пролежал.

Узнали? Что это?  (серп).

Пользовались крестьяне и косой, приговаривая:

Коси, коса,

Пока роса.

Роса долой,

Косец домой.

(Демонстрируются изображения или реальные инструменты: серп и коса)

Серп – женское орудие труда, коса – мужское. Жать серпом хлеб – это очень тяжелая работа, срезанные стебли женщины и девушки складывали на землю, а затем связывали в снопы пучком соломы. (демонстрируются изображения снопа ржи или пшеницы). Последний пучек соломы забирали домой и укладывали в красном углу под иконами. «Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу» - учит нас народная пословица. Когда работа в поле была закончена, снопы везли на гумно, где крестьянин начинал обмолот хлеба.

Ведущий 2.

Во дворе дома хозяин устраивал ток – раскладывал колосья на землю и ударял по нему цепом. (демонстрируется изображение цепа). Цеп состоял из двух частей: рукоятки и тяжелой палки, скрепленных между собой цепью. Работа цепом требовала огромных усилий: за 10 часов работник должен был сделать 22 тысячи ударов по земле. Благодаря этому зерна высыпались из колоса, их сгребали в кучи и очищали в большом решете. Полученное чистое зерно крестьянин убирал в сарай-амбар, по мере необходимости доставал, хозяйка перемалывала зерно в муку в ступе, используя пест. (демонстрируется изображение ступы и песта). Также зерно могли отправлять на мельницу, получая взамен муку.

Выпечке хлеба уделялось очень большое внимание. Например, запрещалось этим делом заниматься  в календарные праздники и воскресенье. За это сложное и трудоемкое дело хозяйка бралась с вечера. Она ставила тесто в специальной деревянной кадке, кадка и тесто назывались одинаково – квашня. Стенки кадки обязательно натирались солью и заливались теплой водой. Для закваски в нее бросали кусок теста, оставшийся от предыдущей закваски, и засыпали муку. Хорошенько все перемешав, квашню оставляли в теплом месте на ночь.

Из полученной муки пекли в русской печи ароматный каравай, сажали и вынимали его хлебной лопатой, считая каждый каравай праздником.

Ведущий 3.

Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Он символизировал отношения между людьми и Богом, между человеком и его предками. Как только рождался ребенок, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу. Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие всего дома. Крестьяне особо чтили покровителей хлеба: Аксинью-полухлебницу и Агафия-полухлебника, чьи праздники отмечались в феврале, когда хлебушка в закромах оставалось крайне мало и пахари начинали готовиться к новому севу.

Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен лежать каравай, что делает стол особым местом в доме. Хлеб в данном случае символизировал богатство дома, готовность к приему гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Хлеб клали в красном углу, перед иконами, как свидетельство своей христианской верности. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом. За столом каравай резал только хозяин дома и только специальным ножом. Отрезалось ровно столько кусков хлеба, сколько едоков сидело за столом. Во время еды нельзя было брать второй кусок или оставлять кусок недоеденным, доедать чужие куски также запрещалось.

К  хлебу относились как к живому существу, которое все слышит и понимает. Если во время еды на пол падала крошка, ее следовало поднять, поцеловать и съесть или бросить в огонь. С хлебом было связано много поверий и примет. Например:

  • Хлеб должен всегда на столе, чтобы в доме был достаток.
  • Для счастья надо было в начале и конце обеда съесть кусочек хлеба с солью.
  • Если кусок хлеба выпадал из рук – значит, гость в дом спешит.
  • Хлеб выбрасывать нельзя. Если хлеб заплесневел, то его надо отдать птицам.
  • Нельзя садиться на печь, когда в ней выпекается хлеб.
  • Раскололся хлеб в печи, треснул – скоро кто-то из родных покинет дом.

Хлеб и сегодня остается  самым главным продуктом на нашем столе, без него нельзя представить ни одной трапезы. Относитесь к хлебу с уважением – теперь вы знаете, с каким трудом родится каравай.

Экскурсовод

Понравился вам рассказ ведущих? А теперь проверим,  как вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили.

Отгадайте загадки:

Зубасты, а не кусаются    (грабли)

Согнута в дугу,

Летом на лугу,

Зимой на лягу.     (коса)

Месяц-новец

Днем на поле блестел,

К ночи не небо слетел.       (серп)

Лежит мужичек в золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так и не встанет.      (сноп)

И комковато, и ноздревато, и кисло,

И ломко, а всех милей.     (хлеб)

В поле едет на спине,

А по полю на ногах.        (соха)

Две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.       (рожь)

Режут меня, вяжут меня,

Бьют нещадно, колесуют меня;

Пройду огонь и воду.

И конец мой – нож и зубы.      (каравай)



Предварительный просмотр:

Слава хлебу на столе.

Игра-викторина о хлебе. Каждый, кто принимает участие, имеет право на 3 подсказки:

  1. Подсказку аудитории
  2. Право на ошибку
  3. 50х50

Победитель получает приз.

Вопросы:

  1. В древнеегипетской письменности хлеб обозначали…. (прямоугольником, кружком, треугольником). Хлеб, солнце, золото обозначали одинаково кружочком с точкой посередине. Это знак жизни.
  2. В Др.Руси был такой обычай: упавший со стола кусок хлеба целовали и… (отдавали скотине, отдавали ближнему, выбрасывали)
  3. Слово «хлеб» произошло от греческого слова «клебанос», которое означает… (название глиняного горшка, в котором пекли хлеб, имя бога, который подарил людям зерна, название похлебки, т.к. первый хлеб был жидким)
  4. В старину хлеб называли ситным, потому что… ( он дает сытость, муку просеивали через сито, такое название имел сорт пшеницы)
  5. Глиняную печь для выпечки хлеба – тандыр первыми придумали жители… (Средней Азии, Китая, Англии)
  6. В Риме стоит 13-метровый величественный памятник древности. Он олицетворяет хлебопека-мастера Марка Вергилия Эвкисаку. Этот памятник выгляди, как т… (Хлебная корзина, человек, каравай)
  7. С хлебом в Др.Руси было связано много обычаев. Например, буханку хлеба, выпеченную в Страстную пятницу, подвешивали на веревке к потолку, чтобы… (задобрить домового, отгоняли от дома злых духов, всегда в доме был хлеб)
  8. Моряки, ушедшие в плавание, верили, что стоит перевернуть буханку верхней коркой вниз, и… ( На море непременно будет шторм, в море перевернется какой0нибудь корабль, в семье будут  неприятности)
  9. Какой хлеб называют часто «негритянским»? (ячменный, банановый, кукурузный)
  10. Привычный нам хлеб изготавливают из различных видов хлебных злаков: ржи, пшеницы, ячменя. А из какого зерна пекут хлеб в Китае? (из проса, риса, овса)
  11. В Дании это изделие из муки называют «королем кухни». Изделий этих бывает почти 700 видов. Это… (блины, бутерброды, печенье,
  12. Вместо «приглашений» на именины в старину на Руси посылались… (пироги, калачи, ватрушки)
  13. В старину, когда железных дорог еще не было, обозы с хлебными продуктами неделями шли во все концы России. И горячие, ароматные сайки, пироги и караваи подавались к столу где-нибудь в Барнауле или Чите. Почему хлеб не черствел? Потому что его… (замораживали, сушили, использовали вакуумную упаковку)
  14. Благодаря этим насекомым в кулинарии появились сайки с изюмом. Это… (мухи, тараканы, осы)
  15. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина есть такие строки: «…Наливают ей заморские вина; заедает она пряником печатным». А почему пряник называют «печатным»? ( от слова «печь», это тайна за семью печатями, на тесте ставили печать)
  16. Космонавт Г.М.Гречко, отправляясь в полет, захватил с собой на орбиту… ( белого хлеба, черного хлеба, серого хлеба)
  17. Белый хлеб выпекают из… ( ржаной муки, пшеничной муки, ячменной муки)
  18. В Др Руси, чтобы ребенок рос здоровым и сильным, его…  ( укладывали в борозду пашни, совали в печку на лопате, лечили горячим хлебом)
  19. В России по древнему обычаю гостей встречали хлебом-солью. А в Австралии чем? (хлебом-паштетом, хлебом-сахаром, хлебом-перцем)
  20. В годы Вов в блокажном Ленинграде хлеб был главным богатством, денежной единицей и зачастую единственной пищей. На барахолках можно было купить за небольшой кусочек серого непропеченого хлеба даже золотые украшения. Норма блокадного хлеба составляла…  ( 400 граммов, 250 граммов, 125 граммов)

(подведение итогов викторины. Награждение победителей)

Слава хлебу на столе!

В нем-здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Помните об этом, ребята, и никогда не бросайте недоеденный кусок на землю. Проявляя уважение к хлебу, вы тем самым выказываете благодарность природе и людям за их бесценный труд.



Предварительный просмотр:

  1. В древнеегипетской письменности хлеб обозначали…. (прямоугольником, кружком, треугольником). Хлеб, солнце, золото обозначали одинаково кружочком с точкой посередине. Это знак жизни.
  2. В Др.Руси был такой обычай: упавший со стола кусок хлеба целовали и… (отдавали скотине, отдавали ближнему, выбрасывали)
  3. Слово «хлеб» произошло от греческого слова «клебанос», которое означает… (название глиняного горшка, в котором пекли хлеб, имя бога, который подарил людям зерна, название похлебки, т.к. первый хлеб был жидким)
  4. В старину хлеб называли ситным, потому что… ( он дает сытость, муку просеивали через сито, такое название имел сорт пшеницы)
  5. Глиняную печь для выпечки хлеба – тандыр первыми придумали жители… (Средней Азии, Китая, Англии)
  6. В Риме стоит 13-метровый величественный памятник древности. Он олицетворяет хлебопека-мастера Марка Вергилия Эвкисаку. Этот памятник выгляди, как т… (Хлебная корзина, человек, каравай)
  7. С хлебом в Др.Руси было связано много обычаев. Например, буханку хлеба, выпеченную в Страстную пятницу, подвешивали на веревке к потолку, чтобы… (задобрить домового, отгоняли от дома злых духов, всегда в доме был хлеб)
  8. Моряки, ушедшие в плавание, верили, что стоит перевернуть буханку верхней коркой вниз, и… ( На море непременно будет шторм, в море перевернется какой0нибудь корабль, в семье будут  неприятности)
  9. Какой хлеб называют часто «негритянским»? (ячменный, банановый, кукурузный)
  10. Привычный нам хлеб изготавливают из различных видов хлебных злаков: ржи, пшеницы, ячменя. А из какого зерна пекут хлеб в Китае? (из проса, риса, овса)
  11. В Дании это изделие из муки называют «королем кухни». Изделий этих бывает почти 700 видов. Это… (блины, бутерброды, печенье,
  12. Вместо «приглашений» на именины в старину на Руси посылались… (пироги, калачи, ватрушки)

  1. В старину, когда железных дорог еще не было, обозы с хлебными продуктами неделями шли во все концы России. И горячие, ароматные сайки, пироги и караваи подавались к столу где-нибудь в Барнауле или Чите. Почему хлеб не черствел? Потому что его… (замораживали, сушили, использовали вакуумную упаковку)
  2. Благодаря этим насекомым в кулинарии появились сайки с изюмом. Это… (мухи, тараканы, осы)
  3. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина есть такие строки: «…Наливают ей заморские вина; заедает она пряником печатным». А почему пряник называют «печатным»? ( от слова «печь», это тайна за семью печатями, на тесте ставили печать)
  4. Космонавт Г.М.Гречко, отправляясь в полет, захватил с собой на орбиту… ( белого хлеба, черного хлеба, серого хлеба)
  5. Белый хлеб выпекают из… ( ржаной муки, пшеничной муки, ячменной муки)
  6. В Др Руси, чтобы ребенок рос здоровым и сильным, его…  ( укладывали в борозду пашни, совали в печку на лопате, лечили горячим хлебом)
  7. В России по древнему обычаю гостей встречали хлебом-солью. А в Австралии чем? (хлебом-паштетом, хлебом-сахаром, хлебом-перцем)
  8. В годы Вов в блокадном Ленинграде хлеб был главным богатством, денежной единицей и зачастую единственной пищей. На барахолках можно было купить за небольшой кусочек серого непропеченного хлеба даже золотые украшения. Норма блокадного хлеба составляла…  ( 400 граммов, 250 граммов, 125 граммов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник «Идёт матушка-весна – отворяйте ворота» (для начальной школы)

В фольклорных праздниках на протяжении всей начальной школы постепенно развиваются исполнительская деятельность учащихся, навыки коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, ...

Режиссура фольклорного праздника в школе

Методические рекомендации по организации и проведению фольклорного праздника в школе...

Ишь ты, Масленица! (Сценарий фольклорного праздника в школе)

Сценарий проведения праздника Масленицы в школе содержит сценки, игры, песни....

Организация фольклорных праздников в школе

Организация фольклорных праздников в МБОУ СОШ №20 г. Магадана....

Фольклорный праздник в школе

Фольклорный праздник в школе МБОУСОШ №1 с.Средняя Елюзань...

МАСЛЕНИЦА Интегрированный межпредметный, разновозрастный фольклорный праздник для учащихся 4, 6, 8 классов.

Сценарий интегрированного межпредметного фольклорного праздника. Цель праздника: сформировать положительную мотивацию к изучению русского и английского фольклоров; познакомить с древними народным...

Фольклорный праздник в школе "Русские посиделки"

Сценарий внеклассного мероприятия "Русские посиделки".Данное мероприятие проводится с целью возрождений традиций русского народа, имеет большой воспитательный аспект. В мероприятие используе...