Аничков дворец
материал на тему

Владимир Большаков

это пьеса о блокадном Ленинграде. история дворца пионеров. история о том, как люди спасали друг друга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anichkov_dvorets.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Во. Большаков

«Аничков дворец»

Действующие лица:

Автор

Татьяна Павловна

Марина Сергеевна

Девочка

Дети

чтец

(на сцене небольшая эстрада. На ней пюпитры, ноты. Музыкальные инструменты. На площадке сидят дети, они укутаны в теплые одежды. Свет приглушен, вой ветра. Это дворец Пионеров. Год 1942. Постепенно на фонограмме появляются звуки города. Города наших дней. Веселые голоса. Гудки автомобилей. Свет с детей снимается, высвечивается Автор, чтец, Татьяна Павловна и Марина Сергеевна )

экскурсовод

...фигуры~аллегории Торговли и Промышленности скульптора

 Адомсона,. Согласовав их с характером скульптурного ансамбля

 Росси. На втором этаже здания

находится Академический театр комедии,

основанный в 1929 году.

Чугунной решеткой отделен от площади

ансамбль Аничкова дворца.

Задуманный в формах барокко

( С 1741 года его строили архитекторы

Земцов, Дмитриев и Растрелли.)

 Дворец к 1817 году

 утратил первоначальный облик

из-за многочисленных перестроек.

. Главный фасад его обращен к

Фонтанке, где в 1805 году соорудили

 здание торговых рядов, позднее перестроенное.

Сейчас весь этот комплекс принадлежит Дворцу пионеров

До конца 18- го века граница города проходила по Фонтанке.

На Аничковом мосту (голос постепенно затихает)

Автор 

Вот и всё об Аничковом Дворце...

Архитектурном памятнике города на Неве.

1942 год. Холод, голод, блокада,

смерть. Жизнь. Жизнь?!

Дворец пионеров…

Вы бывали когда- нибудь в Ленинграде? Нет, не поправляйте меня. Я знаю. Петербург, но я говорю о Ленинграде;

У памяти свои имена, свои образы, чувства, свой запах. У беспамятства нет ничего. Беспамятство - это пycтoтa, территория равнодушия. Предательства…

чтец

По  мертвому городу идет мальчик.

экскурсовод

Жители Санкт-Петербурга чтят и уважают беспримерный подвиг Ленинградцев. В городе достаточно памятных мест, где гости северной столицы могут узнать о тех страшных днях блокадного города. Сейчас мы с Вами находимся на Невском проспекте. Гордости нашего города. Историческом проспекте. Практически на каждом шагу Вы обнаружите памятный знак о том или ином периоде жизни нашего города. Глядя на сегодняшний проспект, трудно поверить, что с 8го сентября  1941года по 18 января 1944 город был сжат блокадным кольцом…

чтец

Куда он идет? Он не знает. Чувство голода, как окостеневший стон стоит в каждой клетке его тела и гонит его вперед и вперед по таким тихим и безлюдным улицам. Режущая тишина. Но она хранит в себе готовность каждую минуту взорваться коротким артобстрелом. И затем снова надвинется гнетущая все заполняющая тишина. О чем думает маленький мальчик, идущий по мертвому городу, какие мысли стоят в открытых зрачках его глаз...?

Автор 

записано много рассказов,

из которых видно, как люди выжили,

хотя по всем объективным законам

должны были умереть.

у каждого был свой спаситель...

у каждого свой…

Татьяна Павловна

Мы оставались в живых потому, что

Нас держало на ногах чувство любви,

долга и преданности: ребенку,

 дорогому человеку, родному городу.

Спасались спасая.

Марина Сергеевна

И даже умирая, на своём последнем

пути, кого-то поднимали: вырывая из лап смерти

 ... спасались спасая.

Татьяна Павловна

У каждого был свой спаситель.

Они появлялись из тьмы промерзших улиц

Они входили в квартиры.

 Они вытаскивали из под обломков.

 . . . Они не могли накормить. Они сами голодали.

Но они говорили, какие-то слова.

Они поднимали, подставляли плечо,

протягивали руку...

чтец

Или он вспомнил сейчас зловещий отблеск горящих Бадаевских складов, и мама, уже бледная и похудевшая, но все - равно полная из-за большого количества намотанной на нее одежды, принесла откуда-то целую сумку земли, смешанной с плавленым сахаром. Мама, бабушка и он. сидели возле ржаво-коричнево Й буржуйки, и на ней тазик, u в тазике булькает коричневая масса, и запах ее щекочет ноздри предстоящем наслаждением. Он сидит в той же беличьей шубке, уже изрядно облезшей, и. в валенках, и все - равно ему . хотелось бы залезть в топку печки, где горят, превращаясь в нестойкое тепло платяной шкаф, книги и детская кроватка, и запах жженки навсегда связался с запахом блокады, как вкус столярного клея, который приносила мама в полупрозрачных коричневых плитках, превратился, во вкус блокады

Марина Сергеевна

Они всегда появлялись в ту самую

последнюю минуту, когда, прислонившись к стене,

человек сползал вниз. Когда присев

на ступеньку подъезда, человек уже не

 находил сил подняться. То была  

особая пограничная минута между

жизнью и смертью.

Одинокого последнего дыхания в груди…

Спасались спасая...

чтец

 Или ему представилась сейчас длинная никелированная кровать на которой лежит мама и бабушка. Ему страшно, Он плачет и зовет маму и бабушку, но никто не отзывается, и он не понимает, почему даже бабушка ему не отвечает, но догадывается, что с  ней произошло что-то ужасное и навсегда:

(вновь свет на детей. Марина Сергеевна раздает детям ноты, идет подготовка к концерту)

Татьяна Павловна

господи, что творится, все так волнуются

Марина Сергеевна

-это хорошо, Татьяна Павловна. Ребят покормили?

Татьяна Павловна

 Да, Марина Сергеевна. Вы  уверены, что ребята смогут.

Марина Сергеевна

Конечно. И вы должны быть  уверены.

Только так победим.

Татьяна Павловна

Но, Сережа... он еще так слаб...

сегодня он сказал, что...

(свет с детей убирается. Высвечивается Автор)

Автор 

 Не помню точно, кому пришла в голову эта

 фантастическая по тем, временам идея.

 Возродить в мертвом гopoдe дворец пионеров.

Собрать оставшихся в живых ребят

и возродить…не знаю.

Но эта мечта родилась. Из промозглых квартир  вышли преподаватели.

Вышли - это слишком сильное слово.

Они не могли идти, но шли.

Татьяна Павловна

Что они сказали?

Марина Сергеевна

Сказали? Сказали - правильная идея, товарищи.

 Ах, какая она верная эта идея,

молодцы. Действуйте, сказали

Поможем  всецело...

Татьяна Павловна

Вы им сказали, что нам нужен именно Аничков дворец?

Марина Сергеевна

Разумеется, сказала. А они ответили, что

Мы с ума сошли. Там госпиталь…

.раненые солдаты. Из них большая  половина

нетранспортабельна. Вы думаете, о чем вы говорите?

Любое другое здание.

Татьяна Павловна

Но нам не нужно любое здание

-Нет! Дети должны вернуться в свой дом. Дом пионеров…

 Автор 

Это немыслимо.… И так, повторялось в каждом кабинете.

Эксурсовод

Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда. Впрочем, когда мы пройдем с Вами чуть дальше… терпение ,господа, это недалеко…Вы увидите табличку на которой указывалось, что эта сторона улицы, наиболее опасна при артобстрелах. Это, как бы памятный символ того времени…

Автор 

в иных кабинетах с нами просто не говорили.

 В других обещали подумать и придти просили через месяц.

А у ребят не было этого месяца. У них были часы, у тех, кто слабее- минуты

чтец

. А, теперь мальчик идет по мертвому блокадному  Ленинграду, и он не знает, куда идет, что может его ожидать, лишь страх одиночества и голод гонит его вперед и вперед, u он - идет, еле переставляя опухшие от голода ноги, и каждый шаг может оказаться его последним  шагом, и число тех, кто уже сделал этот последний шаг увеличится на одну маленькую единицу

Автор

И мы шли с этажа на этаж

из кабинета в кабинет. От чиновника к чиновнику.

Каждая ступень  отдавалась болью и отнимала

последние силы. Но шли. Как одержимые,

изнемогая и падая. Но шли

Марина Сергеевна

Разрешили госпиталь. Переводят,

Татьяна Павловна

 Не может быть...

Марина Сергеевна

Не может! Но это так…собирайте ребят

Автор

Это оказалось самым трудным

Приходить к своим ребятам и не узнавать их

Поднимать, вести, а зачастую везти на саночках,

этих некогда живых, непоседливых

веселых наших ребят, у которых живыми

остались только глаза, серьезные и

бесконечно печальные. Глаза блокадных детей.

Поднимали. И вели за собой.

 Аничков дворец. В первые дни там

 стояла необыкновенная тишина.

Страшная тишина…

(свет на детей.)

Татьяна Павловна

Готовьтесь! Через два часа  концерт...

девочка

А что мне надеть? Красивое или теплое?

Татьяна Павловна

-теплое, солнышко мое. Красивое ты наденешь после войны.

девочка

-когда?

Татьяна Павловна

-когда мы будем участвовать в огромном концерте,

посвященном  Дню Победы....Когда будет салют,

и все будут плакать и смеяться.

девочка

-и Сережа будет солировать?

Татьяна Павловна

-конечно. Он споет самые прекрасные песни. Самые веселые...

девочка

он так хорошо поет.

Татьяна Павловна

он будет счастлив –

Марина Сергеевна

Татьяна Павловна ...Сережа.

(Свет с детей снимается. Высвечивается чтец)

чтец

 Серые стены, Серый пол. Серый мрачный  воздух. И десятки детей - дистрофиков. Они ползают по полу среди множества  разбросанных ярких - но все - равно серых игрушек. Как будто мир сняли на черно-серую ленту. И посредине большой конь-качалка. Но на него, ни у кого нет сил залезть. Картина множества детей, но она беззвучна, множество детей и не звука  в памяти

Татьяна Павловна

Когда дом наполнен детьми,  которые молчат…

И когда через неделю -послушайте, послушайте... там .,наверху...подрались мальчики...господи, счастье-то, Какое.…Нет! Вам не понять этого. И дай вам бог никоrда. Этого не понять, какое это было счастье.…Тогда ребята неспособные от голода ни говорить, не шевелиться... господи, какое это счастье…

Чтец

Загадка победы. У тех, что перли на страну в жаркий июнь сорок первого, не , было и не могло быть ненависти - легкие победы и пропаганда распалили в них злобу - дикую, животную, волчью - но это не то. Это не ненависть. И злоба бессильна против ненависти. Десятикратно, тысячекратно усиленная танками, самолетами, шнапсом и полевыми борделями - Бессильна. Те, что шли и перли уже не были людьми, и поэтому им было недоступно чувство ненависти -  человеческой ненависти. Лишь животное чувство злобы. И ненависть окружила город броней, о которую разбилась вся звериная злоба осаждавшего врага,

Девочка

Сереженька…Сереженька.

(Дети встают со своих мест. Они толпятся вокруг Татьяны Павловны и Марины Сергеевны)

Концерта не будет?

Татьяна Павловна

Концерт? Будет. Обязательно будет. И мы посвятим его Сереженьке.

И всем маленьким героям Ленинграда. Живым и погибшим.

 Марина Сергеевна

Будет концерт. Обязательно будет. Откройте все окна. И пусть слышать все.

Пусть знают все, что мы живы. Что город не сдался.

И пусть те звери, что встали у ворот Ленинграда знают, кто остановил их.

Маленькие дети. Настоящие Ленинградцы. Пусть знают гады, что их остановил Сереженька. По местам. Мы начинаем.

( Затемнение. Затем ярко вспыхивает свет. На сцене в концертных костюмах.

Стоят ребята. Звучит красивая музыка.)

(Занавес)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Дворец князей Лейхтенбергских в имении "Сергиевка" вблизи Петергофа".

Фильм знакомит школьников с образцом эклектики - дворцом князей Лейхтенбергских. Здесь же рассказ о владельцах, архитекторе - А...

Учебный фильм "Константиновский дворец в Стрельне"

Учебный фильм,  снятый мной во время экскурсии в Константиновский дворец, может служить пособием по Истории и культуре Санкт-Петербурга. Кроме этого, мо...

Учебный фильм "Фермерский дворец императора Александра II в парке "Александрия"".

http://www.dailymotion.com/video/xjluy3_yyyyyyyyyy-yyyyyy-yyyyyyyyyy-ii-y-yyyyy-yyyyyyyyyyy_travelЯ предлагаю Вашему вниманию снятый мной учебный фильм. Дворец открылся после реставрации только в этом...

Таврический дворец

Работа поможет ученикам на уроках истории как в 5 так и в 6 классе, где изучают идворцы России, а так же проходят историю Санкт-Петербурга - изучают Таврический дворец...

Зимний Дворец

Данный материал может стать прекрасным дополнением к уроку по истории и кльтыру санкт-Петербурга по теме "Зимний дворец. Старицы истории"...

Меншиковский дворец

Данный материал станет прекрасным дополнение к уроку истории и культура Санкт-Петербурга в 6 или 7 классе по теме "Меншиковский Дворец"...

Çĕре –Анне, ĕçĕ – Аттемĕр тейĕр» Ухсай Яккăвĕн «Атте-анне» поэмине пĕтĕмĕшле тишкермелли урок

Урок тĕсĕлирика  хайлавне вуласа тишкермелли урок  - хутăш урок.Урок тĕллевĕсем:Сапăрлăх тĕллевĕ:ачасене паллă поэтăмăр пултарулăхĕпе кăсăкланма мухтанма, ăна тĕслĕх вырăнне хумаллине вĕрент...